Что не входит в финансовую систему рф. Финансовые системы рф

Для развития теории рыночной экономики и реформирования хозяйства важное значение имеет представление о финансовой системе государства , ее структуре, тенденциях и факторах развития.

Финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений в связи с формированием, перераспределением и использованием фондов денежных средств государства, хозяйствующих субъектов, домашних хозяйств. Каждое звено финансовой системы выполняет свои задачи и обслуживает определенную группу финансовых отношений, причем его состав и функции зависят от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов.

Сама финансовая система является важной частью реальной экономической системы государства, состоящей из взаимодействующих участников воспроизводственного процесса и товарнорыночных отношений. Формирование и развитие национальногосударственной финансовой системы осуществляется государственными и муниципальными органами и направлено на следующее:

  • формирование единых правил и порядка образования финансов , инструментов и механизмов движения финансов, а также правовое, институциональное и организационное обеспечение финансов;
  • регулирование макроэкономических процессов посредством инвестиционной, научно-технической, налоговой, бюджетной, кредитно-денежной политики; государственную поддержку национального бизнеса , создание необходимых условий для включения национального бизнеса в международные экономические и финансовые отношения;
  • проведение комплексной социальной политики и обеспечение социальной стабильности;
  • финансирование государственных программ, проектов на федеральном и региональном уровнях.

Под финансовой системой Российской Федерации понимают:

  1. совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов;
  2. совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Каждый институт (или звено) финансовой системы РФ представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Структурно финансовая система Российской Федерации включает:

  • государственную бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета , бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления ;
  • внебюджетные специальные фонды;
  • государственный и банковский кредит ;
  • фонды страхования (имущественного и личного);
  • финансы хозяйствующих субъектов и отраслей.

При этом государственная бюджетная система, внебюджетные специальные фонды и государственный (в том числе банковский) кредит относятся к централизованным финансам, использующимся для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Фонды страхования и финансы хозяйствующих субъектов и отраслей относятся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Руководит финансовой деятельностью и направляет ее через свои органы, наделенные специальной компетенцией, государство.

В связи с этим финансовая система может быть представлена и как совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих финансовую деятельность государства. Финансовой деятельностью занимаются практически все без исключения органы государства.

В ведении Российской Федерации в соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ находятся: установление правовых основ единого рынка ; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия; основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки.

К органам общей компетенции финансовой системы государства относят:

  • представительные органы власти Российской Федерации и ее субъектов;
  • Правительство РФ , правительства субъектов РФ .

К органам специальной компетенции относят:

  • органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных функций (министерства, ведомства);
  • органы, для которых финансовая деятельность является основной (Министерство финансов РФ, Банк России , Счетная палата РФ, Федеральное казначейство).

Вместе с тем существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, т.е. определяющей содержание их компетенции. Это система финансовокредитных органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере.

В единую систему органов государственного управления финансами Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономных округах, городах Москве и СанктПетербурге, а также органы Федерального казначейства.

К финансовым органам относятся также органы, осуществляющие непосредственно аккумуляцию средств в централизованные фонды денежных средств, органы налоговой и таможенной служб.

Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ. Он как один из специальных органов также осуществляет финансовую деятельность государства, являясь органом государственного управления и осуществляя государственное руководство в области банковской деятельности.

Целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Вместе с Правительством РФ он определяет политику государства в области денег и денежного обращения, контролирует и направляет деятельность коммерческих банков.

Ряд органов в Российской Федерации специально занимаются контролем в области финансовой деятельности государства.

Счетная палата РФ, образованная в соответствии с Конституцией РФ, является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Главная задача Счетной палаты РФ — организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Казначейство России контролирует в целом проведение бюджетной политики и осуществление эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения республиканского бюджета, накопление и использование как бюджетных, так и внебюджетных фондов, следит за государственной казной, за всеми денежными накоплениями.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц , физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию , контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями .

Департамент экономической безопасности Министерства внутренних дел РФ (ДЭБ МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ и выполняет функции головного оперативного подразделения в системе МВД России по организации борьбы с экономическими и

Тема 11. Финансы и финансовая политика государства

Финансы и финансовая система. Единство финансовой системы РФ

Понятие финансов. В условиях возникновения рыночных отношений государство при управлении обществом активно использует такие экономические рычаги, как финансы, деньги, кредит, налоги и т.д.

Поэтому изучение дисциплины “Финансовое право” начинается с освоения понятий финансов, финансовой системы, финансовой деятельности.

В экономической и правовой литературе понятие “финансы” рассматривается в двух аспекта:

· как совокупность экономических отношений , возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций;

· как совокупность фондов денежных средств , мобилизованных государством для осуществления своих задач.

Финансы - это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ. А также средством стимулирования развития государства. При этом надо иметь в виду, что финансы и финансовые отношения - это обязательно денежные отношения, но не все отношения по поводу денег являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие отношения купли-продажи, поставки, административных штрафов, финансами не являются. Это общественные отношения, регулируемые другими отраслями права: гражданским, административным и т.д.

Финансы Российской Федерации-это экономические отношения по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе которых происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и контроль за удовлетворением общественных потребностей.



Финансовая система РФ, ее состав. В структуру финансов как целостной категории с присущими ей общими свойствами входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов).

Финансовый институт - группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

Совокупность входящих в состав финансов Российской Федерации звеньев в их взаимосвязи образуют финансовую систему России.

Финансовую систему РФ составляют следующие институты:

· бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами;

· внебюджетные целевые фонды;

· финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

· имущественное и личное страхование;

· кредит (государственный и банковский).

Перечисленные звенья финансовой системы существуют соответственно как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, а также местного самоуправления.

Центральное место в финансовой системе РФ принадлежит бюджетной системе, с помощью которой образуются фонды денежных средств соответствующих государственных и административно-территориальных образований. В финансовую систему РФ также включаются финансы юридических и физических лиц. Характеризуя финансы юридических лиц, следует указать, что в их состав входят такие государственные внебюджетные фонды, играющие исключительную роль в обеспечении социальной защищенности граждан, как Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные, например, негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.

Местные финансы. Федеральный закон “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации” от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ определил основные принципы организации местных финансов. В соответствии с вышеназванным федеральным законом местные финансы включают средства местного бюджета, государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, другими федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, другими правовыми актами органов местного самоуправления.

Местные финансы определяются как совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Таким образом, местные финансы входят в структуру финансовой системы России в качестве ее самостоятельного звена.

Единство финансовой системы РФ. Самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

Единство финансовой политики является необходимым условием, гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ст. 75).

Структуру финансов как целостной категории с присущими ей общими свойствами входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов).

· бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами;

· внебюджетные целевые фонды;

· финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

· имущественное и личное страхование;

· кредит (государственный и банковский).

Перечисленные звенья финансовой системы существуют соответственно как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, а также местного самоуправления.

Центральное место в финансовой системе РФ принадлежит бюджетной системе, с помощью которой образуются фонды денежных средств соответствующих государственных и административно-территориальных образований. В финансовую систему РФ также включаются финансы юридических и физических лиц. Характеризуя финансы юридических лиц, следует указать, что в их состав входят такие государственные внебюджетные фонды, играющие исключительную роль в обеспечении социальной защищенности граждан, как Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные, например, негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.

Местные финансы. Федеральный закон “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации” от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ определил основные принципы организации местных финансов. В соответствии с вышеназванным федеральным законом местные финансы включают средства местного бюджета, государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, другими федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, другими правовыми актами органов местного самоуправления.

Местные финансы определяются как совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Таким образом, местные финансы входят в структуру финансовой системы России в качестве ее самостоятельного звена.

  • Вопрос 5: Состав и краткая характеристика финансово-правового положения федеральных органов государственной власти, для которых финансовая деятельность является основной
  • Вопрос 6: Министерство финансов рф: понятие, задачи, основные функции и полномочия
  • Вопрос 7: Федеральное казначейство: задачи, функции, полномочия
  • Вопрос 8: Федеральные службы финансово-бюджетного надзора: понятие, задачи, функции, полномочия
  • Вопрос 12: Понятие финансового права. Особенности предмета и метода правового регулирования
  • Вопрос 13: Место финансового права в системе российского права, соотношение его с другими отраслями права
  • Вопрос 14: Система финансового права: понятие, структура, краткая характеристика ее элементов
  • Вопрос 16: Финансово-правовые нормы: понятие, особенности, структура. Классификация финансово-правовых норм
  • Вопрос 17: Финансовые правоотношения: понятия особенности, структура, основания классификации
  • Вопрос 18: Субъекты финансового права и финансовых правоотношений: понятие, группы, краткая характеристика их финансово-правового положения
  • Вопрос 20: Виды, формы и методы финансового контроля
  • 3. Обследование отдельных сторон финансовой деятельности.
  • Вопрос 21: Полномочия Федерального Собрания, Правительства рф, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в области финансового контроля
  • Вопрос 22: Счетная Палата рф: понятие, задачи, основные функции, полномочия
  • Вопрос 23: Аудит: понятие, место в системе финансового контроля, задачи, правовое регулирование
  • 1)По территории:
  • Вопрос 25: Бюджетная система рф: понятие, состав, структура, принципы построения
  • Вопрос 27: Бюджетные правоотношения: понятие, особенности, классификация. Субъекты бюджетных правоотношений: понятие, группы, краткая характеристика
  • 1) По характеру:
  • Вопрос 28: Бюджетные права рф, субъектов рф и муниципальных образований
  • Вопрос 29: Распределение доходов между уровнями бюджетной системы рф: необходимость, понятие, правовые основы, методы
  • Вопрос 30: Межбюджетные трансферты: понятие, формы, условия предоставления
  • Вопрос 31: Понятие бюджетного процесса, его стадии и принципы. Краткая характеристика последних
  • Вопрос 33: Расходные обязательства: понятие и порядок разграничения между рф, субъектами рф
  • Вопрос 34: Бюджетная классификация: понятие, состав, краткая характеристика. Роль в организации (упорядочении) бюджетной системы
  • Вопрос 35: Порядок составления федерального бюджета
  • Вопрос 36: Основы порядка исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы рф
  • Вопрос 37: Порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета
  • Вопрос 38: Порядок составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении федерального бюджета
  • Вопрос 39: Понятие внебюджетных фондов как звена финансовой системы рф. Бюджетно-правовое положение государственных внебюджетных фондов по бк рф
  • Вопрос 40: Финансовая деятельность предприятий и организаций: понятие, основные направления, правовые основы
  • Вопрос 41: Понятие налога, сбора. Их функции. Принципы установления и взимания
  • Вопрос 42: Система налогов и сборов: понятие, основания их классификации
  • Вопрос 43: Понятие налогового права. Его система
  • Вопрос 45: Законодательство о налогах и сборах: понятие, состав
  • Вопрос 46: Субъекты налогового права: понятие, группы, краткая характеристика
  • Вопрос 47: Налоговые правоотношения: понятие, особенности, классификация. Субъекты налоговых правоотношений, их группы, краткая характеристика
  • Вопрос 48: Формы вины в налоговых правоотношениях. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения
  • Вопрос 54: Понятие государственного и муниципального кредита. Государственный и муниципальный долг: понятие, формы
  • Вопрос 56: Сметно-бюджетное финансирование: понятие, принципы, основы порядка. Понятие сметы, бюджетной росписи, их структура. Порядок их составления и утверждения
  • 1) По методу построения:
  • Вопрос 57: Банковская система рф: понятие, состав, структура. Банки и небанковские кредитные организации. Особенности современного состояния банковской системы. Пути ее совершенствования
  • Вопрос 58: Задачи и полномочия Банка России по регулированию деятельности кредитных организаций
  • Вопрос 59: Понятие денежной системы рф. Правовые основы и принципы организации денежного обращения
  • Вопрос 60: Правила оборота наличных денег в стране. Денежная единица, ее носители, денежная эмиссия
  • Вопрос 61: Организация безналичного оборота в стране. Виды счетов, формы расчетов. Роль банка России в организации безналичного оборота
  • Вопрос 62: Понятие валюты, валютных ценностей, валютных операций в валютном законодательстве рф
  • 1) В зависимости от субъектов, их осуществляющих:
  • 3) В зависимости от свободы осуществления валютной операции:
  • Вопрос 63: Принципы и задачи валютного регулирования и валютного контроля
  • Вопрос 64: Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля
  • Вопрос 65: Органы валютного регулирования, их полномочия
  • Вопрос 66: Понятие резидента и нерезидента в валютном законодательстве, их правовой статус
  • Финансы - денежные средства, аккумулируемые в государственных фондах специального назначения.

    Финансы - денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий и учреждений, организаций.

    Денежные фонды - обособленная часть финансовых ресурсов, имеющая целевое направление и относительную самостоятельность функционирования.

    Функции финансов:

    1) распределительная - способствует организации сбалансированного и эффективного производства, развитию всех его отраслей соответственно потребностям общества в целях наиболее полного удовлетворения нужд людей. С помощью финансов распределяется совокупный общественный продукт и национальный доход;

    2) контрольная - заключается в том, что государство, используя финансы и финансовые категории, осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов. С помощью финансов осуществляется контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.

    Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует ф инансовую систему страны .

    Вопрос 2: Финансовая система рф: понятие, структура, краткая характеристика ее звеньев (подотраслей и институтов)

    Финансовая система - совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Наличие различных институтов внутри финансовой системы обусловлено тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.

    Финансовая система РФ включает в себя:

    1) государственную бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления;

    2) внебюджетные специальные фонды;

    3) государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и

    социальных отношений на макроуровне);

    4) фонды страхования (имущественного и личного);

    5) финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

    Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ, в рамках, отнесенных к их компетенции сфер управления. При этом существует система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере, - это система финансово-кредитных органов (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ). Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, который является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности. Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета. Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Министерство РФ по налогам и сборам входит, а систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее Государственный таможенный комитет.

    "
  • Фонды финансовых ресурсов образуются и используются в различных сферах денежных отношений, каждая из которых представляет собой определенный канал распределения соответствующей части национального дохода. Эти сферы составляют отдельные, но взаимосвязанные финансовые звенья (институты). Совокупность входящих в состав финансов звеньев в их взаимосвязи образует финансовую систему государства. Другими словами, финансовая система государства представляет собой систему форм и методов аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств государства, муниципальных образований, а также предприятий, учреждений, организаций, отраслей народного хозяйства.

    Иногда под финансовой системой государства понимается система финансовых учреждений. Однако думается, что в последнем случае правильнее говорить о совокупности органов, осуществляющих финансовую деятельность.

    Каждое звено финансовой системы характеризуется тем, что обслуживает определенную сферу распределения и перераспределения национального дохода посредством применения специфических форм и методов аккумулирования и использования фондов денежных средств государства и (или) муниципальных образований. Названные особенности лежат в основе различий, имеющихся между отдельными звеньями финансовых отношений. Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на публичную финансовую деятельность и имеет свои функции.

    В настоящее время финансовая система Российской Федерации состоит из следующих звеньев:

    бюджетная система, которую образуют федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты;

    внебюджетные государственные фонды;

    кредит (государственный и муниципальный);

    обязательное государственное страхование;

    финансы предприятий различных форм собственности, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства.

    Первые четыре звена финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для осуществления публичной финансовой деятельности в масштабах всего государства. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам, поскольку обладают определенной самостоятельностью, не имеют вертикального взаимодействия, а после уплаты всех причитающихся обязательных платежей предприятия самостоятельно распоряжаются оставшейся прибылью.

    Бюджетная система является ведущим звеном финансовой системы Российской Федерации, в состав которой входят наиболее крупные фонды денежных средств. Основываясь на конституционно закрепленных принципах федерализма и само-стоятельности местного самоуправления, а также в соответствии с проведенной реформой местного самоуправления БК РФ закрепил четырехуровневую бюджетную систему, отдельные звенья которой составляют: федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ; бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений. Последние два вида бюджетов можно объединить под одним названием - местные бюджеты.

    Бюджетная система является организационной формой функционирования бюджета. Централизованный фонд денежных средств является публично-правовой категорией, имеет нормативное закрепление и служит исключительно для выражения интересов общества.

    Посредством распределения денежных средств через бюджетную систему государство финансирует реализацию публичных функций. Бюджет тесно взаимосвязан с остальными звеньями финансовой системы, именно через него осуществляется финансовая политика государства. Бюджетная система, таким образом, выступает важным элементом социально-экономической деятельности государства.

    В зависимости от государственно-территориального уровня, в пределах которого реализуются публичные функции, может быть федеральный бюджет (предназначенный для финансирования общегосударственных потребностей), бюджет субъекта РФ (направленный на решение задач определенного субъекта РФ) или местный бюджет (служащий для материального обеспечения предметов ведения местного самоуправления).

    Совокупность фондов денежных средств, входящих в бюджетную систему, выступает гарантом финансового суверенитета государства. Важное предназначение бюджета подтверждается уровнем его правового регулирования. Особое внимание на бюджет как основной финансовый план государства обращает Конституция РФ, согласно которой федеральный бюджет относится к исключительной компетенции Российской Федерации (п. «з» ст. 71). Все федеральные законы по вопросам федерального бюджета, принятые Государственной Думой Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (п. «а» ст. 106). Конституционные нормы возлагают разработку и организацию исполнения федерального бюджета на Правительство РФ, которое составляет проект федерального бюджета, а по окончании финансового года направляет отчет о его исполнении на рассмотрение Государственной Думы (п. «а» ч. 1 ст. 114). Бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований Конституция России также отводит определенные нормы, выделяя их среди иных основ правового регулирования (ст. 73, 132).

    Все виды бюджетов в бюджетной системе образуются в процессе финансовой деятельности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований. Поэтому федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты характеризуются тем, что они предназначены для распределения и перераспределения доходов определенной территории. Бюджет каждого уровня имеет собственные источники доходов, строго определенные бюджетным и налоговым законодательством, а также объекты расходов, подлежащие обязательному финансированию.

    Бюджетная система существует не автономно, все ее звенья являются составной частью финансовой системы Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.

    Самостоятельным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды, представляющие собой совокупность денежных средств, обособленных от соответствующего бюджета, имеющие собственные доходные источники и предназначенные для материального обеспечения строго определенных публичных мероприятий.

    Обособленные от бюджета фонды имеют строго целевое назначение для привлечения дополнительных ресурсов в приоритетные отрасли экономики, развития проблемных отраслей ин-фраструктуры, выполнения социальных программ. Отдельные полномочия публичной власти требуют постоянного бесперебойного финансирования, что не всегда можно осуществить посредством распределения денежных средств через бюджетную систему.

    Бюджетные доходы не закрепляются за конкретными расходами, поэтому у государства возникает необходимость обособления части денежных средств в отдельные фонды. Внебюджетные фонды особенно важны для финансирования социально значимых, но одновременно и наиболее затратных государственных потребностей (пенсионное обеспечение, здравоохранение). Значение целевых денежных фондов увеличивается в условиях дефицита бюджета, возрастания социальных расходов государства при одновременно низкой собираемости налогов.

    Внебюджетные фонды образуются за счет внесения обязательных платежей юридических и физических лиц, а также из добровольных перечислений.

    В современных условиях государство повышает финансово- правовой статус внебюджетных фондов, придавая их деятельности законодательную основу. Основы правового положения целевых фондов денежных средств установлены БК РФ, который рассматривает их в качестве звена бюджетной системы. Однако включение норм, определяющих правовое положение внебюджетных фондов, в БК РФ не позволяет приравнивать юридическую природу бюджетных отношений и отношений, складывающихся в процессе функционирования внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды имеют определенные правовые особенности, отличающие их от бюджетов.

    Третьим звеном финансовой системы является государственный и муниципальный кредит, который как финансово-правовая категория представляет совокупность норм финансового права, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу получения государством (муниципальным образованием) или размещения со стороны государства (муниципального образования) денежных средств, а также относительно предоставления государственных гарантий.

    Государственный и муниципальный кредит представляет особую финансово-правовую категорию, регулирующую заемные отношения с императивным участием государства. Финансовая компетенция государства в кредитных отношениях наделяет его полномочиями как заемщика, так и кредитора, а также гаранта по денежным обязательствам иных субъектов. Финансово-кредитный статус Российского государства в основном состоит из заемных обязательств. Операции по предоставлению государственных кредитов и гарантий совершаются в меньшем объеме. Тем не менее БК РФ предусматривает правовое регулирование бюджетных ссуд и кредитов, которые начинают полу-чать широкое распространение в публичной финансовой дея-тельности.

    Выполнение государством публичных функций требует большого количества денежных средств, которые не всегда в достаточном объеме или в планируемые сроки поступают в го-сударственную казну. Иногда возникают непредвиденные расходы, связанные с ликвидацией чрезвычайных ситуаций - крупных стихийных бедствий, военных конфликтов и т. д. Результатом возросших государственных расходов или недополучения доходов становится бюджетный дефицит, погашение которого требует привлечения дополнительных денежных средств.

    Необходимость бесперебойного и полного финансирования публичных мероприятий обусловливает временное использование государством денежных средств, принадлежащих иным субъектам. Подобным источником привлечения дополнительных денежных средств в государственные и муниципальные бюджеты выступают кредитные ресурсы. Кредиторами публичных субъектов могут выступать физические и юридические лица, а также иностранные государства. Государственный кредит является важнейшим инструментом финансово-правовой политики, умелое использование которого позволяет сокращать бюджетный дефицит, инвестировать приоритетные отрасли промышленности, стабилизировать финансовые отношения. Негативным последствием кредитной деятельности государства может стать государственный долг.

    Четвертым звеном финансовой системы является обязательное государственное страхование - урегулированные нормами финансового права отношения по защите имущественных и связанных с ними неимущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

    Страхование как звено финансовой системы включает только те отношения, участником которых обязательно выступает государство. Финансовая деятельность в сфере страхования имеет несколько направлений. Развитие страхования также обусловлено наличием у государства социальной функции и, как следствие, принципа социальной направленности финансовой деятельности. Поэтому обязанностями государства становятся пенсионное и медицинское обеспечение граждан, выплата пособий по безработице и т. д. Финансирование таких расходов осуществляется посредством формирования страховых фондов и последующего их распределения. Государству необходимо компенсировать риски, связанные с несением государственной службы. Поэтому возникает обязанность страхования военнослужащих, работников правоохранительных органов, врачей отдельных специальностей и т. д.

    Финансовая деятельность в сфере страхования является одним из способов аккумулирования дополнительных денежных средств в доход государства. Страховые взносы физических и юридических лиц, мобилизованные в фонды денежных средств, расходуются исключительно при наступлении страхового случая. Вместе с тем юридические факты, влекущие необходимость выплаты страховой суммы, наступают не всегда. Аккумулированные таким образом денежные средства государство направляет на материальное обеспечение иных публичных потребностей или финансирование капитальных вложений.

    Самостоятельным звеном финансовой системы являются финансы предприятии, которые с точки зрения финансово-правового регулирования представляют денежные отношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами при формировании, движении и использовании основного и оборотного капитала, нематериальных активов и финансовых ресурсов (включая фонды денежных средств) предприятий.

    Финансовая система охватывает финансы предприятий всех форм собственности, но пределы и методы правового регулирования их финансовой деятельности различны. В условиях рыночной экономики предпринимательская деятельность осуществляется как частными субъектами, так и публичными. Однако государство, вступая в финансовые и хозяйственные отношения, в первую очередь стремится реализовать свои функции. Поэтому основной целью финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий является выполнение государственного (муниципального) заказа. Получение прибыли, как правило, не основная цель государственных и муниципальных предприятий.

    Отдельные функции государство осуществляет монопольно в силу их стратегической, политической или финансовой значимости. Реализация монопольной деятельности также происходит через государственные предприятия. Например, эмиссию и хранение официальных денежных знаков осуществляет исключительно государственное предприятие - объединение «Гознак».

    Финансы предприятий являются основой всей системы фи-нансов, поскольку именно здесь формируется большая часть финансовых ресурсов. Это звено относится к сфере материального производства. В результате финансовой деятельности предприятий образуются основные источники финансовых ресурсов государства: общественный продукт, национальное богатство и национальный доход.

    Финансы предприятий представляют собой самостоятельное децентрализованное звено единой финансовой системы государства. Обособленность финансов предприятий проявляется в праве на самостоятельную финансовую деятельность: после уплаты налогов и иных обязательных платежей предприятия са-мостоятельно распоряжаются оставшейся прибылью. Финансы предприятий не образуют единой соподчиненной вертикали - собственником унитарного предприятия выступает Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование. Де-централизованный характер финансов предприятий закреплен в п. 4 ст. 214 ГК РФ, согласно которой финансовые ресурсы го-сударственных предприятий и учреждений исключаются из состава государственной казны.

    Однако децентрализованный характер финансов предприятий не означает их автономии в финансовой деятельности государства. Как звено финансовой системы финансы предприятий тесно взаимодействуют с другими ее звеньями.

    Финансовые ресурсы предприятий формируются на основе общих финансово-правовых принципов. Вместе с тем финансовая деятельность предприятий основывается на специальных принципах, основными из которых являются: хозяйственная самостоятельность, самофинансирование, материальная ответственность, финансовая заинтересованность, конкуренция. Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых используются и образуются фонды денежных средств.

    Каждому звену финансовой системы присущи определенные свойства и функции, которые не повторяются другими ее звеньями, но все звенья взаимодействуют и интегрируют. Это и является признаком целостности финансовой системы.

    На основе целостности, гибкости, динамичности и открытости финансовой системы было выведено основное правило ее деятельности (зуз1еш Шеогу): всегда следует стремиться к фи-нансовой устойчивости системы в целом, а не тех или иных ее звеньев и субинститутов".

    Это предполагает усиление и углубление связей финансовой системы с внешней средой, постоянный обмен информацией.

    Финансовая система, являясь неотъемлемой составляющей социально-экономической системы в целом, представляет собой сложный, динамичный и открытый организм. Сложность финансовой системы определяется неоднозначностью составляющих ее элементов, разнохарактерностью связей между ни-ми, их структурным разнообразием. Это вызывает многообразие и различие элементов финансовой системы, их взаимосвязей, тенденций, изменений состава и состояния системы, множественность критериев их деятельности. Динамичность финансовой системы обусловливается тем, что она находится в постоянном развитии, в постоянно меняющейся величине финансовых ресурсов, расходов, доходов, в колебаниях спроса и предложения на капитал. Открытость финансовой системы объясняется взаимодействием ее звеньев с социально-политическими структурами государства, а также с финансами зарубежных стран. Гибкость и эффективность финансовой системы достигаются за счет ее многозвенности.

    Финансовая система воспроизводит все процессы по перераспределению общественного продукта и национального дохода, поэтому является одним из важнейших регуляторов развития государственной экономики. В этом отношении финансовая деятельность подобна биологическому организму, выживающему только путем приспособления к окружающему миру.

    Государственная финансовая система в развитых капиталистических странах состоит из четырех звеньев: государственных бюджетов; местных финансов; специальных внебюджетных фондов, финансов корпораций. Для указанных финансовых систем характерен принцип фискального федерализма, при котором осуществляется четкое разграничение функций между различными уровнями системы. Правительство полностью независимо в целях, касающихся государственных вопросов в целом: расходы на оборону, космос, внешние отношения. Местные органы власти финансируют развитие школ, охрану обще-ственного порядка, уборку территорий и т. п.

    Местные финансы в капиталистических странах состоят из местных бюджетов, финансов муниципальных предприятий и автономных местных фондов. Основное значение имеют местные бюджеты. В унитарных государствах местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет, а в федеративных государствах - бюджеты местных сообществ не входят в бюджеты членов федерации, последние не включаются в государственный федеральный бюджет.

    Структура финансовой системы Российской Федерации приближена к структуре финансовых систем развитых демократических государств.