Московский государственный университет печати. Мобилизационная экономика: какой она может быть? Экономические отношения связанные с мобилизацией

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине « Финансы »

«Экономические инструменты мобилизации и перераспределение финансовых ресурсов, их взаимодействие»

Введение

1. Финансы

1.2 Финансовые ресурсы

2.2 Налоги

2.3 Государственный кредит

3.2 Кредит и банки

3.3 Рынок ценных бумаг

Введение

Результатом более высокого развития производства и товарных отношений, с далекой древности считались деньги.

Финансы являются продолжением денежных отношений, одной из сторон которых вначале стало государство.

Необходимость распределения и перераспределения Валового Внутреннего Продукта и Национального дохода связана с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий, организаций, также с наличием двух сфер - производственной и непроизводственной (просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение, управление, оборона, где не создается НД). Эти процессы осуществляются прежде всего через финансы при использовании таких инструментов, как обмены, расходы, налоги, кредит, цены и т.д.

1. Финансы

1.1 Понятие о финансах: сущность, функции

Финансы являются дальнейшим развитием денежных отношений, одной из сторон которых вначале стало государство. Именно государство нуждалось в денежных ресурсах для обеспечения своей деятельности, необходимой обществу.

В советской и современной российской специальной литературе финансы рассматриваются как сложная экономическая категория, выражающая отношения, связанные с процессом формирования и использования денежных фондов.

При этом, допускается уточнение понятия «финансы», которое отражает либо только распределение, либо всю совокупность стадий воспроизводственного процесса. При трактовке содержания государственных финансов подчеркивается их императивный характер.

Первый признак финансовых операций - их денежный характер, при этом существует некоторая обособленность движения денежных средств от движения товаров. Функция денег как средства платежа, с которой связаны финансовые операции, предполагает некоторую оторванность денежных средств во времени от движения товаров. Тем не менее нельзя говорить о полной безэквивалентности финансовых операций, поскольку деньги - это всеобщий эквивалент.

Во-вторых, все финансовые операции предполагают перемещение средств от одних экономических субъектов к другим: от организаций и домохозяйств к государству, и наоборот; между организациями; между организациями и домохозяйствами и т.п. С помощью такого перемещения происходит распределение стоимости валового внутреннего продукта, а также доходов от внешнеэкономической деятельности. Следовательно, можно говорить о распределительном характере финансовых операций.

Распределение - это процесс формирования и использования денежных доходов. В результате распределения стоимости произведенных товаров и услуг происходит формирование денежных доходов у экономических субъектов: домохозяйств, организаций и государства. У первых основными формами доходов выступают заработная плата и/или доходы от собственности (для индивидуальных предпринимателей или участников производственного кооператива можно говорить о смешанном доходе, сочетающем трудовые доходы и доходы от собственности); у организаций - прибыль; у государства - налоги.

Формирование денежных доходов экономических субъектов происходит не только за счет распределения стоимости произведенных товаров и услуг (она, как правило, выражается таким макроэкономическим показателем, как валовой внутренний продукт, далее ВВП), но и за счет доходов от внешнеэкономической деятельности (поступления по внешнеторговым операциям, внешние заимствования и др.).

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, возникающие на основе движения реальных денег в наличной и безналичной форме. При финансах происходит одностороннее движение денег. Двустороннее движение денег присуще категории кредита.

В результате самостоятельного движения денег образуются денежные фонды (централизованные и децентрализованные). В этом выражается материальное содержание финансов.

Сравнение финансовых и денежных отношений:

Всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты ассоциированных производителей.

Выполняют пять функций (мера стоимости, средство накопления и сбережения. Средство платежа, Мировые деньги)

Возникают раньше финансов.

Охватывают широкие экономические отношения.

Экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и НД, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Совершенно иные функции.

Возникают позже денег.

Охватывают более узкие отношения, связанные с формированием денежных фондов.

Итак, финансы - это экономические, денежные отношения между экономическими агентами - домашним хозяйством, предприятием, государством по формированию и использованию денежных фондов. Эти отношения возникают при неэквивалентном перераспределении доходов общества. Являясь экономической категорией, финансы обладают распределительной, контрольной, и регулирующей функциями.

1.2 Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы - это совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, домашних хозяйств, формируемые в результате экономической и финансовой деятельности. Они в отличие от обычных денежных средств, обслуживающих весь процесс производства ВВП, функционируют преимущественно на стадии распределения и перераспределения, так как находятся в тесной взаимосвязи с финансовыми отношениями.

В состав финансовых ресурсов входят:

· Собственные средства: а) на уровне предприятий и домохозяйств - прибыль, зарплата, доходы домохозяйств; б) на уровне государства - доходы от предприятий, приватизации, а также от внешнеэкономической деятельности;

· Мобилизованные на рынке: а) на уровне предприятий и домохозяйств - продажа - покупка ценных бумаг, банковский кредит; б) на уровне государства - эмиссия ценных бумаг, государственный кредит;

· Средства, поступившие в порядке перераспределения: а) на уровне предприятий и домохозяйств - проценты и дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими владельцами; б) на уровне государства - обязательные платежи (налоги, сборы, пошлины).

Таким образом, под финансовыми ресурсами понимаются денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и местного самоуправления и используемые ими на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей.

Финансовые ресурсы государства и предприятий являются непосредственными объектами управления финансами, то есть управления их формированием, использованием и движением денежных потоков.

Наличие в достаточном объёме финансовых ресурсов, их эффективное использование, предопределяют хорошее финансовое положение предприятия, платежеспособность, финансовую устойчивость, ликвидность. В этой связи важнейшей задачей предприятий является изыскание резервов увеличения собственных финансовых ресурсов и наиболее эффективное их использование в целях повышения эффективности работы предприятия в целом. Эффективное формирование и использование финансовых ресурсов обеспечивает финансовую устойчивость предприятий, предотвращает их банкротство.

2. Финансовая система государства, механизмы перераспределения финансовых ресурсов

2.1 Бюджет как основное звено финансовой системы

Финансовые отношения, рассмотренные ранее, выполняют следующие общие функции:

· Осуществляют перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода;

· Участвуют в формировании фондов денежных средств и их использовании;

· Контролируют и регулируют распределительный процесс;

· Выступают преимущественно в денежной форме.

Пройдя длительный эволюционный путь развития, финансовые отношения приобретают разнообразные формы проявления. Это обусловлено усложнением хозяйственных связей, расширением рынка, функций и задач государства из общей совокупности финансов постепенно выделяются отдельные финансовые отношения со своими специфическими особенностями, образуя конкретную финансовую категорию.

Финансовая система России в целом состоит из двух укрупненных подсистем: государственных и муниципальных финансов, финансов хозяйствующих субъектов.

Расширение взаимосвязей между главными экономическими агентами национальной системы: хозяйствующими субъектами, населением, государством - создало условия для появления финансовых звеньев.

Финансовые звенья - это группировка отдельных финансовых категорий с общим признаками. К ним относятся, к примеру, бюджет, финансы домашнего хозяйства.

Финансовая система представляет собой совокупность финансовых учреждений и финансовых рынков, обеспечивающих с помощью различных финансовых инструментов формирование и использование денежных средств государства, организаций населения.

Система управления государственными финансами, направленная на достижение определенных стратегических и тактических целей, строится на основе финансовой политики, которая является составной частью экономической политики. Финансовая политика - это совокупность методологических принципов, форм организации и инструментов, используемых в финансовых отношениях. Практически она реализуется через систему разработанных на определенный период времени государственных мероприятий по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет и их эффективному использованию для выполнения государством своих функций.

Для осуществления финансовой политики применяются бюджетно - налоговые и другие финансовые инструменты и институты, наделенные соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков. Как составная часть экономической политики финансовая политика должна быть направлена на обеспечение экономического роста.

Во всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов валовой внутренний продукт и национальный доход. Произведенный в сфере материального производства национальный доход проходит последовательно стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет. В процессе перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.

Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.

Основными финансовыми методами перераспределения национального дохода являются:

1) Образование и использование денежных накоплений (прибыль, налог на добавленную стоимость, платежи в социальные внебюджетные фонды);

2) Организация налогов;

3) Финансирование отраслей народного хозяйства;

4) Формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.

Во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения возложенных на них функций.

В то же время, бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и в качестве важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.

Доходы бюджета - это экономические отношения между государством, с одной стороны, хозяйствующими субъектами и гражданами - с другой стороны. Одновременно с этим доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.

Бюджет активно участвует в распределении прибыли предприятий и хозяйственных организаций. Существует известная зависимость между формами и величиной изъятия в бюджет части прибыли предприятий и заинтересованностью последних в результатах работы. От того, насколько совершенны формы изъятия в бюджет части прибыли, зависит заинтересованность предприятий в лучшем использовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличении прибыли.

Через бюджеты путем бюджетного финансирования перераспределяются финансовые ресурсы между отраслями производственной сферы в целях их пропорционального развития.

Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и те экономические районы, которые требуют на данном этапе первоочередного развития, т.е. посредством бюджета производится межтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода.

Направляя через бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны.

Все это позволяет координировать экономическую жизнь государства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы в народном хозяйстве, способствует техническому прогрессу и усиливает экономический потенциал государства.

Построение бюджетной системы РФ основано на Конституции РФ и Конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (статья 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

1) Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) Бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) Местных бюджетов.

Понятие «консолидированный бюджет» было включено в Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением государственного бюджета Российской Федерации, в который входили все звенья бюджетной системы России.

2.2 Налоги

Налоги, являются главным инструментом перераспределения доходов и обеспечивающие мобилизацию финансовых ресурсов, они занимают центральное место в системе государственных доходов.

Без налогов государство не может существовать. Налоговые изъятия имеют твердую тенденцию к росту. При переходе оптимального налогового порога нарушается естественный воспроизводственный процесс, т.е. экономика саморазрушается.

Налоги - неотъемлемая часть общественно - хозяйственной жизни. От них в значительной мере зависит благополучие граждан, предприятий и государства в целом. Налоги исторически связаны с появлением государства и выполнением ряда общегосударственных функций. Минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборону, суд, охрану порядка и т.

Налоги нельзя сводить только к денежным отношениям. Это прежде всего совокупность финансовых отношений, складывающихся в процессе перераспределения ВВП с целью создания общегосударственного фонда для финансирования общественных нужд. Можно привести понятие налога, данное в первой части Налогового кодекса РФ: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им по праву собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств с целью финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований».

К основным элементам налогообложения относятся:

· Плательщик - физическое или юридическое лицо, выполняющее возложенные на него обязательства по уплате налога;

· Объект обложения - доход, земельная рента, имущество и т.п., облагаемые налогом;

· Единица обложения - часть объекта, принимаемая за основу при исчисления налога. В нормативных документах представляется налогооблагаемая база;

· Оклад налога - общая сумма налоговых изъятий на одного плательщика с единицы обложения за определенный период времени;

· Ставка налога - размер налога с единицы обложения. Ставка может устанавливаться в абсолютных величинах (в рублях) либо процентах;

· Налоговая льгота - уменьшение налогового бремени вплоть до нулевого. Спектр льгот довольно широк: понижение ставок, уменьшение налогооблагаемой базы за счет вывода из нее отдельных объектов, освобождения от налога отдельных категорий плательщиков, налоговые каникулы;

· Налоговая санкция - увеличение налогового бремени при установлении факта нарушения налогового законодательства.

Воздействие через налоговый механизм на процессы производства и обращения достигается путем стимулирования или сдерживания накопления капитала, расширения или уменьшения платежеспособного спроса населения.

Для каждого уровня власти определены свои источники финансирования, в том числе налоги и сборы. Соответственно уровням власти в Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов:

1) федеральные;

2) региональные (субъектов Российской Федерации);

3) местные.

Региональные и местные власти не имеют права вводить дополнительные налоги, но могут устанавливать отдельные элементы налогообложения для региональных и местных налогов.

К федеральным налогам и сборам относятся:

* налог на добавленную стоимость;

* налог на прибыль организаций;

* налог на доходы физических лиц;

* единый социальный налог (с 2010 г. заменен на страховые взносы);

* государственная пошлина (в том числе таможенная пошлина);

* сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

* водный налог;

* налог на добычу полезных ископаемых.

К региональным налогам и сборам относятся:

* налог на имущество организаций;

* транспортный налог;

* налог на игорный бизнес.

К местным налогам и сборам относится:

* земельный налог;

налог на имущество физических лиц.

Налоги и сборы могут быть классифицированы по ряду признаков. Прежде всего налоги подразделяются на прямые и косвенные. Соотношение этих групп во многом зависит от состояния экономики и проводимой налоговой политики.

Акцизы - старейшая форма косвенного налогообложения, первое упоминание о которой относится к эпохе Древнего Рима. Уже тогда существовали акцизы на соль и некоторые другие предметы массового потребления. С развитием товарно - денежных отношений акцизная форма налогообложения становится доминирующей, хотя в дальнейшем, по мере развития прямого подоходно - имущественного обложения, акцизы несколько «сдали» свои позиции. Однако и по сей день они используются в налоговых системах практически всех стран и играют заметную роль в формировании финансовых ресурсов государства.

Как следует из таблицы, в бюджетных доходах Российской Федерации превалируют налоговые доходы (более 90%). Наиболее весомыми доходами бюджета являются косвенные налоги - налог на добавленную стоимость и акцизы (более 24%). Если к ним прибавить импортные и экспортные пошлины, то их доля возрастает до 40%.

Во внешнеэкономических связях и отношениях России с другими странами мира за период перехода к рыночным отношениям произошли серьезные изменения.

В результате начавшегося перехода таможенной службы России на международные принципы осуществления таможенной политики процесс государственного таможенного регулирования и контроля постепенно смещается в сферу государственного таможенного сервиса. И этот процесс, после принятия в 2003 г. принципиально нового, прошедшего экспертизу ВТО, Таможенного кодекса РФ, набирает ускорение. В соответствие с концепцией развития таможенных органов и федеральной целевой программой строятся современные пункты пропуска на границе России, совершенствуется организационная структура таможенных учреждений, растет финансовое, материально-техническое и кадровое обеспечение их деятельности. Таможенные пошлины при экспорте используются для поддержания рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ, обеспечения условий для интеграции национальной экономики в мировую. Применение таможенных пошлин при импорте обусловлено, с одной стороны, проведением политики разумного протекционизма, а с другой - регулированием ввоза продукции, не имеющей отечественных аналогов или производящейся в недостаточном количестве для удовлетворения потребностей внутреннего рынка.

Импортные (ввозные) пошлины в России дают более скромный вклад в «корзину» государственных доходов, чем экспортные. Львиную долю всех поступлений от экспортных пошлин в России составляют вывозные таможенные пошлины на сырую нефть и природный газ.

В соответствии со ст.318 Таможенного кодекса РФ к таможенным платежам относятся:

Вывозная таможенная пошлина;

Ввозная таможенная пошлина;

НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

Акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

Таможенные сборы.

Таможенная пошлина представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе на таможенную территорию РФ и вывозе товара с данной территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Однако вопрос об экономической сущности таможенной пошлины является спорным. Многие экономисты относят ее к налоговой категории, поскольку согласно определению пошлина предполагает оказание услуги.

2.3 Государственный кредит

Как экономическая категория, государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита - и несет признаки как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов, и является вторым по величине после доходов источником формирования финансовых ресурсов государства и местных органов самоуправления.

Государственный кредит в современных условиях - это система отношений по привлечению денежных средств, в которых одной из сторон выступает государство, а другой - физические и юридические лица. Государство в большинстве случаев выступает в качестве заемщика средств, а население, предприятия, банки, фонды, а также другие государства - кредиторов. Кроме того, государство может как заемщик и кредитор выступать гарантом по обязательствам различных физических или юридических лиц.

Отличия государственного кредита от частного:

Частный кредит

Государственный кредит

1) Мобилизуется для производственных нужд

1) Мобилизуется для непроизводственных нужд

2) Мобилизуется ссудный капитал

2) Мобилизуются платежные и покупательские средства

3) Погашение производится из прибавочного продукта или стоимости, которая возникает в процессе производства

3) Погашение производится из бюджетных доходов (в основном за счет налоговых поступлений)

4) Расширяет сферу применения капитала (производственную сферу)

4) Сужает сферу применения капитала

Государственный кредит, будучи звеном финансовой системы, выполняет в общем экономическом механизме страны следующие функции.

1. Образование денежных фондов - привлечение средств с рынка ссудных капиталов в централизованные денежные фонды государства на основе принципов возвратности, срочности и платности. Иными словами, условием добровольного предоставления инвестором своих средств в распоряжение государства является обязательство заемщика вернуть к определенному моменту времени сумму заимствования с процентами. Финансирование государственного долга в современных условиях через привлечение средств инвесторов осуществляется в индустриальных странах почти исключительно рыночными методами с использованием различных финансовых инструментов. Основным таким инструментом являются государственные ценные бумаги, которые выпускаются в виде срочных долговых обязательств.

Спрос со стороны инвесторов на любые ценные бумаги, в том числе и государственные, формируется на основе следующих факторов: доходности, т.е. способности приносить доход (через проценты, дивиденды или рост курсовой стоимости); надежности, т.е. вероятности понести потери (риск невозврата денежных средств); ликвидности, т.е. возможности скорейшего для держателя получения денежных средств. Государственные бумаги привлекательны прежде всего для тех инвесторов, которые придают важное значение гарантиям сохранности капитала и готовы получать относительно невысокий, но гарантированный доход.

Наиболее распространенной формой государственных займов являются облигации. Государственная облигация представляет собой ценную бумагу, являющуюся долговым обязательством государства, которая предоставляет ее держателю право получить в определенный срок основную сумму долга и доход по нему. Номинальная цена облигации устанавливается эмитентом и выражает сумму, полученное во временное пользование и подлежащую возврату с начисленными на нее процентами в оговоренный срок.

2. Расходование денежных фондов - функция, вытекающая из необходимости возврата привлеченных средств, который осуществляет как за счет налоговых и неналоговых доходов бюджета, так и за счет механизма рефинансирования (погашения задолженности по ранее выпущенным обязательствам) с помощью средств, полученных от размещения новых обязательств.

Этими функциями не исчерпывается влияние государственного кредита на экономический механизм, роль последнего проявляется и через влияние на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру платежеспособного спроса, темпы экономического роста, объем денежной массы в обращении. В процессе перелива капитала между сферами производства и обращения государство как активный участник рынка капиталов, выступающий на нем чаще всего в качестве заемщика, оказывает существенное влияние на уровень кредитной ставки. Государственный кредит как относительно самостоятельное звено системы финансов является эффективным инструментом мобилизации свободных денежных средств финансового рынка для выполнений функций государства.

Государственный кредит на практике реализуется в форме государственных займов. Для обоснования классификации государственных займов необходимо сформулировать расширенное понятие государственного долга. Государственный долг - это долговые обязательства государства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, возникающие из государственных займов, договоров, и соглашений о предоставлении бюджетных кредитов и ссуд, пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет, принятых на себя государством гарантий по обстоятельствам третьих лиц, других обязательств, а также принятых на себя государством обязательств третьих лиц.

3. Внебюджетные системы перераспределения финансовых ресурсов

3.1 Социальные внебюджетные фонды

бюджет кредит налог финансы

Финансовая система как совокупность специальных институтов, призванных наиболее эффективно перераспределять ограниченные финансовые ресурсы экономики, включает подсистему государственного перераспределения в рамках бюджетной системы, государственных внебюджетных фондов, а также достаточно сложную подсистему финансовых посредников, обеспечивающих перераспределение финансовых ресурсов на рыночных условиях. К ним относятся коммерческие банки, рынок ценных бумаг, страхование.

Внебюджетные фонды социальной направленности примыкают к системе государственных финансов, так как их деятельность регламентируется положениями федеральных законов, порядок распределения и исполнения их бюджетов законодательно определяет государство, а формирование фондов тесно корреспондирует с бюджетным процессом.

В состав государственных социальных внебюджетных фондов РФ в настоящее время входят:

· Пенсионный фонд РФ (ПФР)

· Фонд социального страхования РФ (ФСС)

· Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС).

Социальные внебюджетные фонды - самостоятельные финансово - кредитные учреждения. Однако эта самостоятельность существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций.

Внебюджетные социальные фонды организуют процессы мобилизации и использования средств в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

Пенсионный фонд РФ введен в действие с 1 января 1992 года постановлением Верховного Совета РФ. Это самый крупный из внебюджетных социальных фондов. Бюджет ПФР второй по величине после федерального. Важнейшие задачи ПФР как самостоятельного финансово - кредитного учреждения - аккумуляция страховых взносов и расходование его средств в соответствии с действующим законодательством.

Показатели бюджета Пенсионного фонда, млрд. руб.

Показатель

Утверждено

Исполнено

Утверждено

Исполнено

Утверждено

Исполнено

Утверждено

Исполнено

Утверждено

Исполнено

Утверждено

Исполнено

Утверждено

Исполнено

Доходы бюджета Пенсионного фонда, всего

Расходы бюджета Пенсионного фонда, всего

Величина дефицита профицита бюджета Пенсионного фонда

В составе бюджета Пенсионного фонда РФ отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда РФ, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.

Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является материальное обеспечение граждан, не участвующих в трудовом процессе по независящим от них обстоятельствам.

Страхователями в данной системе могут являться организации либо граждане, обязанные в соответствии с законом уплачивать страховые взносы. В отдельных случаях страхователями выступают органы местного самоуправления. Страхователь считается вступившим в отношения по данному виду страхования с момента заключения с сотрудником соответствующего договора.

Роль страховщиков выполняют некоммерческие организации, специально созданные для реализации прав лиц, застрахованных по системе обязательного социального страхования. У страховщика отношения по данному виду страхования считаются наступившими с момента регистрации страхователя.

Застрахованными лицами могут быть граждане России, иностранцы, работающие по трудовому договору; индивидуальные предприниматели и другие, предусмотренные законодательством, категории лиц. У застрахованных лиц отношения по данному виду страхования возникают с того самого момента, как договор с работодателем оказывается ими подписан. В случаях, когда застрахованным лицом является частный предприниматель, отношения по данному виду страхования возникают с момента уплаты им страховых взносов.

Застрахованные лица получают от государства помощь в довольно многих жизненных ситуациях. К ним можно отнести беременность, роды и период ухода за маленьким ребенком; временную нетрудоспособность. Обязательное социальное страхование предусматривает также помощь в случаях потери кормильца, наступления инвалидности, профессионального заболевания, травмы на производстве, прихода старости и смерти застрахованного лица, а также иждивенцев, находящихся у него на содержании. На поддержку системы могут рассчитывать также граждане, волею судеб оказавшиеся безработными и вставшие по этому поводу на специальный учет.

Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях и других хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образуются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и трудового коллектива или избираются уполномоченные по социальному страхованию.

Финансовые ресурсы, предназначенные для обязательного медицинского страхования, направляются в федеральный и территориальные внебюджетные фонды обязательного медицинского страхования, которые были созданы для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ формируется за счет:

· Отчислений от единого социального налога;

· Отчислений от единого налога по упрощенной системе налообложения;

· Отчислений от сельхозналога;

· Отчислений от единого налога на вмененный доход;

· Добровольных взносов юридических и физических лиц;

· Доходов от использования временно свободных финансовых средств фондов;

3.2 Кредит и банки

Кредит возникает из функции денег как средства платежа при продаже товара не за наличные деньги, а с рассрочкой платежа, что обусловлено не бедностью покупателя, а особенностью процесса производства. Поэтому кредит появляется не в сфере производства, а в сфере обращения.

Экономическую основу, на которой развиваются кредитные отношения, составляет кругооборот средств (капитала). Процесс движения капитала создает объективную необходимость рождения кредита.

Исторически раньше возникает коммерческий кредит , так как он появляется непосредственно в результате процесса производства и реализации товаров. Объект кредитной сделки - товарный капитал. Современный коммерческий кредит - это кредит, предоставляемый в товарной форме, организациями друг другу в виде отсрочки платежа за проданные товары или предоставленные услуги. Цель применения коммерческого кредита - ускорить реализацию товаров.

Кредиторами и заемщиками могут быть физические лица, организации, государства, международные организации. Объектом кредитных отношений является ссуженная стоимость (ссудный капитал).

Ссудный капитал - денежный капитал, предоставляемый в ссуду его собственником на условиях возврата и приносящий доход в виде процента.

Банковский кредит - основная форма кредита в рыночной экономике. При банковском кредите владельцы свободных денежных средств предоставляют их в ссуду заемщикам через посредство банков. Выступая в денежной форме, банковский кредит преодолевает ограниченность коммерческого кредита по многим параметрам: размерам, времени, направлению. Благодаря этому, заемщики могут получать практически любые суммы, на любые сроки кредитных сделок. Банки выполняют функцию аккумуляции и мобилизации денежного капитала. Временно свободные денежные средства (сбережения) юридических и физических лиц сами по себе не являются капиталом. Будучи сбережениями для будущих расходов в течении короткого или длительного периода, они могут превращаться в мертвые сокровища. Банки собирают эти денежные сбережения в виде вкладов, в результате чего они превращаются в ссудный капитал. Сосредоточенные в банке денежные средства, с одной стороны, становятся источником для проведения ссудных операций: банки предоставляют их организациям, которым необходимы средства для развития. С другой стороны, аккумулированные банком средства приносят владельцу банка доход в виде процентов. В то же время банк уплачивает проценты по вкладам, т.е. временно свободным денежным средствам, аккумулируемым на счетах банка. Разница между процентом за кредит и процентом по вкладам образует банковскую прибыль.

Особыми функциями банка являются организация выпуска и размещения ценных бумаг и эмиссионно - учредительская функция. Банк осуществляет посредничество в операциях с ценными бумагами. Коммерческие банки могут приобретать ценные бумаги как за свой счет, так и по поручению клиента. Организуя выпуск ценных бумаг, акций, облигаций предприятий, банки тем самым направляют сбережения своих клиентов на производственные цели, способствуют трансформации сбережений в инвестиции. В свою очередь рынок ценных бумаг дополняется системой кредита, взаимодействует с ней.

3.3 Рынок ценных бумаг

Одним из элементов внебюджетной системы перераспределения финансовых ресурсов является рынок ценных бумаг (РЦБ).

На рынке ценных бумаг происходит привлечение денежных средств из различных источников и их вложение в различные виды реального капитала. Привлечение денежных средств может осуществляться за счет внутренних и внешних источников. К внутренним источникам обычно относятся амортизационные отчисления и прибыль. Основными внешними источниками являются банковские ссуды и средства, полученные от выпуска ценных бумаг.

Важнейшие функции РЦБ:

· Инвестиционная, состоящая в аккумуляции сбережений, находящихся у различных экономических субъектов, и перераспределении их в виде инвестиций в наиболее эффективные отрасли экономики;

· Информационная, которая проявляется в двух аспектах. Первый - РЦБ представляет собой рыночный механизм ценообразования на собственность в виде бизнеса, рыночные курсы ценных бумаг служат индикатором стоимости бизнеса. Второй - состояние РЦБ коррелирует с уровнем деловой активности в экономике и в свою очередь на него воздействует.

· Перераспределения рисков, которую выполняет срочный сегмент РЦБ, представленный форвардными, фьючерсными, опционными и своп - контрактами, используемыми для снижения неопределенности будущих цен на финансовые активы.

К функциям РЦБ также относят и перераспределение собственности, изменение формы собственности, повышение ликвидности долга, регулирование денежно - кредитной сферы и т.д.

К основным видам ценных бумаг относятся акции, векселя, сертификаты, чеки и др.

1. Акция - это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права держателя на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

2. Облигация - это ценная бумага, удостоверяющая внесение ее владельцем денежных средств и подтверждающая обязательство возместить ему ее номинальную стоимость в предусмотренный срок, с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска). Облигации всех видов могут распространяться среди предприятий граждан только на добровольной основе.

3. Важной ценной бумагой является вексель. В настоящее время финансовые рынки оперируют с двумя основными видами векселей: простыми и переводными. Простой вексель (соло - вексель) представляет собой установленной формы безусловное долговое обязательство векселедателя уплатить определенную денежную сумму кредитору (векселедержателю) в определенный срок и в определенном месте. Переводной вексель (тратта) представляет собой письменный приказ векселедателя (трассанта) плательщику (трассату) об уплате последним определенной денежной суммы третьему лицу.

4. Депозитные и сберегательные сертификаты представляют собой письменное свидетельство банка - эмитента о вкладе денежных средств, удостоверяющее право вкладчика (бенефициара) или его правопреемника на получение по истечении установленного срока суммы депозита (вклада) и процентов по нему. Эмитентами депозитных и сберегательных сертификатов могут быть только банки.

5. Чек - это ценная бумага, содержащая письменное требование чекодателя плательщику уплатить чекодержателю указанную в ней сумму. Чеки всегда пишутся на бланках, заготавливаемых банками.

Также есть производные ценные бумаги:

варрант - дополнительное свидетельство, выдаваемое вместе с ценной бумагой и дающее владельцу ценной бумаги право на специальные льготы по истечении определенного срока (например, на приобретение новых ценных бумаг).

Депозитарная расписка - это свободно обращающаяся ценная бумага, выпущенная на акции иностранной компании, депонированные в депозитарном банке.

Фьючерс - документ, подтверждающий твердо купить или продать ценные бумаги по истечении определенного срока по заранее оговоренной цене.

Опцион - двусторонний договор о передаче права на покупку (продажу) ценных бумаг по заранее фиксированной цене в определенное время.

Важное место на рынке занимают государственные ценные бумаги (ГЦБ) - долговые ценные бумаги, которые имитирует государство. По своей экономической сути все виды ГЦБ относятся к долговым. На практике каждая самостоятельная бумага получает собственное название, позволяющее отличать ее от других видов: облигации, казначейский вексель, сертификат и др.

Фондовая биржа - по законодательству РФ организация, исключительным предметом деятельности которой является обеспечение необходимых условий для нормального обращения ценных бумаг, определение их рыночных цен (т.е. цен, отражающих равновесие между спросом и предложением на ценные бумаги) и надлежащее распространение информации о них, поддержание высокого уровня профессионализма участников рынка ценных бумаг. Биржа создается в форме акционерного общества закрытого типа и должна иметь не менее трех членов. Основные функции фондовой биржи: мобилизация временно свободных денежных средств через продажу ценных бумаг; установление рыночной стоимости ценных бумаг; перелив капитала между компаниями, отраслями и сферами.

Сейчас в России насчитывается 10 фондовых бирж. Однако реальные торги ценными бумагами происходят только на 4 биржах:

· Московская Биржа (ранее до 2012 года -- ММВБ-РТС),

· Уральская региональная валютная Биржа (Екатеринбург),

· Санкт-Петербургская валютная Биржа (СПВБ),

· Фондовая Биржа Санкт - Петербург (ФБ СПБ).

Наиболее крупной фондовой биржей в России является ОАО Московская Биржа.

Заключение

В рыночной экономике важнейшим показателем благосостояния государства, предпринимателей, всего населения страны является устойчивость финансов и денежного обращения. Финансовые результаты - конечный результат деятельности миллионов людей.

Функционирование финансовых рынков имеет огромное хозяйственное значение. Благодаря им становится возможным инвестировать денежные средства в производство, что позволяет увеличивать производственные мощности страны, накапливать ресурсный потенциал. С помощью финансового рынка обеспечивается развитие предприятий, отраслей, с целью получения инвесторами максимальной прибыли. Перелив капиталов на финансовых рынках способствует ускорению НТП, быстрейшему внедрению научно-технических достижений. Все это содействует наиболее быстрому движению и эффективному использованию финансовых ресурсов. На финансовом рынке изыскиваются свободные денежные средства для покрытия растущих государственных расходов.

Кредитная система аккумулирует все денежные накопления, и при недостатке собственных накоплений индивидуальный или институциональный инвестор может получить кредит в банке или инвестиционной компании на инвестиционные цели. Таким образом, существенно повышается мобильность капиталов, возрастает скорость их перемещения в сфере производства. Одновременно ускоряется и процесс выравнивания нормы прибыли в национальном масштабе.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Финансы как экономический инструмент распределения и перераспределения национального дохода. Сущность и назначение финансов, их основные функции. Характеристика финансового механизма. Фонды денежных средств. Финансовые ресурсы и финансовая система.

    реферат , добавлен 12.12.2010

    Финансовая система государства. Формы международного кредита. Роль паевых инвестиционных фондов в мировой финансовой системе. Международный рынок ценных бумаг. Сущность, принципы и основные формы кредита. Доходность и риск в инвестициях ценных бумаг.

    шпаргалка , добавлен 29.05.2008

    Понятие и функции финансового рынка, его структура и инструменты. Особенности формирования финансового рынка Кыргызской Республики. Динамика изменения объема государственных ценных бумаг. Рынок депозитов и кредитов. Перспективы развития финансового рынка.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2011

    Сущность, функции и роль финансов в производстве услуг. Финансовые инвестиции и виды ценных бумаг. Особенности учёта ценных бумаг. Понятие нераспределённого дохода и непокрытого убытка. Классификация финансовых вложений. Основные признаки финансов.

    контрольная работа , добавлен 11.07.2010

    Понятие о рынке ценных бумаг. Место рынка ценных бумаг. Функции ценных бумаг. Составные части рынка ценных бумаг и его участники. Эволюция российского рынка ценных бумаг. Тенденции развития рынка ценных бумаг. Основные проблемы.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2006

    Государственные финансы, их место и роль в рыночной экономике. Классификация и особенности финансовых ресурсов страны. Понятие и сущность государственного бюджета как основного ресурса финансовых отношений. Основные элементы государственного кредита.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2009

    Характеристика сущности и функций финансов. Способы организации денежного оборота. Рынок капитала, налоги, кредит, как инструменты перераспределения доходов и обеспечивающие мобилизацию финансовых ресурсов. Мероприятия по увеличению финансовых ресурсов.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2011

    Разработка мероприятий по формированию финансовых ресурсов ООО "Глазовский" с помощью рынка ценных бумаг. Организационно-экономическая характеристика предприятия. Система организации и структура рынка ценных бумаг, его место в системе рыночных отношений.

    дипломная работа , добавлен 21.07.2010

    Понятие рынка ценных бумаг: виды, составные части, общерыночные и специфические функции. Классификация рынков ценных бумаг. Спрос, предложение и уравновешивающие их цены на РЦБ. Основные принципы процесса государственного регулирования рынка ценных бумаг.

    контрольная работа , добавлен 11.01.2015

    Раскрытие экономической сущности и изучение организационной структуры рынка ценных бумаг России, его место в системе рынков. Направления государственного регулирования рынка ценных бумаг в РФ. Реформирование и перспективы развития фондового рынка РФ.

Различают два понятия кредитной системы:

    совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования;

    совокупность кредитно-финансовых учреждений, создающих, аккумулирующих и предоставляющих денежные средства.

В начале своего развития кредитная система была представлена только банками, зачатки которых появились в рабовладельческом обществе, где функции хранения денег выполняли храмы, а обмена - меняльные конторы. Учреждения, имеющие некоторые черты банков, появились в средние века в городах Италии, а затем в торговых центрах Нидерландов и Германии. Возникновение большинства небанковских кредитно-финансовых учреждений относится к более позднему периоду, широкое их развитие происходит уже в настоящее время.

Кредитная система как совокупность кредитно-финансовых учреждений аккумулирует свободные денежные средства, доходы и сбережения различных классов общества и предоставляет их в ссуду предприятия, правительству и частным лицам.

Кредитом называется система денежных отношений, посредством которых осуществляется мобилизация временно свободных денежных средств хозяйств, бюджета и населения и использование их на условиях возврата и срочности для расширенного воспроизводства. Необходимость кредита обусловлена закономерностями кругооборота товарных ресурсов и денежных средств в процессе общественного воспроизводства, рациональным использованием ресурсов, несоответствием между наличными денежными средствами на предприятиях в данный момент и их потребностями.

Как экономическая категория кредит выражает отношения между обществом, трудовыми коллективами и работниками, складывающиеся при формировании и использовании ссудного фонда, т.е. при аккумуляции и передаче средств во временное пользование на условия срочности, возврата и уплаты процента. Эти отношения включают отношения банков с государством, предприятиями, трудящимися, другими странами.

В кредитные отношения вступают кредитор и заемщик. В дословном переводе кредит означает «доверие». В практике кредитных отношений доверие (в экономическом смысле) играет важную роль. Кредитор, предоставляя кредит, руководствуется экономическим расчетом, на основе которого определяется доверие его к клиенту - возможность возврата им в обусловленный срок выданной ссуды. Цель кредита - извлечение дохода. Кредитор надеется получить процент на свой капитал, учитывая степень риска, т.е. возможность неуплаты заемщиком суммы долга и процентов по нему. Заемщик надеется на то, что в результате использования заемных средств он сможет извлечь доход, который будет достаточен для уплаты процента кредитору и извлечения определенного дохода для себя. Источниками кредита являются временно свободные средства предприятий, учреждений, организаций; сбережения трудящихся; денежные средства государственного бюджета в результате несовпадения сроков их поступления и использования.

На каких принципах осуществляется кредитование? Кредит носит прямой и целевой характер; выдается на определенный срок, по истечении которого он должен быть возвращен; должен соответствовать реальным затратам; он носит платный характер (уплата процента); подход к кредитованию дифференцирован.

Сущность кредита выражается в выполняемых им функциях:

    обеспечении кредитной системы необходимыми для кредитования денежными средствами;

    перераспределении временно свободных денежных средств путем кредитования;

    замещении денег в обращении;

    контроле рублем в процессе кредитования.

Первая функция связана, прежде всего, с наиболее полной мобилизацией временно свободных денежных средств. В этих целях предприятия и организации хранят свои денежные средства в банках. Для хранения средств населения используется широкая сеть сберегательных и коммерческих банков. Кроме того, банки имеют собственные средства для кредитования. Банки планируют ссудный капитал, проводят мероприятия по привлечению свободных денежных средств.

Вторая функция кредита заключается в том, что перераспределение средств, как и их мобилизация, осуществляется в плановом порядке. В процессе перераспределения с помощью кредита происходит частичное формирование, как основных фондов, так и оборотных средств предприятий. Учитывая длительность их кругооборота, источником формирования основных фондов является долгосрочный кредит, а оборотных средств - краткосрочный.

Третья функция характерна тем, что в процессе сосредоточения средств предприятий в банке расчеты между ними осуществляются не наличными деньгами, а безналичным путем с помощью кредитных операций, что вызывает экономию денежных знаков и увеличивает кредитные ресурсы банков.

Четвертая функция проявляется в том, что в процессе кредитования предприятия улучшают свои конечные результаты. Кредит выдается в соответствии с реальной потребностью.

Кредит играет важную роль в развитии рыночной экономики.

    С помощью кредита достигается мобилизация временно свободных денежных средств и на этой основе обеспеченность предприятий денежными средствами. Происходит оптимальное сочетание в их обороте собственных и заемных средств и в результате их более эффективное использование.

    Использование кредита предприятиями улучшает их конечные результаты.

    Кредит ускоряет кругооборот средств и материальных ценностей, сокращает процесс реализации продукции.

    Кредит способствует ускорению научно-технического прогресса, быстрому внедрению его результатов в производство.

    С помощью кредита перераспределяются денежные средства между регионами, Отраслями, предприятиями.

    Кредит способствует решению социальных задач развития общества путем обеспечения своевременности выплаты заработной платы, участия в источниках средств на строительство жилых и культурно-бытовых объектов.

    С помощью кредита регулируется денежное обращение, причем как налично-денежного, так и безналичного оборота, что вызывает экономию денежных средств.

Роль кредита повышается при совершенствовании кредитного механизма, т.е. системы управления кредитом, связанной с организацией взаимодействия кредитных отношений.

С помощью кредитного механизма реализуются функции кредита. На первом месте здесь стоит механизм организации кредита, включающий принципы кредитования, принципы и порядок планирования кредита, процентную политику, оптимизацию издержек банков. Механизм выдачи и погашения кредита включает принципы и границы краткосрочного и долгосрочного кредитования, порядок выдачи отдельных видов ссуд, использование предприятиями кредита, погашение отдельных видов кредита.

Кредит выступает в двух основных формах: коммерческой и банковской. Они отличаются друг от друга составом участников, объектами ссуд, размером процента, сферой применения.

Коммерческий кредит имеет место при продаже товара с отсрочкой платежа. Его объектом являются средства в товарной форме. Цель такого кредита состоит в ускорении реализации товаров. Кредитным документом при осуществлении сделки в форме коммерческого кредита выступает вексель, т.е. письменное долговое обязательство, составленное по установленной законом форме. Он предоставляет владельцу (векселедержателю) бесспорное право по истечении срока требовать от должника (векселедателя) указанную в векселе сумму.

В практике расчетов имеет место учет векселей, суть которого состоит в том, что держатель векселя может до наступления срока платежа предъявить его в банк и получить обозначенную в векселе сумму за вычетом учетного процента.

Банковский кредит предоставляется банками предпринимателям и другим заемщикам в форме денежных ссуд. Объект банковского кредита - денежные средства. Их передача отделена от акта купли-продажи. Заемщиками могут выступать физические и юридические лица: предприниматели, государство, граждане. Кредитором является банк. Банковский кредит более эластичен, чем коммерческий, так как он не ограничен суммами кредитных сделок, их направлением и сроками. Этот кредит обслуживает не только обращение товаров, но и процесс производства. Использование в обращении банковского векселя вместо коммерческого расширяет масштабы вексельного оборота, делает кредит обеспеченным, так как банкам предоставляют гарантии кредитоспособности заемщиков. Кредитные сделки, как правило, осуществляются в письменной форме и сопровождаются передачей кредитору со стороны должника особых обязательств, которые представляют собой кредитные документы. К последним относятся векселя, банкноты, чеки, купоны, кредитные карточки, закладные листы ипотечных банков, акции, облигации.

При переходе к рыночным отношениям получают свое развитие все другие формы кредита. Кредит ипотечный - предоставление денежных ссуд под залог недвижимости (земель, строений и т.д.).

Государственный кредит - это когда заемщиком выступает государство, а кредитором - физические и юридические лица. Он включает в себя размещение среди населения государственных выигрышных облигационных займов с увеличенным процентом дохода, государственные казначейские обязательства, целевые займы под обеспечение их товарами народного потребления и др.

Расширяется потребительский кредит, т.е. предоставление ссуд гражданам банками и другими организациями на затраты на строительство жилья, приобретение и строительство садовых домиков, благоустройство садовых участков, при рассрочке платежей за товары и т.д.

Внутриведомственный кредит выступает в виде ссуд, предоставляемых предприятиям (объединениям, организациям) из резерва министерств и ведомств для оказания финансовой помощи.

Международный кредит связан с осуществлением экономических отношений между государствами. При этом любое государство может выступать как кредитором, так и заемщиком. -

Перспективным во взаимоотношениях с развитыми странами является кредит на компенсационной основе, суть которого заключается в погашении задолженности не деньгами (валютой), а поставкой продукции предприятий, сооруженных за счет полученных ссуд.

Банки - учреждения, аккумулирующие денежные средства и накопления, предоставляющие кредит, осуществляющие денежные расчеты, учет векселей, эмиссию денег и ценных бумаг, операции с золотом, иностранной валютой и выполняющие другие функции,

Первый банк современного типа возник в начале XV в. в Генуе. Это был банк Святого Георгия. В XVI-ХVII вв. купеческие гильдии северо-итальянских и ряда немецких городов создают специальные жиробанки, которые осуществляли безналичные расчеты между своими постоянными клиентами. Современные банки составляют неотъемлемую черту денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Сфера деятельности банков не имеет границ, они обладают колоссальной денежной мощью, значительным денежным капиталом, имеют огромную власть во всем мире.

Начав с обмена денег разных стран, хранения сбережений и предоставления ссуд, банки постепенно расширяли круг своих услуг, помогая прежде всего развитию торговли. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они организуют денежный оборот и кредитные отношения, осуществляют финансирование народного хозяйства, страховые операции, куплю-продажу ценных бумаг, а в некоторых случаях - посреднические операции и управление имуществом.

Современные кредитно-банковские системы имеют сложную многозвенную структуру. Если в основу классификации положить характер услуг, которые учреждения финансового сектора предоставляют своим клиентам, то можно выделить три важнейших элемента современной банковской системы:

    центральный (эмиссионный) банк;

    коммерческие банки;

    специализированные банковские учреждения.

Центральный банк - это «банк банков». Он не ведет операций с деловыми фирмами или населением. Его клиентура - коммерческие банки и другие кредитные учреждения, а также правительственные организации, которым он предоставляет разнообразные услуги. Коммерческие банки играют роль базового звена кредитной системы страны и проводят широкий круг операций: обслуживают фирмы, предприятия, население; принимают и оплачивают банковские чеки; предоставляют кредиты.

Различные вспомогательные функции выполняют многочисленные специальные кредитно-финансовые институты: инвестиционные, страховые компании, доверительные трест фонды, финансовые корпорации, фондовые биржи и т.д. Их деятельность, дополняя операции коммерческих банков, распространяется на такие сферы кредитования, которые являются невыгодными или рискованными для частных банков (сельское хозяйство, жилищное строительство, мелкое предпринимательство, внешняя торговля).

Кредитная система включает также небанковские учреждения (страховые, финансовые, инвестиционные компании, пенсионные фонды), которые осуществляют банковские операции, связанные, с финансированием фирм, предоставлением долгосрочных кредитов предприятиям.

Особое место в кредитной системе занимают фондовые биржи, главной целью которых является обеспечение эффективного рынка для продажи и покупки ценных бумаг, создание капитала для промышленности.

По хозяйственному признаку банки можно классифицировать на промышленные, торговые, сельскохозяйственные (с разнообразной комбинацией отраслей), внешнеторговые. По характеру собственности банки могут быть: государственными, акционерными, кооперативными, частными, муниципальными, смешанными. По территориальному признаку банки делятся на местные (региональные) и обслуживающие потребности ряда регионов, страны в целом, международные. Разумеется, на практике трудно встретить тот или иной банк в чистом виде.

В современном денежном хозяйстве скорее можно найти комбинацию выполняемых банком операций при сохранении, однако, главного направления их деятельности, что собственно, и позволяет выделить отдельные типы.

Банки специального назначения представляют собой специализированные кредитные учреждения различных типов, например: ипотечные банки, которые специализируются на выдаче ссуд под залог недвижимости; банки потребительского кредита, функционирующие в основном за счет кредитов, получаемых в коммерческих банках, и выдачи краткосрочных и среднесрочных ссуд на приобретение товаров длительного пользования и т.д. Банки инновационные специализируются на финансировании и кредитовании инновационных проектов, т.е. различных научно-технических новшеств, разработок, начиная от проектирования, создания опытного образца до массового внедрения.

Сберегательные банки работают с индивидуальными клиентами (в этом их главная особенность). Такие банки доступны каждому, минимальная сумма вклада небольшая.

Банки выполняют различные функции: аккумуляцию временно свободных денежных средств; краткосрочное кредитование для формирования оборотных средств; финансирование и кредитование капитальных вложений, связанных со строительством, технической реконструкцией, расширением действующих предприятий; организацию и осуществление безналичных расчетов; организацию денежного обращения в стране и выполнение кассовых операций (прерогатива Центрального банка страны); осуществление валютных и кредитных операций между предприятиями внутри страны и за ее пределами.

Центральный банк, как уже подчеркивалось, является «банком банков», его роль и ответственность в кредитно-банковской системе весьма высока. Он берет на себя исключительное право выпуска наличных денег и контроль над кредитной эмиссией. Он обеспечивает устойчивость общей денежной единицы; проводит единую государственную политику в области кредита, денежного обращения, расчетов и валютных отношений; защищает интересы кредиторов и вкладчиков банков на основе определения общих для всех республик правил регулирования деятельности коммерческих банков и контроля за их соблюдением; содействует развитию экономики, созданию единого рынка и его интеграции в мировую экономику.

Центральный банк осуществляет обслуживание государственного долга, операции с ценными бумагами и свободно конвертируемой валютой. В его компетенции находится регулирование деятельности коммерческих банков.

Общая концепция регулирования деятельности этих банков в условиях инфляции состоит в том, чтобы уменьшить массу денег, в обращении и укрепить стимулы эффективного использования кредитных ресурсов. При этом он использует следующие механизмы.

    Изменение объемов кредитов коммерческих банков, кредитуя их по межбанковскому многоцелевому кредиту. Функция последнего - укрепление коммерческих банков и регулирование общей величины кредитных ресурсов и денежных средств в наличных и безналичных расчетах. Кроме того, процентная ставка по кредитам центрального банка влияет на ставку коммерческих банков и повышает требования эффективности использования заемных средств.

    Покупку и продажу ценных бумаг и иностранной валюты. Через эти операции на открытом рынке также регулируется денежная масса в обращении. Для насыщения банковской системы резервами центральный банк покупает казначейские билеты.

    Изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков, которые обязательно находятся на счетах в центральном банке. Их назначение - создать для клиентов коммерческих банков гарантии обеспечения возвратности их вкладов, а главное - регулировать размер кредитных ресурсов. Норма обязательных резервов в нашей стране ужесточается. Увеличение резервных ресурсов на 1 % ведет к уменьшению кредитных ресурсов на 4 %. В свою очередь, уменьшение кредитных ресурсов вызывает цепную реакцию - увеличивается процентная ставка по кредиту, ослабляется инвестиционная политика, что ведет к спаду производства и росту безработицы.

    Установление предельной маржи (разницы между тем, что банк получает по ссудам и платит по депозитам).

Центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков и по другим каналам: устанавливает размер уставного капитала, соотношение собственных ресурсов банков и его активов; ограничивает объем кредитных вложений банков; определяет предельные ставки по активным и пассивным операциям.

Вся многообразная деятельность банков находит концентрированное отражение в двух важнейших финансовых документах - балансе и счете прибылей и убытков. Баланс показывает активы, пассивы и чистую стоимость. Активы - это то, чем банк владеет, а пассивы - это обязательства и долги. Чистая стоимость (собственный капитал) представляет собой разницу между активами и пассивами. Пассивные операции - это операции по мобилизации средств (привлечение кредитов, вкладов, получение кредитов от других банков). Средства, получаемые таким образом, являются основой непосредственной деятельности банков. Активные операции банков - это операции по выдаче (размещению) кредитов, которые по срокам различаются на краткосрочные (менее года), среднесрочные - от 1 до 6-8 лет и долгосрочные, выдаваемые под (залог недвижимости. Разность между процентами по активным и. пассивным операциям образует прибыль банка.

Мобилизационная экономика: кого, как и на что мобилизуем?

То там, то тут слышно выражение «мобилизационная экономика» – и не в ругательном, и не в историческом смысле, а в самом что ни на есть актуальном. Как вполне возможное и почти что желательное будущее. В общем, на угрозу мы отвечаем угрозой мобилизационной экономики. Такой вот «наш ответ Чемберлену».

Что это такое – мобилизационная экономика?

По-видимому, экономика дружного труда на общее благо в целях создания самодостаточного народного хозяйства перед лицом внешних угроз. А как всё это будет выглядеть – тут ясности нет. Что это: вторая серия социализма? Многие уже о национализации добывающих отраслей возмечтались… Это было бы довольно логично. А как же продолжающаяся приватизация – с нею как? Мобилизационная экономика не представима без народнохозяйственного плана – а кто будет планировать? И как? Какое место займёт в этой картине мелкий и средний ? Будет ли государство действовать прямо в первом лице? Возможна ли сегодня мобилизационная экономика и как она может выглядеть? В первую очередь, что это такое?

Необходимое, но не достаточное

Говорят, это экономика войны или подготовки к ней. Это частый, но всё-таки частный случай. Мобилизационная экономика – это экономика достижения цели . И соответственно, концентрации ресурсов на этой цели. Часто этой целью является подготовка к большой войне, быстрый технологический рывок. Так было у нас в 30-е годы, когда была поставлена задача форсированной индустриализации. Если у нас сегодня ставится задача новой индустриализации – без мобилизационной экономики не обойтись. Рыночными средствами, монетаристскими приёмчиками, вроде субсидированного кредита на развитие того и этого, а также ходом вещей, участием иностранных инвесторов – на что там ещё принято у нас возлагаться? – так вот всеми этими мерами никакой новой индустриализации добиться нельзя .

Ходом вещей и невидимой рукой рынка производится только разруха и превращение страны в сырьевой придаток передовых экономик. Сто лет назад шла именно по этой дороге – по дороге сырьевого придатка. Собственно, социализм когда-то и строился именно как способ избежать роли капиталистической периферии и встать на дорогу самостоятельного развития. Это следует вполне уяснить: советская политическая и хозяйственная система была заточена, что называется, «под задачу», и задачу свою выполнила. Другое дело, что систему своевременно не озаботились модернизировать и настроить на новые задачи – оттого она и рухнула. Мобилизационная экономика – это всегда экономика задачи.

Какая у нас сегодня задача ? Сегодня, а также вчера, позавчера, завтра и послезавтра задача у России одна – выстоять в глобальном, геополитическом, а оттого вечном противостоянии с Западом. Нынешний этап противостояния – это борьба за скудеющие ресурсы нашего шарика. Ну и за наш ёмкий рынок, который мы в ходе «перестройки и ускорения» за так отдали глобальным конкурентам.

Противостояние , понятно, бывает мирное и немирное. Немирное – вот оно, уже на наших границах. Так что – в самом широком смысле слова – нынче очень кстати. Более того, она неизбежна, если хотим сохраниться в качестве самостоятельного народа. Поскольку глобальная задачи у нас традиционная – выстоять – и средства её достижения известные: строительство самостоятельной промышленности, военной в первую очередь, независимого сельского хозяйства – для народного прокорма. Что для этого надо – сегодня широко обсуждается.

В первую очередь нужно создать необходимые условия. Какие они? Собственно, они всем известны, но сделать неимоверно трудно. Всё трудно: вернуть крупные предприятия на родину из офшоров, восстановить монополию внешней торговли и прекратить свободное гуляние денег через границу. Заставить богатых платить больше , чем бедных, и при этом не увиливать, в чём граждане у нас поднаторели. Перенести акцент в налогообложении на видимые объекты, которые трудно спрятать – недвижимость в первую очередь, ну и роскошь разного рода.

Все эти меры сами по себе – трудны. Но хуже другое: они – лишь необходимое, но не достаточное условие мобилизационной экономики. Без этих мер – не обойтись, но это ещё далеко не сама мобилизационная экономика. И не новая индустриализация. Всё это ещё построить надо.

Откуда взять деньги?

Пару лет назад в журнале «Однако» было опубликован ценнейший материал, прошедший незаметно – интервью Григория Ханина про современное экономическое положение. Когда-то, бесконечно давно, в 1987, в Перестройку Ханин в одночасье стал бешено популярным, благодаря совместной с журналистом Селюниным статье «Лукавая цифра» , напечатанной в «Новом мире»: там исследовалась советская экономика не в стоимостных, а в натуральных показателях: тонны зерна, угля, метры ткани, киловатты энергии, штуки тракторов и комбайнов. Прошло больше двадцати лет, а старый экономист делает ровно то же самое: он изобличает лукавые цифры и изучает российскую экономику, как она есть. Меня всегда завораживали люди, которые десятилетиями честно исполняют свой долг, не суетясь и не извиваясь в духе времени. Таков, как мне кажется, экономист Ханин.

Выводы (двухлетней давности) такие.

П.Дорохин призвал Президента РФ перейти на мобилизационные формы развития экономики

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех интересующихся. Все Конференции транслируются на Интернет-Радио «Возрождение» …

    Мобилизационная экономика это экономика, ресурсы которой сосредоточены и используются для противодействия угрозам существования страны как целостной системы. Содержание 1 Варианты определения 2 История понятия … Википедия

    Мобилизационная экономика - см. Система централизованного планирования и управления экономикой …

    Магистраль Мажоритарный акционер (Majority shareholder) Мажоритарная доля собственности (majority interest) Мажоритарный контроль (majority control) … Экономико-математический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Военное дело (значения). Трактат Сунь цзы, « … Википедия

    Запрос «ВС России» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Вооружённые Силы Российской Федерации ВС России … Википедия

    Дмитрий Анатольевич Медведев Президент Российской Федерации и Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами Российской Федерации (2008 2012). 2 марта 2008 года победил на Президентских выборах 2008 года с результатом 70,28 % голосов … Википедия

    Факультет управления и информационных технологий Санкт Петербургский государственный политехнический университет … Википедия

    Военно промышленные комитеты, (ВПК) организации российских предпринимателей, созданные с целью мобилизации промышленности для военных нужд, работавшие во время первой мировой войны. Содержание 1 Организация 2 Деятельность … Википедия

    Постоянный нейтралитет Швейцарии возник в результате подписания четырёх международно правовых актов: Акта Венского Конгресса от 8(20) марта 1815 года, Приложения к Акту Венского Конгресса № 90 от 8(20) марта 1815 г., Декларации держав о … Википедия

    Стратегия государства стратегия, определяющая направленность изменений баланса сил социальных слоев на определенном этапе исторического развития. Исходя из стратегических задач, государство поддерживает общественный порядок, регламентирует… … Википедия

Книги

  • , Максим Калашников , Максим Калашников один из самых востребованных публицистов современной России. Его произведения отличаются яркостью и глубиной, в них много фактического материала, который отсутствует в… Категория: Экономика Серия: Битва за Россию Издатель: Алгоритм ,
  • Мобилизационная экономика. Может ли Россия обойтись без Запада? , Максим Калашников , Максим Калашников – один из самых востребованных публицистов современной России. Его произведения отличаются яркостью и глубиной, в них много фактического материала, который отсутствует в… Категория: