Примеры фиаско государства. Фиаско государства

Для того, чтобы рассматривать теорию «провалов» государства необходимо определить суть следующих понятий.

Провалы (фиаско) государства - это случаи, когда государство не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.

Обычно к провалам государства относят:

  • 1. Ограниченность необходимой для принятия решений информации. Так же как на рынке имеет место быть асимметричная информация, так и правительственные решения могут приниматься часто при отсутствии достоверных статистических данных. Более того, мощные группы с особыми интересами, активное лоббирование, мощный бюрократический аппарат искажают даже имеющуюся информацию.
  • 2. Несовершенство политического процесса. Выделим только основные моменты: рациональное неведение, лоббирование, манипулирование голосами по причине несовершенства регламента, логроллинг, поиск политической ренты, политико-экономический цикл и т.д.
  • 3. Ограниченность контроля над бюрократией. Быстрый рост государственного аппарата формирует все новые и новые проблемы в этой сфере.
  • 4. Неспособность государства полностью предусмотреть и контролировать ближайшие и отдаленные последствия принятых им решений. Дело в том, что экономические агенты часто ведут себя совсем не так, как предполагает правительство. Их действия искажают смысл и цели предпринятых правительством законов. Часто государственные мероприятия приводят к отличным от первоначальных целей результатам. Поэтому итоги действий государства зависят не только от него самого.

Наличие несовершенных и неполных рынков ведет к рыночным «провалам». Из этого можно предположить, что и «провалы» государства рождаются из недостатков нерыночного механизма при согласовании частных издержек и выгод, принимающих политические решения с издержками и выгодами общества в целом.

1. Разъединение тягот и выгод. Искажение спроса на нерыночную продукцию в конечном счете происходит из-за того, что те, кто получают выгоды от решения государства, и те, кто эти выгоды оплачивает не одно лицо.

На микроуровне указанный разрыв присутствует, когда выгоды от государственных услуг распространяются сравнительно узкую группу населения, в то время как издержки их осуществления ложатся на всех налогоплательщиков. В результате гораздо больше стимулов к поддержке имеют пользователи этих услуг, чем спонсирующая сторона к противодействию им. На обычном рынке их цена, с учетом издержек проигравшей стороны, была бы значительна, и вряд ли бы их можно было продать.

Таким образом, здесь можно увидеть некий отрицательный внешний эффект от деятельности государства, затрагивающий больший круг участников, чем потребители выгод от этой деятельности.

На макроуровне разрыв возникает из-за того, что правительство, принимая решения, опирается на голоса большинства, тогда как основная часть налоговой базы принадлежит меньшинству. В результате появляются возможности и стимулы расширять программы перераспределения, поскольку спрос на них определяется большинством, тогда как средства на их осуществление поступают от меньшинства. Таким образом, если на микроуровне меньшинство как бы политически эксплуатирует большинство, то на макроуровне - наоборот.

В итоге разрывы на обоих уровнях вносят свой вклад в избыточный спрос на услуги государства (программы, регулирование, перераспределение): в первом случае - так как его удовлетворение означает превышение общественных затрат над выгодами (аллокационную неэффективность), во втором - в силу подавления стимулов у высокодоходного меньшинства к инвестициям, инновациям и, тем самым, мешая созданию условий долговременного экономического роста.

2. Узкий временной горизонт (завышенная ставка дисконтирования) у политиков. В силу временного пребывания у власти ставка дисконтирования (предпочтение настоящих благ будущим) у политиков значительно выше, чем у общества в среднем. Срок службы политика около 5- 10 лет, что существенно ниже срока жизни отдельного человека. Поэтому будущие блага и издержки значительно недооцениваются политиками и, наоборот, переоцениваются краткосрочные блага и издержки.

Поскольку прибыль политики и группы интересов среди избирателей получают именно за определенные государственные действия в текущем периоде (разные виды вмешательства в рыночный механизм), то в пользу их расширения смещаются общественно-политические предпочтения.

  • 3. Особенности «вознаграждения» политиков. В политическом процессе награду в виде голосов избирателей получают те политики, которые акцентируют общественное внимание на программах по «исправлению» рынка, принимают соответствующие законы, однако не отвечают за реальное положение вещей. Если государственные меры терпят поражение, то обычно ссылаются на недостаточность степени государственного вмешательства. В результате у общества создается и поддерживается иллюзия постоянной дефицитности последнего.
  • 4. Обострение восприятия обществом провалов рынка (как истинных, так и мнимых). Провалы государства нередко выдаются за провалы рынка. Так, часто криминализация экономики представляется как провал рынка, хотя очевидно, что поддержание правового порядка - первейшая функция государства. При отсутствии такового рыночные сделки сопровождаются высокими транзакционными издержками.
  • 5. Давление политических организаций. В последние десятилетия, как это можно видеть на западе, возрастает активность в политике таких организаций, как защитники окружающей среды, прав социально уязвимых групп населения, потребителей. Многие из их требований таким или иным образом связаны с усилением контроля государства за рыночными процессами. Завоевывая места в органах законодательной власти, они стараются добиться принятия выгодных им законов. Экспансия госрегулирования выгодна также юристам, которые получают дивиденды от сумм исков, предъявляемых за нарушение того или иного правила.

Предложение услуг государства также характеризуется рядом особенностей, которые могут определять провалы государства.

  • 1. Трудность определения и измерения выпуска. Нерыночной продукции часто трудно дать определение, не говоря уже о том, чтобы измерить ее количество или оценить качество. Всевозможные измерители таких нерыночных услуг, как оборона, регулирование, социальные программы, весьма спорны. Особенно трудно оценить качество таких услуг, так как отсутствует информация, которая при выпуске рыночной продукции передается производителям через выбор и поведение потребителей. Лишь некоторые виды услуг, которые предоставляются как государственным, так и частным сектором, можно попытаться сопоставлять по качеству (например, образование в частных и общественных школах).
  • 2. Единственный производитель. Нерыночная продукция часто производится единственным агентством, т.е. имеет место быть монополия, которая защищена законодательно. Отсутствие конкуренции увеличивает сложность оценки качества нерыночной продукции. В случае производства квазиобщественных благ (образование, здравоохранение) конкуренция нередко существует, но она сильно ограничена по сравнению с конкуренцией между частными производителями.
  • 3. Отсутствие эффективного регулятора. Нерыночное производство не имеет никаких ограничивающих сил подобных механизму прибылей и убытков при выпуске рыночной продукции. Отсюда и отсутствие надежного механизма прекращения государственной деятельности, когда она неэффективна.

Подводя итог данной главы, напомним, что «провалы» представляют собой неэффективность функционирования государства. Их можно отнести к неэффективности, возникающей при принятии государственных решений на всех этапах этого процесса. Так же, они появляются ввиду специфики спроса и предложения на нерыночную продукцию.

Фиаско государства подразумевает под собой ситуации, которые возникают по причине неспособности правительства правильно распределить все общественные ресурсы, а также проследить за их эффективным использованием. Перед тем как более обширно подойти к изучению вопроса, необходимо узнать о самой сущности данного понятия.

Суть определения

Фиаско государства или, проще говоря, провал, подразумевает наличие определенной сферы, где реализуются решения властей. Таким образом, происходит воздействие на хозяйственную жизнь, причем оно несет негативный характер, так как приводит к существенному понижению эффективности данного экономического объекта. Процесс возникает из-за того, что государство использует неверную систему расстановки цен, а также вмешивается в процедуру использования всех ресурсов, которые по итогу работают не так эффективно.

Экономика и все ее процессы напрямую воздействуют на появление определенного неравенства между разными группами населения. Об этом говорит и теория общественного выбора, которая имеет достаточную популярность среди некоторых людей. Именно на основе неравенства появляется фиаско, так как государство иногда не способно учитывать интересы всех групп.

Фиаско государства: основные причины

Базовые ситуации, когда можно разглядеть провал:

  1. Небольшое количество сведений влечет неспособность государства принять хорошее решение. Например, на самом рынке порой руководствуются сомнительной информацией, которая может привести к серьезным последствиям. По этой причине в самой державе иногда происходит принятие решений на основе каких-то не до конца проверенных сведений. Этому происходить помогают временами какие-то группы или общественные объединения, имеющие негосударственный характер, потому что они интерпретируют и портят изначальный вид имеющихся данных.
  2. Фиаско и рынка, и государства происходит ввиду того, что последний объект попросту неспособен вести свою деятельность правильно, так как существуют некоторые пробелы. Это выражается в необоснованных решениях, в допущении появления лоббизма в стране и в другом.
  3. Сильное развитие бюрократизма. Этот пример особенно актуален для стран, которые постоянно наращивают свой потенциал, развивают государственный аппарат.
  4. Фиаско рынка и функции государства сильно взаимосвязаны. Это происходит ввиду того, что последний объект принимает решения, последствия которых не способен предвидеть. Важно в этом процессе уделять внимание не только взглядом "изнутри", но и смотреть на все со стороны, то есть как поведет себя рынок. Отсутствие такого взгляда на вещи способно вызвать серьезные проблемы, которые несут негативное воздействие на все общество.

Из чего вытекает понятие?

Провалы или фиаско государства происходят на фоне идентичных процессов, которые возникают во время "лагов" в рыночных отношениях. Последнее появляется из-за того, что сами рынки являются несовершенными. Именно поэтому справедливо говорить, что государственное фиаско - это результат существования определенных изъянов при координировании частных издержек и доходов. Держава распространяет данные на все общество.

Факторы, формирующие провал

Основные причины фиаско государства включают в первую очередь разделение между издержками и доходами. Они выражаются таким образом, что приводят к появлению выгоды у определенных организаций, но и вместе с этим к возникновению трат у других.

В микроэкономике заметно это влияние при условии, что доход выявляется лишь у небольшой части общества, а издержек становится много, их компенсируют в итоге люди, выплачивающие налоги.

В результате заметно, что государство влияет на сферу рынка крайне негативно, так как траты восполняет большая часть населения, а получает доход незначительное количество людей.

В макроэкономике этот процесс заметен, так как государство координирует свою деятельность с учетом голосов большинства. Самое интересное, что налогоплательщики не относятся к этому числу, так как составляют меньшинство. В результате таких "выборов" правительство может со спокойной душой и имеющимся мотивом увеличить процессы перераспределения, несмотря на то что они спонсируются тем самым меньшинством.

Таким образом справедливо говорить, что процесс двояк. В первом случае на микроуровне налогоплательщики как бы находятся над теми, кто получает выгоду. В данном примере же очевидно, что первые находятся "в подчинении" у большинства.

В результате проблемы и фиаско государства формируются на фоне того, что все услуги, поставляемые правительством, компенсируются за счет переизбытка в затратах со стороны общества, которые превышают выгоды. Также это происходит в силу того, что получающие больший доход группы теряют какой-либо мотив к внедрению инноваций на производство, соответственно, их успех не будет продолжаться долго.

Недостаточный период времени

К причинам фиаско государства относят еще узкий временной период. Процесс возникает, когда политики ставят в приоритет будущие вероятные блага, а действительные игнорируют. Они не ценят имеющегося потенциала, так как считают, что в грядущем времени он будет гораздо больше. Также власть может ориентироваться в основном на более мелкие блага, которых хватит на небольшое количество времени. В силу таких взглядов и возникает фиаско государства.

Когда власть строит определенные планы в текущем времени, производит вмешательство в рыночную систему, она получает выгоду или прибыль от этого процесса. Но важно, что именно по причине таких действий могут сместиться основные ориентиры политика, его взгляды и предпочтения.

Вмешательство за награду

Когда происходит какая-то политическая "гонка" между кандидатами, то голоса в большей степени настигают именно того представителя, который способен вмешаться в рыночную систему и что-либо изменить в ней. Порой появляется ряд сомнительных законов, которые не способны гарантировать человеку стабильности в экономическом пространстве. По итогу и возникает провал.

Когда все происходит подобным образом, то говорят о том, что политик неполноценно смог воздействовать на данную сферу. Общество начинает сомневаться в его способностях, считая, что власть попросту ничего не делает.

Смешение понятий

Иногда общество винит именно рынок в том, что упустило государство в своей деятельности. Например, если происходит криминализация, то это не означает, что фиаско возникает на стороне рынка. Обеспечение и поддержание порядка в обществе, то есть в любых его сферах - это одна из задач государства и, соответственно, правительства. Если процесс не обеспечивается, то, как следствие, возникают серьезные издержки в рыночном пространстве.

Воздействие со стороны негосударственных объединений

Уже не новость, что во многих странах политический процесс формируется с учетом мнения со стороны различных организаций (охрана окружающей среды, защита прав населения). Они иногда могут в целом диктовать то, как нужно производить свою деятельность государству. В частности, указания могут касаться рыночного аппарата.

Делается все достаточно банальным способом: представитель группы занимает пост в законодательной власти, наращивает статусность, а затем уже добивается установления тех или иных законов, которые будут приносить существенную выгоду ему. Так иногда поступают юристы, которые хотят получить определенный доход, скажем, с дивидендов, образованных за счет исков от предприятий.

Особенности

  1. Возникновение трудностей в области выявления и расчета выпускаемой продукции. Достаточно сложно порой приходится координировать выпуск, так как количество бывает разнообразное, не говоря о качестве товара. До сих пор средства государства вроде различных программ, охраны, распределения имеют сомнительный характер. Нерыночная продукция не предполагает сопутствующую информацию, которая обязательно предоставляется при выпуске товаров на рынке. Несущественное количество таких нерыночных образований подвластны измерению со стороны державы, поэтому и происходит провал или фиаско ее.
  2. Производитель представляет собой одно предприятие. Например, монополистические организации, которые находятся, так сказать, "под крылом" государства. Именно в этом и состоит сложность, ведь оценивать продукцию становится крайне сложно, если нет конкуренции среди нерыночных товаров. Когда создаются какие-то общественные блага вроде образовательных, то вероятно появление соперничества, но оно очень мало в сравнении с рынком.
  3. Нет средств для регулирования. Нерыночные товары не особо подвластны урегулированию, из-за чего государство не в силах обеспечить полноценную надежную систему для их защиты.

Важная часть понятия

Следует уделять особое внимание такой особенности, как непредвиденное событие. Когда реализуется деятельность рынка при помощи государства, то по итогу могут появиться ситуации, где есть место серьезным издержкам и отсутствию прибыли в целом. На такие факторы оно способно повлиять лишь косвенно. Например, оно стремится достичь наилучшей работы рыночного механизма, а по итогу получает негативный результат. Простая параллель - власть пытается бороться со спекуляцией, из-за чего устанавливает определенные цены на товары, но впоследствии происходит серьезный дефицит в обществе, а это приводит к появлению "черного" рынка и прочего.

Говоря в общем, можно уточнить, что роль государства в фиаско рынка исключительна, ведь за многие провалы отвечает именно оно. Важно иметь правильную точку зрения на понятия, чтобы различать, когда фиаско происходит со стороны власти, что впоследствии отражается на рынке, а когда сам рыночный аппарат дает серьезные сбои. Предоставленная информация поможет в этом разобраться.

Фиаско рынка (рыночный провал, несовершенство или несостоятельность рынка) - ситуация, когда рыночный механизм формирования благосостояния не обеспечивает общественный оптимум, эффективное и справедливое использование ресурсов и распределение

Сторонники теории общественного выбора приходят к выводу, что именно в силу экономических причин существует политическое неравенство между отдельными группами населения и возможно принятие неэффективных решений, т.е. фиаско государства. Проанализируем наиболее важные причины фиаско государственного регулирования.

Прежде всего следует еще раз сказать о нарушении пропорций между предельными затратами и предельными выгодами, которое может привести к неэффективному, с общественной точки зрения, принятию экономического решения, т. е. к фиаско государства.

Неравенство в получении информациитакже порождает данное негативное явление. Лучше информированы люди с высокими доходами, хорошо организованные лоббистские группы. Следовательно, они максимизируют свою прибыль, получая политическую ренту. Неравенство в получении информации связано и с феноменом, присутствующим в системе представительной демократии и получившем название рационального игнорирования. Выделенный термин означает уклонение индивидов от участия в процессах голосования и выборов в том случае, если выгоды, которые они получат в случае благоприятного для них исхода, ниже издержек, связанных с участием в процессе голосования. Допустим, что необходимо оценить правительственное решение, проведение в жизнь которого принесет выгоду обществу в целом, хотя отдельные группы населения могут проиграть (например, отмена субсидий какому-либо сектору экономики). Однако каждый отдельный избиратель получит малую выгоду от этого (общая выгода распределится среди всего населения). В таких обстоятельствах избиратели ведут себя апатично или равнодушно, что и получило название рационального игнорирования - большому, но разрозненному количеству людей нет смысла собирать и оценивать информацию о данном проекте, организовываться в лоббистские группы ради почти неощутимой выгоды. А вот ущемленное меньшинство, которое пострадает от отмены субсидий, будет концентрироваться и формировать группы давления.

Еще одна из причин фиаско государства - недобросовестность государственных чиновников (государственной бюрократии),которые, преследуя свой частный интерес, стремятся получить наибольшее количество голосов на следующих выборах и принимают такие решения, которые помогут им достичь этого (так называемые популистские решения), хотя они не соответствуют критерию экономической эффективности. Кроме того, политические деятели преследуют свои личные интересы, как и все обычные люди, и эти личные интересы могут в определенный момент превысить их чувство долга как государственных лиц.


Следует также отметить несовместимость во временипринятия тех или иных решений, ведущую к фиаско государства. Например, перед выборами политик обещает увеличить социальные расходы, снизить налоги и провести многие другие аналогичные мероприятия, которые помогут ему получить поддержку избирателей. Однако популистские обещания провозглашаются сегодня, а их реализация после выборов нередко откладывается или принимаются прямо противоположные решения, ведущие к снижению материального благополучия населения. Таким образом, несовместимость во времени означает, что мероприятия, оптимальные с точки зрения правительства сегодня, могут оказаться неоптимальными в будущем периоде, особенно после того, как экономические агенты уже отреагировали на объявленные предвыборные обещания, т. е. сформировали свои ожидания.

В связи с временными интервалами возникает проблема внутренних и внешних лагов, которая также может привести к фиаско государства. Речь идет об эффекте запаздывания, т. е. разрыве во времени между осознанием проблемы, принятием государственных решений и результатами воплощения правительственной программы в жизнь.

Особо в связи с фиаско государства следует помнить о законе непредвиденных последствий. Суть его заключается в том, что в результате осуществления каких-либо мероприятий желаемый результат не достигается или достигается с большими издержками. Стремление улучшить работу рынка приводит нередко к противоположному результату. Например, государство устанавливает фиксированные цены на продовольственные товары с целью борьбы со спекуляцией. Однако результатом этих мер оказывается товарный дефицит, разрастание теневой экономики, очереди и т. п.

Решение всех этих проблем сторонники общественного выбора видят в свободном развитии рыночных процессов, хотя они не отрицают и положительной роли государства, которое способно исправлять несовершенства рыночного механизма в определенных пределах.

Лекция

Сторонники теории общественного выбора приходят к выводу, что именно в силу экономических причин существует политическое неравен­ство между отдельными группами населения и возможно принятие неэф­фективных решений, т. е. фиаско государства. «Провалы» (фиаско) государства (правительства) – это случаи, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов. Рассмотрим наиболее важные причины фиаско государственного регулирования.

Прежде всего следует сказать о нарушении пропорций между предельными затратами и предельными выгодами, которое может при­вести к неэффективному, с общественной точки зрения, принятию эконо­мического решения, т. е. к фиаско государства.

Неравенство в получении информации также порождает данное не­гативное явление. Лучше информированы люди с высокими доходами, хо­рошо организованные лоббистские группы. Следовательно, они максими­зируют свою прибыль, получая политическую ренту. Неравенство в полу­чении информации связано и с феноменом, присутствующим в системе представительной демократии и получившем название рационального иг­норирования. Выделенный термин означает уклонение индивидов от уча­стия в процессах голосования и выборов в том случае, если выгоды, кото­рые они получат в случае благоприятного для них исхода, ниже издержек, связанных с участием в процессе голосования.

Еще одна из причин фиаско государства - недобросовестность государственных чиновников (государственной бюрократии), которые, пресле­дуя свой частный интерес, стремятся получить наибольшее количество го­лосов на следующих выборах и принимают такие решения, которые помо­гут им достичь этого (так называемые популистские решения), хотя они не соответствуют критерию экономической эффективности. Кроме того, поли­тические деятели преследуют свои личные интересы, как и все обычные люди, и эти личные интересы могут в определенный момент превысить их чувство долга как государственных лиц.

Следует также отметить несовместимость во времени (несоразмер­ность временных горизонтов) принятия тех или иных решений, ведущую к фиаско государства. Например, перед выборами политик обещает увели­чить социальные расходы, снизить налоги и провести многие другие ана­логичные мероприятия, которые помогут ему получить поддержку избира­телей. Однако популистские обещания провозглашаются сегодня, а их реа­лизация после выборов нередко откладывается или принимаются прямо противоположные решения, ведущие к снижению материального благопо­лучия населения.

В связи с временными интервалами возникает проблема внутренних и внешних лагов, которая также может привести к фиаско государства. Речь идет об эффекте запаздывания, т. е. разрыве во времени между осознанием проблемы, принятием государственных решений и результатами воплоще­ния правительственной программы в жизнь.

Под внутренним лагом понимают промежуток времени, который про­ходит между моментом возникновения какого-либо экономического явле­ния и моментом принятия ответной меры. Внутренние лаги делятся на лаги признания и лаги решения. Лаг признания (распознавания, осознания). Его возникновение свя­зано с тем, что для осознания самой проблемы регулирования какой-либо сферы экономической жизни нужно время. Так, чтобы принять меры, на­правленные на борьбу с инфляцией, необходимо, прежде всего, оценить ее источники, возможные варианты антиинфляционной политики, а для этого нужно время. В данном случае на длительность лага будут влиять такие факторы, как компетентность правительства, экспертов, состояние макро­экономической науки. Лаг решения. Это время, которое проходит между осознанием про­блемы и принятием конкретного решения. Иногда этот период длится дос­таточно долго. Например, чтобы внести какие-либо решения, связанные с из­менением налогового законодательства, необходимо детально обдумать и об­судить ситуацию, утвердить проект решения в необходимых инстанциях.

Внешний лаг - это промежуток времени, который проходит между мо­ментом принятия какой-либо меры и моментом проявления ее результатов. К внешним лагам относят лаги воздействия. Лаг воздействия. Это период, в течение которого объект государствен­ного регулирования начинает реально изменяться под влиянием того или иного макроэкономического мероприятия правительства. Например, прави­тельство приняло решение о снижении налоговых ставок, но реальное оживление экономики наступает не сразу, а через какое-то время.

Особо в связи с фиаско государства следует помнить о законе непред­виденных последствий. Суть его заключается в том, что в результате осу­ществления каких-либо мероприятий желаемый результат не достигается или достигается с большими издержками. Стремление улучшить работу рынка приводит нередко к противоположному результату. Например, госу­дарство устанавливает фиксированные цены на продовольственные товары с целью борьбы со спекуляцией. Однако результатом этих мер оказывается товарный дефицит, разрастание теневой экономики, очереди и т. п.

Решение всех этих проблем сторонники общественного выбора видят в свободном развитии рыночных процессов, хотя они не отрицают и положи­тельной роли государства, которое способно исправлять несовершенства рыночного механизма в определенных пределах.

Вопросы для самопроверки:

1. Что понимается под “провалами” (фиаско) государства?

2. Как связаны “провалы” государства с потенциальными Парето-улучшениями?

3. Каковы основные “провалов” государства?

4. Как влияет оббьем информации, которой может располагать правительство, на эффективность его решения?

5. В чем проявляется несовершенство политического процесса?

6. Что такое политико-экономический (политический деловой) цикл?

7. Какова модель (графическая) политического делового цикла?

9. Почему представители теории общественного выбора выступают за всемерное ограничение экономических функций государства?

10. Что такое “болезнь Баумоля”?

11. В чем связь возможности получать экономическую ренту и политического процесса?

12. Что общего и в чем различие в структуре государственного аппарата и структуре крупных корпораций?

13. Почему развитие “мягкой инфраструктуры” является условием эффективной борьбы с бюрократией?

14. Какая существует связь между динамикой численности госаппарата и спросом на услуги государства?

15. Какая связь существует между динамикой численности госаппарата и предложением услуг государства?

#Type=Exercise;QuestionToShow=10;CompletePercent=80;AttemptCount=3;TimeLimit=30 Тест по теме 10.3.

Тест учебный (10.3. Фиаско государства)

S Фиаско государства – это:

N- Ограниченности информации

N+ Поиске политической ренты

N+ Логроллинге

S Модель конституции, предложенная Ф. фон Хайеком, исходит из необходимости кардинального преобразования существующих демократических институтов:

#Type=Exam;QuestionToShow=10;CompletePercent=80;AttemptCount=1;TimeLimit=30 Тест по теме 10.3.

Тест контрольный (10.3. Фиаско государства)

S Модель конституции, предложенная Ф.фон Хайеком, исходит из необходимости кардинального преобразования существующих демократических институтов:

S Фиаско государства – это:

N- Случаи, когда государство не обеспечивает эффективное использование экономических ресурсов

N+ Случаи, когда государство не обеспечивает использование общественных ресурсов

S Правительство способно полностью контролировать ближайшие и отдаленные последствия принятых им решений:

S Правительство располагает всей необходимой информацией для принятия решений:

S Интересы бюрократии могут определять расточительное использование ресурсов общественного сектора

S Несовершенство политического процесса проявляется в:

N- Ограниченности информации

N+ Поиске политической ренты

N+ Логроллинге

N+ Политико-экономическом цикле

S Рост государственного аппарата порождает:

N- Неограниченность контроля над бюрократией

N+ Ограниченность контроля над бюрократией

Список литературы:

1. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие /Под ред. д. э. н. , проф. А. В. Сидоровича; МГУ –М., 2001 г. -832с.,гл.19-20.

2. Курс экономической теории: учебник / Под ред. проф. Чепурина М. Н. , проф. Киселевой Е. А. –Киров, 2002 г.- 832 с., гл. 17.

3. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов.-М.,2003 г. -572 с., гл. 13-14.

4. Экономика. Учебник / Под ред. А.И. Архипова, А. Н. Нестеренко, А.К. Большакова-М.,2001г.-784 с., гл. 15.

Потребление, сбережение, инвестиции
  • Функциональное назначение и взаимосвязь потребления и сбережения
  • Функция потребления и функция сбережения. Средняя и предельная склонность к потреблению и сбережению
  • Взаимосвязь сбережений и инвестиций в классической и Кейнсианской моделях макроэкономического равновесия
  • Автономные и производственные инвестиции. Эффект акселератора. Парадокс бережливости
Экономика и государство
  • Ресурсы, объекты, формы, методы, концепции и инструменты государственного регулирования экономики
Модели государственного регулирования рыночной экономики
  • Классическая модель взаимодействия экономики и государства
  • Кейнсианская модель государственного регулирования экономики
  • Неконсервативная модель государственного регулирования экономики
Формирование экономической политики
  • Экономическая политика и фактор времени. Лаговая структура
Государственное регулирование переходной экономики
  • Приоритеты в макроэкономических целях Российского правительства
Природа кризиса переходной Российской экономики
  • Динамика ВВП России в период рыночных реформ. Кризис и депрессивная стабилизация Российской экономики
  • Структурные перекосы в Российской экономике. Противоречие между валютным укладом и отраслями, ориентированными на внутренний рынок
  • Ловушка равновесия на низком уровне, ее характерные черты
  • Теория трансформационного спада. Спад как "статистическая иллюзия"
  • Экономический кризис как следствие стратегических просчетов в экономической политике
Антициклическое регулирование экономики
  • Политика краткосрочной стабилизации. Противодействие колебаниям экономической конъюнктуры
  • Противоречивость антициклического регулирования. Экономико-политический цикл
Финансовая система Фискальная политика
  • Мультипликатор государственных расходов и налоговый мультипликатор
  • Недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы
  • Фискальная политика, ориентированная на предложение. Эффект Лаффера
Денежная система
  • Спрос на деньги в неоклассической теории. Количественная теория денег. Уравнение Фишера. Кембриджское уравнение
  • Кейнсианская теория спроса на деньги. Транзакционный и спекулятивный спрос на деньги. Теория выбора портфеля
Денежно-кредитная политика
  • Сущность и цели денежно-кредитной политики. Функции центрального банка
  • Воздействие денежно-кредитной политики на национальный продукт. Трансмиссионный механизм
  • Мультипликативное расширение банковских депозитов. Денежный мультипликатор
  • Сравнительная эффективность денежно-кредитной и фискальной политики
Инфляция
  • Виды инфляции. Сбалансированная и несбалансированная, ожидаемая и непредвиденная инфляция
  • Инфляция спроса и инфляция издержек. Открытая и подавленная инфляция
Антиинфляционная политика Безработица Политика занятости
  • Государственное регулирование рынка труда. Активная политика занятости
Взаимосвязь инфляции и безработицы. Стагфляция Государственное регулирование экономического роста
  • Содержание и цели политики содействия экономическому росту
Доходы населения и уровень жизни
  • Рыночная и уравнительная модели распределения доходов: равенство против эффективности
  • Неравенство доходов: причины и последствия. Кривая Лоренца
Социальная политика
  • Цели и содержание государственной политики перераспределения доходов
  • Инструменты и модели перераспределительной политики государства
  • Государственный механизм регулирования доходов населения в России
Общенациональное прогнозирование, планирование и программирование экономики
  • Типы и модели экономического планирования, их эволюция в XX веке. Индикативное планирование и государственный заказ
  • Место и роль прогнозирования в системе государственного регулирования экономики. Формы прогнозных заключений
  • Прогнозирование в планово-регулируемой и переходной экономике

Экономическая политика. Фиаско государства

Регулирование рынка - комплексная система мер, предпринимаемых деловыми предприятиями (прежде всего корпорациями), правительством, межгосударственными организациями по упорядочению рыночных отношений, сведению к минимуму отрицательных последствий действия рыночного механизма саморегулирования при сохранении его главных достоинств. Оно осуществляется более на макроуровне (сознательное воздействие на совокупный спрос и совокупное предложение, на общий уровень цен - например, через регулирование денежной массы). Но и на микроуровне осуществляется как внутрифирменное регулирование рынка, так и государственное регулирование - например, антимонопольная политика, создающая условия для здоровой конкуренции, или правовое регулирование межфирменных взаимосвязей. Общая задача макроэкономического регулирования - ориентация воспроизводственного процесса в направлении заранее предусмотренного варианта социально-экономического развития страны. Данная задача реализуется через разработку и проведение в жизнь государством своей экономической политики.

Политика вообще есть искусство управления. Это общественная деятельность, направленная на защиту тех или иных социальных интересов, на завоевание и сохранение государственной власти. Под экономической политикой государства ее теоретик В. Ойкен понимал систему действий государственных институтов, нацеленных на изменение сложившейся ситуации в социально-экономической сфере, корректировку тех или иных протекающих в ней процессов. Дж. Кейнс понимал под экономической политикой государственное регулирование таких независимых переменных, как предельная склонность к потреблению и сбережению, ставка процента и другие, а через них - на занятость и национальный доход.

Следует учитывать, что в мировой экономической науке отсутствует единодушие в понимании роли государства. Если неокейнсианцы особо подчеркивают "осечки" рынка, устраняемые правительственной интервенцией в экономику, то неоклассики, наоборот, более обращают внимание на "осечку" государства (так называемые нерыночные "провалы"). Фиаско, изъян государства - ситуация, при которой правительственное вмешательство в экономику не обеспечивает эффективного размещения ресурсов, а также соответствие политики распределения принятым в данном обществе представлениям о справедливости.

Концепция изъянов государства менее развита, чем теория изъянов рынка. К настоящему времени в литературе выделяются следующие проявления таких несовершенств:

  1. Ограниченность доступной информации. Государственный сектор обычно лучше справляется с перераспределением информации (преодолением информационной асимметрии), чем с неуклонным наращиванием ее объема. Между тем каждое конкретное правительственное решение, прежде чем быть принятым, нуждается во всестороннем анализе с точки зрения вероятных потерь. В тех же случаях, когда правительству явно не хватает объективных данных, позволяющих с достаточной достоверностью прогнозировать результаты своих регулирующих воздействий на социально-экономическую жизнь, ему следует воздерживаться от чрезмерного расширения зоны ответственности государства и экспансии государственного сектора.
  2. Неспособность государства полностью контролировать реакцию контрагентов на его действия. Государственный сектор, как отмечалось выше, - лишь одна из составных частей современного рыночного хозяйства. Действия государства, в том числе связанные с принуждением, вплетаются в сложную структуру взаимодействий между другими субъектами экономической системы. Следовательно, конечные результаты начинаний, которые предпринимает государство, зависят не только от него самого. Лишь помня, что государство в смешанной экономике заведомо не является всесильным, можно не подпасть под влияние иллюзии, будто для любого изъяна рынка существует адекватная форма государственного вмешательства, позволяющая его полностью преодолеть, не вызвав побочных негативных последствий.
  3. Несовершенство политического процесса - в связи с рациональным неведением избирателей, принятием произвольных, волюнтаристских решений, влиянием групп специальных интересов и их постоянной погоней за рентой. Погоня за рентой - расходование лоббистами ресурсов с целью получить от государства исключительные права и преимущества, приносящие их обладателям выгоды за счет других членов общества.
  4. Ограниченность контроля над государственным аппаратом. Большая иллюзия - наивно думать, что госаппарат всегда действует в законных, легитимных рамках и неуклонно преследует исключительно интересы общества, а отнюдь не свои собственные. Отстаивающая подобный взгляд традиционная теория отрицает возможность того, что какая-то часть общества может использовать государство для реализации своих частных интересов за счет общественных. Альтернативный подход, напротив, объясняет вмешательство государства не "провалами" рынка, а так называемой "политической игрой", то есть. попытками организованных общественных групп использовать власть государства в целях максимизации доходов членов группы и их доли в национальном доходе. При этом у политически влиятельной группы может появиться интерес к умалению роли естественных рыночных механизмов и чрезмерному усилению государственной интервенции в хозяйственную жизнь. Например, группы предпринимателей могут в своем стремлении максимизировать прибыль призвать к фиксированию цен, к чрезмерному протекционизму государства и тем самым к ослаблению конкурентного прессинга, ущемляющему интересы потребителей.
  5. Завышение объема производства общественных благ и связанная с этим растрата ресурсов. Данный нерыночный провал может найти проявление, например, в чрезмерной милитаризации экономики, или в безудержных тратах дефицитных бюджетных средств (в условиях кризиса и нарастающего дефицита бюджета) на амбициозные проекты по украшению столиц и чиновничьих кабинетов и т.п.
  6. Образование государством через перераспределительные процессы новых форм неравенства и дискриминации. Так, бесконтрольное нарастание объема налоговых и иных льгот различным социальным группам (например, депутатам, правительственным чиновникам, монополистическим группировкам и т.п.) может привести (и приводит в нашей стране) к тому, что главным механизмом обогащения становится сам, по идее направленный на сглаживание рыночной дифференциации населения, бюджетный процесс.
  7. Разбухание издержек на содержание бюрократического аппарата сверх оптимального уровня (на подготовку законодательных актов, контроль за их осуществлением, оснащение техникой налоговых служб и др.). В данной связи весьма характерной представляется тенденция к неуклонному относительному (и порой и абсолютному) росту той статьи расходов российского бюджета, которая направляется на управление экономикой.
  8. Отвлечение юристов, экономистов, менеджеров и т.п. от участия в производстве продукции и услуг на фирмах. Привлекаемые относительно высокой оплатой труда в сфере управления, а также немалым объемом иных льгот и привилегий, квалифицированные специалисты охотно "перетекают" в нашей стране в аппарат государственного управления, нарушая некие оптимальные пропорции в использовании трудовых ресурсов страны.

Даже в относительно либеральной американской экономике сегодня тратится примерно 100 млрд. долл. в год на ее государственное регулирование. Американские специалисты подсчитали, что правительственное воздействие на экономическую жизнь приводит к падению темпов роста экономики на 0,4% в год по сравнению с потенциально возможным. Устранение подобных явлений достигается прежде всего через приватизацию и дерегулирование экономики - меры, ослабляющие влияние фиаско государства, хотя и за счет риска усилить фиаско рынка. Данные меры, безусловно, не означают прекращения регулирующей роли государства и ликвидации государственного сектора вообще. Речь здесь идет лишь о перемещении центра тяжести в инструментах и методах государственного регулирования - от "жестких" к более "мягким".

Для реальной экономики характерны ситуации, когда одновременно дают знать о себе и изъяны рынка, и изъяны государства, причем ослабить влияние одних зачастую удается, лишь усиливая влияние других. На практике редко встречаются идеальные решения. Варианты, предполагающие активное государственное вмешательство, помогают преодолевать изъяны рынка, но часто связаны с изъянами государства. Такое диалектическое представление об изъянах рынка и государства позволяет облегчить принятие политических решений: во всяком случае отпадают - по причине нереальности - заведомо неприемлемые варианты, базирующиеся на чрезмерно оптимистической оценке возможностей либо рынка, либо государства (хотя именно эти варианты внешне наиболее привлекательны).