Занятость населения. Теоретические основы занятости населения Определение понятия занятость

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время одна из наиболее важных социально-экономических задач -- это создание условий для обеспечения в нашей стране наиболее полной и эффективной занятости населения.

Реализация государственной политики занятости населения должна осуществляется по таким основным направлениям, как создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и социальной защиты безработных; создание условий со стороны государства для самозанятости населения; поощрение территориальной мобильности рабочей силы; регулирование международных потоков рабочей силы.

Развитие рыночных отношений способствует созданию негосударственных структур занятости частного характера. Это различного рода коммерческие агентства по подбору персонала, учреждения при учебных заведениях и т.п. Находят применения и биржи труда.

Одним из инструментов реализации политики государства в области занятости населения является, прежде всего, стратегическое планирование, основными формами которого являются: разработка прогнозов состояния рынка труда, федеральных целевых программ содействия занятости населения, комплексных программ создания и сохранения рабочих мест, составление генеральных схем их развития.

Таким образом, забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости населения и росте на этой основе его доходов является важнейшим аспектом государственного регулирования рыночной экономики. Главное при этом обеспечить жесткую координацию решения экономических и социальных вопросов, выстраивание проблем занятости населения в общую систему макроэкономических расчетов и обоснований как на федеральном, так и на региональном уровне.

Целью курсовой работы является рассмотрение проблем занятости населения РФ и рекомендаций по их решению.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

1) рассмотреть теорию вопроса занятости населения и его качественное содержание. Охарактеризовать направление государственное политики в решении проблемы занятости населения;

2) охарактеризовать уровень и состояние занятости населения в РФ и роль государства в регулировании и решении проблем занятости.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Понятие занятости населения

Занятость населения является важной социально-экономической категорией, связанной с реализацией права человека «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» (п. 1 ст. 37 Конституции РФ) .

Занятость населения -- это состояние его экономически активной части, которое характеризуется наличием у людей работы, или легитимного, т.е. не противоречащего действующему законодательству, доходного занятия. Иначе говоря, занятость -- это обеспеченность людей общественно необходимой работой, приносящей им заработок, трудовой доход.

Другим состоянием экономически активного населения по его отношению к наличию работы является безработица.

Состояние занятости прямо связано с понятием «занятые», которое в официальной российской экономической практике имеет неоднозначную трактовку. Так, Закон о занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 10 января 2003 г.) категорию занятых трактует шире, чем это определено в рекомендациях Международной организации труда, которым следует Росстат с мая 1993 г. Содержание этого понятия и особенности подхода к подсчетам численности рассматриваемой категории населения приведены далее.

По методологии Международной организации труда, занятые -- это лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

1) выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу самостоятельно или у отдельных граждан независимо от сроков получения непосредственной оплаты или дохода за свою деятельность;

2) выполняли работу без оплаты на семейном предприятии;

3) временно отсутствовали на работе из-за болезни или травмы, ухода за больными; ежегодного отпуска или выходных дней; компенсационного отпуска или отгулов, возмещения сверхурочных работ или работ в праздничные (выходные) дни; работы по специальному графику; нахождения в резерве (при работе на транспорте); установленного законом отпуска по беременности, родам, уходу за ребенком; обучения, переподготовки вне своего рабочего места, учебного отпуска; отпуска без сохранения содержания или с сохранением содержания по инициативе администрации; забастовки; других подобных причин.

Не включаются в состав занятых зарегистрированные безработные, выполняющие оплачиваемые общественные работы, полученные через службу занятости, учащиеся и студенты, выполняющие оплачиваемые сельскохозяйственные работы по направлению учебных заведений.

Согласно Закону о занятости населения в Российской Федерации, занятые -- это граждане:

1) работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, указанных в сноске);

2) зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

3) занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

4) выполняющие работу по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

5) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

6) проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (по методологии Международной организации труда, военнослужащие, работники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы относятся к наемным работникам);

7) проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению Роструда;

8) временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами.

Сравнение категории «занятые» в обоих источниках показывает, что Закон о занятости населения в Российской Федерации в отличие от рекомендаций Международной организации труда, которым следует Росстат, помимо различных групп работающих и временно отсутствующих на рабочем месте (что, по существу, совпадает в отмеченных документах) относит к занятым большую группу безработных, участвующих в общественных работах, а также граждан, обучающихся очно в разных учебных заведениях.

Что касается общественных работ, то трудно понять, почему одна часть безработных, участвующих в их выполнении, отнесена Законом о занятости населения в Российской Федерации к занятым, а другая -- к незанятым. Почему, например, безработный, стремящийся возобновить трудовую деятельность после более чем годичного перерыва и участвующий в общественных работах, относится к занятым, а если такое желание появилось у безработного в срок менее годового перерыва (даже на один день), будет отнесен к незанятым. Здесь можно предположить какие-то конъюнктурные соображения, о которых догадаться довольно сложно.

Относительно обучающихся очно положение более понятное. В самом деле, обучающиеся очно -- люди занятые, такими их считает Закон о занятости населения в Российской Федерации. Но следует понимать, что в методике Росстата речь идет о занятых как о части экономически активного населения, а обучающиеся очно к этой категории отнесены быть не могут, так как в силу специфики своей деятельности -- дневного обучения -- они должны быть экономически неактивны, т.е. не работать на производстве или в сфере услуг с целью получения заработка.

Подобное, казалось бы, разночтение согласуется при рассмотрении видов и форм занятости. Дело в том, что практические потребности учета населения вызывают необходимость выделения различных видов занятости. Так, различают занятость продуктивную, социально полезную, полную, рациональную, эффективную, скрытую и др. В пределах этих видов занятости выделяют такие формы, как частичную, временную, гибкую занятость и др.

Продуктивная занятость -- это занятость населения в общественном производстве. Она характеризуется численностью занятых людей из числа экономически активного населения, установленной Росстатом в соответствии с методологией учета занятости Международной организации труда.

Социально полезная занятость определяется числом людей, не только занятых в общественном производстве, на военной службе, альтернативной гражданской службе, службе в органах внутренних дел, но и обучающихся очно (в трудоспособном возрасте), занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками. Это понятие близко по своему содержанию понятию занятости, данному в Законе о занятости населения в Российской Федерации (за исключением занятых в домашнем хозяйстве, уходом за детьми и больными родственниками, которых этот Закон занятыми не считает).

Полная занятость -- это такое экономическое состояние общества, когда все желающие иметь оплачиваемую работу ее имеют, отсутствует циклическая безработица, но при этом сохраняется ее естественный уровень, определяемый фрикционной и структурной безработицей. Полную занятость населения следует отличать от полной занятости работников, которая в отличие от их частичной или временной занятости характеризуется наличием постоянной работы с нормальной продолжительностью рабочего времени.

Рациональная занятость определяется отношением величины продуктивной занятости к величине занятости социально полезной. Уровень рациональной занятости -- гипотетическая величина, требующая научного обоснования и имеющая, как это можно предположить, для каждого этапа экономического развития страны определенную оптимальную величину, выше и ниже которой степень рациональности понижается.

Эффективная занятость -- теоретическое понятие, подразумевающее использование персонала без потерь рабочего времени, когда достигается наибольший экономический результат. В связи с подобным понятием уместно ставить вопрос о степени эффективности занятости как об отношении явочного фонда рабочего времени занятых к их номинальному фонду рабочего времени. Если рациональную занятость нужно оптимизировать, то эффективную занятость -- максимизировать.

Скрытая занятость -- это занятость людей, находящаяся вне сферы учета официальных органов в незарегистрированных хозяйственных структурах, которые не платят налогов. К такому виду занятости относится теневая экономика или ее неформальный сектор -- нелегальные производство товаров, строительные работы, сфера бытовых услуг (ремонт квартир, бытовой техники, частные уроки, медицинские услуги, пошив одежды и др.), торговля с рук и т.п.

Частичная занятость -- форма занятости, характеризующаяся сокращенным объемом недельной трудовой нагрузки. Нормальная продолжительность рабочей недели, установленная ТК РФ, составляет не более 40 ч. Меньшая недельная продолжительность рабочего времени установлена для работников в возрасте до 18 лет, инвалидов I или II группы, а также работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается федеральными законами для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и др.). Во всех прочих случаях сокращенная по сравнению с нормальной продолжительность трудовой нагрузки работника дает основание относить его к частично занятому.

Временная занятость -- такая форма занятости, при которой люди заняты на производстве или в сфере услуг строго ограниченное трудовым договором время, которое может составлять от одного дня до нескольких лет. Временные работники используются для подмены постоянных работников на определенный срок (на время болезни, декретного отпуска, профессионального обучения и др.), для выполнения разовых, случайных и непрестижных работ, работ по ликвидации сбоев в производстве, на ликвидации аварий, сезонных работ и т.п. Временная занятость может использоваться и для работ, требующих высокой квалификации персонала, например для разовой наладки сложного оборудования. Широкое использование формы временной занятости смягчает ситуацию с безработицей.

Гибкая занятость -- форма трудоустройства с нестандартными условиями найма и труда. К таким условиям относят:

1) нестандартные режимы рабочего времени, при которых продолжительность рабочего времени меньше, чем установлено госу-дарственными нормативами. В их число входят режим неполного рабочего времени, сокращенная рабочая неделя, сезонная работа;

2) нестандартные организационные формы найма работников в виде краткосрочных трудовых договоров на работы случайного характера, трехсторонних соглашений между службой занятости, предпринимателем и временным работником;

3) нестандартные способы работы и рабочие места, например надомный труд (выполнение производственного задания в домашних условиях), работа с домашнего телефона, работа на собственном автотранспорте и др.;

4) самозанятость граждан, которая осуществляется без оформления ими формальных трудовых отношений, за свой счет, путем самостоятельного или при помощи членов своей семьи выполнения работы, реализации продукции и т.п.

Иногда к гибким формам занятости относят гибкие режимы рабочего времени (гибкую рабочую смену, гибкие рабочую неделю и месяц, когда время начала и окончания работы могут регулировать сами работники), что недостаточно точно. Если гибкость режима рабочего времени осуществляется в условиях соблюдения нормативного суммарного рабочего времени, отрабатываемого каждым работником на стандартном рабочем месте, то такие режимы отношения к гибкой занятости не имеют. Это будет обычная форма занятости, но с гибким графиком работы.

В статистике зарубежных стран можно встретить понятие альтернативных видов занятости, под которыми понимают разновидности нестандартной, добровольной, согласованной с профсоюзами неполной занятости работающих людей. К этим видам занятости относят: сокращенное рабочее время; рабочее место, занимаемое несколькими работниками; работу по вызову; работу по выходным дням; надомный труд и другие гибкие формы занятости.

Гибкие формы занятости заключаются в приспособлении продолжительности времени работы и места работы к возможностям и потребностям определенных категорий работников, таких как женщины с малолетними детьми, инвалиды, пенсионеры, учащаяся молодежь. Такие формы занятости способствуют росту эффективности производства и удовлетворению материальных интересов тех категорий граждан, которые не могут в силу разнообразных причин быть заняты в стандартных условиях труда. Однако гибкая занятость имеет и негативные моменты в силу отсутствия там коллективных форм социальной защиты работников.

В экономической литературе встречается понятие избыточной занятости, которая трактуется как особенность «российского пути» в сфере занятости, проявившаяся в том, что приспособление к происходящим переменам в экономике осуществлялось не столько за счет сокращения численности занятых, сколько за счет гибкости в оплате труда, его продолжительности и интенсивности. Формами такой специфической гибкости были низкий уровень заработной платы, задержки в ее выплате, высокая дифференциация заработков, широкое использование административных отпусков, работа в режиме неполного времени, развитие вторичной занятости и др. Это было той ценой, которую платила российская экономика за поддержание относительно невысокого уровня открытой безработицы.

ВВЕДЕНИЕ


Занятость населения - это вовлечение людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Достичь такого положения, чтобы занято было все трудоспособное население невыполнимо, т.к. одни входят в рабочую силу, другие выходят из ее состава, третьих увольняют или они сами увольняются, четвертые еще ищут работу, т.е. совершается нормальное движение рабочей силы, часть которой на какой-то промежуток времени остается без работы.

Рынок труда и занятость населения находится на особенном месте в системе рыночных отношений. В основном социальные, экономические и демографические явления, проходящие в экономике рыночных отношений, целиком или отчасти, воспроизводят процессы, совершающиеся на рынке труда. Исходя из этого на рынке труда проводится купля-продажа рабочей силы, оценивается ее полезность и общественная значимость.

Проблемы занятости населения особенно первостепенны для экономики в России, находящейся перед необходимостью сохранить, увеличить и целесообразно использовать с максимальной выгодой имеющийся трудовой потенциал. Без этого нельзя в дальнейшем продвинуться России по пути рыночных преобразований и ее полнейшее объединение в систему международных экономических отношений.

Актуальность темы определена еще и тем, что перед Россией все актуальнее встает проблема формирования по сути новой политики регулирования занятости, верное выбранному направлению реформ. Нужно глубокое понимание практики упорядочивания рынка труда в регионах с учетом случившихся в последнее время трансформаций общеэкономической ситуации в России с целью формирования рекомендаций по реализации политики занятости.

Целью данной работы является обобщение и систематизация теоретических основ по проблеме занятости, показать сущность занятости населения, проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях.

Достижение поставленной цели потребовало решения целого ряда задач:

-раскрыть сущность категории «занятость» и механизм его функционирования;

-проанализировать специфику и особенность занятости населения, в том числе на основе теоретического материала;

-исследовать проблему занятости в условиях кризиса.

-рассмотреть особенность занятости в республике Карелия.

Объектом исследования является занятость населения.

Предметом исследования являются теоретические и практические проблемы, а также механизмы регулирования занятости в условиях современной России (на примере Карелии).

В работе использованы труды отечественных ученых-экономистов по проблемам рынка труда и занятости населения, а также исследования ученых демографов, социологов, официального портала органов государственной власти республики Карелия, аналитические обзоры Минтруда РФ и его территориальных подразделений.

В курсовой работе использованы такие методы исследования как анализ литературных источников; анализ статистических данных, в том числе Интернет-источников.


1. Теоретические основы занятости населения


Занятость является одной из важнейших экономических характеристик рынка труда. Наиболее распространенным является представление о занятости как об основанном на общественном разделении труда социально-экономическом процессе приложения труда различных групп населения по сферам общественно-полезной деятельности: в общественном производстве, на учебе, и индивидуальном хозяйстве.

-как экономическую категорию;

-как социально-экономическую категорию

Вместе с тем занятость есть характеристика общественного производства, под которым понимается совместная деятельность работников, обладающих определенным набором качеств, по преобразованию предметов труда. Таким образом, занятость представляет собой механизм реализации взаимосвязей работников в процессе производства, то есть выступает социально-экономической категорией, и ее можно определить как социально-экономические отношения - соединения трудовых ресурсов со средствами производства.

Занятость населения сочетает все признаки сложного социально-экономического явления, без изучения научных основ которого невозможно решать задачи практического характера, связанные с разработкой мер, увеличивающих уровень жизни работающего населения, повышение производительности труда и его оплату.


1 Экономическое содержание занятости населения


Экономически активное население (ЭАН) - это часть населения страны в возрасте от 15 до 72 лет, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Экономически активное население состоит из лиц, занятых экономической деятельностью, и безработных.

Это понятие вошло в российскую литературу из международных

источников, и его применение следует связывать с внедрением в статистическую практику системы национальных счетов и переход с

года на данную систему расчетов российских статистических служб.

Но в связи с различием в подходах к изучению отношений между наемными работниками и работодателями в российской и западной литературе появился ряд спорных вопросов. Так, западные ученые отождествляют понятие экономически активного населения с понятием рабочая сила, в отечественных изданиях трактовка несколько иная. На сайте государственного комитета статистики Российской Федерации даются следующие методологические пояснения. Экономически активное население это сумма занятых в экономике и безработных. Под это определение подпадает и рабочая сила.

Экономически активное население является важной составляющей рынка труда, поэтому необходимо комплексное представлениео том, какие категории граждан учитываются здесь, а какие включены в экономически неактивное население. Совершенно очевидно, что к ЭАН относятся занятые деятельностью, приносящей доход, и люди, официально признанные безработными. Но безработными по российскому законодательству, могут быть признаны лишь лица в возрасте от 16 лет и до достижения пенсионного возраста (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин). Таким образом, можно сделать следующий вывод: кроме занятых и безработных, ЭАН включает также подростков в возрасте до 16 лет, занятых активным поиском работы и тех, кто вышел на пенсию по возрасту, а также ищущих работу.

Данное положение дел еще больше увеличивает разницу между зарегистрированным и статистическим уровнями безработицы и затрудняет сравнение уровня занятости и уровня безработицы.

Далее необходимо рассмотреть сам термин занятость населения. В соответствии с российским законодательством, занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

В современных экономических условиях государство отказалось от прямого централизованного управления занятостью. Постепенно формируется новая система воздействия на занятость - система регулирования занятости.

По роду деятельности всех занятых можно разбить на три основные группы:

Занятые в экономике оплачиваемой деятельностью.

Военнослужащие.

Учащиеся на очных формах обучения.

В соответствии с Международным классификатором статуса занятости (МКСЗ-93) выделяют шесть групп занятого населения:

) наемные работники;

) работодатели;

) лица, работающие за свой счет;

) члены производственных кооперативов;

) помогающие члены семьи;

) работники, не классифицируемые по статусу


1.2 Гибкие формы занятости населения


Сфера труда - важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Рынок труда в региональном аспекте, в отличие от макроуровня, позволяет более точнее выявить специфику формирования сложившихся трудовых отношений, определить источники недоиспользования трудового потенциала. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и ее непосредственное использование в общественном производстве. Рынок труда имеет принципиальную особенность - его составляющими являются непосредственно живые люди, которые не только выступают носителями рабочей силы, но и наделены специфическими особенностями: психофизиологическими, социальными, культурными, религиозными, политическими и другими.

В реальной экономической жизни на динамику рынка труда оказывает влияние целый ряд факторов. Так, предложение рабочей силы определяется, в первую очередь, факторами демографическими уровнем рождаемости, темпами роста численности трудоспособного населения, его половозрастной структурой. В России среднегодовые темпы прироста численности населения также резко сократились с уровня примерно 1 процента в 70-80-е годы до минусовых значений в 90-е годы.

Наконец, необходимо отметить, что проблема занятости и безработицы неразрывно связана с происходящими структурными сдвигами в национальной экономике и мировом хозяйстве, демографическими и культурно-просветительными и другими процессами, а также имеющими место деформациями и инерционностью рынка труда. Изучение длительных тенденций на рынке труда показывает, что ежегодно происходит как значительный приток рабочей силы, так и заметные изменения в структуре свободных рабочих мест.

Рассмотрим более подробно виды занятости.

Эффективная занятость это занятость в социально ориентированной рыночной экономике, обеспечивающая достойный доход, здоровье человека, рост образовательного и профессионального уровня на основе роста общественной производительности труда.

Эффективная занятость нацелена на всестороннее развитие человека и отражает высокий уровень технической оснащенности, рентабельности производства, передовую организацию труда, высокую производительность и качество продукции. Она предполагает наличие работников и команды менеджеров, обладающих высоким профессионализмом и устремленных на высокоэффективную работу. Об эффективной занятости можно судить по тем процессам, которые имели место в России и происходят в настоящее время.

Продуктивная занятость представляется как занятость по созданию полезных благ и услуг, как для общества, так и для самого работника. Такой вид занятости характеризует деятельность работников производственной сферы, где результат измеряется такими количественными показателями, как объем произведенной продукции, количество реализованных товаров и услуг и выручкой от реализации.

Рациональная занятость предполагает оптимальное распределение занятых по отраслям производства и регионам страны с целью выпуска продукции и осуществления услуг, пользующихся спросом. В ее осуществлении важную роль играет маркетинг.

Зарубежные исследователи выделяют в настоящее время три маркетинговых стратегии занятости в промышленно развитых странах, исходя из признания тесной связи между темпами экономического роста, занятостью и производительностью. При сокращении темпов экономического роста занятость в большей или меньшей степени зависит от снижения или повышения показателей производительности труда в стране.

Самозанятость предполагает работу по собственной инициативе с применением или без применения наемного труда по производству различных потребительских товаров и оказанию услуг. При этом работник владеет определенными средствами производства, и сам организует свою работу.

Экономическая занятость подразумевает участие трудоспособного населения в общественном производстве, включая сферу услуг. От нее зависит экономический потенциал общества, уровень и качество жизни, социально-экономический и духовный прогресс каждой страны. Экономическая занятость подразумевает общественно-полезную деятельность людей по производству материальных благ и услуг (причем не только материальные, но и духовные, культурные, социальные услуги), деятельность, связанную с получением образования и повышением квалификации, благодаря этому занятость служит удовлетворению личных и общественных потребностей.

Таким образом, экономическая занятость - это общественно-полезная деятельность по производству общественного продукта, духовных, культурных, социальных услуг, подкрепленная конкретными рабочими местами и служащая источником дохода. Большинство исследователей рынка труда выделяют полную занятость, не означающую поголовную всеобщую занятость. В условиях рыночной экономики под полной занятостью понимается возможность каждого трудоспособного члена общества участвовать в общественно-полезном труде. При полной занятости число ищущих работу примерно соответствует количеству свободных рабочих мест, хотя они могут не совпадать по профессии и квалификации.

Экономическая вовлеченность предполагает соответствие рабочих мест профессионально-квалификационному составу, образовательному уровню работников. Как отмечают российские экономисты, при их несоответствии часть работников будет получать низкие заработки, не обеспечивающие нормальное существование, а государство, общество - недополучать ресурсы в бюджет и социальные фонды. Вследствие этого, государство должно уделять особое внимание экономически низкоинтегрированным видам занятости.

Неполная занятость по определению 13-й Международной конференции статистиков труда (МКСТ), проходившей в 1982 году, ситуация, когда наемный работник занят недостаточно с точки зрения установленных нормативов рабочего времени или другой возможной работы, с учетом его квалификации (подготовки и опыта работы). Данное определение подразумевает то, что работник в силу своей недогруженности теряет определенную часть потенциального дохода, а общество недополучает часть товаров и услуг в связи с существованием такого вида занятости. Здесь речь не идет о добровольной неполной занятости, когда работнику в силу своих интересов выгоднее иметь неполный рабочий день.

Скрытая занятость практически не поддается статистическому учету и характеризуется неполным использованием профессионально-квалификационных возможностей работника и низкой по сравнению с возможной производительностью труда. Исследование, выявление и количественное измерение невидимой неполной занятости требует изучения и анализа круга данных, который пока не определен. В резолюции 13-й МКСТ признается, что по практическим соображениям статистическое измерение неполной занятости можно ограничить ее видимой формой.

Непродуктивная занятость возникает, когда лица, сохраняющие статус занятых по договору о постоянной работе на предприятии или фирме за заработную плату, по каким-то причинам неизвестное время совсем не работают (например, в связи с приостановкой работы всего предприятия либо его отдельных участков), хотя продолжают числиться в списках штатного персонала. Этот вид занятости возник в России за годы реформирования, он не зафиксирован никакими международными стандартами и существует как свидетельство неотлаженности существующего рынка труда.

Вторичная занятость это дополнительная форма использования рабочей силы вовлеченного в трудовую деятельность работника. Такая занятость приносит трудящемуся дополнительный доход. Для современной России вторичная занятость распространена в связи с низким уровнем цены труда, при которой заработная плата работников среднего и низкого уровня квалификации находится на грани прожиточного минимума. Обеспечить в этих условиях приемлемый уровень жизни для себя и членов своей семьи работник может, толь ко реализуя возможности вторичной занятости.

Сезонная занятость обуславливается колебаниями производственной деятельности в зависимости от времени года. Данный вид занятости характерен для работников, занятых сельскохозяйственной деятельностью. Значительная часть лиц, занятых на сезонных работах, вынуждены обращаться в службы занятости или самостоятельно искать временную работу в период межсезонья. Хотя данный вид занятости является неизбежным по причине самого характера деятельности, экономически нецелесообразным его можно считать потому, что он порождает нежелательные процессы как с микроэкономической, так и с макроэкономической точек зрения. С точки зрения отдельного работника потеря даже временной работы, а значит и заработной платы, является большой проблемой для него и в материальном и в психологическом отношении. С точки зрения общества сезонная занятость сопряжена с недопроизводством части общественного продукта.

Глобальная занятость подразумевает деятельность в экономике страны в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, на военной службе, в домашнем хозяйстве, в религиозных учреждениях и в других видах общественно-полезной деятельности.

Данный вид занятости не приносит человеку достаточного дохода и в большинстве случаев возникает необходимость поиска дополнительных источников дохода.


2. Занятость населения в современных условиях


В современный период занятость в России имеет ряд характерных особенностей, отличающих ее от положения в странах с развитой рыночной экономикой. Таких особенностей несколько.

Огромные масштабы неполной занятости, связанные с быстрым спадом производства и стремлением предприятий и организаций сохранить основной состав занятых.

Наемный характер труда абсолютного большинства занятых работников. Быстрое акционирование предприятий предполагало определенные изменения положения трудящихся на них работников.

Недостаточный уровень квалификации и профессионализма работников. Несмотря на высокий уровень образования, рыночная экономика повышает требования к квалификации, профессионализму работников, которые не отвечают современным требованиям.

Ухудшение качества рабочих мест. В связи с резким сокращением капитальных вложений работа идет на все более стареющем оборудовании. Оснащенность рабочих мест ухудшается. Резко ослабло внимание к организации труда на производстве. В результате увеличивается число аварий, производственного травматизма, растет число профессиональных заболеваний, случаев получения инвалидности на производстве.

Падение цены рабочей силы. За годы реформ произошло резкое падение реальной заработной платы - заработной платы, получаемой работником по отношению к стоимости товаров и услуг. Низкая заработная плата вызывала необходимость работать практически всех трудоспособных членов семьи, в том числе женщин с детьми.

Резкое снижение производительности труда. Падение темпов развития производства вызвало резкое снижение производительности труда во всех отраслях производства и сфере обслуживания.

Снижение стимулов к труду. В последние годы разрушена система организации заработной платы. Ее величина в денежном выражении все меньше связывалась с результатами труда и возрастала в определенной мере только в связи с ростом цен, с увеличением инфляции. Произошло обесценивание высококвалифицированного труда в массовых масштабах.

Рост нарушений трудовых прав занятых. С трансформацией российской экономики, увеличением числа частных и смешанных предприятий происходит рост нарушений трудовых прав занятых. Это находит свое выражение в произвольном увеличении продолжительности рабочего времени, случаях неоплаты времени отсутствия по болезни, необоснованном увольнении и в нарушениях других трудовых прав граждан.

Большие региональные, отраслевые и профессиональные различия в области занятости населения. Эти различия определяются многими причинами и постепенно увеличиваются.

Наличие необходимых ресурсов для развития производства и занятости населения.

Несмотря на обостряющееся положение с занятостью, в России имеются огромные возможности для увеличения числа занятых граждан и роста эффективности и производительности труда. Наша страна обладает огромными сырьевыми ресурсами, богатыми залежами полезных ископаемых, охватывающими все известные виды, самыми большими в мире лесными запасами, огромными массивами используемых и заброшенных земель, значительными, хотя и устаревшими основными фондами, высоким научным потенциалом. Таким образом, занятость населения - это важнейший показатель обеспеченности его трудоспособной части работой, выполнение которой дает доход, т.е. заработную плату, предпринимательскую прибыль и другие виды доходов. Занятость населения имеет важное значение и в развитии общества. Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю июля 2011 года. Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в июле 2011 г. составила 76,6 млн.человек, или более 54% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 71,6 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,0 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в июле 2011 г. составил 6,5%.

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в июле 2011 г. составил 64,6%.

По сравнению с июнем 2011 г. численность занятого населения увеличилась на 199 тыс. человек или 0,3%,численность безработных за этот период увеличилась на 401 тыс.человек или на 8,7%. Рост численности безработных в июле 2011 г. по сравнению с июнем 2011 г. вызван выходом на рынок труда выпускников учебных заведений. Так, в июле 2011 г. доля лиц в возрасте 15-19 лет среди безработных составила 8,6% и была выше, чем в июне 2011 г. на 2,2 процентных пункта. Доля лиц в возрасте 20-25 лет - 21,9%, выше, чем в июне 2011 г. на 1,3 процентных пункта. Доля лиц, не имеющих опыта работы, увеличилась на 4,4 процентных пункта. По сравнению с июлем 2010 г. численность занятого населения выросла на 253 тыс.человек, численность безработных сократилась на 233 тыс.человек, или на 4,4% (в сопоставимой методологии). Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,6 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце июля 2011 г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1384 тыс.человек. Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, 64,7%безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в июле 2011 г. составила 33,1%, среди безработных женщин - 38,0%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.

2.1 Проблемы занятости в условиях кризиса


Экономический кризис, начавшийся осенью 2008 г., привел к почти двоекратному росту безработицы (с 5,6% летом 2008 г. до 9,5% в феврале 2009 г.). Однако пиковые показатели весны 2009 г. (уровень общей безработицы - 10%, зарегистрированной - 3,5%) не дотягивают до худших показателей 1990-х (13% и 4% соответственно).

Новый кризис затронул региональные рынки труда в разной степени. Во-первых, разными были темпы промышленного спада. Сильнее всего пострадали промышленные регионы металлургической и машиностроительной специализации, в большинстве из них производство сократилось на 20-39% (январь-май 2009 г. к аналогичному периоду 2008 г.) Среди регионов машиностроительной специализации есть не вышедшие из депрессии, для них это был двойной удар. Черты депрессивности сохранили и многие дальневосточные регионы, и хотя в них промышленный спад был минимальным (после тяжелого кризиса 1990-х фактически нечему падать), их рынок труда находился в худшем состоянии и поэтому более уязвим. Даже сильный промышленный спад не всегда приводит к массовой безработице, поскольку есть альтернативная форма снижения издержек работодателя путем сокращения оплаты труда. В России эта форма широко распространилась с 1990-х гг. в виде длительных задержек выплаты зарплаты, административных отпусков, неполной рабочей недели и др. В ходе нового кризиса с задержками зарплаты пытаются бороться и, по официальной статистике, в крупных и средних предприятиях и организациях их объем невелик. Однако никто не знает, каких масштабов достигают невыплаты в малом бизнесе и неформальном секторе экономики. Административные отпуска и неполная рабочая неделя используются очень широко, в машиностроении такой режим охватывал весной 2009 г до 20% занятых (хотя в целом по экономике - не более 4% занятых по данным официальной статистики). Вследствие использования альтернативных форм снижения издержек бизнеса даже в наиболее пострадавших от кризиса регионах рост безработицы может быть умеренным. К тому же региональные власти всячески препятствуют высвобождению, порой с помощью прокуроров.

Во-вторых, сократилась и "беловоротничковая" офисная занятость, сильнее всего - в крупнейших городах. В этой сфере доминирует именно высвобождение, а не урезание зарплат. Но на рынках труда крупнейших городов намного больше альтернативных рабочих мест, и, к тому же, докризисный уровень безработицы был очень низким. Высвобождаемые чаще всего находят другую работу, реже пополняют ряды безработных, но при исходно низком уровне даже быстрый рост безработицы не критичен.

В-третьих, масштабные сокращения произошли в неформальной экономике. В секторе рыночных услуг и в строительной отрасли крупных городов заняты трудовые мигранты из других стран, причем часто нелегальные, поэтому масштабы высвобождения неизвестны, тем более что немалая часть трудовых мигрантов возвращается домой. Те же проблемы, но уже для российских граждан, характерны для республик Северного Кавказа, где из-за дефицита рабочих мест широко распространено отходничество. В кризис сократились возможности найти работу в других регионах (строительство, агросектор, торговля), напряженность на рынках труда республик юга выросла. Но измерить изменения также сложно, поскольку трудовые мигранты из Северного Кавказа до кризиса работали преимущественно в неформальном секторе экономики.


2.2 Особенность занятости в республике Карелия


По данным государственной службы занятости, на 1 декабря 2010 года в республике было зарегистрировано 10,0 тыс. человек, не занятых трудовой деятельностью, в том числе 8,4 тыс.безработных (на 32,3% меньше, чем год назад). Из них 7,3 тыс.человек было назначено пособие по безработице.

Потребность организаций в работниках, заявленная в службу занятости, составила на конец ноября 3286 человек или 174,1% к соответствующему периоду предыдущего года.

Нагрузка незанятого населения на 1 заявленную вакансию составила 3 человека, что в 2,5 раза меньше, чем год назад.

Снизились масштабы неполной занятости. По данным на 1 декабря 2010 года работали неполный рабочий день, находились в простое или вынужденных отпусках 1066 чел., что на 2787 чел. меньше, чем в конце февраля (максимум 2010 года - 3853 чел.).

В посткризисном 2010 году, несмотря на позитивные сдвиги в экономической сфере региона и на установленные параметры общей и регистрируемой безработицы, республиканский рынок труда восстанавливался медленно.

В силу того, что две трети населения проживает в южных районах Карелии и г.Петрозаводске, ситуация с занятостью в северных районах Карелии складывается особенно сложная. Противоречия между сложившейся в период индустриализации системой расселения и современной структурой экономики, а значит, и занятости, не снижают социальной напряженности на отдельных территориях муниципальных районов и городов.

Снижение численности занятых в экономике региона в условиях финансово-экономического кризиса несколько уменьшило остроту проблемы обеспечения экономики республики кадрами, однако вопрос дисбаланса спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационным параметрам не потерял свою актуальность.

На сегодняшний день в республике работодателям остро необходимы квалифицированные рабочие и инженерные кадры, а вот потребность в неквалифицированной рабочей силе по сравнению с предыдущими годами сократилась.

На рабочие профессии приходится 68,8% от общего числа вакансий, в то время как среди безработных граждан 38,4% имеет высшее или среднее профессиональное образование.

Каждый третий безработный проживает в сельских районах, при этом на данные территории приходится менее 20% свободных вакансий, из них преимущественно за счет временных рабочих мест в рамках спецпрограмм, организуемых при участии органов службы занятости.

Кроме того, демографическая ситуация в республике складывается не в пользу развития рынка труда. Начиная с 2005 года, численность населения в трудоспособном возрасте сократилась с 453,1 тыс. чел. до 432,3 тыс. чел.

В экономике республики продолжаются процессы сокращения рабочих мест. По данным еженедельного мониторинга, проводимого Министерством труда и занятости Республики Карелия в части предстоящих увольнений в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 28 ноября 2008 года № 682, в 2010 году потеряно 3566 рабочих мест в связи с высвобождением работников, еще 952 работника могут потерять работу до конца года и уже предупреждены о предстоящем увольнении.

Наиболее масштабные высвобождения уже прошли до конца 2010 года в целлюлозно-бумажном производстве, лесном хозяйстве и деревообработке, в добыче полезных ископаемых, на транспорте и связи, в сфере ЖКХ, социальной сфере (образование, здравоохранение), в области государственного управления и обеспечения военной безопасности, торговле.

Процессы высвобождения продолжались и в 2011 году. Связаны они как с подготовкой к реализации комплексных инвестиционных проектов, проектов реструктуризации и модернизации предприятий, так и с запланированными реорганизационными процессами в силовых структурах, в организациях бюджетной сферы.

По-прежнему острой остается проблема трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, усугубленная кризисной ситуацией в экономике.

По данным Министерства образования Республики Карелия в 2011 году планировалось выход на рынок труда 5945 выпускников профессиональных образовательных учреждений (2216 - высшего, 1816 - среднего, 1913 - начального профессионального образования). По прогнозам Министерства труда и занятости Республики Карелия не менее 900 из них обратилоь за содействием в поиске работы в органы службы занятости населения. Из всей прогнозируемой по заявкам работодателей потребности в кадрах более половины приходиться на долю начального профессионального образования. Специалисты со средним профессиональным образованием требуются в меньшей степени, наличие высшего образования в последние годы воспринимается как необходимая общественная норма. Работодатели заинтересованы в высшем образовании и рассчитывают получить, прежде всего, грамотного, обучаемого работника. Существует значительный разрыв в профессионально-квалификационном разрезе. Предложения же образовательных учреждений по уровням профессионального образования,то есть выход на рынок труда выпускников этих учреждений, абсолютно не совпадает с потребностями рынка труда. Наиболее сложная проблема в ближайшее время- это переход системы профессионального образования на подготовку кадров под потребности. Необходима корректировка по объёмам приёма в учреждения профессионального образования разных уровней. Кроме этого, для сближения предложений рынка образовательных услуг и спроса работодателей необходима корректировка и в разрезе профессий и специальностей, т.е. потребуется изменение профилей подготовки кадров и, соответственно, переоснащение и развитие учебно-производственной базы образовательных учреждений.

В целях защиты регионального рынка труда была продолжена работа по сокращению привлечения иностранной рабочей силы в республику. На 2009 год квота для Республики Карелия составила - 1717 разрешений на работу иностранным гражданам. Сводные предложения работодателей о потребности в привлечении иностранной рабочей силы на 2010 год, заявленные в 2009-2010 годах, составили 2958 человек. Межведомственной комиссией по вопросам внешней трудовой миграции, привлечения и использования иностранных работников при рассмотрении целесообразности привлечения иностранных работников на 2010 год было отклонено привлечение 1538 трудовых мигрантов. В результате, квота на привлечение иностранной рабочей силы для Республики Карелия на 2010 год составила 1420 разрешений на работу.

На 2011 год квота для Республики Карелия составляет 1298 разрешений на работу. При рассмотрении заявленной потребности работодателей на 2011 год привлечение 891 иностранного трудового мигранта было признано нецелесообразным.

В зависимости от развития ситуации на рынке труда в рамках антикризисных мер Правительством Республики Карелия будут подготовлены предложения по корректировке квоты на привлечение иностранной рабочей силы на 2011 год. Освободившиеся при этом рабочие места через органы службы занятости населения будут предложены гражданам Российской Федерации.

В условиях выхода экономики Карелии из кризиса, несмотря на позитивные сдвиги в экономической сфере, реализация антикризисных мер будет продолжена. Основные приоритеты реализации Региональной программы поддержки занятости в 2011 году сосредоточены на поддержании предпринимательской инициативы безработных граждан и создании новых рабочих мест в сфере малого бизнеса.

Реализация ведомственной целевой программы «Содействие занятости населения Республики Карелия на 2010-2012 годы» позволила в 2011 году:

трудоустроить при содействии службы занятости 20,0 тыс. человек; в том числе в рамках специальных программ содействия занятости безработных и ищущих работу граждан - 3,0 тыс.человек;

направить на профессиональное обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, - 3,2 тыс. человек.

В 2011 году одной из важнейших задач для органов службы занятости населения недопущение развития застойной безработицы и обеспечение как можно более раннего выхода граждан из состояния безработицы.

В результате принимаемых мер в 2011 году численность регистрируемой безработицы (среднемесячная), не превысила 10,7 тыс. чел., или 2,8% к экономически активному населению.

Для дальнейшего решения проблем на рынке труда Республики Карелия, возникших в результате негативных последствий мирового финансового кризиса, необходимы взаимодействие и согласованность действий всех заинтересованных сторон, в том числе органов исполнительной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления и работодателей. Инструментом улучшения взаимодействия, выработки общих подходов всех заинтересованных структур и ведомств к улучшению ситуации на рынке труда является данная Программа.

По данным на 1 декабря 2010 года в ходе реализации Программы содействия занятости населения и Региональной программы поддержки занятости населения в Республике Карелия в 2010 году службой занятости населения республики в общей сложности создано и сохранено 8103 рабочих места.

Наибольшее количество новых рабочих мест создано в торговле - 393 места в связи с открытием в районах республики сетевых магазинов «Магнит», «Дикси», «Семья», «Великолукские мясные продукты» и др.

Из крупных объектов ожидается ввод в эксплуатацию:

завода по производству пищевой продукции на фруктово-ягодной основе (ООО ПК «Ягода Карелии») (94 - 100 рабочих мест);

свиноводческого комплекса «Кондопожский» (22 рабочих места);

гостиницы «Онего - Палас» (200 рабочих мест).

Ожидается, что период с 2011 по 2013 годы станет периодом постепенного наращивания темпов инвестиционного развития в регионе.

Достигнуть прогнозных параметров инвестиций в 2011-2013 годах предполагается за счет реализации:

крупных инвестиционных проектов: ООО «Корунд» (организация производства теплоизоляционных плит различной плотности на основе базальта в г. Кондопоге, объем инвестиций - 1,7 млрд. рублей), ООО «Сведвуд Карелия» (строительство мебельной фабрики; 2 млрд. рублей), ООО ДОК «Калевала» (организация производства древесных плит; 8 млрд. рублей), ОАО «ФСК ЕЭС» (строительство транзитной высоковольтной линии напряжением 330 кВ между Кольской АЭС Мурманской области и Ондской ГЭС; 4,5 млрд. рублей), ОАО «Сегежский ЦБК» (проект модернизации целлюлозного производства «Белый медведь» с объемом инвестиций 56,5 млрд. рублей и сроком ввода за прогнозным периодом);

корпоративных инвестиционных программ ОАО «Карельский окатыш» (3,6 млрд. рублей) и ОАО «Кондопога» (1,2 млрд. рублей);

инвестиционных мероприятий федеральных адресной инвестиционной и целевых программ, региональной адресной инвестиционной программы (11,3 млрд. рублей).

В создавшихся условиях малый бизнес стал одним из самых динамичных секторов экономики республики. По данным Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия в 2009 году на территории республики было зарегистрировано 2824 индивидуальных предпринимателя. За 6 месяцев 2010 года число зарегистрированных предпринимателей составило 1913 человек, из них 705 человек (40%) открыли собственное дело при содействии органов службы занятости населения, получив субсидию из федерального бюджета на эти цели в рамках Региональной программы поддержки занятости населения в Республике Карелия на 2010 год.

В условиях выхода экономики Карелии из кризиса, несмотря на позитивные сдвиги в экономической сфере, реализация антикризисных мер будет продолжена, но с некоторым смещением акцентов и включением новых направлений, касающихся структурных изменений на рынке труда. Основные приоритеты реализации Региональной программы поддержки занятости в 2011 году будут сосредоточены на поддержании предпринимательской инициативы безработных граждан и создании новых рабочих мест в сфере малого бизнеса.

Для дальнейшего решения проблем на рынке труда Республики Карелия, возникших в результате негативных последствий мирового финансового кризиса, необходимы взаимодействие и согласованность действий всех заинтересованных сторон, в том числе органов исполнительной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления и работодателей. Инструментом улучшения взаимодействия, выработки общих подходов всех заинтересованных структур и ведомств к улучшению ситуации на рынке труда является региональная программа поддержки занятости населения в республике Карелия на 2011г, разработчиками которой является министерство труда и занятости республики Карелия.

кризис гибкий рынок труд


Заключение


Проводя курс на эффективную занятость, необходимо обеспечить простор для трудовой мобильности высвобождаемых работников к лучшим условиям занятости, создать их заинтересованность в переквалификации, исходя из потребностей рынка труда, и предоставлять достаточные гарантии только тем трудящимся, которые по объективным причинам не могут быть использованы на производстве, включая оказание им трудовой и материальной помощи в случае вынужденной безработицы.

Предоставляемые гарантии должны стимулировать активный поиск работы. Развитие сферы и форм занятости происходит вне государственного производства, по законам рынка труда. В этих условиях неизбежно возникает новая ситуация, когда предприятия будут вынуждены соревноваться за привлечение лучших работников. Но вместе с тем необходима общественная помощь тем, кто оказался слабее в этой конкуренции. Эти люди могут рассчитывать на поддержку государства через систему социальных гарантий.


Список использованной литературы


1.Эффективная занятость населения в регионе. / И.В. Жилкин. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 145 с.: 60x88 1/16. - (Научная мысль)

.Экономика труда: Учебник//Под ред. Архипова А.И., Карпухина Д.Н., Кокина Ю.П. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. - 559 с. -

.1Труд и занятость в Карелии: Статистический сборник / Карелиястат. - Петрозаводск, 2007. С. 7-14. Возрастно-половая структура населения Республики Карелия: Статистический сборник / Карелиястат. -Петрозаводск, 2010. С. 3.

.Агабенян А. Мировая экономика и международные отношения;журнал,2012,№2.стр 105-114

.В.А. Гуртова. Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сборник докладов, Петрозаводск 2011г.книга 1.

.В.А. Гуртова. Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сборник докладов, Петрозаводск 2011г.книга 2.

.Вопросы социального обеспечения: журнал.2011,№8.Стр.4-5.

.Коровкин А.Г. Проблемы прогнозирования,2011,№6 стр.72-85.

.Новикова Е.Ю. Социологические исследования,»трудовая адаптация мигрантов»2011,№8,стр.136-139

.Узякова Е.С. Проблемы прогнозирования,2011. Стр.89-101.

11.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.government.ru / - Интернет - портал Правительства Российской Федерации// Банк документов// Распоряжение от 15 августа 2008 г. №1193-р// Приложение к Распоряжению от 15 августа 2008 г. №1193-р


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Занятость является важнейшей экономической характеристикой рынка труда.

В обществе более распространено представление о занятости как об основанном на общественном разделении труда социально-экономическом процессе приложения труда разных групп населения по сферам общественно-полезной деятельности (на учебе, в общественном производстве и индивидуальном хозяйстве).

Занятость нужно рассматривать с двух позиций:

1. как экономическую категорию

2. как социально-экономическую категорию.

Практические потребности учета населения вызывают необходимость выделения различных видов занятости.

1. Определение занятости

Для начала определим такое понятие как занятость.

Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок).1

Все вопросы, связанные с занятостью населения, раскрыты в Законе РФ "О занятости населения в Российской Федерации".

2. Виды занятости

Виды занятости дают характеристику распределению активной части населения по профессиям и специальностям, по сферам применения труда. В обществе существуют несколько видов занятости.

Следующие признаки характеризуют структурные виды занятости:

Профессионально – квалификационный признак:

Стаж работы;

Уровень образования;

Степень автоматизации труда.

Характер деятельности:

Личное подсобное хозяйство;

Индивидуальная трудовая деятельность;

Работа на заводах и фабриках и общественных организациях;

Служба в армии;

Работа за границей.

Тип класса и социальный слой:

Предприниматели;

Рабочие;

Управленческий персонал;

Инженерно-технические работники и служащие.

Вид собственности.

Территориальный признак.

Уровень урбанизации (это соотношение между численностью трудовых ресурсов города и села).

Половозрастной признак.

Форма организации труда.

Каждый из выше перечисленных признаков видов занятости реализуется с помощью организационно-правовых способов и условий использования рабочей силы, характеризующих формы занятости.

Виды занятых граждан по общероссийскому классификатору информации о населении:

1 Работающий на постоянной работе

2 Работающий на временной работе

3 Работающий на сезонной работе

4 Работающий по срочному трудовому договору

5 Неработающий

6 Безработный

7 Безработный, зарегистрированный в органах службы занятости

Признак стабильности влияет на постоянную и временную занятость .

Полная занятость – это состояние на рынке труда, когда полностью удовлетворяется потребность граждан в труде.

Неполная занятость определяется как занятость в неполное рабочее время или по собственному желанию работника, или когда экономически обоснованно, из-за сокращения длительности рабочего времени.

Одной из форм неполной занятости в России является отпуск без сохранения содержания по инициативе администрации.

Частичная безработица - частое и нужное явление для рыночной экономики. Причина неполной занятости заключается в том, что работник по причине перемены места жительства, работы и т.п. выходит на какое-то время из самого производства.

Также определенный уровень безработицы положительно влияет на конкуренцию на рынке труда, стимулирует развитие трудовых ресурсов.

Неполная занятость характеризуется как занятость, при которой естественный уровень безработицы остается высоким .

Проблемы частичной занятости неоднократно освещались в рамках Международной организации труда и подвергаются правовому регулированию практически всеми цивилизованными странами. При этом оценка частичной занятости различными государствами происходит по-разному из-за двоякой оценки данного социального явления .

Растет конкуренция на рынке труда из-за того, что идет увеличение масштабов частичной занятости. Поэтому растет недовольство многих людей. Но есть и те кто, наоборот, поддерживают частичную занятость. Потому что она дает им шанс сочетать работу с выполнением семейных обязанностей и с учебой.

Во многих странах стимулирование частичной занятости рассматривается правительственными органами как эффективное средство борьбы с безработицей. При этом частично занятые граждане в ряде случаев имеют право на государственное содействие в обеспечении полной занятости, а также на материальную поддержку в виде пособия по безработице. В большинстве стран пособия по безработице выплачиваются всем трудящимся, потерявшим работу, однако у частично занятых размер пособий меньше, чем у полностью занятых. В ряде государств (Бельгия, Новая Зеландия) частично занятым с определенным уровнем дохода могут выплачиваться такие же пособия, как и полностью занятым. В Норвегии частично занятые получают право на пособие, если их суммарный доход за три года равен годовому доходу полностью занятых .

Наиболее острой проблемой для российского рынка труда остается неэффективная занятость. Она определяет меру отставания России от развитых стран в производительности труда, безработицу, скрытую от официального наблюдения - когда фактически безработные причисляются к экономически активному населению, а также несоответствие спада производства размеру занятости (излишней рабочей силы).

Одним из открытых проявлений неэффективной занятости остается неполная занятость. Численность работников организаций (за исключением субъектов малого предпринимательства), работавших в течение года неполное рабочее время по инициативе администрации, а также находившихся в вынужденных отпусках, в 2002 году составила около 3 млн. человек, сократившись в 1998 - 2001 годах почти в 4 раза .

Также встречается и такая классификация занятости: продуктивная (эффективная), полная, свободно избранная, неполная, скрытая, сезонная, маятниковая, периодическая и др.

Продуктивная (эффективная) занятость - это занятость, приносящая рабочим доход, обеспечивающий достойные условия жизни.

Скрытая занятость населения характеризуется тем, что безработные, пенсионеры занимаются торговлей или предоставлением различных услуг населению (ремонт, строительство и т.д.) вне рамок официального их учета в качестве занятых.

Сезонная занятость представляет собой периодическое (в определенные сезоны) вовлечение трудоспособного населения в общественно полезную деятельность с учетом природно-климатических условий.

Маятниковая занятость - это особый вид занятости, который носит постоянный характер и в то же время связан с периодическими возвратными перемещениями во время трудовой деятельности.

Периодическая занятость - это вид занятости, предполагающий чередование периодов трудовой деятельности с равномерными периодами отдыха (работа вахтовым методом).

Заключение

Рассматривая тему "Виды занятости", мы пришли к следующим выводам:

1. Выделяют следующие виды занятых граждан: работающий на постоянной работе, работающий на временной работе, работающий на сезонной работе, работающий по срочному трудовому договору, неработающий, безработный, безработный, зарегистрированный в органах службы занятости.

Также различают занятость продуктивную (эффективную), полную, свободно избранную, неполную, скрытую, сезонную, маятниковую, периодическую и др.

Форма организации рабочего времени влияет на полную (при условии полного рабочего дня), неполную и надомную занятость.

2. Анализ законодательства о занятости населения позволяет выделить следующие три вида занятых граждан:

* лица, работающие в сфере как общественного, так и личного труда;

* лица, которые заняты различными видами общественной деятельности;

* лица, не занятые какой-либо деятельностью, но по Закону считаются занятыми.

3. На законодательном уровне необходимо определить категорию лиц, признаваемых частично занятыми и нуждающимися в социальной помощи и поддержке со стороны государства, и ориентировать на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, а также на социальную защиту от безработицы.

Мы будем наблюдать негативные последствия на рынке труда, потому что законодатель продолжает игнорировать проблемы, связанные с частичной занятостью граждан и их социальной поддержкой.

Список литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Закон о занятости населения Российской Федерации

(в ред. Федеральных законов от 20.04. 1996 N 36-ФЗ, от 21.07. 1998 N 117-ФЗ, от 30.04. 1999 N 85-ФЗ, от 17.07. 1999 N 175-ФЗ, от 20.11. 1999 N 195-ФЗ, от 07.08. 2000 N 122-ФЗ, от 29.12. 2001 N 188-ФЗ, от 25.07. 2002 N 116-ФЗ, от 10.01. 2003 N 8-ФЗ, от 10.01. 2003 N 15-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.12. 1997 N 20-П)

Занятость – деятельность граждан, не противоречащая законодательству, приносящаяим заработок (трудовой доход). Обстоятельства, доказанность которых позволяет признать граждан занятыми:

1. осуществление деятельности для удовлетворения личных и общественных потребностей, которая не противоречит действующему законодательству;

2. возмездный характер указанной деятельности. Общим правилом ее осуществления является получение заработка. Данное понятие не исключает возможность замены заработка иными выплатами.

На основе ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми считаются граждане:

· работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в организации общественных работ);

· занимающиеся предпринимательской деятельностью;

· занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

· выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов, артелей;

· избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

· проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, службу в органах внутренних дел;

· проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;

· временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой; призывом на военные сборы, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

· учредители (участники) организаций (имеющие доход не менее установленного для работников минимального размера заработной платы), за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Виды занятости:

1. Полная занятость - это состояние наибольшей вовлеченности трудоспособного населения в общественно полезную деятельность. Она характеризует такое состояние, при котором обеспечены работой все нуждающиеся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы.

2. Продуктивная (эффективная) занятость характеризуется с двух позиций:

1) занятость должна приносить трудящимся доход, обеспечивающий достойные человека условия жизни. Отсюда вытекает прямая связь политики занятости с политикой доходов, антиинфляционными действиями и т.п.

2) продуктивная занятость противопоставляется занятости формальной. Частный случай последней - содержание излишних работников или создание формальных рабочих мест во избежание безработицы.

3. Свободно избранная занятость предполагает, что право распоряжаться собственной способностью к труду принадлежит исключительно владельцу рабочей силы, т.е. самому работнику. Этот принцип гарантирует право каждого работника на выбор между занятостью и незанятостью, запрещая любое административное привлечение к труду.

4. Неполная занятость представляет собой ситуацию, при которой общественно полезным трудом занята лишь некоторая часть экономически активного населения.

5. Скрытая занятость населения характеризуется тем, что определенная часть людей из числа находящихся в длительном отпуске без сохранения содержания, безработных, пенсионеров занимаются торговлей, предоставлением различных услуг населению (ремонт, строительством т.д.) вне рамок официального их учета в качестве занятых.

6. Сезонная занятость представляет собой периодическое (как правило, в определенные сезоны) вовлечение трудоспособного населения в общественно полезную деятельность с учетом природно-климатических особенностей.

7. Маятниковая занятость - это особый вид занятости, который носит постоянный характер и в то же время связан с периодическими возвратными перемещениями во время трудовой деятельности.

8. Периодическая занятость - это вид занятости, предполагающий чередование периодов трудовой деятельности с равномерными периодами отдыха (вахты в нефт. и газовой отраслях).

Безработные граждане

Безработные граждане - по законодательству РФ трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»). При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее - организации) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.

1. Занятость населения, основные понятия.

Экономически активное население (ЭАН ) - часть населения в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения (от 15 до 72 лет включительно), обеспечивающая в рассматриваемый период предложение рабочей силы для производства товаров и услуг.

Это предложение можно реализовать, т.е. быть занятым, и не реализовать, т.е. быть безработным. Таким образом, в экономически активное население входят 2 категории: занятые и безработные; ЭАН = З + Б.

Уровень ЭАН характеризует долю экономически активного населения в общей численности населения и рассчитывается по формуле:

где ЭАН - экономически активное население (рабочая сила);

Н - общая численность населения

Трудовые ресурсы - это трудоспособная часть населения, реальные и потенциальные работники. Часть из них предлагают на рынке труда свою рабочую силу и являются экономически активными, другая часть экономически неактивна (рисунок 2.1).

Экономически неактивное население - это население, которое не входит в состав рабочей силы (экономически активного населения), т.е. лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения (15–72 года), которые не считаются занятыми экономической деятельностью или безработными в течение рассматриваемого периода.

Студенты и учащиеся дневной формы обучения;

Пенсионеры по возрасту, выслуге лет и на льготных условиях;

Пенсионеры по инвалидности;

Получатели дохода от собственности или капитала;

Домашние хозяева, отвечающие за уход за домом и детьми;

Прочие (все остальные лица, не попадающие ни в одну из вышеназванных категорий).

Рисунок 2.1 - Состав трудовых ресурсов

Экономически активное население реализует свой трудовой потенциал в сфере занятости.

Занятость – это всеобщая категория общественного производства, охватывающая совокупность отношений по участию людей в общественно полезном труде.

Показатели занятости:

1) численность занятого населения (всего и при распределении по различным признакам: полу, возрасту, видам экономической деятельности и др.);

2) уровень занятости, т.е. отношение численности занятых к численности экономически активного населения (в процентах):

У з = З * 100 % / ЭАН

В РФ в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в РФ» занятыми считаются граждане:

1) работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу, включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;

2) зарегистрированные в установленном порядке в качестве ИП, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профдеятельность в соответствии с федеральными законами подлежит госрегистрации и (или) лицензированию;

3) занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

4) выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

5) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

6) проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Госпротивопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

7) проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, включая обучение по направлению госслужбы занятости населения;

8) временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других гособязанностей или иными уважительными причинами;

9) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, объединений юрлиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций;

10) являющиеся членами крестьянского фермерского хозяйства.

Характеристики занятости. Подавляющее большинство специалистов сходятся в том, что занятость бывает:

Продуктивной;

Социально-полезной;

Рациональной;

Эффективной.

При полной занятости у всех желающих трудоспособных граждан есть возможность иметь оплачиваемую работу как источник средств к существованию, при этом уровень безработицы равен естественному.

Рациональная занятость может рассматриваться как разновидность полной занятости, предполагающая качественное соответствие работников и рабочих мест, которые они занимают.

При продуктивной занятости население занято производством полезных товаров и услуг.

Социально-полезная занятость характеризуется деятельностью людей, которые работают в общественном производстве, служат в ВС и ВВ (в органах внутренних дел), обучаются в очных формах обучения (в трудоспособном возрасте), заняты ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и родственниками.

Эффективная занятость - это такое использование трудовых ресурсов, при котором достигается максимальный материальный результат и социальный эффект при минимальных социальных и затратах труда.

Структура занятости - это совокупность пропорций в использовании ЭАН , которые определяются посредством соотношений между:

Числом занятых и незанятых трудовых ресурсов;

Занятых, распределенных по видам занятости;

Занятых в производственной и непроизводственной сферах;

Занятых в отраслях материального производства;

Занятых в отраслях непроизводственной сферы;

Занятых по регионам и территориям страны;

Занятых на предприятиях различных форм собственности;

Количеством занятых работников различных профессий и специальностей, а также различных видов деятельности.

Формы занятости - это организационно-правовые условия трудоиспользования (таблица 2.1).

Таблица 2.1 - Формы занятости