Презентация на тему: Классическая политическая экономия. Общая характеристика и этапы развития

Классическая политическая экономия
это направление в развитии экономической мысли,
основанное на принципах невмешательства государства в
хозяйственную практику, зародившееся в период
утверждения рыночной экономики в качестве
господствующего способа хозяйствования.

1. Постепенный слом феодальных
отношений (обезземеливание
крестьян)
2. Буржуазная революция во главе
с Оливером Кромвелем (15991658) и последовавшее за этим
превращение Англии в
конституционную монархию.
3. Достигнут компромисс между
землевладельцами и буржуазией.
4. Решающую роль в политике
стали играть экономические
интересы буржуазии.
Причины возникновения
классической
политической экономии в
Англии

Английский статистик и
экономист, Уильям Петти
(1623-1687)
Эти авторы осуждали
протекционистскую систему,
которая сдерживала свободу
предпринимательства. Ими
подчеркивалось приоритетное
значение либеральных
принципов хозяйствования в
создании национального
богатства в сфере
материального производства.
Французский экономист Пьер де
Буагильбер (1646-1714)

Этапы эволюции классической политической экономии
Первый этап (с конца XVII в. до начала второй половины XVIII в) – обоснование идей
свободной торговли и предпринимательства: экономические учения У. Петти и П.
Буагильбера. Особенности трактовок категорий богатство, деньги, стоимость,
доходы.
Богатство, по мнению У.
Петти, образуют не только
драгоценные металлы и камни,
включая деньги, но и земли,
дома, корабли, все товары.
Таким образом, богатство
создается в сфере
материального производства,
(а не в обращении).
Деньги У. Петти не считал
богатством страны и писал,
что надо не накапливать их,
а пускать в оборот.
Стоимость определяли
затраченным трудом, а
именно, трудом,
затраченным на добычу
серебра как денежного
материала.

Второй этап (период последней трети XVIII в) – А. Смит:
становление политэкономии как науки. Учение А. Смита и
его труд "Исследование о природе и причинах богатства
народов".
Экономическое учение Адама Смита (1723 -1790)
Основные идеи:
1. Источник богатства – продукт совокупного труда всех
сфер производства, представителей различных видов труда
и профессий («годовой труд наций»).
2. Предпосылка роста богатства – разделение труда.
3.Трудовая теория стоимости – «труд является
единственным всеобщим, равно как и единственно точным
мерилом стоимости». Различные виды труда равнозначны.
4.Концепция «невидимой руки»
5.Государство выполняет роль «ночного сторожа» , а не
регулятора экономических процессов.
Предпосылки второго этапа:
Быстрое развитие капитализма за счет
внешней торговли, правительственных
займов, развития колоний.
Создание крупных централизованных
мануфактур и капиталистических ферм.
Продолжается процесс
обезземеливания крестьян, растет
число наемных рабочих.
Англия превращается в индустриальноаграрную страну.

Недостатки учение А. Смита
1.Не понял сущности денег как всеобщего эквивалента, что деньги
выступают как общественная форма богатства. Деньги лишь
средство обращения, мимолетный посредник, облегчающий обмен
товаров.
2.В стоимость товара не включил перенесенную стоимость. Считая,
что накопление капитала – это превращение прибыли в
дополнительную зарплату, видел выгоду рабочих в накоплении
капитала.
3.Увязывал понятие «производительный» и «непроизводительный»
труд с понятием капитала.
4.«Производительный» труд оплачивается из прибыли на капитал,
«непроизводительный» труд прибыли не создает.

Третий этап (первую половину XIX в.) - развитие политической экономии в трудах
экономистов Д. Риккардо, Ж. Б. Сэя, Т. Р. Мальтуса. Теории стоимости, капитала,
доходов, воспроизводства. «Железный» закон заработной платы Д. Рикардо.
Учение Ж. Б. Сэя. Теория трех факторов производства, теории доходов, стоимости.
Закон рынков Ж. Б. Сэя, или концепция о безкризисном экономическом росте.
Учение Т. Р. Мальтуса. Теория народонаселения.
Проводит различие между
стоимостью и
материальным
богатством. Предпосылка
увеличения богатства –
рост производительности
труда. Стоимость зависит
не от изобилия, а от
трудности или легкости
производства.
Население растет в
геометрической
прогрессии, а средства
существования – в
арифметической в силу
закона убывающего
плодородия земли
Перепроизводство
товаров и экономические
кризисы невозможны.

Общее у Смита и Рикардо:
1. Выделяют в обществе три основных класса
(землевладельцы, предприниматели, рабочие) и
три вида доходов: рента, прибыль, заработная
плата.
2. Сторонники трудовой теории стоимости
3. Сторонники экономического либерализма
Давид Рикардо (1772 -1823)

Четвертый этап- завершающий этап классического направления (др. пол. ХІХ ст.) был ознаменован
трудами Дж.С.Милля и К.Маркса. Дж.С.Милль (1806-1873 гг.) в труде "Основы политической экономии",
1848 г., систематизировал экономические идеи классической школы и обосновал требования английской
либеральной буржуазии к социальному реформизму.
Дж.С.Милль
1873 гг.)
(1806-
Карл Маркс (18181883 гг.)

Основная заслуга А. Смита и Д. Рикардо
Представили процессы,
происходящие в экономике в
наиболее обобщенном виде как
сферу взаимосвязанных законов и
категорий.
От поиска внешних сил или
обращения к разуму властей
повернули анализ в сферу выявления
внутренних причин, лежащих в
основе функционирования рыночной
экономик

Важнейшие черты классической школы:
1.Концепция экономического человека.
2.Равенство договаривающихся сторон.
3.Полная информированность
4.Текучесть ресурсов.
5.Рост численности рабочего населения тесно зависит от совокупного фонда
оплаты труда.
6. Абсолютизация прибыли как цели предпринимательства.
7. Высокая подвижность уровня заработной платы.
8. Главное – накопление капитала.
9. Особое отношение к земле как к фактору производства.
10. Безусловный экономический либерализм.

Недостатки классической политэкономии
Недостатки классической политэкономии заключались в недооценке роли государства в
экономике, в абсолютизации своих положений и выводов.
В рамках этого учения была сформулирована экономическая противоположность классов
буржуазного общества, что позволило некоторым социалистам-рикардианцам (Т. Годскин, У.
Томпсон и др.) сделать революционные выводы. В начале XIX в. экономическая теория
характеризуется возникновением новых направлений и школ внутри как классической
политической экономии, так и пролетарской политэкономии. В этот период произошел
промышленный переворот на базе новых производительных сил (паровой двигатель, массовое
производство, станкостроение и т.д.), появился промышленный пролетариат, профсоюзы,
произошли первые кризисы перепроизводства.

политическая экономия», зародилось во второй половине XVII в. и просуществовало до конца XIX в. Время его существования можно поделить на три этапа.

Первый этап продолжался с конца XVII до конца XVIII в. Его можно назвать периодом зарождения, а его представителей - предшественниками классической политэкономии. Их работы не были широко известны, поскольку господствующей экономической концепцией продолжал оставаться меркантилизм. Лишь во второй половине XVIII в. достаточно известной стала французская школа физиократов, но безусловное господство она имела только в пределах своей страны. Второй этап, с конца XVIII до середины XIX в., представляет уже полное господство классической политической экономии. Точкой отсчета здесь можно считать работу английского экономиста А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства пародов» (1776). С начала XIX в. экономическая наука в лице классической политической экономии была признана самостоятельной наукой и стала преподаваться в университетах отдельным курсом. В то же время в течение второго периода продолжалось творческое развитие классической политэкономии - выдвигались новые теоретические положения, в рамках классической политэкономии появились отдельные течения, различавшиеся как по классовым симпатиям, так и по теоретическим особенностям и дискутирующие между собой. Последними крупными теоретиками второго этапа были Дж.С. Милль, итоговая работа которого «Основы политической экономии» вышла в 1848 г., и К. Маркс, черновой вариант работы которого «Капитал» был написан в конце 1850-х гг. Третий, завершающий этап классической политэкономии, продолжавшийся с середины до конца XIX в., можно, так же как и первый, назвать переходным. С одной стороны, сохранялось господство классической политэкономии, читался соответствующий курс в университетах, но новых теоретических идей почти не выдвигалось. За границу XIX в. перешагнул только марксизм, который, опираясь на методологические принципы классической политэкономии, стал анализировать новые явления, возникшие в капиталистической экономике в конце XIX - начале XX в.

Слайд 2

Классическая школа экономики (политэкономия)Третий этап развитияДавид Рикардо (1772-1823) Удачливый делец. Банкир. Благодаря удачным спекуляциям на фондах и на хлебе в лондонском Сити, Давид уже к 25 годам имел капитал в несколько миллионов. Труд «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817)

Наибольший интерес проявлял к вопросам: - стоимости, - распределения, прибыли -сравнительной полезности во внешней торговле. Основные постулаты: стоимость и цена товара определяются разными факторами, стоимость товара образует не всякий труд, а только общественно необходимый, которым был труд при худших условиях производства Деньгиу Рикардо тоже имеют стоимость, которую он определяет двойственно: - количество труда, затраченного на их производство; - производная от их количества в обращении; Прибыль у Рикардо была пропорциональна затратам капитала на покупку рабочей силы, которая и создавала прибавочный продукт - основу прибыли. ТрудРикардо тоже считал товаром, а его стоимость определялась заработной платой. "Естественная" стоимость труда определялась минимумом средств для воспроизводства рабочей силы, а рыночная складывалась из соотношения спроса и предложения на рынке труда.

Слайд 3

Классическая школа экономики (политэкономия)Третий этап развитияДавид Рикардо (1772-1823)

Слайд 4

Классическая школа экономики (политэкономия)Дальнейшее развитие классической школыСоциализация экономической мысли

Дальнейшее развитие капитализма усложнило социальную структуру капиталистического общества. Экономическая мысль тут же отреагировала на это, вобрав в себя представителей всех социальных слоёв, которые тщательно прорабатывали экономическое наследие и находили в нем то, что наиболее соответствовало их интересам и потребностям. Классическая политэкономия содержала в себе столько последних теоретических изысканий и столько противоречий, что дала жизнь нескольким направлениям экономической теории XIX века, противоречивым по содержанию и единым по истоку.

Слайд 5

Классическая школа экономики (политэкономия)Дальнейшее развитие классической школы

Слайд 6

Слайд 7

Защитники «беспорочного» развития капитализма: Ж.Б.Сей, Т.Р.Мальтус, Н.У.Сениор, Ф.Бастия, Г.Ч. Кэри Выработали действенную методу обороны от нападок противостоящих группировок. Любое обвинение капитализма в социально-экономических грехах: начисто отвергалось соответствующими случаю теориями, либо объяснялось еще недостаточным развитием самого капитализма либо объяснялось залогом экономического благополучия в будущем. Классическая школа экономики (политэкономия)Дальнейшее развитие классической школы

Слайд 8

Классическая школа экономики (политэкономия)Защитники свободного развития капитализма Жан Батист Сей (1767-1832) крупный французский фабрикант, долгое время комментировавший и излагавший учение А.Смита Труд «Полный курс практической политической экономии» (1829) «Закон рынков» - это центральное место в учении Ж.Б. Сея. Его суть: 1) обмен продукта на продукт автоматически ведет к равновесию между куплей и продажей. 2) совокупный спрос и совокупное предложение всегда уравниваются: стоимость созданных товаров = доходам, на которые и покупаются товары по стоимости Вывод: кризисы перепроизводства в рыночном хозяйстве невозможны. Первое – верно. Спрос порождает предложение Второе – ошибочно! Развитие товарного обмена усиливает противоречие между стоимостью и потребительной стоимостью, приводит к выделению денег как товара особого рода, а не только орудия обмена, поэтому в рыночной денежной экономике возможно перепроизводство – избыток предложения над денежным спросом

Слайд 9

Классическая школа экономики (политэкономия) Защитники свободного развития капитализма Жан Батист Сей (1767-1832) Закон стоимости: -сбыт одних товаров оказывает положительное влияние на сбыт других. Успешная торговля в одной отрасли дает средства для покупки других отраслей; -чем больше товаропроизводителей, тем обширнее сбыт продуктов; -при поддержке потребителей (регулирование уровня заработной платы) происходит развитие производства, так как увеличивается платежеспособный спрос.

Слайд 10

Классическая школа экономики (политэкономия) Защитники свободного развития капитализма Жан Батист Сей (1767-1832) Равноправные факторы создания стоимости: земля труд капитал. Соответственно трем основным источникам выделяется три вида доходов: заработная плата (за труд) рента (плата за землю). процент (плата за капитал) Деньги – всего орудие обмена, так как людям нужны не деньги, а то, что на них покупают. Таким образом, стоимость зависит от: полезности товара издержек на производство товара, спроса (прямая зависимость) предложения (обратная зависимость). Вывод: Ж.Б. Сей отказался от трудовой теории стоимости А. Смита.

Слайд 11

Классическая школа экономики (политэкономия) Защитники свободного развития капитализма Томас Роберт Мальтус (1766-1834) английский священник и профессор политэкономии Все беды рода людского объяснял: действиями "естественных законов и человеческими страстями", скупостью природы чрезмерно быстрым размножением человеческого племени Предметы существования растут в арифметической прогрессии, а население - в геометрической. Излишек населения по необходимости обречен на нищету, голод и вымирание. Никакие реформы, никакие революции собственности не изменит этой суровой природной закономерности. Мальтус отрицал исключительную роль труда в качестве источника стоимости, поскольку другим основным элементом объявлял прибыль, которая выдавалась за излишек сверх труда, затраченного на производство товара.

Посмотреть все слайды

Ф. Кенэ (1694-1774)

Представителями классической политической экономии во Франции в XVIII в. были Франсуа Кенэ и Анн Робер Жак Тюрго. Они перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства. При этом ограничивали последнюю только сельским хозяйством, считая, что богатство создается лишь в этой отрасли.

А.Тюрго (1727-1781).

Поэтому это направление в развитии экономической мысли получило название школы

физиократов

(термин образован от греческих слов "природа" и "власть").

Адам Смит (1723-1790)

Выдающийся английский экономист Адам Смит вошел в историю как "Пророк свободной конкуренции". Величайшей его заслугой можно считать то, что в мире экономики он разглядел открытый Ньютоном в физическом подлунном мире естественный саморегулирующийся порядок. Основная идея в учении А. Смита - идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Главное произведение его жизни "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776) оказало громадное влияние на последующий век. Экономическая жизнь, по Смиту, подчинена объективным закономерностям, которые не зависят от воли и сознательных устремлений людей. Исходный пункт всего его исследования образует проблема разделения труда, которое связывает в единое общество "эгоистов-индивидов". После исследования этой проблемы он переходит к изложению происхождения и употребления денег. Значительный вклад Смит внес в теорию стоимости, в учение о доходах, о производительном и непроизводительном труде, о капитале и воспроизводстве, об экономической политике государства.

КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ

Классическая политическая экономия не является однородным, единообразным учением и содержит ряд направлений, авторы которых рассматривали отдельные аспекты экономической жизни с собственной, оригинальной точки зрения. Классическая школа заложила основы всего многообразия современных экономических взглядов.

Жан Батист Сэй (1767-1832) стал разрабатывать другую традицию трактовки ценности, заложенную А. Смитом - теорию факторов производства. Он первым из классиков четко и однозначно сформулировал идею о том, что ценность товара равна сумме заработной платы, прибыли и ренты, т.е. сумме доходов владельцев производственных факторов, используемых при изготовлении данного товара.

Наиболее важный вклад, внесенный представителем классической школы Томасом Робертом Мальтусом (1766-1834) в экономическую науку, состоит в разработке им «теории народонаселения», в которой он связал экономические и демографические факторы. Причем в его постановке этого вопроса зависимость оказывается двусторонней: как экономика влияет на изменение численности населения, так и величина населения оказывает воздействие на экономику.

Ж. Сисмонди (1773-1842). Для него весь интерес политической экономии с точки зрения теоретической сводился к объяснению кризисов, а с точки зрения практической - к отысканию мер предупреждения их и улучшения положения рабочих. Он становится, таким образом, во главе целого ряда экономистов, деятельность которых не прекращалась в течение всего XIX столетия. Не будучи социалистами, но и не ослепляясь пороками либерального режима, эти писатели искали среднего пути, на котором они, исправляя злоупотребления свободы, не пожертвовали бы своими принципами.

КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ

Становление и развитие классической политической экономии происходило на фоне серьёзных перемен в экономической и социальной жизни общества. На смену традиционным феодальным отношениям, приходила новая экономика – рыночная, которая на начальных этапах своего развития характеризовалась глубоким социальным расслоением общества.

Тысячи раз описывали злоупотребления на фабриках в первую половину XIX столетия: эксплуатацию детей всякого возраста в самых нездоровых и жестоких условиях, почти бесконечную длину рабочего дня женщин и взрослых рабочих, нищенскую заработную плату, невежество, грубость, болезни и зарождающиеся в таких плачевных условиях пороки. В Англии доклады врачей, анкеты Палаты общин, речи и разоблачения Роберта Оуэна вызывали негодование общественного мнения.

Требование ограничения труда детей в хлопчатобумажных прядильнях с 1819 г. - первый робкий шаг в области рабочего законодательства. Ж.Б. Сэй, путешествуя в 1815 г. по Англии, заявил, что рабочий в Англии, несмотря на то, что он имеет семью, и, несмотря на усилия, часто достойные наивысшей похвалы, может заработать лишь три четверти, а иногда только половину своих расходов.

РАБОТА (Work)

Форд Мэдокс Браун, Англия (1821-1893)

Художественная

Манчестер

КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ

Рикардо (1772-1823).

Самым крупным экономистом эпохи промышленного переворота в Англии был Д. Рикардо. Он сформулировал серию экономических законов, которые вошли в сокровищницу политической экономии. Центральное место в учении Д. Рикардо занимают теории стоимости и денег, заработной платы и прибыли, земельной ренты, учение о капитале и воспроизводстве.

Пол Самуэльсон в своем учебнике по экономике оценивает Давида Рикардо как ключевую фигуру 19 века: "Он был одним из счастливчиков. Ученые классического, неоклассического и посткейнсианского направлений - все ведут свою родословную из его окружения. То же самое можно сказать и о марксистах-социалистах".

Подводя итоги рассмотрения классической школы, необходимо отметить, что основным объектом исследования здесь выступает производство как таковое, независимо от его отраслевых особенностей, а также распределение благ. Ее выдающиеся представители выдвинули и обосновали систему понятий и категорий, представляющих собой научное отражение многих экономических процессов.

МАРКСИЗМ

Карл Маркс 1818 - 1883

Заслуга немецкого философа и экономиста К. Маркса заключается в не только в разработке им оригинального учения - теории прибавочной стоимости и закона концентрации (автоматической экспроприации), но и в том, что его работы стали точкой отсчета для современной радикальной политической экономии (XX века).

Кроме того, его экономическая теория послужила в XX веке одной из составляющих общественной идеологии социалистических стран с плановым хозяйством, таким образом, внеся вклад в коренные изменения как экономической, так и общей истории человечества в данном столетии.

Карл Маркс родился в г. Трир (Германия) в семье адвоката. В период революционных событий в Европе 1848 – 1849 г. активно участвовал в работе международной организации «Союз коммунистов» и вместе с Энгельсом написал ее программу «Манифест Коммунистической партии» (1848г.)

В 1867 вышел главный труд Маркса - «Капитал» (т. 1) в котором дан анализ развития капитализма и его исторических пределов.; работу над следующими томами Маркс не завершил, их подготовил к изданию Энгельс (т. 2, 1885; т. 3, 1894).

В последние годы жизни Маркс активно участвовал в формировании пролетарских партий. Маркс разработал принципы материалистического понимания истории (исторический материализм), теорию прибавочной стоимости, исследовал развитие капитализма и выдвинул положение о неизбежности его гибели и перехода к коммунизму в результате пролетарской революции. Идеи Маркса оказали значительное влияние на социальную мысль и историю общества в конце 19 - 20 вв.

Продолжателем дела Маркса и Энгельса явился В. И. Ленин, развивший марксистское учение в новых исторических условиях.

МАРЖИНАЛИЗМ

В 1870-е годы в экономической науке произошла «Маржиналистская революция», что привело к резким методологическим и теоретическим сдвигам. Именно с этот момент можно считать началом современного экономического анализа. Среди важнейших элементов маржинализма как направления в экономической науке следует выделить следующие:

Использование предельных (т.е. приростных) величин . Само слово «маржинализм» происходит от латинского margo, что означает край, предел. Маржиналисты впервые прнменяют категории - предельная полезность и предельная производительность.

Статичность . Маржиналисты потеряли интерес к «законам движения» капитализма, которыми занимались классики. Акцент экономических исследований после «Маржиналистской революции» сместился к изучению использования редких ресурсов для удовлетворения потребностей людей в данный момент времени.

Субъективизм , т.е. подход, при котором все экономические явления исследуются и оцениваются с точки зрения отдельного хозяйствующего субъекта. Недаром маржинализм иногда называют субъективной школой экономики.

Маржиналистское направление экономической мысли принято разделять на две школы по причине различия в методологии – Австрийскую и Лозанскую.

Австрийская школа

Лозанская школа

В настоящее время маржинализм (в основном на базе Лозанской школы), за счет дополнения компонентами классической школы трансформировался в «НЕОКЛАССИКУ (НЕОКЛАССИЧЕСКУЮ ШКОЛУ)».

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА

с античных времен до конца 19 века

Классическая политическая экономия

Адам Смит, Жан Б. Сэй, Давид Рикардо, Роберт Мальтус…

ФИЗИОКРАТЫ

Ф. Кенэ, А Тюрго

Меркантилизм

Атуан де Монкретьен

Средневековые мыслители

Фома Аквинский, Уильям Оккам

Экономия

Аристотель, Антисфен, Платон

НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА

В настоящее время маржинализм, за счет дополнения компонентами классической школы трансформировался в «НЕОКЛАССИКУ (НЕОКЛАССИЧЕСКУЮ ШКОЛУ)». Яркими представителями которой, являются: Альфред Маршалл и Йозеф Шумпетер.

А. Маршалл. Основная работа: «Принципы экономической науки» (1890). Тот факт, что

неоклассическая школа является синтезом идей (раннего) маржинализма и классической

школы, выглядит особенно очевидным, когда мы обращаемся к работам признанного

основателя неоклассической школы английского экономиста А. Маршалла.

"Принципы экономической науки" написаны в традиционной для классиков манере - с

длинными отступлениями, богатым фактическим материалом, рассуждениями на социальные

и нравственные темы.

Предметом экономической науки, с точки зрения А. Маршалла, являются те побудительные

мотивы, которыми руководствуется человек в своей хозяйственной деятельности. Эти мотивы

поддаются количественному измерению: сила того или иного стимула, который заставляет

человека предпринять какое-то действие, равна денежной плате, необходимой, чтобы человек

совершил это действие.

Йозеф Шумпетер, экономист и социолог. Родился в Австро-Венгрии, с 1932 в США. Сочинения

по проблемам экономического цикла, истории экономических учений. Рассматривал историю

политэкономии как процесс восходящего развития аналитического аппарата и методов

центральное место в которой отводится предпринимательской функции. Предложил

динамическую концепцию цикла, где цикличность рассматривается как закономерность

экономического роста.

Коренная проблема всякой экономической системы, заявил Шумпетер, заключается в

достижении и поддержании равновесия. В рамках модели все фирмы находятся в состоянии

устойчивого равновесия, а доходы равны затратам. Прибыль и процент равны нулю, цены

образуются на основе средней стоимости, экономические ресурсы полностью используются.

Шумпетер Йозеф

В эту модель вводится новая производственная функция, соответствующая новому

соотношению между затратами и выпуском продукции. Введение новой функции

осуществляется Новатором, стремящимся получить большую прибыль, чем могут дать

обычные способы.

МОНЕТАРИЗМ

Монетаризм считается одним из направлений неоклассической экономической мысли. Он возникает в середине 1950-х годов в США. Одним из признанных основателей и лидеров монетаризма является представитель так называемой Чикагской школы Милтон Фридмен.

Первоначально монетаризм зародился как отдельная отрасль опытных исследований в области денежного обращения, а именно - как анализ спроса на деньги. В дальнейшем он эволюционировал, охватывая все более широкий круг экономических вопросов. В конце концов к середине 1970-х годов он превращается в респектабельную доктрину, рецептами которой стали пользоваться правительства многих капиталистических стран.

В теоретическом плане монетаризм, с одной стороны, опирается на отдельные положения неоклассического синтеза (например, теория имущества), а с другой, является продолжением докейнсианской неоклассической количественной теории денег.

Фридмен 1912-

Основные работы М. Фридмена: "Исследования в области количественной теории денег" (1956); М. Фридмен, А. Шварц "Денежная история Соединенных Штатов, 1867 - 1960"(1963).

Все блага, приобретаемые и хранимые хозяйствующим субъектом, можно представить в виде его активов. Их совокупность образует портфель активов. Деньги являются активом наряду с остальными благами.

Активы хранятся индивидом либо вследствие того, что они приносят денежный доход (финансовые активы: акции, облигации), либо потому, что они имеют определенную полезность как таковые (нефинансовые активы: например, потребительские блага длительного пользования, капитальные блага), либо благодаря тому, что они доставляют удобство, ликвидность и безопасность (деньги).

Задача индивида состоит в том, чтобы распределить имеющиеся у него ресурсы (богатство) таким образом, чтобы максимизировать свою полезность. Новую количественную теорию денег интересует, прежде всего, объем средств, хранимых в денежной (ликвидной) форме, т. е., иными словами, спрос на деньги.

Спрос на деньги определяется тремя основными группами факторов: а) общим богатством хозяйствующего субъекта; б) издержками и выгодами, связанными с различными формами хранения богатства; в) предпочтениями индивида в отношении различных форм хранения богатства.

Классическая политическая экономия Конец XVIII – начало XIX вв. Главенствующая роль сферы производства в создании общественного богатства. Адам Смит (1723-1790) Английский экономист В основе экономических взглядов А. Смита лежит следующая идея: продукты материального производства - это богатство нации. Ученый сформулировал принципы налогообложения. Выступал в защиту свободной торговли между странами. Показал взаимовыгодность международной торговли исходя из различных уровней издержек производства в различных странах. 22.11.2014. Дудаева Л.В.

Слайд 20 из презентации «Экономика как наука и хозяйство» . Размер архива с презентацией 939 КБ.

Экономика 10 класс

краткое содержание других презентаций

«Конкуренция» - Конкуренция. По степени свободы. Доступность информации о предложении и спросе, ценах, норме прибыли. Модели современного рынка: совершенная конкуренция; монополистическая конкуренция; олигополия; монополия. Чистая монополия. Наличие конкуренции нескольких крупных фирм (три – пять). Ценовой сигнал. М о н о п о л и я. Виды и формы конкуренции. Неценовая. По отраслевой принадлежности. О л и г о п о л и я.

«Экономика и экономическая система» - Характерные черты типов конкуренции. Условия развития рыночного хозяйства. Основные экономические школы. Неограниченные потребности общества. Функции рынка. Учёт различий между макро- и микроэкономикой. Основные типы экономических систем. Научно-образовательный материал. Экономическая теория. Капитал. Функции инфраструктуры рынка. Знание эластичности спроса. Экономика и экономическая наука. Формы.

«Автомобили ВАЗ» - Продукция предприятия. Ваз-21102. Продолжение. Заложен фундамент первого дома в Автозаводском районе города Тольятти. Хронология событий. Награды предприятия. Характеристики Ваз-2104. Модификации ВАЗ-2110. Характеристики Ваз-2107. Ваз-21072. ВАЗ-2110 «Премьер». Ваз-21103. Модификации Ваз-2104. Автомобили ВАЗ-2110 с кузовом "седан" оригинального дизайна. ВАЗ получил премию «Золотой Меркурий». Общее представление.

«БМВ» - Основные производственные мощности компании сосредоточены в Германии. История. Деятельность. Стратегия BMW в послевоенные годы. Собственники и руководство. История создания BMW. Концерн BMW. BMW приобретает автомобильный завод в Айзенахе. Компания подписывает контракт на производство двигателей. Наблюдательный совет. В 1919 году Франц Димер установил первый мировой рекорд BMW. Название.

«Производитель на рынке» - Производство и его характерные черты. Маркетинг и его роль в условиях рынка. Производство. Что такое производство. Мини-тестирование. Сущность маркетинговых исследований. Закон спроса. Процесс создания разных видов экономических продуктов. Вопросы для закрепления. Производитель на рынке. Что такое предприятие. Закон спроса. Установите соответствие между понятиями и определениями. Откройте схему. Выпадающие понятия.

«Налоги и налоговые системы» - Система. Выплата налогов. Налогообложение. Баскаки. Принудительные сборы. Налоговая система. Выполнение лабораторной работы. Шкала НДФЛ. Сидоров. Попробуйте найти возражения. Налоги и налоговые системы. Явление. Какая система самая выгодная для населения. «Соляной» бунт в Москве. Налог регрессивный. Какую систему выбрали бы вы и почему. Подоходный налог. Плюсы. Проверка расчёта суммы налоговых сборов.