Денежно-кредитная политика. Темы планов по разделу экономика План по теме денежно кредитная политика

На основе кредитной политики планируются направления и условия кредитования, разрабатывается порядок выдачи кредитов, формируется портрет потенциального заемщика, продумывается система скидок и поощрений, порядок возврата долга, формирование процентной ставки и другие нюансы кредитования.

Задача кредитной политики — определить кому, на каких условиях и в каком порядке выдавать кредит. Политика кредитования разрабатывается как коммерческими банками, так и предприятиями.

Кредитная политика банка

Главная цель разработки кредитной политики банка — формирование надежного кредитного портфеля. Для его оптимизации нужно проанализировать состояние кредитного рынка в целом и сопоставить ее со статистикой возвратности и прибыльности кредитов, выдаваемых банком.

Руководству банка необходимо учитывать следующие факторы:

  • уровень профессиональной подготовки сотрудников;
  • размер процентных ставок;
  • портрет потенциального заемщика.
Не менее важными является внешняя ситуация на кредитном рынке. С учетом постоянной изменчивости экономической ситуации, политики основных конкурентов и законодательных ограничений на объемы кредитования, кредитная политика коммерческого банка должна корректироваться не реже одного раза в год.

Кредитная политика должна состоять из следующих элементов:

  • цели и общие положения;
  • ответственность сотрудников, занимающих определенные должности, за определенные этапы кредитования;
  • этапы кредитования от привлечения заемщиков до выдачи кредита и условий кредитного договора;
  • методы контроля исполнения кредитных договоров и управления процессом кредитования.
Положения кредитной политики должны устанавливать лимиты кредитования, определять на какой риск готов пойти банк для привлечения новых клиентов, какие направления кредитования являются приоритетными, а какие можно считать неоправданно рискованными.

Кредитная политика предприятия

Предприятия разрабатывают кредитную политику для привлечения новых клиентов с помощью удобных способов расчета. Предлагать товары и услуги в рассрочку целесообразно только если сумма дохода от сотрудничества с новыми клиентами будет превышать расходы на обслуживание дебиторской задолженности. Кредитная политика помогает регулировать этот вопрос. Здесь предусматривается единая для всех менеджеров стратегия работы с клиентами:
  • когда можно сделать скидку или предоставить более выгодные условия клиенту;
  • на какой срок допустимо оформлять рассрочку;
  • какой порядок расчета наиболее предпочтителен;
  • какие штрафные санкции следует прописывать в кредитном договоре;
  • каким образом оповещать клиентов о предстоящих платежах;
  • порядок действия в случае просрочек платежей;
  • порядок рефинансирования задолженностей.
Кредитная политика позволяет организовать работу таким образом, чтобы риск, на который идет предприятие при выдаче кредитов, был с высокой долей вероятности оправдан потенциальной прибылью. При этом предоставление рассрочки клиентам не должно приводить к убыткам для компании.

В рыночной экономике непреложным законом является то, что деньги должны находиться в постоянном обороте, совершать непрерывное обращение. Временно свободные денежные средства поступают на рынок ссудных капиталов, аккумулируются в кредитно - финансовых учреждениях, а затем пускаются в дело, размещаются в тех отраслях экономики, где есть потребность в дополнительных капиталовложениях.

Кредит представляет собой движение ссудного капитала, осуществляемое на началах срочности, возвратности и платности.

Кредит выполняет важные функции в рыночной экономике.

1. исторически кредит позволил существенно раздвинуть рамки общественного производства по сравнению с теми, которые устанавливались наличным количеством имеющегося в той или иной стране предложения денег, т. е. золотых монет в тот период.

2. кредит выполняет перераспределительную функцию. Благодаря ему частные сбережения, прибыли предприятий, доходы государства превращаются в ссудный капитал и направляются в прибыльные сферы экономики.

3. кредит содействует экономии трансакционных издержек. В процессе его развития появляются разнообразные средства использования банковских счетов и вкладов (кредитные карточки, различные виды счетов, депозитные сертификаты), происходит опережающий рост безналичного оборота, ускорение движения денежных потоков.

4. кредит выполняет функцию ускорения концентрации и централизации капитала. Кредит активно используется в конкурентной борьбе, содействует процессу поглощений и слияний фирм.

В процессе исторического развития кредит приобрел многообразные формы, основные из которых - это коммерческий и банковский кредит .

Коммерческий кредит - это кредит, предоставляемый предприятиями, объединениями и другими хозяйственными субъектами друг другу. Коммерческий кредит предоставляется в товарной форме, прежде всего, путем отсрочки платежа. В большинстве случаев коммерческий кредит оформляется векселем. Широкому использованию коммерческого кредита препятствует то, что он ограничен размерами резервного фонда предприятия-кредитора; будучи предоставлен в товарной форме, он не может, например, использоваться для выплаты заработной платы; наконец, он может быть предоставлен лишь предприятиями, производящими инвестиционные товары, тем предприятиям, которые их потребляют, а не наоборот. Эта ограниченность коммерческого кредита преодолевается путем развития банковского кредита.

Банковский кредит - это кредит, предоставляемый кредитно-финансовыми учреждениями (банками, фондами, ассоциациями) любым хозяйственным субъектам (частным предпринимателям, предприятиям, организациям и т. п.) в виде денежных ссуд.


Банковские кредиты делятся на:

Краткосрочные (до 1 года),

Среднесрочные (от 1 года до 5 лет),

Долгосрочные (свыше 5 лет).

Эти кредиты могут обслуживать не только обращение товаров, но и накопление капитала. Рассмотрим другие распространенные формы кредита.

Межхозяйственный денежный кредит предоставляется хозяйствующими субъектами друг другу путем, как правило, выпуска предприятиями и организациями акций, облигаций и других видов ценных бумаг. Эти операции получили название децентрализованного финансирования (выпуск акций) и кредитования (выпуск облигаций и других ценных бумаг) предприятий.

Потребительский кредит предоставляется частным лицам на срок до 3 лет при покупке, прежде всего, потребительских товаров длительного пользования. Он реализуется или в форме продажи товаров с отсрочкой платежа через розничные магазины, или в форме предоставления банковской ссуды на потребительские цели. За использование потребительским кредитом взимается, как правило, высокий реальный процент.

Ипотечный кредит предоставляется в виде долгосрочных ссуд под залог недвижимости (земли, зданий). Инструментом предоставления таких ссуд служат ипотечные облигации, выпускаемые банками и предприятиями. Ипотечный кредит используется для обновления основных фондов в сельском хозяйстве, финансирования жилищного строительства и т. п.

Государственный кредит представляет собой систему кредитных отношений, в которой государство выступает заемщиком, а население и частный бизнес - кредиторами денежных средств. Источником средств государственного кредита служат облигации государственных займов, которые могут выпускаться не только центральными, но и местными органами власти. Государство использует данную форму кредита, прежде всего для покрытия дефицита государственного бюджета.

Международный кредит представляет собой движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений. Международный кредит предоставляется в товарной или денежной (валютной) форме. Кредиторами и заемщиками являются банки, частные фирмы, государства, международные и региональные организации.

Современная кредитно-денежная система представляет собой результат длительного исторического развития и приспособления кредитных институтов к потребностям развития рыночной экономики. С институциональной точки зрения, кредитно-денежная система представляет собой комплекс валютно-финансовых учреждений, активно используемых государством в целях регулирования экономики.

В современной кредитной системе выделяются три основных звена:

Центральный банк;

Коммерческие банки;

Специализированные кредитно- финансовые институты.

Главенствующее положение в кредитно-денежной системе занимает Центральный банк, который называют «банком банков». В разных странах Центральные банки исторически выделились из массы коммерческих банков, как главные эмиссионные центры, т. е. государство предоставило им исключительное право эмиссии банкнот. Некоторые из Центральных банков были сразу учреждены как государственные институты (Немецкий федеральный банк. Резервный банк Австралии), другие были национализированы после Второй мировой войны (Банк Франции, Банк Англии, Банк Японии, Банк Канады, Банк Нидерландов). Некоторые Центральные банки до сих пор существуют на основе смешанной государственно-частной собственности (например, Федеральная резервная система США, возникшая в 1913 г.). Центральный банк России был создан, в 1991 г. и действует в соответствии с Законом о Центральном банке.

Функции ЦБ:

Эмиссия банкнот;

Хранение государственных золотовалютных резервов;

Хранение резервного фонда других кредитных учреждений;

Денежно-кредитное регулирование экономики;

Поддержание обменного курса национальной валюты;

Кредитование коммерческих банков и осуществление кассового обслуживания государственных учреждений;

Проведение расчетов и переводных операций;

Контроль за деятельностью кредитных учреждений.

Коммерческие банки представляют собой главные «нервные» центры кредитно-денежной системы. Современный коммерческий банк является кредитно-финансовым учреждением универсального характера.

На ранних этапах развития банковского дела коммерческие банки обслуживали преимущественно торговлю, кредитовали транспортировку, хранение и другие операции, связанные с товарным обменом. В настоящее время коммерческие банки способны предложить своим клиентам до 200 видов разнообразных банковских услуг.

Конституирующие операции коммерческих банков подразделяются на:

Пассивные (прием депозитов, т. е. привлечение средств клиентов);

Активные (выдача кредитов, т. е. размещение средств).

Прибыль банков формируется как разница между суммой процентов, получаемых ими по выданным кредитам, и суммой процентов, уплачиваемых ими по депозитам.

Кроме того, коммерческие банки осуществляют денежные платежи и расчеты, могут заниматься посредническими операциями (по поручению клиента на комиссионной основе), к которым относятся, например, обязательства по торговым сделкам или предоставление финансовых гарантий. Банки также осуществляют доверительные операции (т. е. банки принимают на себя функции доверенного лица и выполняют в этом качестве операции по управлению имуществом, ценными бумагами клиентов).

Особое место в современной рыночной экономике занимают специализированные кредитно-финансовые институты, такие, как пенсионные фонды, страховые компании, взаимные фонды, инвестиционные банки, ипотечные банки, ссудно-сберегательные ассоциации и т. п. Аккумулируя громадные денежные ресурсы, эти институты активно участвуют в процессах накопления и эффективного размещения капитала. Суммарные активы всех этих специализированных кредитно-финансовых учреждений США почти вдвое превышают активы коммерческих банков.

Таким образом, ведущую роль в кредитной системе занимает Центральный банк, который относительно независим, но согласует с правительством проводимую кредитно-денежную политику, является монополистом в вопросах эмиссии денег и регулирует деятельность, как коммерческих банков, так и специализированных кредитно-финансовых институтов.


С8.5.17.

«Деньги и их функции».


^

Баллы



1) Деньги – всеобщий эквивалент при обмене товаров и услуг.

2) Основные функции денег:

а) мера стоимости (выражается в цене товаров и услуг);

б) средство обращения (являются посредником в обменных операциях);

в) средства платежа (оплата товара в кредит, с разрывом во времени);

г) средство накопления (сохранение средств и ценностей на будущее).

3) Структура денежной массы в современной экономике:

а) наличные денежные средства (бумажные деньги и разменная монета);

б) безналичные деньги (чеки, векселя, банкноты, электронные деньги).

4) Формы движения денег в современной экономике:

а) обращение в качестве платежных и расчетных средств, обслуживание сделок;

б) движение в качестве заемных средств или кредитов;

в) движение денег и ценных бумаг на финансовом рынке.

4) Электронные деньги, сетевые платежи – основной вид денег в современной экономике.




2


ИЛИ


1



0

Максимальный балл

2

С8.5.18.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Инфляция и ее опасность для экономики». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


^ Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.


Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Инфляция – процесс обесценения бумажных денег./Инфляция – опасность для экономики.

2) Основные источники появления инфляции:

а) повышение номинальной заработной платы, не обусловленное ростом производительности труда;

б) увеличение цен на сырье и энергоносители;

в) увеличение налогов на производителя.

3) Инфляция спроса и инфляция предложения.

4) Основные виды инфляции:

а) по характеру протекания (открытая и скрытая);

б) в зависимости от темпов роста (умеренная, галопирующая, гиперинфляция).

5) Последствия инфляции для экономики:

а) снижение занятости, расстройство всей системы регулирования экономики;

б) обесценение всего фонда накопления и кредитов;

в) обесценение реальных доходов населения, сокращение текущего потребления;

г) снижение инвестиций;

д) потеря деньгами своей ценности.

6) Меры преодоления инфляции:

а) контроль за эмиссией денег, изъятие лишних денег;

б) сокращение бюджетных расходов;

в) развитие производства, преодоление спада в экономике.

7) Специфика антиинфляционных мер в РФ.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.


Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

2

Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
ИЛИ
Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов).

1

План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы

0

Максимальный балл

2

С8.5.19.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Плановая экономика и ее особенности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


^ Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.


Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Плановая экономика – экономика государственно регулируемого хозяйства.

2) Возникновение плановой системы хозяйствования – реакция на проявления несостоятельности рынка.

3) Признаки планового хозяйства:

а) господство государственной формы собственности;

б) доминирование производителя над потребителем;

в) директивные цены на товары и услуги;

г) отсутствие экономической свободы, централизованное распределение ресурсов;

д) директивное определение характера и номенклатуры производства.

4) Преимущества планового хозяйства:

а) стабильность экономического развития;

б) высокий уровень занятости;

в) высокие мобилизационные возможности в военный период;

г) поддержка убыточных производств.

5) Основные недостатки планового хозяйства:

а) дефицит потребительских товаров и услуг;

б) неспособность реагирования на изменение мировой конъюнктуры;

в) отставание в области освоения новой техники и технологии.

6) Необходимость элементов плановой экономики в современном хозяйстве.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.


Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

2

Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
ИЛИ
Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов).

1

План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы

0

Максимальный балл

2

С8.5.20.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме«Монополизм и его последствия». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


^ Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.


Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Монополизм – враг свободной конкуренции.

2) Основные признаки рынка несовершенной конкуренции (монополизма):

а) наличие на рынке одного продавца;

б) формирование монопольно высокой цены;

в) вытеснение с рынка средних и мелких товаропроизводителей;

г) снижение стимулов к экономической активности, технологической модернизации.

3) Меры государственной антимонопольной политики:

а) запрещение ряда договоров о слиянии фирм;

б) принятие антимонопольных законов;

в) применение экономических санкций к монополистам;

г) разделение предприятий, признанных монополиями, на несколько фирм.

4) Монополия и олигополия – сходство и различие.

5) Поддержание механизмов свободной конкуренции – главное средство борьбы с монополизмом.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.


Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

2

Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
ИЛИ
Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов).

1

План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы

0

Максимальный балл

2

С8.5.21.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Кредиты и кредитная политика». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


^ Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.


Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие о кредите./ Кредит как неотъемлемый элемент современной экономики.

2) Основные функции кредита:

а) перераспределение средств между отраслями, фирмами и регионами;

б) обеспечение возможности замены в обращении реальных денег кредитными (банкнотами и безналичными расчетами);

в) сокращение издержек обращения;

г) эффективное использование временно свободных финансовых средств.

3) Принципы кредитования:

а) срочность (банк предоставляет заемщику деньги на определенный срок);

б) платность (банк предоставляет деньги на платной основе);

в) возвратность (банк предварительно изучает платежеспособность заемщика);

г) гарантированность (банк требует с заемщика залог).

4) Основные формы кредита:

а) по способу кредитования (натуральный кредит (товарами, ресурсами), денежный кредит);

б) по сроку кредитования (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный);

в) по характеру кредитования (ипотечный, потребительский, коммерческий (товарный), банковский, государственный).

5) Роль кредита в развитии современной экономики.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.


Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

2

Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
ИЛИ
Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов).

1

План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы

0

^ Максимальный балл

2

Монетарная политика и ее цели

Монетарная политика - комплекс мероприятий, которые проводятся государством или Центральным Банком с целью стабилизации экономики (укрепления национальной валюты, ускорения темпов экономического роста, снижения цен на продукты питания и так далее). Она является частью макроэкономической политики, проводится с применением различных методов и инструментов, в зависимости от конкретных задач.

Цели монетарной политики
Цели кредитно-денежной политики государства (Центрального Банка) условно делятся на три вида:

1. Стратегические (первичные) цели . Реализация следующих задач имеет первостепенное значение:
- повышение занятости среди населения;
- нормализация уровня цен;
- сдерживание инфляционных процессов;
- ускорение темпов экономического роста;
- увеличение объемов производства;
- выравнивание (балансирование) платежного баланса государства.


2. Промежуточные цели реализуются за счет изменения процентной ставки и объема денег в обращении. Таким способом можно корректировать текущий спрос на товары первого потребления и снижать (повышать) предложение денег. Итог - оказание влияние на уровень ценовой политики, привлечение инвестиций, рост занятости и увеличение объемов производства. При этом удается удерживание или оживление конъюнктуры на денежном (товарном) рынке;

3. Тактические цели носят краткосрочный характер. Их задача - ускорить достижение более важных - промежуточных и стратегических целей:
- контроль предложения денег;
- контроль уровня процентной ставки;
- контроль обменного курса.

Инструменты монетарной политики

К инструментам монетарной политики, дающим возможность центральному банку контролировать величину денежной массы, относятся:


Первым инструментом монетарной политики является изменение нормы обязательных резервов (или нормы резервных требований - required reserve ratio). Вспомним, что обязательные резервы представляют собой часть депозитов коммерческих банков, которую они должны хранить либо в виде беспроцентных вкладов в центральном банке (если в стране резервная банковская система), либо в виде наличности. Величина обязательных резервов определяется в соответствии с нормой обязательных резервов, которая устанавливается как процент от общей суммы депозитов и может быть рассчитана по формуле: Rобяз = D х rr, где R обяз - сумма обязательных резервов, D - общая сумма депозитов, rr - норма обязательных резервов (в процентах). Для каждого вида депозитов (до востребования, сберегательные, срочные) устанавливается своя норма обязательных резервов, причем, чем выше степень ликвидности депозита, тем выше эта норма, например, для депозитов до востребования норма обязательных резервов более высокая, чем для срочных.

1. По объектам, на которые они воздействуют:

- кредитная экспансия . Проводится для роста занятости у населения и подъема общих объемов производства;
- кредитная рестрикция . Основная задача таких мероприятий - защитить экономику страны от «перегрева» (повышенной активности) и снизить рост инфляции.

2. По форме инструменты монетарной политики могут быть:

- прямыми. Такие инструменты имеют вид различных директив, инструкций или предписаний. Указания в этом случае исходят от основного регулятора - Центрального Банка;
- косвенными. В этом случае Центральный Банк направляет свои усилия на создание конкретных условий денежного рынка для достижения конечных целей.

3. По особенностям параметров:

- качественные инструменты. Подразумевают непосредственное регулирование банковских кредитов;
- количественные инструменты. Здесь ЦБ влияет на возможности коммерческих банков в плане кредитования и привлечения займов.

4. По периоду воздействия:

- краткосрочные. Посредством их реализации можно достичь промежуточных (в лучшем случае - тактических) целей;
- долгосрочные. Действие инструментов направлено на достижение улучшений в экономической сфере в течение длительного времени (от года и более). При правильно выстроенной политике возможно достижение стратегических целей.

Виды монетарной политики


Каждое государство выбирает свой вид кредитно-денежной политики. Он может меняться, в зависимости от внешних условий, состояния экономики, развития производства, занятости населения и прочих факторов. При этом выделяются следующие виды:

1. Мягкая монетарная политика (ее второе название - «политика дешевых денег ») направлена на стимулирование различных отраслей экономики за счет регулирования процентных ставок и увеличения объемов денежной массы. При этом Центральный Банк проводит следующие операции:

Совершает сделки по покупке государственных ценных бумаг. Все операции при этом проводятся на открытом рынке, а вырученные средства переводятся в резервы банков и на счета населения. Подобные действия позволяют повысить объем денежной массы и улучшить финансовые возможности банков. Как следствие, межбанковский кредит начинает пользоваться большим спросом;

Сводит к минимуму норму банковского резервирования, что существенно расширяет возможности кредитования различных сфер экономики;

Снижает процентную ставку. Как следствие, коммерческие банки получают доступ к более выгодным кредитам. Одновременно с этим возрастает объем выданных займов населению на более выгодных условиях и привлечение дополнительных средств в виде депозитных вкладов.

2. Жесткая монетарная политика (ее второе название - «политика дорогих денег ») направлена на введение различных ограничений, удерживание роста денег в обращении с основной целью - сдерживание инфляционных процессов. При жесткой кредитно-денежной политике ЦБ выполняет следующие действия:

- увеличивает предел банковского резервирования. Таким способом достигается уменьшение роста денежной массы;

- повышает процентную ставку. По этой причине коммерческие структуры вынуждены остановить поток заимствований у ЦБ и ограничить выдачу кредитов населению. Итог - подавление роста объемов денежной массы;

- продает государственные ценные бумаги При этом сделки производятся на открытом рынке за счет текущих счетов населения и резервов коммерческих кредитно-финансовых организаций. Итог такой же, как и в предыдущем случае - уменьшение объема денежной массы.

Кроме жесткой и мягкой можно выделить еще два вида кредитно-денежной политики:

1. Стимулирующая монетарная политика. Ее суть заключается в выполнении следующих действий:

Уменьшение учетной ставки;
- снижение нормированной величины резервных требований;
- скупку государственных активов на открытом рынке.

Такие действия актуальны в период общего спада в сфере экономики. Основная цель - приостановить общий рост безработицы в стране, увеличить рост деловой активности.

2. Сдерживающая монетарная политика заключается в проведении обратных действий и направлена на снижение общего предложения денег:

Продажа ЦБ государственных активов;
- увеличение учетной ставки;
- пересмотр нормированной величины резервных требований в сторону увеличения.

Проведение такой политики актуально в период бума, когда требуется сдержать инфляцию и снизить деловую активность

Монетарная политика государства: преимущества и недостатки

Кредитно-денежная политика страны может развиваться по различным сценариям. При этом эффект может быть различным:

1. Плюсы монетарной политики следующие:

- нет внутреннего лага. Данный параметр представляет собой задержку между осознанием ЦБ текущих проблем в стране и выполнением мероприятий по восстановлению экономики. При сделках с ценными бумагами решение принимается быстро, а сами активы обладают высокой надежностью и ликвидностью. Следовательно, при дальнейшей продаже (покупке) активов проблем не возникает;

- нет эффекта вытеснения. Стимулирующая кредитно-денежная политика (в отличие от фискальной методики) направлена на снижение процентной ставки. Это способствует росту инвестиций и ряду других расходов;

- мультипликативный эффект. Во-первых, обеспечивается расширение депозитных счетов банков и рост денежной массы. Во-вторых, увеличиваются расходы после снижения ставки, что приводит к росту общего выпуска.

2. Минусы монетарной политики :

- наличие внешнего лага , то есть результаты проведенных мероприятий видны далеко не сразу. С момента принятия решения ЦБ до решения поставленных задач может пройти какое-то время;

- риск инфляции. Активное использование стимулирующей политики может стать причиной инфляции как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе. При этом есть мнение, что монетарная политика будет эффективна только при «перегреве», наличии инфляционного разрыва в экономике. При замедлении экономического роста (рецессии) лучше отдать предпочтение стимулирующей фискальной политике.

источник конспекта - http://utmagazine.ru/posts/7474-monetarnaya-politika

источник презентации - http://prezentacii.com/po_ekonomike/10212-monetarnaya-politika.html

ИЛЛЮСТРАЦИ

http://mypresentation.ru/presentation/prezentaciya_monetarnaya_politika_cb

1. Цели денежно-кредитного регулирования.


2. Инструменты денежно-кредитной политики.


2.1. Рефинансирование коммерческих банков.


2.2. Политика обязательных резервов.


2.3. Операции на открытом рынке.


2.4. Некоторые административные методы регулирования денежно-кредитной сферы.


3. Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих цен).


4. Взгляд основных макроэкономических школ на проблему денежно-кредитного регулирования.


5. Денежно-кредитная политика в России на современном этапе (краткий обзор).


Заключение.


Список используемой литературы.

Введение.


Денежно-кредитная политика (англ. Monetary policy) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Центральный банк играет ключевую роль и занимает монопольное положение не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения денежной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами. Целями кредитно-денежной политики являются:

Регулирование темпов экономического роста;

Смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы;

Сдерживание инфляции;

Достижение сбалансированности платежного баланса.

Осуществляя эмиссию и кредитование экономики, банки выполняют полезную и необходимую для развития страны роль. Денежные инструменты обслуживают экономический оборот, и их можно сравнить с транспортными средствами. Последние дают возможность доставлять товары, продукцию промышленности и сельского хозяйства к месту их переработки или потребления; аналогично денежные инструменты обеспечивают обращение различных товаров, их переход от одного владельца к другому, облегчая их переработку или потребление. Однако чрезмерная или бесконтрольная эмиссия денег может привести к опасным и даже разрушительным последствиям. Когда банковское кредитование превышает определенный лимит, оно уже не стимулирует производство, а порождает избыточную покупательную способность, следствием которой является повышение цен.

Когда денежное обращение осуществлялось в соответствии с металлистической концепцией, имевшийся объем золотого запаса ограничивал эмиссию платежных средств. Эволюция денег в духе номиналистической концепции привела к необходимости обдуманных и согласованных действий в области не только банковского кредитования, но и государственных финансов и внешней торговли, с целью поддержания денежного равновесия. Что касается кредитной сферы, государственные органы призваны контролировать и регулировать эмиссию денег в соответствии с задачами денежной политики; для этого они поручают различным учреждениям осуществление контроля и регламентации кредитных операций, облегчая применение соответствующих мер воздействия. В этом смысле кредитная политика является составной частью денежной политики; двумя другими ее компонентами являются бюджетная политика и политика международных финансовых отношений.

В данной работе будут рассмотрены цели, инструменты и типы денежно-кредитной политики, а также взгляд основных макроэкономических школ на данную проблему и краткий обзор денежно-кредитной политики в России на современном этапе.

Цели денежно-кредитного регулирования.


Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег, в настоящее время эта функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором держится вся оставшаяся денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая.

Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценивание денег, и, как следствие снижение жизненного уровня, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае – на ее сокращение, переходу к политике «дорогих цен» (рестрикционной).

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими) , так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в основном в том, что Центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

Инструменты денежно – кредитной политики.


Выше нами были изложены цели денежно-кредитного регулирования. Рассмотрим теперь основные инструменты, с помощью которых Центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам. Большинство из них имеет косвенный характер воздействия. Однако некоторые операции кредитного центра могут осуществляться прямым образом.


Структура мер денежно-кредитной политики.



Учетная (дисконтная) политика.

Данный вид операций относится к давно используемым методам регулирования. Центральный банк выступает в роли кредитора по отношению к деловым банкам. Средства предоставляются при условии переучета векселей банков и под залог их ценных бумаг. Такие полученные в центральном кредитном звене средства называются редисконтными или ломбардными кредитами. Центральный банк имеет право манипулировать ставкой процента, под который он выдает банкам кредиты. Возможность установлений «цены»кредита выступает как метод влияния на кредитную систему.

Определяемый Центральным банком уровень «цены» кредита получил в экономической науке и практике обозначение официальной «учетной ставки» (которую также называют дисконтной или ломбардной).

Взятые в Центральном банке кредиты предоставляются банками другим субъектам экономики, но уже по более высокому проценту. Естественно, что процентная политика деловых баков отражает те изменения, которые осуществляет Центральный банк в ходе своей политики. С помощью ставки процента Центральный банк тем самым оказывает косвенное воздействие на соотношение спроса и предложения на рынке капиталов. Рост процентной ставки, т.е. «удорожание» кредита, ограничивает размер спроса на заемные ресурсы и сокращает намерения фирм к увеличению инвестиций. Снижение же ставки «удешевляет» кредит, в результате чего у частного сектора (домашних хозяйств, фирм) возрастает стремление к инвестициям. Этот стимул реализуется в форме покупки акций, производственного оборудования или строительства новых производственных корпусов. Такова схема данного механизма. В реальной жизни воздействие параметров является, естественно, не всегда столь простым.

Важное значение имеет функция учетной политики, как манипулирование ставкой процента, которое усиливает эффект от применения других регулирующих мер Центрального банка, а именно операций на открытом рынке и установление норм обязательных резервов.

Применительно к России следует отметить, что в рамках учетной политики Центральный банк стал практиковать в 1995 году также и ломбардный кредит, осуществляемый под залог ценных бумаг (в основном государственных казначейских облигаций).

Политика обязательных резервов. В настоящее время минимальные резервы – это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или иных высоко ликвидных формах, определяемых Центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Минимальные резервы выполняют две основные функции:

Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов.

Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым Центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране.

Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положении по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже отмена ее по некоторым видам депозитов.

Операции на открытом рынке. Постепенно два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции Центрального банка, получившие название операций на открытом рынке.

Прибегая к данному виду регулирования, Центральный банк осуществляет куплю и продажу ценных бумаг на открытом рынке (например на бирже). За счет их продажи банк, по сути, изымает избыточные балансовые резервы коммерческих банков. В макроэкономическом плане это означает изъятие из оборота определенной массы денежных средств. покупка Центральным банком ценных бумаг способствует образованию у коммерческих банков дополнительных балансовых резервов. Денежная масса в обращении возрастает. В итоге расширяются возможности для кредитных операций деловых банков.

Данные меры делают Центральный банк активным участником денежного и кредитного рынков. В процессе же проведения учетной политики позиция Центрального банка остается в известном смысле пассивной. К тому же операции на открытом рынке вполне согласуются с рыночными правилами. Выступая на рынке ценных бумаг Центральный банк реализует роль такого же контрагента, как и другие его участники. Поэтому данный метод регулирования принято считать идеальным кредитным инструментом.

Некоторые административные методы регулирования денежно-кредитной сферы.

Наряду с экономическими методами, посредством которых Центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.

К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений.

Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков.

Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменен.


Основные типы денежно-кредитной политики

(политика дешевых и дорогих денег).


К основным типам денежно-кредитной политики можно отнести политику дорогих денег (рестрикционная) и политику дешевых денег (экспансионная).

Пусть экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах:

Во-первых, Центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков.

Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки.

В-третьих, нужно провести понижение по резервным отчислениям.

В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет.

Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легкодоступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, Центральный банк должен пытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у Центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, т.е. снижение доступности кредита и увеличении его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Иначе дело обстоит с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше, поэтому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Но существует ряд негативных моментов. Политика дорогих цен, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых цен может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, т.е. возможность представления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. в более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

Другой негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, т.е. когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

Взгляд основных макроэкономических школ

на проблему денежно-кредитного регулирования.

Денежно-кредитные рычаги давно занимают не последнее место в теории государственного регулирования экономики. В экономической теории существуют различные концепции денежно-кредитного регулирования. Макроэкономическое равновесие предполагает наличие определенных пропорций на денежном рынке. Важнейшая из них – равновесие между спросом на деньги и предложением денег.

Спрос на деньги определяется величиной денежных средств, которые хранят хозяйственные агенты, т. е. по существу, это спрос на денежные запасы, или номинальные денежные остатки.

Теоретически анализ спроса на деньги и изучение условий равновесия на рынке привели к возникновению двух основополагающих экономических школ в этом вопросе и соответственно к разработке двух базисных макроэкономических моделей: монетаристской и кейнсианской.

Монетаристы исходят из того, что экономика капитализма внутренне устойчива, способна к саморегулированию и самонадстройке. При этом необходимым условием для проявления механизмов саморегулирования является стабильность денежного обращения цен. Главным ориентиром денежно-кредитной политики, по мнению монетаристов, становится объем предложения денег – денежная масса. Плавный рост денежной массы определяет устойчивое развитие экономики.

Монетаристская теория спроса на деньги основывается на неоклассических традициях и унаследовала основные постулаты количественной теории денег, возникшей до 19 века и безраздельно господствовавшей в экономической науке до 30х – 40х годов. Основополагающие идеи этой теори были выдвинуты английскими учеными Д.Юмом, К. Викселлем, Д. Патинкиным, И. Фишером, Г. Касселем и Б. Хансеном.




Макроэкономическая модель денежного рынка в представлении неоклассиков основывается на том, что совокупный спрос на деньги - это функция денежного дохода (PY), а предложения денег является экзогенно фиксированной величиной, т. е. устанавливается автономно, независимо от спроса на деньги. Графически эта модель представлена на рис. 1.

Линия M S M S – кривая предложения денег;

линия OM D – кривая спроса на деньги.

На рисунке отображена зависимость спроса на деньги от уровня цен (Р). Чем выше уровень цен, тем больше спрос на деньги. Наклон кривой спроса на деньги зависит от уровня дохода (Y), который фиксирован в условиях полной занятости. Рост доходов вызывает большую эластичность спроса на деньги, о чем свидетельствует более пологое положение кривой спроса. Кривая предложения денег M S M S изображена вертикальной линией, т.к. эта величина не зависит от уровня цен.

Неоклассическая модель денежного рынка находится в равновесном состоянии в точке пересечения кривых предложения и спроса, когда цена устанавливается на уровне Р А. Если же общий уровень цен снизился до величины Р В, то возникает избыточное предложение денег, равное M S - M S 1 . В таком случае деньги начинают обесцениваться и происходит повышение цен, приближающее их к уровню Р А. Таким образом, появляется тенденция к поддержанию автономного равновесия на рынке.

В настоящее время монетаристская концепция денежно-кредитного резервирования нашла широкое распространение в странах с рыночной экономикой, что свидетельствует о ее адекватности этой системе хозяйства и способности решать экономические проблемы.

Дж. М. Кейнс по вопросу сущности денег придерживался номиналистической позиции. В отличие от представителей количественной теории денег, которые причину циклического развития экономики объясняли колебаниями товарных цен, обусловленных якобы изменением соотношения между количеством товаров и количеством денег, Дж. Кейнс влияние денег на цикл рассматривал через норму процента.

В основе кейнсианской теории денежно-кредитного регулирования лежит капиталотворческая теория кредита, хотя сам Кейнм считал считал свою точку зрения «оригинальной». Принцип «кредитного регулирования» , выдвинутый Кейнсом, непосредственно вытекает и органически связан с основной предпосылкой этой теории, т. е. зависимостью процесса производства от кредита. Исходя из решающей роли спроса по отношению к производству, Кейнс сформулировал факторы, воздействующие на конъюнктуру: занятость, использование мощностей,спрос на предметы потребления средств производства, психология поведения. При высоком проценте на ссудный капитал у предпринимателей возникает « предпочтение ликвидности», т. е. желание держать свой капитал в денежной форме. Поэтому нужен низкий ссудный процент, который повысит у предпринимателей стимул к инвестициям.

Кейсианская теория внесла новые аспекты в объяснение спроса на деньги. Прежде всего необходимо заметить, что в кейнсианской терминологии спрос на деньги – это предпочтение ликвидности. В работе «Общая теория занятости, процента и денег» Дж.М. Кейнс выдвинул три психологических мотива, побужающие людей хранить сбережения в денежной (ликвидной) форме:

1) трансакционный мотив;

2) спекулятивный мотив;

3) мотив предосторожности.

Таким образом Кейнс ввел в экономическую науку проблему портфельного выбора - какова должна быть оптимальная структура активов данного лица (соотношение денежных средств и доли облигаций).

Кейнсианская агрегатная модель денежного рынка соединяет функции спроса на трансакционные и спекулятивные остатки, а также учитывает мотив предосторожности. Графически эта модель представлена на рис. 2.

График на рисунке 2- а показывает трансакционный спрос на деньги. Он не зависит от уровня процента (r), поэтому линия трансакционного спроса вертикальна.

На рисунке 2 – б - спекулятивны спрос на деньги. Он зависит от высоты процентной ставки, причем зависимость эта – обратная. Чем Выше процент, тем выгоднее держать свои деньги в виде облигаций, т. е. тем ниже предпочтение ликвидности

Рисунок 2 – в, показывает общий спрос на деньги, т. е. М D ; Линия М D получена сложением по горизонтали линий и и называется кривой предпочтения ликвидности.

Кроме этого, следует отметить, что теоретические дискуссии между неокейнсианцами и монетаристами фокусируются на проблемах воздействия денег на развитие рыночного хозяйства.

Монетаристы (как и неоклассики) утверждают, что рыночное хозяйство, в условиях полного использования всех ресурсов, стремится к поддержанию равновесного состояния автоматически (саморегулируется). Таким образом, они сформулировали рецепт для государственной политики: поменьше вмешательства в процессы воспроизводства. Приоритетная роль отдается проведению монетарной политики.

Фискальная политика для монетаристов не имеет значения. А денежная политика представляет собой комплекс мер.

Неокейнсианцы отводят важную роль фискальной политике, наряду с денежной.

На практике денежная и фискальная политики государства оказываются тесно взаимосвязанными. Денежная политика, как приоритетный метод регулирования, в минувшее десятилетие приобрела сторонников также и среди неокейнсианцев, которые признают, что методы денежной политики осуществляются оперативно и гибко, в отличие от мер фискальной политики, которые требуют длительных согласований между законодательными и административными органами, и с помощью денежной политики можно успешно бороться с инфляцией, и преодолевать небольшие спады.


Основные выводы.


Важным постулатом монетаризма является утверждение, что предложение денег носит экзогенный характер, т. е. определяется силами, находящимися за пределами экономической системы (имеется ввиду правительство).

Неокейнсианцы выступили против утверждения моетаристов об экзогенности предложения денег, т.к. по их мнению это не подтверждается на практике. Работы Кейнса носят эндогенный (т. е. зависящий от внутренних параметров) характер.

Монетаристы кроме того полагают, что цена и заработная плата гибки, быстро реагируют на изменение спроса. Тем самым они отвергают заявление Дж. М. Кейнса и его последователей об инертности и фиксированности этих величин.

В настоящее время монетаристкая концепция денежно-кредитного регулирвания нашла широкое распространение в России. Главным органом кредитно-денежного регулирования в России является Центральный банк. Согласно Закону о Центральном банке России, объектом регулирования выступает объем структура денежной массы в обращении. Статья 13 этого Закона определяет экономические инструменты Центробанка по воздействию на денежное предложение:

Определение норм обязательных резервов;

Учетных ставок по кредитам;

Проведение операций на открытом рынке (куля и продажа облигаций у коммерческих банков и населения).

Эти меры кредитно-денежного регулирования известны в мировой практике и нашли применение во многих странах.


Цели и задачи денежно-кредитной

системы.


В условиях рыночного хозяйства целью экономической политики служит определение прежде всего стоимостных параметров функционирования экономики посредством бюджетного и менетарного регулирования (регулирование предложения денег и общих ценовых условий предоставления кредита).

Исходным при определении целей денежной и кредитной политики является вопрос о субординационных связях (соподчиненности) различных компонентов экономической политики. Будем исходить из того, что должна существовать определенная стратегическая цель этой политики, по которой, как по камертону, настраиваются все инструменты.

Рассматривая денежно-кредитную политику следует говорить о денежной и кредитной политиках как об относительно самостоятельных компонентах экономической политики.

Что служит целью денежной политики? Суть проблемы определения цели денежной политики сводится к выявлению того конкретного способа, посредством которого именно денежная политика обеспечивает (должна обеспечивать) продвижение к заданному результату – стабильности цен. Следовательно, задачей (целью) денежной политики является обеспечение экономики необходимой и достаточной денежной массой.

Необходимо рассмотреть и следующий вопрос. Цена денег, как, впрочем, и одинарного товара, имеет три аспекта: внутренний (для денег – товарный), внешний (для денег – валютный) и кредитный.

Внутренняя цена – это цена денег «в товарах», или «товарная» цена денег, иначе именуемая покупательной способностью.

Внешняя (валютная) цена денег – это курс данной валюты по отношению к иностранным валютам. Вопросами валютной цены денег занимается валютная политика, цель которой – поддержание обменного курса национальной валюты на уровне, соответствующем интересам экономического развития страны и разумным параметрам ценовой стабильности.

Наконец, существует кредитная цена денег, или цена заемных средств (процент). Цена заимствования денег является вторичной по отношению к цене денежного кредита. Вопросами цены денежного кредита ведает кредитная политика.

Какова цель кредитной политики? Может быть предложено следующее определение: целью кредитной политики является регулирование доступности кредита исходя из задач стабильного экономического роста.

Данное обстоятельство подтверждает существование различий в целях и задачах двух составляющих политики, а значит и существование самих этих составляющих. В денежной политике процентная ставка по кредитам должна обеспечивать искомый результат в виде достижения определенного объема (прироста, снижения объема) денежной массы. Для кредитной политики основное – доступность кредита; объем денежной массы непосредственно не является задачей этой политики.

Проиллюстрируем сказанное рисунком:

Q – объем денежной массы;

Р – цена заемных средств (процентная ставка по кредитам);

S, S A , S B - кривые предложения денег;


Кредитная






D – кривая спроса на деньги.

Стрелками 1(а, b) и 2 (a, b) показаны политические решения в целях изменения (увеличения, уменьшения) объема предложения денег (1) и процентных ставок (2). На схеме иллюстративно показаны области денежной и кредитной политики. Решение, целью которого является изменение процентных ставок по кредитам, относится к кредитной политике.

Как видим, решения в сфере денежной политики затрагивают ситуацию в кредитной сфере и наоборот. Вообще решение в одной из областей монетарной сферы оказывает влияние на все другие области.

Деятельность Банка России: Предварительные итоги 1999 года и основные задачи на 2000 год.

Завершился 1999 год, который по характеру экономических процессов и условий их осуществления принципиально отличался от предшествующих лет. Это был период не только преодоления последствий финансового кризиса 1998 г., но также формирования новых экономических реалий.

Одним из основных результатов проводимой денежно-кредитной политики является резкое снижение инфляции до 36.5%, что более чем в 2 раза ниже уровня 1998 года и почти полностью соответствует объявленным в начале прошлого года целям. Это также значительно ниже, чем предполагалось совместным заявлением Правительства Российской Федерации и Банка России в середине июля 1999 года (50%).

Банк России при проведении денежной политики в течение прошедшего года учитывал появление признаков экономического роста и стремился поддержать эту тенденцию монетарными методами в той мере, в которой это не создавало угрозы для увеличения инфляции. Характерной особенностью первой половины года стал рост спроса на деньги и увеличение доли денежных расчетов в общей массе платежей, связанное прежде всего с оживлением производства и ростом доходов предприятий.

Позитивные тенденции в экономике России и снижение инфляционных ожиданий создали условия для некоторого смягчения денежно-кредитной политики во второй половине года. В период с июля по ноябрь денежная масса возросла на 14%, что в реальном выражении соответствует росту уже на 5%. В целом по итогам одиннадцати месяцев 1999 года реальный прирост денежной массы составил 7%.

Динамика обменного курса рубля в условиях режима плавающего валютного курса в первую очередь зависит правильности денежно-кредитной политики и последовательности ее реализации.

В целом за год курс рубля изменился с 20,65 руб. за доллар (31.12.98 г.) до 27 руб. за доллар на конец 1999 года. Таким образом, в реальном выражении (с учетом инфляции) рубль укрепился.

В 2000 году финансово-экономическое положение России во многом будет определяться внешними факторами – сохранением относительно высокого уровня мировых цен на энергетическую продукцию, а также итогами переговоров по реструктуризации внешней задолженности.

Проведение денежно-кредитной политики в условиях плавающего обменного курса рубля определяет особую важность контроля за денежным предложением. Поэтому в качестве промежуточной цели Банк России определяет темпы прироста денежной массы М 2 Прирост денежной массы в 2000 году может составить 21-25%, что означает продолжение ее увеличения в реальном выражении.

Что касается банков, то в текущем году предстоит более интенсивно проводить работу, направленную на увеличение капиталов банков, в том числе путем слияния и присоединения банков, а также посредством создания банковских холдингов.

Основной акцент, который следует сделать, состоит в том, что надзорный орган как на уровне центрального аппарата, так и на местах должен занимать более активную и принципиальную позицию в решении проблем каждого конкретного банка.

Одним из важных элементов совершенствования надзорной деятельности должно стать завершение разработки методики анализа финансового состояния банков и развитие аналитической деятельности в рамках банковского надзора.

Следует подчеркнуть, что успешная реализация задач по совершенствованию банковского надзора во многом будет зависеть от организации более тесных и продуктивных контактов с территориальными учреждениями Банка России.

Заключение.


Денежно-кредитная политика играет большую роль в политике государства. Одним из важнейших министерств государства является Министерство Финансов, проводящее кредитно-денежную политику в соответствии с задачами и целями развития государства и общества. Неудивительно, что Министерству Финансов подвластно достаточно много различных структур, например таких, как Центральный банк. Очень много органов (министерства, ведомства, комитеты, отделы) проводят политику государства в разных областях, напрямую или косвенно связанную с экономикой.

В рыночной системе государство – не волшебный источник средств, а лишь механизм, предназначенный для того, чтобы одни граждане (с более высоким доходом) платили через налоги - другим (имеющим меньший доход). В новых условиях главными факторами благополучия личности становятся ее инициатива, стремление к персональной активности, готовность самой выбирать варианты экономических решений.

Литература:


1. Дорнбуш Р., Фишер С. Мкроэкономика. 1997 г. с. 142-150.


2. Курс экономической теории. Под ред. Чепурина. 1997 г. с. 375-376, 384-385.


3. Экономическая теория: Микроэкономика. Макроэкономика. Мегаэкономика. Санкт-Петербург. 1997 г. 2-е изд. с. 480.


4. Гурман В.И. Основы макроэкономического анализа. 1995 г. с. 45-81.


5. Соловых Н.Н., Соболев А.В., Волкова Т.Н., Мясникова Г.Ю. Экономическая теория. Москва. 1998 г. с. 307-309.


6. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2000 год. // Деньги и кредит 12/ 1999. с. 3-44.


7. Лунтовский Г.И. Проблемы денежно-кредитной системы // Деньги и кредит №3 за 1999. с. 3-11.


8. Симановский А.Ю. К вопросу о целях денежной и кредитной политики // Деньги и кредит 4/1999 с. 15-22.


9. Геращенко В.В. Деятельность Банка России: предварительные итоги 1999 г. и основные задачи на 2000 г. // Деньги и кредит 1/2000 с. 4-11 .


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.