Рефинансирование банков. Рефинансирование кредитов в интерпромбанке Главное целью операций рефинансирования является обеспечение

Рефинансирование (Refinancing) — операции по предоставлению банкам кредитов в установленном порядке. Основной целью рефинансирования является регулирование в соответствии с выполнением Национальным банком функции . Для этого Национальный банк использует такие кредиты рефинансирования:

  1. постоянно действующая линия рефинансирования для предоставления банкам кредитов ;
  2. кредиты рефинансирования сроком до 90 дней;

На основе постоянно действующей линии рефинансирования Национальный банк осуществляет поддержку краткосрочной (мгновенной) ликвидности банка в национальной валюте путем предоставления кредита овернайт:

  1. под обеспечение Украины (кроме облигаций внешнего государственного займа) или ;
  2. без обеспечения ().

Рефинансирование осуществляется на основе заключения банком генерального кредитного договора. Условием рассмотрения заявки банка на получение бланкового кредита овернайт является его согласие на применение Национальным банком режима блокирования средств на банка-заемщика в сумме предоставленного кредита и процентов за пользование им на срок до его возвращения. Национальный банк ежедневно по электронной почте объявляет банкам процентные ставки по кредитам овернайт на следующий рабочий день, размер которых может быть дифференцированным в зависимости от обеспечения.

В случае необходимости поддержания ликвидности банк может в течение любого рабочего дня подать в Национальный банк одну заявку на получение кредита овернайт. Банк может обратиться с заявкой с 9.00 до 11.00 (заявки удовлетворяются до 14.00) и с 14.00 до 16.30 (заявки удовлетворяются до 17.00). Возвращение банком кредита осуществляется на следующий рабочий день до определенного времени одновременно с процентной платой.

Рефинансирование банков сроком до 90 дней осуществляется путем проведения количественного или процентного тендера. Сообщение о проведении тендера направляется еженедельно по электронной почте. Тендеры проводятся каждую среду с такой периодичностью:

  • три среды подряд — рефинансирование сроком до 14 дней;
  • одна среда — рефинансирование сроком до 90 дней.

В начале года Национальный банк объявляет график проведения тендеров по регулированию ликвидности банков. В зависимости от ситуации на денежно-кредитном рынке и состояния ликвидности банков Национальный банк может изменять периодичность и очередность проведения тендеров, а также объявлять внеочередные тендеры.

Количественный тендер — тендер, на котором Национальный банк заранее устанавливает , по которой банки могут получить кредиты рефинансирования или разместить в Национальном банке средства. Сумма средств, предлагаемая для рефинансирования или для размещения, может объявляться либо не объявляться. Распределение кредитов при проведении количественного тендера осуществляется согласно заявке до истечения суммы, предложенной на этот тендер. Если предложенной на количественном тендере суммы недостаточно для удовлетворения всех заявок банков, то средства по объявленной цене распределяются между всеми банками пропорционально поданным заявкам.

Процентный тендер — тендер, во время которого банки в своих заявках при обращении к Национальному банку отмечают процентную ставку, по которой они соглашаются получить кредит рефинансирования или разместить средства. На процентном тендере заявки удовлетворяются в соответствии со снижением предложенной в них процентной ставкой, начиная с самой высокой, и в дальнейшем постепенно до окончания предложенного объема кредитов или удовлетворения всех заявок банков. Если два или более участников процентного тендера предлагают одинаковую процентную ставку, а объем кредитов недостаточен для удовлетворения всех заявок банков с одинаковой процентной ставкой, то средства пропорционально распределяются между этими банками.

Национальный банк принимает решение о рефинансировании, если банк соответствует следующим требованиям:

  • срок деятельности банка — не менее одного года после получения и соответствующего ;
  • имеет лицензию на осуществление банковских операций и письменное разрешение, в т.ч. по операциям с и с по поручению клиентов или от своего имени;
  • имеет активы, которые могут быть приняты в залог;
  • своевременно погашает полученные от Национального банка кредиты и платит проценты, а также является платежеспособным.

В зависимости от состояния денежно-кредитного рынка Национальный банк может устанавливать дополнительные требования к инструментам, срокам рефинансирования, видам и суммам обеспечения кредита, частоты обращений и тому подобное.

Национальный банк осуществляет рефинансирование банков путем проведения тендеров только под соответствующее обеспечение. Национальный банк в сообщении о проведении тендера, исходя из ситуации на денежно-кредитном рынке, определяет перечень видов обеспечения. Обеспечением кредитов рефинансирования могут быть:

  • государственные облигации Украины;
  • депозитные сертификаты;
  • ценные бумаги Государственного ипотечного учреждения;
  • иностранная валюта (доллары США, евро, английские фунты стерлингов, швейцарские франки, японские иены);
  • обычные ипотечные облигации;
  • облигации местных займов;
  • облигации предприятий (кроме целевых);
  • субъектов хозяйствования-резидентов (в отдельных случаях и нерезидентов);
  • , авалированные другим банком;
  • гарантии другого банка-резидента.

Национальный банк может принимать решение о принятии в качестве обеспечения кредита однородного или смешанного залога. Перечень ценных бумаг, которые могут приниматься в качестве обеспечения кредитов рефинансирования, определяется и объявляется ежеквартально.

Процентная ставка по кредитам рефинансирования (ставка рефинансирования) определяется на основе и в зависимости от срока и вида рефинансирования и не может быть меньше, чем учетная ставка. На процентном тендере заявки банков удовлетворяются соответственно снижению предложенной в них процентной ставки, начиная с самой высокой, и далее постепенно до окончания предложенного Национальным банком объема кредитов или удовлетворения всех заявок банков. Ставка рефинансирования в течение кредитного договора не подлежит корректировке. Процентные ставки по операциям рефинансирования и результаты их проведения Национальный банк объявляет ежедневно.

Предусмотренные сроки для погашения кредитной задолженности составляют несколько лет, что немало для заемщиков. За этот период могут измениться личные обстоятельства или появится более выгодные предложения. Рефинансирование кредитов других банков в Интерпромбанке – это предоставляемая клиентам возможность улучшить свое материальное положение за счет пересмотра условий действующего кредитного договора.

Наличие одновременно нескольких кредитов не просто не выгодно, но и неудобно. Своевременно производить погашение по нескольким обязательствам получается не всегда. Как правило, этому препятствуют такие факторы, как отсутствие необходимых финансовых и временных ресурсов. Для удобства клиентов Интерпромбанк предлагает воспользоваться услугой рефинасирования, то есть перекредитования. Что это значит? Банком производится выдача денежных средств для полного погашения существующей задолженности. При этом оформляется новый кредитный договор на более привлекательных условиях, в том числе по сниженной процентной ставке.

Рефинансированию подлежат потребительские кредиты. Автокредитование и ипотека под эту услугу не попадают. Также не допускается выдача заемных средств на погашение просроченной задолженности. Речь идет о текущем невыполнении обязательств. Общее количество договоров, подлежащих рефинансированию, не должно превышать 5 штук.

Тарифы и условия

Годовая процентная ставка рассчитывается индивидуально, зависит от возможностей заемщика и проводимой политики банка. Размер ставки колеблется от 11 до 19% годовых. Стоимость кредита может быть снижена благодаря проведению различных акций внутри банка. Например, если по рекомендации заемщика подписывается кредитный договор еще на одно физическое лицо, общая процентная ставка может стать выгоднее. Срок действия акционных предложений ограничен.

Кредитный лимит:

от 45 000 до 1 100 000 руб.

7 лет

от 11 %

от 21 до 75 лет

Рассмотрение:

Прочие условия рефинансирования:

  1. Выдаваемая сумма – от 45 000 до 1 100 000 рублей
  2. Предельный возраст заемщика на момент погашения задолженности – 75 лет
  3. Срок заключения договора – от 6 месяцев до 7 лет
  4. Целевое подтверждение использования полученных средств. Часть суммы на погашение предыдущих обязательств должна составлять не менее 60% от полученного кредита.
  5. Возможность использования части средств по личному усмотрению

Требования к заемщику

Представительства банка расположены в пределах г. Москвы и Московской области. Поэтому наличие регистрации на представленной территории и фактическое проживание там – обязательное условие для соискателей.

Кроме того, к потенциальным заемщикам выдвигается ряд стандартных требований, в том числе:

  • гражданство РФ
  • минимальный возраст – от 21 года, максимальный – до 75 лет
  • непрерывный трудовой стаж на последнем месте работы – не менее 3 месяцев, общий – от 1 года
  • в качестве основного источника доходов заемщика не должна значиться предпринимательская деятельность

Если заявитель является работающим пенсионером, учитываются все его доходы, однако при определении срока кредитования учитывается возраст заявителя.

На что обратить внимание

Рефинансирование кредитов других банков в Интерпромбанке – это не только формирование новых выгодных для клиентов условий. Помимо уменьшения финансовой нагрузки при оплате долга, заявителям предоставляется возможность взять дополнительные средства на тех же условиях. Полученные суммы могут быть использованы по собственному усмотрению. Предусматривается оформление кредитной карты или дополнительный потребительский кредит.

Основное целевое назначение выделенных кредитных средств необходимо подтвердить. Для этого заемщик должен предоставить справку о полном погашении задолженности не позднее третьего по графику платежа. Если этого не сделать, банк вправе потребовать досрочного исполнения всех обязательств.

Как получить

Денежные средства предоставляются заемщиком после подписания сторонами кредитного договора. Осуществляется безналичный перевод на банковский счет клиента. В случае рефинансирования часть суммы идет на погашение долга сторонних лиц. Для этого используются заранее подготовленные реквизиты. Оставшиеся после рефинансирования денежные средства переходят в распоряжение заемщика, который вправе использовать их в собственных потребительских целях. Погашение долга происходит ежемесячно по общим правилам.

Кредитный лимит:

от 45 000 до 1 100 000 руб.

7 лет

от 11 %

от 21 до 75 лет

Рассмотрение:

Онлайн-заявка

Что сделать, чтобы получить возможность провести рефинансирование существующей задолженности? Потребуется оставить онлайн-заявку на сайте банка , указав персональные данные соискателя и прочую информацию, в том числе:

  • фамилия, имя, отчество
  • номер мобильного телефона
  • адрес электронной почты
  • требуемая сумма для погашения предыдущего кредита
  • финансовые возможности заемщика

При формировании заявки стоит учесть, что тем самым соискатель автоматически дает согласие на обработку персональных данных и получение информации о нем финансового характера из Бюро кредитных историй.

Рефинансирование является одним из важнейших инструментов денежно-кредитной политики, применяемых центральными банками.

Под рефинансированием понимается предоставление центральным банком коммерческим банкам заимствований, когда они исчерпали свои ресурсы и не имеют возможности пополнить их из других источников (например, на межбанковском кредитном рынке или рынке ценных бумаг) на приемлемых для себя условиях.

Кредиты рефинансирования выдаются, как правило, только устойчивым банкам, испытывающим временные трудности с . Осуществляя рефинансирование банков, Центральный банк выполняет как функцию по реализации денежно-кредитной политики, так и функцию кредитора последней инстанции или банка банков. При этом при выдаче кредитов в качестве кредитора последней инстанции Центральный банк устанавливает процентные ставки, которые могут носить, по сути, штрафной характер и быть выше рыночных.

Кредиты рефинансирования классифицируются в зависимости от:

  • наличия и форм обеспечения (учетные, ломбардные, без обеспечения);
  • методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые через аукционы);
  • сроков предоставления (как правило, краткосрочные и среднесрочные);
  • целевого характера (например, целевые, расчетные).

Как правило, в развитых странах рефинансирование центральными банками кредитных организаций осуществляется под обеспечение (под залог ценных бумаг либо путем переучета векселей), однако в периоды финансово-экономических кризисов возможно предоставление и необеспеченных кредитов. Обычно кредиты рефинансирования предоставляются на относительно короткий срок, так как долгосрочные операции нарушили бы принцип оперативного, гибкого управления ликвидностью.

Банк России с начала до середины 90-х годов XX в. осуществлял рефинансирование коммерческих банков путем предоставления прямых целевых кредитов (без обеспечения) из централизованных ресурсов в целях финансирования отдельных отраслей и регионов (сельского хозяйства, торгово-промышленного комплекса и т.п.).

С 1995-1996 гг. Банк России начал осуществлять рефинансирование коммерческих банков на рыночной основе путем предоставления , в том числе через механизм аукциона.

Ломбардные кредиты предоставляются под залог ценных бумаг, перечень которых определяется центральным банком в Ломбардном списке (в данный список, как правило, включаются государственные ценные бумаги и обязательства первоклассных заемщиков). Стоимость залогового обеспечения должна превышать сумму предоставляемого кредита. При этом при оценке залога применяются поправочные коэффициенты к стоимости ценных бумаг, чтобы избежать потерь в случае снижения их рыночной стоимости.

Механизм предоставления ломбардных кредитов может быть различным: либо по фиксированной ставке, либо по ставкам, определяемым по результатам аукциона. При использовании механизма аукциона отбор заявок, которые будут удовлетворены, осуществляется начиная от заявок с максимальными предложенными ставками к заявкам с более низкими ставками, пока не будет исчерпана сумма кредитных ресурсов, выделенных Центральным банком для данного аукциона. Минимальная ставка заявки, которая включается Центральным банком в группу заявок, подлежащих удовлетворению, называется ставкой отсечения.

Аукционы могут проводиться либо по голландскому способу (когда удовлетворение отобранных заявок осуществляется по ставке отсечения), либо по американскому способу (при котором отобранные заявки удовлетворяются по ставкам, предложенным самими банками).

В целях краткосрочного рефинансирования банков для осуществления ими расчетов и выполнения безотлагательных обязательств и платежей Банк России предоставляет следующие виды кредитов (под залог ценных бумаг из Ломбардного списка, а также векселей и прав требования по кредитным договорам):

  • внутридневные кредиты на срок в рамках одного операционного дня (без процентов),
  • однодневные расчетные кредиты «овернайт» (от англ.over night — «на ночь») по ставке, равной ставке рефинансирования.

В настоящее время Банком России разработаны и действуют механизмы рефинансирования (кредитования) банков, которые можно разделить на две группы, различающиеся по степени оперативности принятия Банком России решения о предоставлении кредита:

  • кредитование под залог (блокировку) ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России;
  • кредитование, обеспеченное нерыночными активами (под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций сферы материального производства и/или поручительства кредитных организаций).

В первом случае обеспечение по кредитам стандартизировано (определен конкретный перечень ценных бумаг — Ломбардный список Банка России), учет прав собственности на залоговое обеспечение осуществляется уполномоченными депозитариями. Время принятия решения колеблется от нескольких секунд до одного часа.

Во втором случае процесс принятия решения о выдаче кредита, а также процесс оценки качества и стоимости обеспечения более длителен и колеблется от 8 до 20 дней, которые необходимы для проверки Банком России подлинности передаваемого в залог векселя, наличия прав собственности на вексель либо наличия прав требования по кредитному договору, а также в некоторых случаях вызваны необходимостью оценки уровня платежеспособности и финансового состояния организации, чьи обязательства предлагаются банком в залог по кредиту Банка России.

Что касается операций Центрального банка по переучету векселей для коммерческих банков, то в условиях России оно осложнено тем, что сопряжено с высокими кредитными рисками. Значительная часть российских предприятий находится в сложной финансовой ситуации, некоторые имеют значительные задолженности. Проведение Банком России операций по переучету коммерческих векселей, выданных российскими предприятиями, с одной стороны, могло бы спровоцировать банки принять на себя чрезмерные риски при учете (покупке) таких векселей, а с другой — могло бы привести к финансовым потерям самого Банка России, связанным с возможным неисполнением предприятиями своих обязательств по погашению задолженностей по векселям. Именно поэтому основным механизмом передачи дополнительной ликвидности банкам в России остается предоставление кредитов.

В условиях стабильной экономической ситуации в странах с развитой рыночной экономикой значение операций рефинансирования постепенно снижается с развитием денежных и финансовых рынков, применением инструментов более «тонкой настройки». Однако в условиях финансово-экономических кризисов, сопровождающихся угрожающими кризисами ликвидности банков и потерей ими платежеспособности, происходит усиление роли этих инструментов денежно-кредитного регулирования.

Банк России в условиях финансово-экономического кризиса расширил возможности рефинансирования для кредитных организаций путем увеличения объемов и сроков предоставления ломбардных кредитов (до максимально возможного срока, разрешенного Банку России в соответствии с законодательством, — 1 год), расширения списка активов, принимаемых в качестве обеспечения (в том числе нерыночных), предоставления кредитов без обеспечения (введенных в действие с октября 2008 г.).

Целью Банка России на ближайшую перспективу является создание единого механизма рефинансирования (кредитования) Банком России кредитных организаций и обеспечение любой финансово стабильной кредитной организации возможности получать внутридневные кредиты, кредиты «овернайт» и кредиты на срок до одного года под любой вид обеспечения, входящий в «единый пул обеспечения». Предполагается, что в рамках указанного единого механизма рефинансирования банки — потенциальные заемщики будут заключать с Банком России «рамочные» соглашения, содержащие общие условия кредитования, и предварительно предоставлять в Банк России (блокировать) имущество в целях дальнейшего получения кредитов Банка России под залог (блокировку) указанного имущества. В «единый пул обеспечения» предполагается включать такие активы, как векселя, права требования по кредитным договорам, ценные бумаги, входящие в Ломбардный список Банка России, а также, возможно, иные виды имущества.

Депозитные операции

Депозитные операции, проводимые центральными банками, являются в определенном смысле операциями, обратными рефинансированию, и представляют собой операции по привлечению (изъятию с рынка, абсорбированию) избыточных (свободных) ликвидных ресурсов коммерческих банков в их добровольные депозиты на счетах в Центральном банке. Эти операции позволяют банкам получать доход от свободных резервов, а Центральному банку — влиять на размер денежного предложения. При этом процентная ставка по этим операциям устанавливается Центральным банком (как и ставка рефинансирования). Она также может носить штрафной характер, т.е. в данном случае соответствовать самому низкому уровню процентных ставок по депозитам денежного рынка. Во взаимоувязке со ставками рефинансирования это позволяет Центральному банку избежать роли брокера (посредника) финансового рынка.

Банк России в целях регулирования ликвидности банковской системы проводит депозитные операции с кредитными организациями в рублях по фиксированным процентным ставкам на стандартных условиях: «том-нексг», «спот-некст», «до востребования», «1 неделя», «спот-неделя» 1 , также по процентным ставкам, определенным на аукционной основе: со сроками привлечения средств в депозиты на «4 недели» и «3 месяца».

Введение депозитов «том» и «спот» с датой привлечения депозита (датой валютирования соответственно на один или два дня позже даты заключения сделки) позволило Банку России более точно прогнозировать ликвидность банковского сектора и предоставлять банкам-контрагентам более широкий выбор депозитных операций с различными датами валютирования. Увеличивая сроки по депозитным операциям, Банк России использует этот инструмент для регулирования ликвидности не только в краткосрочном, но и в среднесрочном периоде. В этих целях введен и депозит на условии «до востребования» с предварительным уведомлением об изъятии средств.

Рефинансирование Банком России банков в настоящее время осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов "овернайт", а также ломбардных кредитов в соответствии с положениями Банка России от 13.03.96 N 36 "О порядке предоставления Банком России ломбардного кредита банкам" (с учетом изменений и дополнений) и от 06.03.98 N 19-П "О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом государственных ценных бумаг" (с учетом изменений и дополнений).

В целях совершенствования действующего порядка предоставления Банком России обеспеченных кредитов банкам в первом полугодии 1999 года в Ломбардный список Банка России были включены государственные ценные бумаги, полученные в ходе новации, а также были установлены новые поправочные коэффициенты по государственным ценным бумагам, входящим в Ломбардный список Банка России.

В настоящее время Генеральные кредитные договоры на предоставление Банком России внутридневных кредитов, кредитов "овернайт", ломбардных кредитов в соответствии с Положением от 06.03.98 N 19-П заключены с 34 банками г. Москвы и Московской области, а также с 3 банками г. Санкт - Петербурга.

Два раза в неделю (понедельник и четверг) Банк России объявляет о проведении ломбардных кредитных аукционов по американскому способу сроком до 7 календарных дней. Однако в связи с отсутствием в январе - сентябре 1999 года потребности у банков в получении ломбардных кредитов аукционы признаны несостоявшимися.

За январь - сентябрь 1999 года внутридневные кредиты были предоставлены 24 банкам на сумму 21,7 млрд. рублей, кредиты "овернайт" - 25 банкам на сумму 1,5 млрд. рублей. Все выданные кредиты погашены.

В целях недопущения задержек в расчетах 20 банков постоянно держат в залоге у Центрального банка Российской Федерации ценные бумаги на сумму около 4 млрд. рублей.

В целях расширения практики предоставления кредитов (внутридневных, "овернайт") Банк России еще в ноябре 1998 года направил разрешение на осуществление таких операций Главному управлению Банка России по Новосибирской области. Однако ввиду наличия избыточной ликвидности у банков этого региона, имеющих право на получение таких видов кредитов, их предоставление Банком России не осуществлялось. В настоящее время Банк России рассматривает вопрос о возможности предоставления разрешения Главному управлению Банка России по Ростовской области на осуществление операций по выдаче кредитов Банка России (внутридневных и кредитов "овернайт") банкам Ростовской области.

Во исполнение Постановлений Правительства Российской Федерации от 20.12.98 N 1527 "О мерах по обеспечению сельскохозяйственных производителей минеральными удобрениями и химическими средствами защиты растений в 1999 году" и от 29.12.98 N 1579 "О неотложных мерах по повышению эффективности функционирования отечественного птицеводства в 1999 году" Банк России подготовил и ввел в действие Временное положение от 13.04.99 N 74-П "О порядке предоставления обеспеченного кредита Банка России банкам - агентам, осуществляющим кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации".

Однако указанный порядок кредитования не был реализован, поскольку во исполнение мероприятий, предшествующих утверждению Заявления Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации об экономической политике на 1999 год, Совет директоров Банка России вынужден был принять решение с 30 июня 1999 года не рассматривать вопросы целевого кредитования конкретных отраслей экономики, в том числе путем целевого кредитования банков и предоставления банкам новых кредитов на поддержание ликвидности, в поддержку мер по погашению обязательств перед вкладчиками и по повышению финансовой устойчивости банков, а также на проведение мероприятий по финансовому оздоровлению (которые предоставлялись Банком России в период с августа 1998 года по июнь 1999 года в рамках проводимой реструктуризации банковской системы).

В 1999 году Банк России продолжил работу, направленную на погашение кредитов, выданных банкам в 1992 - 1994 годах на основании решений Правительственной комиссии по вопросам финансовой и денежно - кредитной политики для кредитования предприятий отдельных отраслей экономики. Задолженность по этим кредитам и процентам по ним по состоянию на 1 января 1999 года составила 335 и 1527 млн. рублей соответственно. Практически вся эта задолженность просрочена и не имеет источников возврата.

В соответствии со статьей 100 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" задолженность предприятий и организаций отдельных отраслей экономики, не обеспеченная источниками возврата, подлежит переоформлению на государственный внутренний долг.

В связи с тем, что в первом полугодии 1999 года переоформление задолженности на государственный внутренний долг не осуществлено, Совет директоров Банка России принял решение об отсрочке погашения процентов за пользование централизованными кредитами в сумме 184,2 млн. рублей до 31 декабря 1999 года, но не далее переоформления задолженности на государственный внутренний долг.

21 августа 1999 года Правительственной комиссией по вопросам финансовой и денежно - кредитной политики принято решение (Протокол N 70) о продлении сроков погашения централизованных кредитов в сумме 28 млн. рублей до 31 декабря 1999 года, но не далее переоформления задолженности на государственный внутренний долг.

Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам под залог ценных бумаг (подробнее см.

5.2), а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя). Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства. Векселя переучитывались по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону (в Европе 0.5-2 процентных пункта). Учётные (или дисконтные) кредиты предоставляются центральным банком кредитно-банковским институтам под учёт векселей, т.е. посредством покупки у банков векселей до истечения срока их погашения.

Рефинансирование в рамках дисконтной политики определяется следующими параметрами:

· требованиями к качеству принимаемых к переучёту векселей;

· лимитом переучёта, т.е. максимально возможным объёмом переучёта векселей для одного кредитного института;

· учётной ставкой центрального банка.

Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк. В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования (политика кредитной рестрикции), коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым кредитополучателям. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка.

Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот. Мы видим, что изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на их ликвидность. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям. Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Таким образом, предоставление центральным банком заимствований (кредитов) банкам в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности - важное направление деятельности центрального банка на открытом рынке. В этом случае центральный банк выступает в качестве кредитора последней инстанции, иначе «банк» банков.

Кредиты центрального банка, как правило, предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от:

1. формы обеспечения (учётные и ломбардные);

Методов предоставления (двусторонние сделки и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов);

3. сроков предоставления (краткосрочные от 1 дня до 1 мес., среднесрочные 1-3 мес., долгосрочные 3-4 мес. и более);

4. цели предоставления кредита (кредиты для завершения расчётов текущего дня, сезонные кредиты и др.)

Политика рефинансирования может использоваться для того, чтобы путём изменения условий рефинансирования коммерческих банков влиять на ситуацию на финансовом рынке (структурное воздействие на рынок). Однако основным недостатком данного метода денежно-кредитной политики является то, что он затрагивает лишь коммерческие банки и зависит от их «желания» получить рефинансирование в центральном банке. Если на межбанковском рынке есть в достаточном объёме кредитные ресурсы, рефинансирование коммерческими банками будет использоваться мало. В этом случае указанный метод почти полностью теряет свою эффективность, поэтому его применение оправдано, прежде всего, в условиях недостаточного развития рынка ценных бумаг.

Таким образом, у рефинансирования как метода проведения структурных операций на открытом рынке (по сравнению с операциями с ценными бумагами) есть ряд особенностей, значительно снижающих его эффективность при воздействии на рынок:

· во-первых, эффективность политики рефинансирования, в отличие от «независимого характера» операций с ценными бумагами, полностью зависит от желания или потребности банков в дополнительных ресурсах;

· во-вторых, эти инструменты являются менее точными и с позиций регулирования объёма ликвидности денежного рынка: трудно точно спрогнозировать как потребности в кредите, так и процентную ставку, им соответствующую;

· в-третьих, реализация, например, политики кредитной рестрикции путём ужесточения условий рефинансирования банков негативно отразится на кредитно-инвестиционном спросе со стороны реального сектора экономики;

· в-четвёртых, изменение ставок по кредитам центрального банка влечёт за собой изменение условий не только на денежном рынке, но и на рынке ценных бумаг. Повышение ставок на рынке, вызванное ростом ставок по кредитам центрального банка, снижает спрос на рынке ценных бумаг. (Для экономических субъектов более выгодными по сравнению с ценными бумагами, становятся депозиты, для банков – кредиты). В свою очередь, падение спроса на ценные бумаги ставит под угрозу обеспечение безэмиссионного финансирования дефицита государственного бюджета. Помимо этого, следующее за падением спроса на ценные бумаги снижение цен на них влечёт за собой рост доходности, что в перспективе увеличит выплаты из бюджета.

· свобода действий центрального банка при проведении той или иной политики рефинансирования ограничиваются ещё и тем, что ставки центрального банка обладают так называемым «сигнальным эффектом», то есть служат информационным средством для делового мира о направлении действий центрального банка (рестрикция, экспансия).

Все отмеченные моменты уменьшают возможную широту диапазона, а также гибкость и оперативность рефинансирования как метода денежно-кредитного регулирования центрального банка, особенно при проведении долговременной денежно-кредитной политики.

Еще по теме 5.1. Система рефинансирования банковского сектора:

  1. 1.2 Выявление базовых тенденций развития рынка банковских услуг на основе анализа зарубежного опыта развития банковского сектора экономики