Презентация на тему "политика перестройки в экономики ссср". Политика перестройки в сфере экономики план-конспект урока по истории (11 класс) на тему Политическая перестройка в сфере экономики

  • Закрепить теоретический материал, полученный в ходе предыдущих занятий и самостоятельной работы.
  • Выяснить необходимость изменения политической системы, этапы проведения политической реформы и их итоги.
  • Вооружить основными знаниями, необходимыми для владения данной темой по программе.
  • Формировать навыки исследовательской работы.

учащиеся должны уметь:

  • составлять таблицы;
  • характеризовать периоды в развитии перестройки;
  • показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений; называть характерные, существенные черты перестройки;
  • сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки;
  • определять (аргументировать) своё отношение к событиям и личностям в истории; работать с документами.

Тип урока: комбинированный

План урока:

  1. Перестройка – объективная необходимость.
  2. Первый этап перестроечных процессов.
  3. Второй этап перестроечных процессов.
  4. Результаты перестройки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

По параграфу 66 ученики должны были дома составить таблицу

«Итоги экономического, социального и политического развития СССР к середине 80-х годов», выявить кризисные явления в различных сферах, ответив на вопрос:

«Почему существующая экономическая, политическая и социальная система превратилась в главный тормоз общественного развития? »

В таблице у ребят должны получиться примерно следующие выводы

Кризисные явления в различных сферах

Экономическая сфера Социальная сфера Политическая сфера
Кризис командной экономики: снижение темпов экономического роста, нарастающее отставание от передовых стран, экстенсивное развитие, нарастание диспропорций в экономике, проблема дефицита, устаревшие методы управления, начало инфляции, развитие теневой экономики, рост преступности в экономической сфере. Проблемы, связанные с понижением уровня жизни. Проблемы, связанные с психологическим состоянием общества: неверие в возможность перемен, недоверие к власти, нежелание работать в общественном секторе, привычка жить по двойным стандартам, социальная апатия. Кризис тоталитарной системы: бюрократия, коррупция, неспособность государственных органов к решению общественных проблем и т.д.

Монополия партии на власть – её ответственность за углубление кризиса.

Национальные проблемы. Внешнеполитические проблемы.

На основе проверки домашнего задания организуется обсуждение вопроса:

– Какие мероприятия помогут вывести страну из кризиса?

Примерный ответ ребят, который записывается в тетради.

  1. В экономической сфере –
    сменить экономическую модель, создать смешанную или рыночную экономику, ликвидировать отставание от передовых стран.
  2. В социальной сфере –
    достичь высокого жизненного уровня, активного участия граждан в общественной жизни (создать гражданское общество).
  3. В политической сфере –
    Изменить политический режим, создать демократическое общество, правовое государство, изменить концепцию отношений между республиками в рамках Советского Союза.

Подвести ребят к выводу: все эти преобразования означают коренные изменения общественно-политической и экономической модели и носят революционный характер.

Учитель: Не все социальные слои в СССР были заинтересованы, чтобы страна шла именно по такому пути. Силы, начавшие эти преобразования, тоже не сразу определили конечные задачи. Изменение в стране началось «сверху», а процесс изменения получил название «Перестройка» . Сегодняшняя тема урока

«Перестройка и её итоги». Ученики записывают в тетрадях тему.

III. Слайд-презентация ученика (предварительно составляется план работы с учителем) Приложение 1

Слайд 1. В 1982 году скончался Брежнев Л.И.

Слайд 2. После кончины Брежнева Генеральным секретарём стал Андропов Ю.В., а через полтора года после смерти Андропова Черненко К.У., который умер через год после назначения на должность. Наконец, в 1985 году на пост генсека политическая элита выдвигает довольно молодого парт аппаратчика Горбачёва М.С.

Слайд 3. Краткая биография Горбачёва М.С.

Слайд 4. Вместе с Горбачёвым в правящую элиту вошли молодые руководители: Лигачёв Е.К.; ШеварнадзеЭ.А.; Рыжков Н.И.; Яковлев А.Н., чуть позже в Москву был приглашён Первый секретарь Екатеринбурга – Ельцин Б.Н. Эта новая политическая элита хорошо понимала необходимость перемен и была готова к обновлению системы, но чёткого плана у реформаторов не было.

Слайд 4. Задачи «Перестройки»

Слайд 5. Первые реформы в экономике.

Слайд 6. В обыденном сознании наших людей существуют три основные точки зрения на предпосылки и начало Перестройки:

Не нужно было ничего менять, жили тихо, небогато, но зато стабильно, не думая о завтрашнем дне.

Кризис давно назрел, страна катилась в пропасть, реформы были необходимы.

Перестройка – цепь заговоров мирового империализма и масонства с целью ослабления и развала великой державы.

Слайд 7. К какой точке зрения вы склоняетесь?

Ребята аргументируют свой выбор.

Первый этап урока завершается выводом:

перемены с стране назрели, перестройка была насущной необходимостью. (записывается в тетради)

IV. На каждую парту учитель раздаёт Рабочий лист, который содержит таблицу

«Основные события 1985–1991 гг.»

Важнейшие политические мероприятия Национальные проблемы СССР
Генеральным секретарём ЦК КПСС в марте 1985г. избран М.С.Горбачёв.

Апрель 1985 г. – Пленум ЦК; обсуждение социально-экономического положения в стране, провозглашение курса на ускорение социально-экономического развития, предшествовавший период охарактеризован как застойный.

Февраль-март 1986 г. – XXVII съезд КПСС. Приняты планы 12 пятилетки(1986-1990г.г.) В отчётном докладе содержались идеи реформирования экономики в направлении рынка, политической системы – в направлении правового государства; гласность как важнейшее условие демократизации общества и элемент обновляющейся официальной идеологии. 26 апреля 1986 г. – авария на Чернобыльской АЭС.

Апрель1986 г. – обострение национальных проблем (выступления народа в Алма-Ате, Казахстан)

Январь 1987 г. – Пленум ЦК рассмотрел вопрос омоложения кадрового состава в руководстве партией. Гласность – открытость и правдивость в освящении прошлого.

Июнь 1987 г. – Пленум ЦК – начало экономических реформ.

Март 1988 г. – Публикация в газетах письма Н.Андреевой, направленного против преобразований в обществе. Консолидация антиперестроечных сил.

Июнь 1988 г. – XIX партконференция; решение о начале реформы политической системы.

Весна 1988 г. – начало войны между Арменией и Азербайджаном, погромы в Сумгаите.

Декабрь 1988 г. – землетрясение в Армении.

Март 1989 г. – выборы в Верховный Совет народных депутатов на основании нового закона о выборах. Апрель1989 г. – разгон демонстрации в Тбилиси. Погромы в Фергане.
Март 1990 г. – III внеочередной съезд народных депутатов, переход к президентскому правлению (избран Горбачёв М.С.) Отмена 6-й статьи Конституции.

Май 1990 г. на сессии Верховного совета впервые говорится о концепции перехода к рыночной экономике.

Июль 1990 г. XXVIII съезд КПСС. Генсеком избран М.С.Горбачёв. Раскол в КПСС.

«Парад суверенитетов» союзных республик.

Февраль1990 г. – лидеры Литвы провозглашают независимость.

12 июня 1990 г. – Iсъезд народных депутатов России принимает Декларацию о государственном суверенитете России.

Январь 1991 г. – начало официальной регистрации политических партий и организаций. Январь 1991 г. – События в Вильнюсе и в Риге, связанные с попыткой сохранить республики Прибалтики в составе СССР.

Апрель 1991 г. – начало «Новоогарёвского процесса» – подготовка нового Союзного договора (подписание намечено на 20 августа)

8 декабря 1991 г. – руководители России, Украины и Белоруссии подписали соглашение о выходе из СССР и образовании СНГ

21 декабря 1991 г. – встреча в Алма-Ате. Декларация о прекращении существования СССР.

Экономическое развитие СССР.

Среднегодовые показатели, % 1981–1985 1986 1987 1988 1989 1990
Темпы прироста национального дохода 3,5 2,3 1,6 4,4 2,5 -4
Темпы прироста производительности труда 3 2,1 1,6 4,8 2,2 -3

I этап перестройки (апрель 1985 г. – лето 1988 г.)

Главная идея – построение социализма с человеческим лицом.

Главная задача – остановить разложение социалистической системы.

Средства – осторожное реформирование при отсутствии целостной концепции реформ. активность «сверху». (Запись в тетрадях.)

– Работая с рабочим листом проследите, какие важнейшие события в политической жизни страны произошли в этот период.

– Что можно сказать о проблемах первого этапа? (продолжение экономического спада, рост межнациональных проблем, рост дезинтеграции общества)

Именно в этот период начались техногенные катастрофы, экологические катастрофы.

Показ слайдов (10 – 13).

Учащиеся приходят к выводу, что первый этап перестройки объективно приводил общество к радикальным преобразованиям, которых не предусматривали реформаторы.

V. В этот период шла борьба идей, найдите в рабочем листке март 1988 года статью Нины Андреевой «Не могу поступиться принципами». Раздаётся на каждую парту документ, выдержки из статьи. (Читается вслух.)

«Взять вопрос о месте И.В.Сталина в истории нашей страны. Именно с его именем связана вся одержимость критических атак, которая, по моему мнению, касается не столько самой личности, сколько всей сложнейшей переходной эпохи. Эпохи, связанной с беспримерным подвигом целого поколения советских людей, которые сегодня постепенно отходит от активной деятельности. В формулу «культа личности» насильственно втискиваются индустриализация, коллективизация, культурная революция, которые вывели нашу страну в разряд великих мировых держав…дело дошло до того, что от «сталинистов»… стали настойчиво требовать «покаяния»…

Сторонники «леворадикального социализма» формируют тенденцию фальсифицирования истории социализма…

Сложность воспитания молодёжи усугубляется ещё и тем, что в русле идей «неолибералов» создаются неформальные организации и объединения. Случается, что верх в их руководстве берут экстремистские, способные на провокации элементы. В последнее время наметилась политизация этих самодеятельных организаций на основе далеко не социалистического плюрализма. Нередко лидеры этих организаций говорят о «разделении власти» на основе «парламентского режима», «свободных профсоюзов»», автономных издательств» и т.п. Всё это, по моему мнению, позволяет сделать вывод, что главным и кардинальным вопросом проходящих ныне в стране дискуссий является вопрос – признавать или не признавать руководящую роль партии, рабочего класса в социалистическом строительстве, а значит и в перестройке».

Согласны ли вы, с мнением демократов, что статья Н.Андреевой – манифест «антиперестроечных сил»?

– Как вы относитесь к идее покаяния, которой возмущается автор? Знаком ли вам художественный фильм режиссёра Тенгиза Абуладзе «Покаяние»?

На основании рабочего листа составляется характеристика второго этапа перестройки.

Главная идея – радикальное реформирование, смена модели общественного развития.

Главная задача реформаторов – преобразование социалистической системы.

Какие внутриполитические достижения вы можете назвать? (осуществлён переход к политическому плюрализму от однопартийности; гласность привела к идеологическому плюрализму; углубляются процессы демократизации общества).

Какие проблемы этапа вы можете назвать? (продолжается спад экономики и снижение жизненного уровня населения; нарастают противоречия во всех властных структурах; обостряется идейно-политическая борьба в КПСС, между различными политическими партиями и движениями, нарастают национальные столкновения).

В рабочем листе обратите внимание на темпы прироста национального дохода и темпы прироста производительности труда, цифры говорят сами за себя.

Экономическая ситуация в стране продолжала ухудшаться. Резко возросла инфляция, рос и без того огромный бюджетный дефицит, золотой запас сокращался. Уровень жизни населения стремительно падал. Летом 1989года прошли первые массовые забастовки рабочих, которые стали постоянными спутниками перестройки.

– Одна из главных проблем страны – проблема подписания нового союзного договора. Вспомните год образования СССР? (1922)

– На какой основе он был создан? (на основе федерации) Однако фактически СССР был унитарным государством, со строгим подчинением республик центру.

– Как центр пытался удержать республики? (часто через применение силы,)

– По этому вопросу был впервые в СССР сделан референдум.

Показ слайда 14 и 15. Итоги референдума.

Вывод по третьему пункту плана урока: реформы начинают «пробуксовывать», люди разочаровываются в перестройке. Очаги межнациональных конфликтов могут привести к гражданской войне, нужен новый Союзный договор.

VIII. Показ слайдов 15–36 .

IX. Задание классу :

Сопоставить преобразования, необходимые для вывода страны из кризиса, и результаты перестройки.

Учащиеся формулируют вывод о соотношения замыслов и надежд «прорабов перестройки» и её реальных итогов.

X. Начать заполнение сравнительной таблицы «Попытки реформ»

План сравнения При Н.С.Хрущёве В годы перестройки
1. Отношение к частной собственности и экономической свободе
2. Отношение к гражданским правам и свободам
3. Отношение к политической оппозиции
4. Применение репрессий к политическим противникам
5. Государственный контроль за СМИ, книгоизданием, театрами и т.п.
6. Основные преобразования в экономической сфере
7. Основные политические и социальные реформы.
8. Результаты реформ.

IX. Выставление и комментирование оценок.

X. Домашнее задание

С середины (70-х гг. – теневая экономика проникла во все сферы экономической жизни; в 1980 г. ЦК КПСС принял, меры, направленныенаборьбу с коррупцией, и в 1981–с 1982 гг. прошли несколько громких. Судебных процессов. Одновременно были сделаны попытки укрепите трудовую дисциплину и повысить производительность труда.

Радикальная реформа проходила под лозунгами: «гласность», «ускорение», «перестройка». Начавшееся движение было призвано реформировать существующую систему, но привело, к ее разрушению (это напоминало реформы середины XIX в.). Реформы вышли из-под контроляих инициаторов. «Гласность», открывшая доступ к ранее закрытой информации и породившая плюрализм рецептов социальной и национальной реконструкции, дала результаты уже к середине 1986 г.

В июле 1988 г» на XIX партийной конференции было заявлено, что «гласность не должна наносить ущерба интересам государства, общества и правам человека». Но гласность привела к подрыву идеологической неоспоримости партийных решений и оценок. Критика сталинизма инспирировала критику порожденнойим «административно-командной системы управления», социализма как системы в целом.

С 1986 г. началось ограничение роли цензуры; в организациях либеральной и творческой интеллигенции (Союз кинематографистов. Союз театральных деятелей, Союз писателей и др.), в прессе и органах печати стали разворачиваться острые идеологические дискуссии по политическим вопросам. Быстро происходило размежевание общества на демократов, национал-патриотов и коммунистов.

В республиках СССР нарастала национальная напряженность. Выдвигались требования о признании государственного статуса национальных языков, возвращении на историческую родину депортированных народов, выводе российских войск с территорий республик. С 1988 г. началась череда межнациональных вооруженных столкновений.

Возникли проблемы и в сфере экономики. Сокращались показатели прироста промышленности и сельскохозяйственного производства, с 1991 г. быстро нарастали инфляционные тенденции; реформы предполагали расширить права предприятий и трудовых коллективов, шире развернуть частную предпринимательскую инициативу.

В июне 1987 г. принят Закон «О государственном предприятии» (распространенный на все предприятия с 1989 г.), предусматривавший новые начала хозрасчета и самофинансирования. Предприятия получали право самостоятельно планировать свою деятельность, устанавливать, прямые, горизонтальные связи с другими предприятиями, действовать на основе контрактов, заказов, экономических нормативов. Централизованные инвестиции и директивы плановых органов существенно сокращали свою сферу действия. На практике государственные монополии (госзаказ, ценообразование, снабжение, налогообложение находились в ведении центральных органов) Ограничивали область коммерческой деятельности предприятий. Система субсидии, получаемых предприятиями в централизованном порядке; значительный дефицит и «теневая экономика» также не позволяли наладить новую систему ценообразования. Становление рынка проходило с огромными трудностями.


В ноябре 1986г. и мая 1988г. закон легализовал частную предпринимательскую деятельность в ряде производственных и сервисных областей. Быстро стали развиваться кооперативный сектор экономики и индивидуальная трудовая деятельность. Вместе с тем в легализованном частном секторе происходила «отмывка» капиталов, «сколоченных» в сфере «теневой экономики».

Сложились четыре уровня цен (государственные, договорные, кооперативные, «черного рынка»), что также вело к усложнению экономической ситуации. Развитие частного предпринимательства наталкивалось на организационные, финансовые, идеологические и психологические (неприятие) препятствия. Формирующаяся рыночная экономика в значительной степени стала носить спекулятивный характер, ориентируясь в своей работе на сиюминутную выгоду.

Расширение сферы частной инициативы в аграрном секторе началось в1988 г., когда введение, арендных договоров на землю (на срок до 50 лет) заложило основу для формирования фермерства. В новом Положении о колхозах (1988 г.) предусматривалось установление размеров приусадебного участка и поголовья скота в личном хозяйстве на основе решений коллектива каждого колхоза.

Однако арендное, движение так и не получило широкого развития. Даже признанное право свободно приобретать землю при отсутствии развитой инфраструктуры и сельхозтехники у крестьян не изменило положения. Контроль местных властей за колхозами (выделение и определение размеров приусадебных участков, заключение договоров аренды и т.п.) также не способствовал быстрому росту фермерских хозяйств.

Курс «социалистического реформизма» в КПСС был взят в самом начале перестроечного движения: из Политбюро удалялись консервативно настроенные лидеры, и руководящий орган пополнялся новыми людьми. Смена составов происходила на каждом новом этапе перестройки. Обновлялись все руководящие партийные структуры.

Для эффективности преобразований было признано необходимым полностью восстановить роль Советов как «органов социалистической власти», роль, которую присвоили себе партийные органы. При этом руководящая роль партии должна сохраняться. Для легитимации этой роли были предприняты разные политические и организационные меры: альтернативные выборы и тайное голосование при выборах ответственных партийных работников.

Перестройка – общее название реформ и новой идеологии советского партийного руководства, используемое для обозначения больших и неоднозначных перемен в экономической и политической структуре СССР, инициированных генеральным секретарём ЦК КПСС М. С. Горбачевым в 1986-1991 годах.

В мае 1986 года состоялся визит Горбачёва в Ленинград, где на встрече с партактивом ленинградского горкома КПСС он впервые употребил слово «перестройка» для обозначения общественно-политического процесса:

«Видимо, товарищи, всем нам надо перестраиваться. Всем» .

Термин был подхвачен СМИ и стал лозунгом начавшейся в СССР новой эпохи.

Для сведения, (т.к. во многих учебниках с 1985 года):

«Юридически» началом перестройки считают 1987 год, когда на январском пленуме ЦК КПСС перестройка была объявлена направлением развития государства.

Предыстория.

В 1985 г. к власти пришел Михаил Горбачев. К тому времени СССР уже находился на грани глубокого кризиса, как в экономике, так и в социальной сфере. Эффективность общественного производства неуклонно снижалась, тяжким бременем на экономике страны лежала гонка вооружений. Фактически в обновлении нуждались все сферы жизни общества.

Характеристика доперестроечной административной системы: жёсткие административно-директивные задания, централизованная система материально-технического снабжения, строгая регламентация деятельности предприятий и организаций. Руководство хозяйством как в целом, так и каждой его отраслью, каждыми предприятием, крупным или малым, осуществлялось в основном, административными методами с помощью адресных директивных заданий. Командно-приказная форма управления отчуждала людей и от самого труда, и от его результатов, превращала общественную собственность в ничью. Этот механизм, а также политическая система персонифицировались в людях, воспроизводящих её. Бюрократический аппарат поддерживал такую систему, которая позволяла его представлениям занимать выгодные должности, быть «наверху», не взирая на фактическое положение дел в народном хозяйстве.

Апрельский (1985) Пленум ЦК КПСС провозгласил новую стратегию – ускорение социально-экономического развития страны. К середине 80-х годов назревавшая необходимость перемен была понятна многим в стране. Поэтому предложенная в тех условиях М.С. Горбачевым «перестройка» нашла живой отклик во всех слоях советского общества.

Если попытаться дать определение перестройки , то по моему мнению, «перестройка» - это создание эффективного механизма ускорения социально - экономического развития общества; всестороннее развитие демократии укрепление дисциплины и порядка уважение к ценности и достоинству личности; отказ от командования и администрирования, поощрение новаторства; поворот к науке, соединение научно-технических достижений с экономикой и т.д.

Задачи перестройки.

Вступление СССР в эпоху радикальных преобразований относится к апрелю 1985 г. и связано с именем нового Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева (избранного на этот пост на мартовском Пленуме ЦК).

Предложенный Горбачевым новый курс предполагал модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы.

В новой стратегии особое значение приобретала кадровая политика, которая выражалась, с одной стороны, в борьбе с негативными явлениями в партийно-государственном аппарате (коррупцией, взяточничеством и др.), с другой стороны, в устранении политических противников Горбачева и его курса (в московской и ленинградской партийных организациях, в ЦК компартий союзных республик).

Идеология реформ.

Первоначально (начиная с 1985 г.) в качестве стратегии ставилась задача совершенствования социализма и ускорения социалистического развития. На январском 1987 г. Пленуме ЦК КПСС, а затем на XIX Всесоюзной партконференции (лето 1988 г.) М.С. Горбачевым была изложена новая идеология и стратегия реформ. Впервые признавалось наличие деформаций в политической системе и ставилась задача создания новой модели -социализма с человеческим лицом.

В идеологию перестройки были включены некоторые либерально-демократические принципы (разделения властей, представительной демократии (парламентаризма), защиты гражданских и политических права человека). На XIX партконференции впервые была провозглашена цель создания в СССР гражданского (правового) общества.

Демократизация и гласность стали сущностными выражениями новой концепции социализма. Демократизация коснулась политической системы, но она рассматривалась также как основа для осуществления радикальных экономических реформ.

На данном этапе перестройки широкое развитие получила гласность, критика деформаций социализма в экономике, политике, духовной сфере. Советским людям стали доступны многие произведения как теоретиков и практиков большевизма, объявленных в свое время врагами народа, так и деятелей русской эмиграции различных поколений.

Название предмета История

Класс 11

УМК Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т. Петров Ю.А. «История России. XX – начало XXI века». Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений.- 10-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011.

Уровень обучения базовый

Тема урока Политика перестройки в сфере экономики

Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1

Место урока в системе уроков по теме Урок № 52 в разделе 8 – «Перестройка и распад советского общества».

Цель урока: с формировать представление о причинах, сути и последствиях перестройки в СССР.

Задачи урока

Образовательные: охарактеризовать проблемы экономики начала 80-х гг., выяснить основные этапы экономического реформирования в СССР с 1985 по 1991 гг., определить причины неудач в реформирования в эти годы.

Воспитательная: способствовать формированию у учащихся понятия, о том, что любое дело необходимо доводить до конца и осознания ими ответственности за принятые решения.

Развивающие: развивать свои исследовательские умения, у меть доказывать свою точку зрения и выслушивать альтернативную, выделять главное и систематизировать выделенное, составляя схему в тетради; уметь дать оценку этим событиям и их итогам.

Отработать навык работы документами и таблицей как с историческим источником.

Планируемые результаты

Знать - причины трудностей в экономике СССР и обострения социальных проблем;

  • причины неудач в реформировании экономики;
  • причины и последствия роста забастовочного движения;
  • определения понятий: «перестройка», ускорение, государственная приемка, рыночная экономика, кооператив, фермерское хозяйство, арендный и бригадный подряд.

Уметь - составлять характеристику (исторический портрет) М. С. Горбачева (используя учебник и дополнительную информацию)

  • высказывать и аргументировать свое суждение;
  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и на этой основе реконструировать образ исторического прошлого.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • определять собственную позицию по отношению к перестройке;
  • собирать и анализировать воспоминания членов семьи, людей старшего поколения о жизни в годы «перестройки»; представлять их в виде устной или письменной презентации

Техническое обеспечение урока Учебники, рабочие листы, презентация, видео сюжеты, таблица

Тип урока Изучение и первичное закрепление новых знаний

Вид урока урок-исследование

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока

  1. Загладин Н.В., Козленко С.И., Загладина Х.Т.. «Методические рекомендации по использованию учебников: Н.В. Загладин «Всемирная история. XX век» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровнях и Программа курса»
  2. Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. «Тестовые задания по истории России. 11 класс», М.: Русское слово, 2015.
  3. Козленко С.И.. «Методические рекомендации по использованию учебников: Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров, «История Отечества. XX - начало XXI века» (11 класс) М.: Русское слово, 2011.
  4. Колосков А. Г. История России. 20 век. Дидактические материалы. М. Дрофа. 2000год.
  5. Маркин С.А. История. ЕГЭ. Картографический тренинг, Ростов н Дону «Феникс» 2016., 159с
  6. Пазин Р.В. История. 10-11кл. Тематические задания высокого уровня сложности ЕГЭ. Ч.2Ростов на Дону «Легион», 2014 -320с
  7. Симонова, Е.В. Тесты по истории России: 11 класс: к учебнику Н.В. Загладина, С.И. Козленко, С.Т. Минакова, Ю.А. Петрова «История России. XX - начало XXI века. 11 класс» / Е.В. Симонова. - М.: Издательство «Экзамен», 2011.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку

Готовность к уроку

  1. Мотивация к изучению новой темы.

В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Михаил Сергеевич Горбачев. Он унаследовал страну с огромным комплексом внутриполитических и внешнеполитических проблем. Ключевым звеном Горбачеву представлялась проблема темпов экономического роста.

Перестройка началась в обстановке всеобщей эйфории, ожидания быстрых перемен во всех сферах жизни. Завершилась же она гибелью огромного евразийского государства. Возникает вопрос: а надо ли было затевать столь рискованный социальный эксперимент? Был ли он объективно необходимым, предопределен предшествующим развитием?

Формулируют: тему урока «Политика перестройки в сфере экономики”

Цель урока: Сформировать представление о причинах, сути и последствиях перестройки в СССР

  1. Актуализация знаний

Назовите проблемы нашего общества начала 80-х гг. и ответьте на поставленные вопросы.

  1. Падение темпов роста промышленного производства и производительности труда
  2. Научно-технический разрыв с Западом. СССР превращается в сырьевой придаток СЭВ
  3. Сокращение доходов от экспорта, рост внешнего долга.
  4. Непосильная гонка вооружений, рост внешнеэкономической изоляции.
  5. Продовольственные проблемы
  6. Падение дисциплины
  7. паралич общественного сознания.
  8. Отсутствие товаров массового спроса, затоваривание некачественными.

Выполнение задания.

IV. Изложение новой темы

1. Начало перестройки

Просмотр видеосюжета «Горбачев»

Что можете сказать о М.С. Горбачеве по этому сюжету?

Первые же выступления нового лидера привлекли к нему симпатии общественности. Он откровенно говорил о проблемах, не уходил от острых вопросов, открыт для общения с рядовыми гражданами.

2. По пути экономических реформ

Проанализировать этапы перестройки

по плану

а) Хронология

б) Цели,

В) Мероприятия,

Г) Сопутствующие факторы

д) Итоги

Дать оценку.

Каковы были альтернативы каждого этапа

1 группа характеризует 1 этап

Ускорение? Реформы?

2 группа характеризует 2 этап

План? Рынок?

3 группа характеризует 3 этап

Какой рынок? Социалистический? Нормальный?

Класс делится на 3 группы

Результаты 1 группы Слайд № 7

I этап реформы .

Хронология: апрель1985 – первая половина 1987г.

Цели: ускорение научно-технического прогресса.

Мероприятия: 1) шире использовать «скрытые резервы»; 2) укрепить трудовую дисциплину; 3) развивать социалистическое соревнование; 4) госприемка; 5) антиалкогольная кампания.

Итоги: 1) бюджет потерял 10млрд. руб. за счет сокращения продажи спиртного; 2) рост управленческого аппарата на предприятиях

3) авария в Чернобыле.

Вывод: Необходима смена кадров управления экономикой, разработка новой стратегии экономического развития.

Результаты 2 группы Слайд № 10

II этап реформ

Хронология: вторая половина 1987 – первая половина 1989г. Цели: Либерализация государственной экономики.

Мероприятия: 1) расширение самостоятельности предприятий (хозрасчет,самофинансирование) 2) разрешение индивидуальной трудовой деятельности; 3) аренда земли; 4) самостоятельность местных рынков; 5) конверсия.

Итоги: 1) начало товарного голода; 2) появление инфляции; 3) социальная напряженность;

4) рост денег на сберкнижках, не обеспеченных товарами.

Результаты 3 группы Слайд 12

III этап реформ

Хронология : вторая половина 1989 - первая половина 1991гг.

Цель : поиски пути перехода к регулируемому рынку

Программа «500 дней» Шаталина –Явлинского

Быстрый, решительный переход к рынку;

Передача в частные руки торговых и промышленных предприятий.

Правительственная программа Павлова:

Отказ от программы «500 дней»;

Обмен 50-100-рублевых купюр;

Итоги: 1) начало абсолютного спада промышленного производства

2) в 1990 году национальный доход сократился на 4% 3) бюджетный дефицит составлял 200 млрд. рублей

4) введение «визитных карточек покупателя»

V. Первичное применение новых знаний

Работа с документом

Рабочий лист № 1

1. В чем вы видите традиционализм первых попыток ускорения социально-экономического развития страны, предпринятых в 1985 г.? Почему нельзя было обеспечить на этом пути реального ускорения?
2. В чем руководство партии видело причины отсутствия прогресса в реформировании экономики в 1987 г.? Какие пути выхода из ситуации оно предлагало?

3. Чем вы можете объяснить решение властей о переходе экономики страны к рынку? Что вам известно о разногласиях по этому вопросу в руководстве партии?

4. Какую цель преследовало руководство КПСС, объявляя результатом своей экономической политики переход к рыночным отношениям: смену модели общественного развития, снятие социальной напряженности, возникшей из-за ухудшения ситуации на потребительском рынке, или что-то иное?

Примерные ответы учащихся

1. Ускорение научно-технического прогресса, активизация "человеческого фактора", техническое перевооружение машиностроения. Но одни призывы не могли исправить положение в экономике, нужны были экономические реформы.

2. Неэффективность работы аппарата управления. Выходы: переход рыночной экономики, демократизация управления.

3. Переложить все управление предприятиями на плечи самих предприятий по средствам приватизации

4. Улучшение жизни людей, обеспечить полное раскрепощение их инициативы и деловой активности. Консерваторы были против перехода.

VI. Первичное закрепление

Задание 2. Проанализируйте представленные данные и ответьте на вопросы.

Приложение № 3

1. Чем вы можете объяснить резкое увеличение фонда заработной платы рабочих и служащих в 1985 - 1991 гг.?

2. Каковы, на ваш взгляд, причины неуклонного снижения объемов производства важнейших продуктов питания в 1989 - 1991 гг.?

3. По каким причинам, с вашей точки зрения, неудовлетворенный спрос населения на товары и услуги достиг таких астрономических размеров?

1. Резкое увеличение цен (инфляция).

2. Реформирование сельского хозяйства носило половинчатый характер. Ни одна из реформ не дала положительных результатов. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве.

3. С 1990 г. началось общее сокращение производства в промышленности, так как реформы проводились непоследовательно и вели к усугублению экономического кризиса.

VII. Подведение итогов урока

В чем вы видите причины неудач 1985-1990 гг.?

1. Экономическая политика непоследовательна и половинчатая

2. Многие правильные законы, принятые «наверху» саботировались бюрократами

3. Не проработали вопросы реформирования кредитной и ценовой политики

4. Механизм и сроки реализации мероприятий были намечены приблизительно и неконкретно

5. Психологическая неподготовленность большинства руководителей к переходу к рынку

VIII. Инструктаж домашнего задания

§39,

1 группе. Сравнить политику Ю.В. Андропова и М.С. Горбачева

2 группе. Сравнить политику Н.С. Хрущева и М.С. Горбачева

Распределяют задания по группам

КЛАСС: 11 УРОК № 54 ДАТА:

ТЕМА: «Политика Перестройкив сфере экономики»

Цели урока: сформировать понятие «Перестройка» и оценить ее роль и место в истории СССР, Российской Федерации.

Задачи:

    Выяснить причины Перестройки, выделить цели и задачи политики в сфере экономики; получить представление об отношении к социально-экономическим процессам в обществе и его итогах

    Способствовать формированию навыков работы в малых группах; развивать навыки самостоятельной работы; формировать ключевые компетентности: информационные, коммуникативные, разрешение проблем

    Учиться решать нестандартные задачи; оценивать периоды истории страны с общегражданских позиций и своих взглядов

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация по теме урока, мультимедиа, дополнительный материал (Приложени1 и 2).

Ход урока:

Входной контроль. Проверить готовность учащихся к восприятию модуля.

Задание:1. Сформулировать краткую характеристику деятельности Ю.В. Андропова на посту руководителя КПСС и Советского государства(ожидаемый ответ: попытка реанимации агонизирующей общественной системы при помощи чрезвычайных административных мер-серьёзные кадровые перестановки, введение мер по укреплению трудовой, плановой и государственной дисциплины,-и борьба с коррупцией)2. Что такое «нефтедоллары»? Какую роль и когда они стали играть в экономике СССР?

Задания:

А) определить тему урока и поставить его цель

Б) назвать человека, которому посвящен сюжет

Организация диалога школьников, с целью уточнения общего уровня усвоенных знаний

Изучение надо начинать с осознания цели

Слайд-1-3 с плакатами периода Перестройки

Слайд-4 тема урока

Слайд-5 с портретом М.С. Горбачева

3.Формирование новых знаний

Учитель подчеркивает, что необходимость кардинальных реформ была обусловлена историческим ходом событий начиная с 60-х гг. Работа с источником и учебником с целью выяснения причин Перестройки

( Приложение1 )

Задание : Найти 3 причины, по которым начинается Перестройка.

Проверка и обсуждение ответов.

Учитель-выделяет этапы в деятельности М.С. Горбачева. Объясняет, что означал курс на ускорение, его цели и задачи

Учащиеся-конспект урока,

Работа с текстом учебника.

Задание: Объясните опираясь на материал § 39:

1. В чем причина неэффективности политики ускорения;

2. Порассуждайте, чем объясняется тот факт, что власти попытались скрыть последствия взрыва на АЭС, несмотря на серьезную опасность радиоактивного заражения.

Учащиеся знакомятся с таблицей «Этапы реформы экономики в СССР (1985-1991 гг.). (Приложение 2 )

Задание : прочитать текст учебника, выписать итоги реформ (кратко), выступить с сообщениями об экономических реформах и их итогах.

Вопросы обучающимся:

1. Перечислите экономические реформы, их задачи и методы осуществления

2.Установите, в чем состоял основной просчет в процессе проведения экономических реформ

Завершение этапа групповой работы. Используя полученные знания учащиеся выводят определение Перестройки.

Задание : Порассуждайте, что заставило пересмотреть концепцию «ускорения» и перейти к преобразованиям в экономике и политике.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Работа с текстом документа «Перестройка в СССР (1985-1991 ГГ.) из книги М.С. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира».

Работа в группах

Слайд-6 «Причины Перестройки».

Слайд-7 «Этапы в деятельности М.С. Горбачева»

§ 39 с.370-372 с/р

Работа с классом

§ 39 с.373-377. Работа в группах

Слайд 8.«Перестройка-это»

Работа склассом

4.Самостоятельная проверка понимания нового материала

1 . Отметьте правильный ответ :

Перестройка-это:

А) политика, направленная на сосредоточение всех ресурсов в руках государства

Б) политика, направленная на выход из кризиса и соглашение с крестьянством

В) процесс реформирования тоталитарной системы в СССР

Д) процесс разрушения экономической структуры общества

2. Что является лишним в ряду?

Экономические преобразования в СССР в 1985-1989 гг.:

А) перевод предприятий на самоокупаемость и хозрасчет;

Б) развитие кооперации;

В) разрешение индивидуальной трудовой деятельности;

Г) широкая приватизация государственной собственности.

Индивидуально

Слайд 9 самостоятельная проверка в парах

5.Закрепление.

Вопросы на закрепление знаний:

    Какую цель поставили в самом начале урока?

    Назовите причины политики Перестройки.

    Дайте определение политики Перестройки.

    В чем состоял основной просчет в процессе проведения экономических реформ?

Сделайте общий вывод по изученной теме.

Работа с классом

Слайд 10 вопросы на закрепление

Слайд11

6.Рефлексия.

Информация о домашнем задании

1. Как я усвоил материал:

    Получил глубокие знания-10 б.

    Усвоил материал частично-7 б.

    Мало что понял и запомнил-5 б.

2. Каковы были основные трудности, как вы их преодолели?3. Замечания и предложения на будущее.

Д/з: § 39, составить тезисы ответа по теме «Сущность Перестройки»

Самоанализ. Индивидуально.

Приложение 1.

«Перестройка в СССР (1985-1991 ГГ.)» из книги М.С. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира».( Дается краткое изложение ее основных положений)

«В начале 1980-х гг. СССР столкнулся с целой группой кризисов.

Это кризис сверхдержавы, усугубившийся безвыходным положением в Афганистане.

Назрел кризис государственного социализма, то есть государственно-монополистического индустриального общества. Система социально-экономических отношений, основанная на массовом стандартизированном производстве, лишении работника инициативы, бюрократическом управлении всеми экономическими процессами, уже не могла обеспечить дальнейшего роста эффективности производства, выпуска продукции, которая требовалась для нужд обороны и для удовлетворения растущих потребностей населения. Из-за возникшего тотального дефицита товаров народного потребления постоянно росло недовольство условиями жизни. Поскольку информацию об уровне жизни в других странах с развитием современных технологий и коммуникаций скрывать уже было нельзя, то разрыв в уровне жизни в СССР и странах Запада был очевиден. Обострился кризис сельского хозяйства. За продуктами (уже не только дефицитными) стали выстраиваться километровые очереди. Если Москва и Ленинград снабжались продуктами питания относительно удовлетворительно, то в провинции не хватало самых необходимых продуктов: молока, масла, даже хлеба(мяса в местных магазинах не было постоянно). В Москву за продуктами отправлялись жители близлежащих городов, а со временем встолицу отовариваться стали приезжать издалека.

Кризис авторитарной политической системы. Люди уже не хотели мириться с ролью бессловесных объектов управления. Всеобщее возмущение вызывали номенклатурные привилегии, неэффективность работы бюрократического аппарата, произвол и безответственность чиновников, коррупция».

Приложение 2.

«Этапы реформы экономики в СССР (1985-1991 гг»

Экономическая реформа:

    Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования

    Госзаказ

    Отказ от монополии внешней торговли

    Сокращение числа отраслевых министерств

    Признание равноправия новых форм хозяйства на селе(арендных кооперативов, фермерских хозяйств) с колхозами и совхозами

1988

Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности, «О кооперации»: начало развития сферы частной инициативы

1990

«О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике»:

    Демонополизация

    Децентрализация

    Разгосударствление

1990

«Программа 500 дней»:

    Приватизация

    Переход к рынку

    Ограничение власти центра

Итоги экономических реформ: