Новое в аудиторской деятельности. Налоговый аудит - новое направление аудиторской деятельности

"Аудиторские ведомости", 2009, N 8

Анализируются особенности современного этапа в развитии такого направления в аудиторской деятельности, как налоговый аудит. Приводятся изменения в налоговом законодательстве, непосредственно касающиеся данной сферы.

Актуальность аудиторской проверки налогового учета связана с тем, что налоги представляют собой часть отношений экономического субъекта с государственными и контролирующими органами и нарушения в данной области могут повлечь за собой негативные последствия для экономического субъекта. Частые изменения налогового и бухгалтерского законодательства в процессе аудиторских проверок способствуют возникновению ошибок при осуществлении бухгалтерского учета и исчислении сумм налогов.

Чтобы отвечать растущим потребностям рынка, аудиторские компании вынуждены разрабатывать и предлагать все новые сопутствующие услуги. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" допускает оказание следующих сопутствующих услуг.

  1. Постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование.
  2. Налоговое консультирование, постановка, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций.
  3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование.
  4. Управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией.
  5. Юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, в том числе консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
  6. Автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий.
  7. Оценочная деятельность.
  8. Разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов.
  9. Проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях.
  10. Обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

В современных условиях ведения бизнеса большим спросом среди сопутствующих аудиторских услуг пользуется налоговое консультирование, которое осуществляется по двум основным направлениям:

  • оказание услуг конкретному налогоплательщику в целях нахождения оптимального баланса между расходами организации на выплату налогов и налоговыми рисками;
  • помощь физическим и юридическим лицам в начислении и уплате налогов, выполнении своих налоговых обязательств в соответствии с налоговым законодательством, представительство в судах, правоохранительных, налоговых органах.

Однако оказание подобных услуг не в состоянии удовлетворить растущие потребности по налоговому сопровождению хозяйственной деятельности. Это обусловило появление новой отрасли в аудиторской деятельности - налогового аудита. Популярность данной услуги на рынке обусловлена следующими факторами:

  • сложной системой налогообложения;
  • постоянно меняющимся налоговым законодательством;
  • наличием большого количества спорных арбитражных дел по налоговым вопросам;
  • недостаточной компетентностью руководителей и сотрудников бухгалтерских служб;
  • стремлением организаций получить качественные аудиторские консультации по вопросам планирования налогообложения.

На предварительной стадии налогового аудита определяются:

  • основные принципы, этапы и подходы к проведению налогового аудита;
  • основы взаимоотношений аудиторской организации с налоговыми органами в ходе выполнения налогового аудита;
  • ответственность сторон при проведении налогового аудита;
  • порядок проведения и оформления результатов выполнения специального аудиторского задания по налоговым вопросам.

Стабильное финансовое положение любого хозяйствующего субъекта тесно связано с величиной его налоговых обязательств и существенностью его налоговых рисков, что обусловливает возрастание роли налогового аудита. Именно на налоговый аудит заинтересованными пользователями возлагается задача получения полной, достоверной и объективной информации о правильности исчисления налоговых обязательств в соответствии с нормами налогового законодательства, от чего, в свою очередь, нередко зависят функционирование и развитие организации. Налоговый аудит пользуется спросом прежде всего у крупных и средних компаний, осуществляющих несколько видов деятельности. Обороты таких хозяйствующих субъектов велики, поэтому и налоговые обязательства, в том числе штрафы и пени, составляют значительные суммы.

Сущность налогового аудита состоит в проведении анализа налоговой и бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта на предмет выявления ошибок в исчислении и уплате налогов. При этом выявляются не только скрытые недоплаты, но и переплаты налогов.

В конце 2008 г. Федеральным Собранием Российской Федерации был принят ряд законов, направленных на снижение негативных последствий мирового финансового кризиса, которые предусматривают как прямые, так и косвенные меры, способствующие стабилизации экономики страны и выходу из кризисной ситуации. В данном контексте отметим в первую очередь Федеральный закон от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". В данном Законе содержатся многочисленные поправки, которые вступили в силу с 1 января 2009 г., однако отдельные нормы действуют "задним числом".

Так, до вступления в силу Закона N 224-ФЗ налогоплательщик, у которого суммы налога, сбора, пеней и штрафов были списаны банком с его счета, но не перечислены в бюджетную систему Российской Федерации, вправе был списать такую задолженность перед бюджетом в порядке, установленном ст. 59 НК РФ. Законом N 224-ФЗ (п. 3 ст. 1) ст. 59 дополнена п. 3, который регулирует рассматриваемый вопрос. Согласно внесенным изменениям суммы налога, сбора, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, признаются безнадежными к взысканию и списываются в соответствии с п. 1 данной статьи в случае, если на момент принятия решения о признании этих сумм безнадежными к взысканию и об их списании указанные банки ликвидированы.

Пунктом 1 ст. 59 НК РФ установлено, что недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном либо Правительством Российской Федерации (по федеральным налогам и сборам), либо исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями (по региональным и местным налогам).

Согласно п. 8 ст. 9 Закона N 224-ФЗ положения п. 3 ст. 59 НК РФ (в новой редакции) применяются к суммам налогов, сборов, пеней и штрафов, списанным со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, но не перечисленных банками в бюджетную систему Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Закона. В силу п. 7 ст. 9 Закона N 224-ФЗ это положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2008 г.

Таким образом, новая редакция п. 3 ст. 59 НК РФ имеет обратную силу и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2008 г., что актуально в условиях финансово-экономического кризиса, когда многие банки стали банкротами, не перечислив в бюджетную систему списанные со счетов налогоплательщиков суммы налогов, сборов, а также пеней и штрафов.

Условием эффективности налогового аудита является его своевременность. Указанный фактор имеет определяющее значение не только при выявлении недоимок (необходимость представления деклараций до начала налоговой проверки), но и при выявлении переплат (зачет излишне уплаченных налогов ограничен тремя годами).

Выявление недоплат позволяет организации заблаговременно, т.е. до начала налоговых проверок, обезопасить себя от начисления штрафов, представив налоговым органам уточненные декларации, погасив при этом недоимку и пени. Выявление ошибок, которые привели к излишней уплате налогов, зависящих зачастую не от квалификации бухгалтерской службы, а от изменчивости толкования налогового законодательства, дает возможность либо вернуть из бюджета "живые" деньги, либо сократить текущие и будущие налоговые обязательства.

Исходя из характера и целей налогового аудита (профессиональное мнение о правильности, полноте и своевременности исчисления и уплаты клиентом налогов, а равно и о допущенных им ошибках), возмещение убытков в виде штрафов, понесенных организацией в результате следования консультации, не соответствующей нормам действующего законодательства, возлагается на аудиторскую компанию, осуществлявшую налоговый аудит. При этом договором между клиентом и компанией размер ответственности последней может быть ограничен суммой реального ущерба или суммой вознаграждения, полученного организацией в рамках указанного договора.

Для того чтобы принять на себя полную ответственность, аудитору необходимо обнаружить все ошибки клиента по налогам. А это значит, что надо проверить абсолютно все. Такая проверка называется сплошной. Данный метод применяется в аудите исключительно редко. Причина в том, что соответствующие процедуры слишком дороги. Поэтому в практике аудиторской деятельности существует такое понятие, как уровень существенности. Аудитор (по своему профессиональному суждению) оценивает то, что является существенным исходя из того, какие факторы способны привести к существенному искажению бухгалтерской отчетности. Иные факторы хозяйственной деятельности, неправильное отражение которых в бухгалтерском учете не приводит к существенному искажению бухгалтерской отчетности, не подлежат обязательной проверке в рамках проведения аудита. Так поступают в случае проведения общего аудита. С налоговым аудитом дела обстоят гораздо сложнее.

Сплошная проверка при проведении налогового аудита требует создания группы, состоящей из компетентных специалистов и значительного времени для работы. В период аудита хозяйствующий субъект должен представить практически все документы, связанные с его деятельностью. Возможно, у проверяющих возникнут вопросы, которые потребуют обсуждения с представителями клиента. Таким образом, деятельность проверяемой организации будет блокирована или приостановлена, что неминуемо повлечет неблагоприятные экономические последствия. При этом гарантировать полную ответственность за результаты проверки аудитор все равно сможет не всегда, поскольку обороты крупной организации могут превышать стоимость десятков аудиторских фирм, что делает эту работу чрезвычайно трудоемкой.

В связи с этим практика принятия аудитором на себя ответственности в полном размере при проведении налогового аудита не получила развития. Как правило, размер ответственности аудитора ограничивается указанной в договоре суммой, но при принятии на себя и этой ограниченной ответственности аудитору необходима дополнительная поддержка, так как риск допущения ошибок в любом случае имеется. Такую поддержку может обеспечить страхование. Здесь необходимо учитывать, что страхования ответственности по общему аудиту, которое обязаны иметь аудиторы по законодательству, при налоговом аудите недостаточно. Для того чтобы получить от страховой компании компенсацию расходов клиента в результате некачественно проведенного налогового аудита, аудитор дополнительно должен застраховать сопутствующие аудиту услуги, а именно налоговое консультирование. Поэтому аудитор, хотя и проверяет выборочно, но организовать проверку постарается таким образом, чтобы свести к минимуму возможные налоговые риски клиента.

В заключение отметим, что налоговая составляющая аудита слабо регламентирована действующими нормативными документами. Не урегулирован ряд существенных вопросов, определяющих технологию налогового аудита, отсутствуют четкие рамки налоговой составляющей аудита. Отсутствуют методические разработки по организации и проведению налогового аудита. Все это придает достаточную актуальность разработке правовых, методологических и методических основ налогового аудита.

М.П.Каширина

Кафедра "Аудит" ВЗФЭИ

С начала этого года действует новая редакция закона "Об аудиторской деятельности".

Закон вспутает в силу с 1 января 2009 года за исключением частей 1-9 статьи 11, статей 12 и 16. Части 1-8 статьи 11 закона вступают в силу с 1 января 2011 года. Часть 9 статьи 11, статьи 12 и 16 закона вступают в силу с 1 января 2010 года.

Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" № 307-ФЗ от 30.12.2008 значительно расширяет полномочия саморегулируемых организаций (СРО) в сфере аудита, детально прописываются права и обязанности таких СРО, требования к их деятельности.

Лицензирование аудиторской деятельности продлено до 1 января 2010 года. Лицензирование заменяется обязательным членством аудиторских компаний в СРО.

В отличие от действующего Федерального закона «Об аудиторской деятельности» Федеральным законом обеспечивается прекращение признанных потенциально избыточными функций регулирования аудиторской деятельности. Среди таких функций, в частности, разработка проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, внешний контроль качества работы аудиторских организаций, занятых аудиторской деятельностью вне финансового рынка, организация и проведение квалификационного экзамена аудиторов, организация обучения аудиторов по программам повышения квалификации и другие.

Вводится единый квалификационный аттестат аудитора, который дает право аудиторам проводить аудит в любых отраслях экономики, то есть снимает дополнительные ограничения.

Разделены понятия аудита и аудиторской деятельности: аудиторская деятельность включает в себя аудит и сопутствующие аудиту услуги.

Устанавливаются дополнительные требования к аудиторам и аудиторским организациям (в частности, требования к стажу работы в аудиторской организации, к наличию безупречной деловой репутации, к уставному капиталу, к составу исполнительных органов аудиторских организаций), призванные обеспечить повышение качества аудиторских услуг и независимость аудиторов и аудиторских организаций.

Сохранен порядок осуществления обязательного аудита бухгалтерской отчетности организаций - участников финансового рынка, то есть организаций, имеющих особое общественное значение (привлечение денежных средств населения и других хозяйствующих субъектов). При этом устанавливается исчерпывающий перечень таких организаций - это организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов.

Предусматриваются снижение требования к численности аудиторов в аудиторской организации и допуск индивидуальных аудиторов к проведению обязательного аудита (за некоторыми исключениями). Это как мера поддержки малого бизнеса в аудите.

В области аудиторской деятельности действуют единые для всей отрасли стандарты, которые разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита.

В Федеральном законе впервые дается определение кодекса профессиональной этики аудиторов.

Принципиально изменяется характер полномочий и деятельности Совета по аудиторской деятельности, который, по сути, станет органом общественного надзора за развитием аудиторской деятельности и профессии, что имеет особое значение в связи с публичным характером этого вида деятельности. Определены цель и порядок обеспечения деятельности Совета, его функции, порядок формирования, механизм обеспечения независимости и другое.

Изменяется порядок проведения внешнего контроля качества работы аудиторских организаций. Он будет осуществляться и профессиональным сообществом, и независимо от него (в отношении аудиторских организаций, работающих на финансовом рынке).

Детально урегулированы отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса СРО аудиторов, их деятельностью, осуществлением взаимодействия этих организаций и их членов, потребителей произведенных ими услуг.

Одним из существенных требований к СРО аудиторов является обеспечение дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) СРО аудиторов.

Функции по государственному регулированию аудиторской деятельности будут осуществляться уполномоченным федеральным органом. К их числу отнесены: выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности, нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности (включая утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности), ведение государственного реестра СРО аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций, анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации.

Для повышения качества аудиторских услуг предусматривается введение единого квалификационного аттестата аудитора, который, подтверждая соответствующую квалификацию, будет давать аудиторам право проводить аудит в любых отраслях экономики.

Квалификационный экзамен, по существу, обеспечит единый подход к установлению профессионального уровня аудиторов. В условиях множественности СРО аудиторов данный механизм гарантирует равные права и возможности для всех лиц, желающих заниматься аудиторским делом.

Проведение квалификационного экзамена возлагается на единую аттестационную комиссию, которая создается совместно всеми СРО аудиторов, ими же утверждаются учредительные документы аттестационной комиссии, а также вносимые в них изменения. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости, прозрачности, самофинансирования.

Устанавливаются конкретные меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций и аудиторов, которые могут быть применены к ним СРО аудиторов и уполномоченным федеральным органом

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ: изменения 2018 — 2019 года

ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ в фигуральном смысле находится на верхушке системы правового регулирования аудиторской деятельности. Именно из его положений исходят все остальные нормативные акты. В законе № 307-ФЗ:

  • даются определения основных понятий;
  • описывается порядок организации деятельности аудиторов;
  • перечисляются права и обязанности участников аудита;
  • указывается порядок контроля за деятельностью аудиторов и т. д.

Подробнее о положениях закона № 307-ФЗ можно прочитать в статье «Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ ».

Закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ является главным регулятором аудиторской деятельности, в него частично вносятся изменения, не всегда значительные. Одно из новшеств 2018 — 2019 — дополнение ст. 13 пунктом 3.2., вводящим обязанность аудитора при возникновении подозрений на проведение аудируемым лицом операций в целях отмывания доходов уведомлять об этом Росфинмониторинг.

Сравнение законов об аудиторской деятельности № 119-ФЗ и 307-ФЗ

До принятия Федерального закона об аудиторской деятельности № 307-ФЗ в России действовал ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ, который утратил силу 01.01.2011.

Проведем небольшой сравнительный анализ этих актов:

  1. Они отличаются количеством статей и их порядком. Закон № 307-ФЗ объемнее закона № 119-ФЗ.
  2. В законе № 119-ФЗ понятия «аудит» и «аудиторская деятельность» уравнивались, в законе № 307-ФЗ они разделены.
  3. В законе № 307-ФЗ введено понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  4. В п. 6 ст. 1 закона № 119-ФЗ перечислялись сопутствующие аудиту услуги. В ч. 4 ст. 1 нового закона идет отсылка к перечню, устанавливаемому госорганом. В настоящее время это ПСАД № 30, 31, 33.
  5. Виды прочих услуг перечислены в ч. 7 ст. 1 закона № 307-ФЗ. Ранее это понятие отсутствовало.
  6. П. 2 ч. 2 ст. 14 закона № 307-ФЗ расширены полномочия аудитора: он (аудитор) имеет полное право изучать документы, содержащие коммерческую тайну. В законе № 119-ФЗ об этом ничего сказано не было, и, по сути, аудируемое лицо могло отказать в представлении таких документов.
  7. Ранее обязательный аудит могла проводить только организация (п. 2 ст. 7 закона № 119-ФЗ). Теперь таким правом наделены и отдельные аудиторы.
  8. По-разному определено понятие аудиторской организации (ст. 4 закона № 119-ФЗ и ст. 3 закона № 307-ФЗ).
  9. Законом № 307-ФЗ установлено, что аудиторы обязательно должны состоять в СРО, в противном случае они не допускаются к работе. Ранее такое требование не предусматривалось.
  10. Ч. 2 ст. 23 закона № 307-ФЗ отменены все лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Теперь они не нужны.

Закон об аудиторской деятельности: последняя редакция

Как мы говорили выше в последней редакции ФЗ об аудиторской деятельности ст. 13. дополнена п. 3.2 (см. закон «О внесении изменений…» от 23.04.2018 № 112-ФЗ).

До этого законом от 31.12.2017 № 481-ФЗ в подп. 1 и 2 п. 2 ст. 14 были внесены дополнения, давшие право аудируемому лицо не предоставлять документы и информацию в тех случаях, когда ограничение на их предоставлении установлено Правительством РФ.

Глобальные же изменения были произведены законом от 01.12.2014 № 403-ФЗ. Перечислим некоторые из них:

  1. Четко поясняется, что является и не является аудиторской деятельностью (ч. 2 ст. 1).
  2. Аудит теперь обязателен для акционерных обществ любого вида. Раньше это касалось только ОАО (п. 1 ч. 1 ст. 5).
  3. Ранее аудиторское заключение оформлялось по правилам, установленным федеральными стандартами. В последней редакции закона слово «федеральными» исключено, поскольку в настоящее время действуют международные стандарты, утвержденные приказом Минфина РФ от 09.01.2019 №2н.
  4. В связи с переходом на международные стандарты аудита (МСА) ч. 1 и пп. 1, 2 ч. 2 ст. 7 прямо указывают на проведение аудита в соответствии с МСА. Ранее таким ориентиром служили ФСАД.
  5. Не может осуществляться аудит кредитных организаций, в которых у аудитора оформлен кредит, получена банковская гарантия и т. д. (ст. 8).
  6. Ранее услуга называлась «проведение аудита», теперь — «оказание аудиторских услуг» (п. 2 ч. 1 ст. 9, абз. 1 ч. 1 ст. 13, п. 1 ч. 1 ст. 13, абз. 1 ч. 2 ст. 13 закона № 307-ФЗ).
  7. Увеличивается минимально необходимое для регистрации в качестве СРО число членов организации аудиторов: было 700 человек и 500 организаций, стало 10 000 человек и 2 000 организаций.

Подытоживая вышесказанное, хотелось бы отметить, что аудиторское законодательство в последние годы претерпело глобальные изменения. Во многом это связано с переходом на МСА, поскольку после их введения часть нормативных актов утратило силу.

Обязательный аудит 2019 и полезные дополнения к нему

Критерии обязательного аудита

Обязательный аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности за 2018 год обязаны провести компании, соответствующие следующим критериям:

  • юридические лица, в том числе ООО, выручка которых в 2017 году превысила 400 млн руб. в год или активы их баланса на конец года превышают 60 млн руб.;
  • компании, составляющие консолидированную бухгалтерскую отчетность;
  • акционерные общества;
  • компании, публично размещающие ценные бумаги;
  • банки, страховые компании и некоторые другие категории в случаях, попадающих под действие законов № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», 208-ФЗ «О консолидированной отчетности».

Согласно Федеральному закону № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» компания обязательно должна предоставить аудиторское заключение в территориальное подразделение Росстата либо одновременно с подачей бухгалтерской отчетности, либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Несмотря на то, что аудиторское заключение за 2018 год можно будет сдать в статистику до конца следующего года, рекомендуем разбить работу с аудиторами на этапы и начинать сотрудничество уже сейчас, чтобы в рамках аудита получить больше пользы и свободного времени при подготовке годовой отчетности.

Обязательный аудит — независимая аудиторская проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Т.е., при проведении обязательного аудита, налоговая отчетность компании проходит аудиторскую проверку только с точки зрения достоверности бухгалтерской отчетности (бухгалтерского баланса и др.).

Поэтому, заказывая аудит по итогам года, компания получает только аудиторское заключение. Заказывая системный комплексный обязательный аудит, компания весь год получает надежное, мощное плечо — поддержку аудиторов, налоговых консультантов и юристов.

Главная ценность системного комплексного обязательного аудита не в аудиторском заключении, а в возможности не допускать или своевременно исправлять ошибки и выявлять финансовые резервы компании.

Системно-комплексный подход увеличивает отдачу от проведения аудита:

  • повышает эффективность работы системы внутреннего контроля (СВК) на крупных или малых предприятиях, качество бухучета, налогообложения и юридического оформления операций
  • помогает корректно вести промежуточную отчетность по активам и др. показателям
  • снижает ошибки в формировании налоговой базы
  • выявляет риски и помогает своевременно внести исправления до сдачи финансовой и налоговой отчетности
  • защищает бизнес от потерь выручки и налоговых претензий
  • подтверждает достоверность учета и отчетности
  • дает возможность привлечь внешних разнопрофильных экспертов на выгодных условиях
  • помогает не выходить в зону повышенных рисков
  • дает страховку от налоговых претензий.

В итоге, благодаря системному комплексному обязательному аудиту, компании не приходится уплачивать недоимки, пени или штрафы, в т.ч. за грубые нарушения в бухгалтерском учете или неуплату налогов.

Обязательный аудит - Комплексный подход

Правильное формирование налоговой базы - отсутствие штрафов и претензий

Одним из критериев налоговой безопасности компании является правильное формирование налоговой базы. Аудиторы компании «Правовест Аудит» в ходе аудиторской проверки ежеквартально проверяют этот параметр. Ваша организация, независимо от того, крупное у вас предприятие или малое, сможет своевременно разобраться со всеми нововведениями и поправками в Налоговом кодексе, правильно исчислить налоговую базу и отразить операции в налоговых декларациях в течение года без представления «уточнёнок».

Если же ошибки выявляются только в конце или начале следующего года, бухгалтерия затрачивает время на уточнение деклараций, а компания тратит деньги на уплату пеней.

Кроме того, системный комплексный обязательный аудит поможет компании избежать санкций ИФНС, если будут выявлены нарушения в ходе камеральной налоговой проверки налоговых деклараций, например по НДС.

Если нарушения допущены в течение более одного налогового периода , штраф составит 30 тысяч рублей. Если же нарушения повлекли занижение налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов) — 20% от суммы неуплаченного налога (страховых взносов), но не менее 40 тысяч рублей.

Напомним, что согласно статье 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения , если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения компания подлежит штрафу в размере 10 тысяч рублей.

К грубым нарушениям правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения НК РФ относит:

  • отсутствие первичных документов;
  • отсутствие счетов-фактур;
  • регистров бухгалтерского учета или налогового учета;
  • систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Согласно ст. 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, на компанию налагается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов). За те же деяния, совершенные умышленно, штраф составит 40 % от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

За грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету подлежит штрафу не только компания, но и должностное лицо, согласно ст. 15.11 КоАП РФ. Он составляет от 5 до 10 тысяч рублей за однократное нарушение, и от 10 до 20 тысяч рублей или дисквалификация от одного до двух лет — при повторном нарушении в течение календарного года.

Напомним, что попадает под определение грубого нарушения требований к бухгалтерскому учету согласно КоАП РФ:

  • занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%;
  • регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни, мнимого, притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;
  • ведение счетов бухучета вне применяемых регистров бухучета;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных регистров бухучета;
  • отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов и (или) регистров бухучета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности в течение установленных сроков хранения таких документов.

Всех этих санкций и пени компании и должностные лица могут избежать, проводя обязательный аудит системно и сразу корректируя найденные в ходе аудиторского контроля ошибки.

Защита руководителей и собственников

Не секрет, что бухгалтерский учет и составление налоговых деклараций — сфера деятельности главбуха. Однако руководителям, учредителям крупных и малых предприятий следует помнить, что недостоверные данные в бухгалтерском и налоговом учете могут привести к их материальной ответственности.

В рамках дела о банкротстве, ИФНС вправе заявить требование привлечь руководителя, учредителя юридического лица — должника к обязательной субсидиарной ответственности по налоговым долгам компании. Основание — положения ст. ст. 9 и 10 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

О привлечении генерального директора к субсидиарной ответственности по долгам компании в размере более 30 миллионов рублей см. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.07.2015 № Ф01-2604/2015 по делу № А39-1278/2014 (Определением Верховного Суда РФ от 02.11.2015 N 301-ЭС15-11906 отказано в передаче дела N А39-1278/2014 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления). Кроме того, налоговые органы смогут через суд взыскивать налоговые доначисления организаций с зависимых физических лиц.

Если организация вовремя не уплатит крупную сумму налогов, налоговая инспекция может обратиться в суд с заявлением о признании ее банкротом.

Эффективная работа бухгалтерии

По опыту специалистов нашей аудиторской компании, руководство большинства организаций хочет получить заключение по обязательному аудиту до проведения годового собрания и до сдачи отчетности (баланса и др.) в налоговые органы и органы статистики.

Комплексно-системная работа аудиторов в течение года позволит досконально изучить особенности компании, оперативно разрешить спорные вопросы бухгалтерского и налогового учета в течение всего отчетного 2018 года, своевременно найти и исправить ошибки, провести обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности до годового собрания.

Чтобы проверить последний квартал, годовой отчет, и подготовить аудиторское заключение понадобится всего несколько дней.

Бухгалтерия при этом может, не отвлекаться на аудиторов, спокойно закрывать год.

Если аудиторы впервые приходят в компанию в феврале-марте года, следующего за отчетным периодом, у бухгалтерии остается слишком мало времени, чтобы внести изменения в учет и отчетность. Как правило, одновременно с аудиторской проверкой в этот период бухгалтеры обязательно заняты подготовкой годовой налоговой отчетности и испытывают двойную нагрузку.

Корректная промежуточная отчетность в течение года

При проведении обязательного аудита в конце года, у бухгалтерии нет возможности исправить ошибки сразу. Типовые ошибки накапливаются из квартала в квартал и искажают промежуточную отчетность, в т.ч. данные по активам.

Достоверная промежуточная отчетность важна, например, компаниям, выплачивающим в течение года дивиденды, поскольку неверно рассчитанная (с учетом выручки) чистая прибыль повлияет на величину дивидендов.

При проведении системного комплексного обязательного аудита аудиторы проверяют промежуточную отчетность, находят несоответствия и ошибки в учете сразу, дают подробные рекомендации.

Бухгалтеры компании исправляют выявленные несоответствия вовремя, и не тратят на это так много времени и усилий, как потратили бы, исправляя документы задним числом.

В рамках обязательного аудита получайте больше

Когда клиенты аудиторской компании «Правовест Аудит» выбирают системный комплексный аудит, они получают дополнительные преимущества:

  • Часы консультаций с налоговыми экспертами и юристами в течение отчетного года
  • Анализ финансового состояния, налоговой нагрузки и размер рисков
  • Аудит базы 1С
  • Юридическую экспертизу договоров и других документов
  • Повышение квалификации 40 часов ИПБ
  • Конспекты семинаров и статьи наших экспертов
  • Дополнительную гарантию - помощь налоговых юристов
  • Страховку от налоговых рисков.

Консультации с налоговыми экспертами и юристами

Вы сможете консультироваться с налоговыми консультантами и юристами с момента заключения договора и до сдачи годовой отчетности, то есть до 31 марта 2019 года.

Бухгалтер или руководитель сможет задать вопрос практикующему эксперту, в т.ч. по обязательному аудиту, и быстро получить ответ, ссылки на законодательство и пояснения к ним.

Информация о проведенных в течение года консультациях сохраняется. Аудитор, который проводит проверку, понимает, какие вопросы и спорные ситуации возникали в течение года, и как они разрешались.

Аудиторская компания «Правовест Аудит» несет полную ответственность за рекомендации, которые предоставляются Клиентам. И, если налоговые органы все-таки привлекли Клиента к ответственности за неуплату налогов за проверенный нами период, Клиент обязательно получает возмещение суммы уплаченных штрафов и пеней за счет нашей страховки в «Ингосстрах» (до 10 млн руб. по одному договору).

Обязательный аудит - Комплексный подход

Помимо стандартных процедур обязательного аудита, направленных на подтверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности, проверяем налоги, правильность расчета налогооблагаемой базы и корректное заполнение деклараций.

Аудиторский анализ финансового состояния, налоговой нагрузки и рисков

По итогам обязательного аудита мы готовим дополнительный отчет — «Обзор финансового состояния и рисков». В отчете вы сможете увидеть:

  • основные проблемы и их возможные последствия;
  • анализ налоговой нагрузки;
  • вероятность налоговой проверки, рассчитанная по критериям ФНС;
  • размер возможных налоговых рисков;
  • размер резервов;
  • пути сокращения затрат.

Аудит базы 1С

Мы специально тестируем бухгалтерскую базу 1С, чтобы обнаружить ошибки. Вы получите рекомендации по автоматизации и устранению ошибок в учете.

Юридическая экспертиза договоров и других документов

В ходе системного комплексного обязательного аудита наши юристы:

  • проведут юридическую экспертизу типовых договоров, учредительных документов и других документов по вашему выбору;
  • дадут оценку перспектив судебных споров;
  • помогут исключить хозяйственные риски в деятельности вашей компании.

Повышение квалификации

В течение года мы регулярно проводим семинары и круглые столы по последним изменениям в законодательстве и практике его применения.

За каждый семинар профессиональные бухгалтеры получают сертификат Института профессиональных бухгалтеров о повышении квалификации в объеме 10 часов. Нашим договором предусмотрено посещение четырех круглых столов и сертификат ИПБ на повышение квалификации в объеме 40 часов.

Актуальная полезная информация - бесплатно

Даже при высокой занятости вы будете в курсе нововведений — получить актуальную информацию вы сможете из статей наших экспертов и конспектов наших семинаров.

Помощь налоговых юристов при комплексном обязательном аудите

В течение трех лет после проведения налогового или комплексного обязательного аудита мы гарантируем Клиентам помощь налоговых юристов при прохождении налоговой проверки, досудебном и судебном урегулировании споров.

Страховка от налоговых претензий

Мы даем страховку от претензий ФНС на 3 года. Наша ответственность застрахована СПАО «Ингосстрах» на 55 млн руб. Т.е., если налоговые органы все-таки привлекут Клиента к ответственности за неуплату налогов за проверенный нами период, Клиент получает возмещение суммы уплаченных им штрафов и пеней за счет страховки (до 10 млн руб. по одному договору).

Сравнение вложений в системный комплексный и единовременный аудит

Попробуйте рассмотреть цену комплексного обязательного аудита как стоимость вложений (инвестиций) и оцените отдачу от них.

Конечно, стоимость системного комплексного аудита на первый взгляд выше, чем единовременный аудит. Но, если провести полное сравнение, получается что такой аудиторский контроль выгоднее и удобнее для организации. Почему?

Стоимость системного комплексного аудита (далее-СКА) распределяется и оплачивается равномерно. При заказе обязательного аудита по итогам года Вы оплатите услуги аудиторов единовременно:

  • Цена СКА фиксируется в начале года с учетом всех максимально возможных скидок, а единовременный аудит будет оплачиваться по ценам 2019 года.
  • Стоимость комплексного аудита сформирована с учетом максимальных скидок на услуги, которые «дополняют» единовременный аудит (т.е., если приобретать услуги единовременного аудита и дополнительные услуги (консалтинг, налоговое планирование и др.), включенные в стоимость комплексного аудита, общая стоимость услуг окажется значительно дороже).
  • Системный комплексный обязательный аудит позволяет сэкономить на услугах налоговых консультантов и юристов, в т.ч. может «заменить» отдел внутреннего аудита.
  • Разделим ответственность за принятие бухгалтерских и налоговых решений (сбережем здоровье главного бухгалтера и руководителя).

«Правовест Аудит» позволяет зафиксировать текущую стоимость аудита с действующими скидками и выполнять работы до 31.03.2019 года.

При заказе обязательного аудита по итогам года, вы оплатите услуги аудиторов по ценам 2019 года и будете вынуждены внести всю сумму единовременно.

Настоящий документ не является нормативным правовым актом Минфина России
и не может рассматриваться в качестве такового.
Он предназначен исключительно для информирования заинтересованных лиц.

НОВОЕ В АУДИТОРСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ:
факты и комментарии

Установлена обязанность совета директоров
публичного акционерного общества
формировать комитет по аудиту

Федеральным законом от 19 июля 2018 г. № 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» введена обязанность совета директоров (наблюдательного совета) публичного акционерного общества (далее – ПАО) формировать комитет по аудиту (ранее – такая норма отсутствовала) .

Комитет по аудиту формируется для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с контролем финансово-хозяйственной деятельности ПАО. Одним из основных направлений деятельности такого комитета является взаимодействие с внешним аудитором общества и систематическое наблюдение за его работой. Данная деятельность комитета по аудиту призвана обеспечить уверенность акционеров ПАО в независимости и качестве аудита отчетности общества, углубленное рассмотрение проблем и рисков деятельности общества, выявляемых внешним аудитором, неформальное, эффективное взаимодействие совета директоров (наблюдательного совета) с внешним аудитором.

Согласно Федеральному закону «Об акционерных обществах» в отношении внешнего аудитора комитет по аудиту должен в предварительном порядке рассматривать, в частности, следующие вопросы: оценка независимости внешнего аудитора и отсутствия у него конфликта интересов, оценка качества проведения внешним аудитором аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общества. Исходя из Федеральных законов «Об акционерных обществах» и «Об аудиторской деятельности»:

независимость внешнего аудитора ПАО – отсутствие имущественной, родственной или иной зависимости внешнего аудитора от общества, его акционеров, руководителей и иных должностных лиц, а также других лиц в случаях, предусмотренных Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций, одобренными Советом по аудиторской деятельности 20 сентября 2012 г.;

конфликт интересов – ситуация, при которой заинтересованность внешнего аудитора может повлиять на его мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности ПАО. Случаи возникновения у внешнего аудитора заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов установлены Кодексом профессиональной этики аудиторов, одобренным Советом по аудиторской деятельности 22 марта 2012 г.;

качественный аудит – в общем случае результативный аудит, выполняемый эффективно, своевременно и за разумную плату. Качественный аудит обеспечивает аудиторская группа, которая: придерживается надлежащих ценностей, этических норм и подходов; достаточно квалифицирована, опытна и располагает достаточным временем для проведения аудита; применяет строгие процедуры аудита и контроля его качества, соответствующие требованиям законодательства, нормативных правовых актов и применимых стандартов; предоставляет своевременные и полезные отчеты; надлежащим образом взаимодействует с заинтересованными сторонами .

В соответствии с Кодексом корпоративного управления, одобренным Советом директоров Банка России 21 марта 2014 г., к основным задачам комитета по аудиту также относятся:

оценка кандидатов во внешние аудиторы общества, выработка предложений по назначению, переизбранию и отстранению внешних аудиторов общества, по оплате их услуг и условиям их привлечения;

надзор за проведением внешнего аудита;

обеспечение эффективного взаимодействия между подразделением внутреннего аудита и внешним аудитором общества;

разработка и контроль исполнения политики общества, определяющей принципы оказания и совмещения внешним аудитором общества услуг аудиторского и неаудиторского характера обществу.

Исходя из пункта 3 статьи 64 и подпункта 9? пункта 1 статьи 65 Федерального закона «Об акционерных обществах» (в редакции Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 209-ФЗ) компетенция и порядок деятельности комитета по аудиту определяются внутренним документом общества. Такой документ утверждается советом директоров (наблюдательным советом) ПАО. Совет директоров (наблюдательный совет) ПАО также определяет количественный состав комитета по аудиту, назначает его председателя и членов, а также прекращает их полномочия.

Кодексом корпоративного управления рекомендовано формировать комитет по аудиту только из независимых директоров, причем по крайней мере один из независимых директоров-членов данного комитета должен обладать опытом и знаниями в области подготовки, анализа, оценки и аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Последнее целесообразно публично раскрывать.

В качестве лучшей практики деятельности комитета по аудиту в Кодексе корпоративного управления отмечено публичное раскрытие информации о подготовленной этим комитетом оценке аудиторских заключений, представленных внешними аудиторами.

Норма Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 209-ФЗ о формировании комитетов по аудиту советов директоров (наблюдательных советов) ПАО вступает в силу с 1 июля 2020 г.

В контексте Международных стандартов аудита, обязательных к применению на территории Российской Федерации, комитет по аудиту относится к лицам, отвечающим за корпоративное управление в обществе. Стандарты аудиторской деятельности возлагают на аудитора ряд обязанностей по активному взаимодействию с комитетом по аудиту.

Уточнены требования по соблюдению аудитором конфиденциальности банковской информации

Федеральным законом от 29 июля 2018 г. № 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» внесено изменение в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», которым уточнено требование обеспечения аудиторскими организациями конфиденциальности сведений, составляющих банковскую тайну и полученных ими в процессе деятельности. В частности, установлено, что аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, о счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов:

полученные аудиторскими организациями при оказании аудиторских услуг (ранее – полученные в ходе проводимых проверок) ;

предоставленные аудиторским организациям Банком России в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» (ранее - такая норма отсутствовала) .

Одновременно случаи, в которых аудиторская организация вправе раскрыть третьим лицам сведения, составляющие банковскую тайну, дополнены случаем, когда такие сведения получены от Банка России, и аудиторская организация имеет предварительное согласие в письменной форме Банка России и лица, которому оказывались аудиторские услуги, на указанное раскрытие (ранее – указывалось лишь, что исключения составляют случаи, предусмотренные федеральными законами) .

Аудиторские организации несут ответственность за неправомерное разглашение сведений, составляющих банковскую тайну. Разглашение банковской тайны может повлечь уголовную ответственность (например, статья 183 Уголовного кодекса Российской Федерации) или административную ответственность (например, статья 13.14 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности).

Норма Федерального закона от 29 июля 2018 г. № 263-ФЗ о соблюдении аудитором конфиденциальности банковской информации вступила в силу с 30 июля 2018 г.

Департамент регулирования бухгалтерского учета,
финансовой отчетности и аудиторской деятельности
Минфина России

О деятельности комитетов по аудиту совета директоров см. также «Комитеты по аудиту и качество аудита: тенденции и возможные области для дальнейшего рассмотрения» ( раздел «Аудиторская деятельность – Общая информация – Деятельность аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов»).

О качестве аудита см., например, документ «Концепцию качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита», изданный Международной федерацией бухгалтеров ( раздел «Аудиторская деятельность – Стандарты и правила аудита – Документы МСА – Дополнительные документы»).