Что такое индустриальные страны. Новые индустриальные страны: список и описание

  • Новые индустриальные страны (НИС) - группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия произошёл качественный скачок социально-экономических показателей. Экономика этих стран за короткий срок совершила переход от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой.

    Исходные новые индустриальные страны:

    НИС «первой волны»: Гонконг, Республика Корея, Сингапур, Тайвань (их ещё называют «4 азиатских тигра» или «4 азиатских дракона»); из латиноамериканских стран сюда относят Аргентину, Бразилию и Мексику.Новейшие индустриальные страны:

    НИС «второй волны»: Индия, Малайзия, Таиланд, Чили;

    НИС «третьей волны»: Индонезия, Турция;

    НИС «четвертой волны»: Иран, Филиппины.Перспективные индустриальные страны

    из Группы одиннадцати:

    Нигерия, Египет, Пакистан, Бангладеш, Вьетнам.Существует две основные модели НИС:

    * Азиатская модель: развитие национальной экономики с преимущественной ориентацией на внешний рынок;

    Латиноамериканская модель: развитие национальной экономики с ориентацией на импортозамещение.Общие черты новых и новейших индустриальных стран:

    * демонстрируют самые высокие темпы экономического развития (8 % в год у НИС 1 волны);

    * ведущей отраслью является обрабатывающая промышленность;

    * экспортоориентированная экономика (Азиатская модель);

    * активная интеграция (ЛАИ, АТЭС, МЕРКОСУР);

    * образование собственных ТНК, не уступающих ТНК ведущих стран мира;

    * большое внимание уделяется образованию;

    * использование высоких технологий;

    * привлекательны для ТНК вследствие дешевизны рабочей силы, обладания значительными сырьевыми ресурсами, развития банковского и страхового сектора;

    * главная визитная карточка - производство бытовой техники и компьютеров, одежды и обуви.

Связанные понятия

Экономика знаний - высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики, для которой характерны информационное общество или общество знаний; также - следующий этап большого развития экономики и общества передовых стран мира. Пока экономику знаний создали США и частично ЕС.

Ржа́вый по́яс (англ. Rust Belt), известный также как Индустриальный или Фабричный пояс, - часть Среднего Запада и восточного побережья США, в котором с начала промышленной революции и до 1970-х годов были сосредоточены сталелитейное производство и другие отрасли американской тяжелой промышленности. Географически в этот пояс обычно включают центральную часть штата Нью-Йорк, регионы к западу от него в штатах Пенсильвания, Огайо, Индиана, Мичиган и Иллинойс до западного берега озера Мичиган. Иногда...

Технат (англ. The Technate) - термин, введенный организацией Technocracy Inc в начале 1930-х, чтобы описать область, в которой технократическое общество будет применять методики термодинамического расчета энергетических потребностей вместо метода денег.

Экономика Европейского союза является второй по величине экономикой в мире в номинальном выражении и в соответствии с паритетом покупательной способности (ППС). Так, в 2017 году ВВП ЕС оценивался в €15,3 трлн, что составляет примерно 22 % от объёма мирового ВВП.

Пери́од засто́я или Эпо́ха засто́я - политическое клише, используемое для обозначения периода в истории СССР, охватывавшего два с небольшим десятилетия так называемого «развитого социализма» - с момента прихода к власти Л. И. Брежнева (1964) до XXVII съезда КПСС (февраль 1986), а ещё точнее - до январского Пленума 1987 года, после которого в СССР были развёрнуты полномасштабные реформы во всех сферах жизни общества.

Теория стадий экономического роста (стадии экономического роста Ростоу) - концепция, впервые предложенная американским профессором экономики У. У. Ростоу в 1959 году, предполагающая переход от традиционного общества к информационному обществу в пять этапов.

Макиладо́ра (исп. maquiladora «такса за помол муки») - промышленное предприятие сборочно-конвейерного характера с явными признаками международного разделения труда. Как правило, учредителями и главными управляющими макиладоры являются главы крупных иностранных корпораций - в первую очередь США, которые переносят сборку товаров в развивающиеся страны с дешёвой рабочей силой. Наиболее часто термин используется для описания американских сборочных предприятий в Мексике, расположенных, как правило, в...

Экономическое развитие - расширенное воспроизводство и постепенные качественные и структурные положительные изменения экономики, производительных сил, образования, науки, культуры, уровня и качества жизни населения, человеческого капитала.

Циклы Шмихулы - долгосрочные циклы технологического прогресса, являющиеся частью долгосрочных экономических волн. Они являются ключевым понятием теории технологического прогресса словацкого политолога Даниэля Шмихулы (Daniel Šmihula).

Кооперация юг-юг - термин, исторически используемый в политике и академической науке для обозначения обмена ресурсами, технологиями и знаниями между развивающимися странами.

Новый экономический механизм («чин таакан май») - экономическая политика в Лаосской народно-демократической республики с 1986 года. Включает приватизацию предприятий, поощрение иностранных инвестиций и создание рыночной экономики. В политическом отношении в Лаосе сохраняется однопартийная система. В этом плане «чин таакан май» похож на политику реформ в соседних социалистических странах - преобразования Дэн Сяопина в КНР и Дой Мой во Вьетнаме. «Чин таакан май» позволил Лаосу в 1990-е - 2000-е годы...

Ке́льтский тигр (ирл. An Tíogar Ceilteach, англ. Celtic Tiger) - экономический термин, происходящий от принятого образного названия «экономические тигры» экономики стран, показывающих резкий рост, используемый для описания экономического роста Ирландии, первый этап которого проходил с 1990-х до 2001 года, второй этап наблюдался в 2003 году, третий пик - в 2008 году. С 1996 по 2007 год внутренний валовый продукт Ирландии увеличивался в среднем на 7,1 % в год, что превысило не только мировые показатели...

Развивающиеся рынки (англ. emerging markets) - развивающиеся страны с рыночной экономикой, которые интегрированы в мировую экономику, однако полностью не соответствуют стандартам развитых стран и не обладают полностью сформировавшимися рыночными институтами.

Военно-промышленный комплекс США (англ. Military–industrial complex) - альянс монополистического ядра военной промышленности США с верхушкой государственного аппарата, то есть военно-промышленный комплекс государства.

Плановая экономика , или плановое хозяйство, - экономическая система, при которой материальные ресурсы находятся в общественной собственности и распределяются централизованно, что обязывает отдельных лиц и предприятия действовать в соответствии с централизованным экономическим планом. Система централизованного планирования существовала в СССР и других странах, которые идентифицировали себя как социалистические.

Ускоре́ние - лозунг и политический курс Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачёва, провозглашённый 23 апреля 1985 года на апрельском пленуме ЦК КПСС, одно из ключевых направлений реформаторского курса («гласность - перестройка - ускорение»), проводившегося в СССР в 1985-1991 гг.

Глобализа́ция - процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.

Упоминания в литературе (продолжение)

Депрессия середины 70-х – начала 80-х годов, обусловленная исчерпанием потенциала этого технологического уклада, повлекла за собой гонку вооружений с широким использованием информационно-коммуникационных технологий, которые составили ядро нового, пятого технологического уклада. Последовавший вслед за этим коллапс мировой системы социализма, не сумевшей своевременно перевести экономику на новый технологический уклад, позволил ведущим капиталистическим странам воспользоваться ресурсами бывших социалистических стран для «мягкой пересадки» на новую длинную волну экономического роста. Вывоз капитала и утечка умов из бывших социалистических стран, колонизация их экономик облегчили структурную перестройку экономики стран ядра мировой капиталистической системы. На этой же волне роста нового технологического уклада поднялись новые индустриальные страны , сумевшие заблаговременно создать его ключевые производства и заложить предпосылки их быстрого роста в глобальном масштабе. Политическим результатом этих структурных трансформаций стала либеральная глобализация с доминированием США в качестве эмитента основной резервной валюты.

Несмотря на множество публикаций и исследований, по-прежнему неясно, почему одни страны (в частности, Тропической Африки) после нескольких десятилетий самостоятельного развития едва ли сколько-нибудь существенно увеличили свой душевой ВВП. В то же время другие развивающиеся государства, включая новые индустриальные страны (НИС) – Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южную Корею, а также такие гиганты, как Китай, Индия и Бразилия, в целом стремительно наращивают хозяйственный потенциал, диверсифицируют структуру своей экономики.

Влияние МЭО на развитие мирового хозяйства постоянно растет. Быстрый рост национального богатства большинства стран после Второй мировой войны в большой степени связан с развитием международных экономических отношений. Самые высокие темпы роста характерны для стран с экономикой с высоким уровнем развития экспорта, например Японии, Китая, новых индустриальных стран Азии (Таиланда, Южной Кореи, Сингапура, Тайваня, Малайзии и др.). Эти же страны, а также некоторые страны Латинской Америки для ускорения роста активно использовали приток иностранного капитала.

В политическом плане после освобождения от колониального ига на Востоке (за исключением Японии) выделились три группы стран: страны, развивающиеся по капиталистическому пути, среди которых в 70–80-е гг. появились так называемые новые индустриальные страны (НИС); неевропейские социалистические страны, которые, будучи частью социалистического содружества, по уровню социально-экономического развития, стоящих перед ними задач одновременно принадлежали к третьему миру; страны так называемой социалистической ориентации.

Сегодняшнее положение в научно-технической сфере регионов характеризуется значительным отставанием от развитых и новых индустриальных стран по основным показателям развития научно-технического потенциала.

Для этого, как показывает мировой опыт преодоления аналогичных структурных кризисов в 70-е и 30-е годы прошлого века, требуется достаточно мощный инициирующий импульс обновления основного капитала на принципиально новой технологической основе. Опыт подобных прорывов в новых индустриальных странах , послевоенной Японии, современном Китае, да и в нашей стране, свидетельствует о том, что требуемое для этого наращивание инвестиционной и инновационной активности предполагает повышение нормы накопления до 35–40 % ВВП с ее концентрацией на прорывных направлениях глобального экономического роста. При этом, чтобы «удержаться на гребне» новой волны экономического роста, инвестиции в развитие производств нового технологического уклада должны увеличиваться ежегодно не менее чем в 1,5 раза, доля расходов на НИОКР в ВВП – достигнуть 4 %.

Новые индустриальные страны играют возрастающую роль в экспорте промышленных товаров с высокой наукоемкостью в развитые страны, в т. ч. в Россию, Китай, Казахстан, а также в страны Средней Азии.

Процесс размывания пространственно-географических границ между развитым центром и отсталой периферией особенно усилился уже после второй мировой войны. Более того, ряд стран в 70–90-е гг. осуществили стремительный рывок из аграрно-индустриальных обществ в постиндустриальное и информационное общество. Речь идет о так называемых новых индустриальных странах (НИС) Восточной и Южной Азии, таких, как Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Малайзия и др.

Экономическая динамика перемещается с трансатлантической на тихоокеанскую ось. Старые промышленные страны утрачивают монополию на высококачественную продукцию и технологии, новые индустриальные страны сразу вступают в эру высоких технологий.

Отставание России от развитых и новых индустриальных стран в технологическом развитии во многом обусловлено особенностями ее НИС, перечисленными ниже.

Введение

Мировая экономика - многоуровневая, глобальная система хозяйствования, объединяющая национальные экономики стран мира на основе международного разделения труда посредством системы международных экономических отношений. Основой мировой экономики служат развитые страны.

В настоящее время развитые страны переходят от индустриального развития к постиндустриальному. Другими словами, основной целью экономического развития этих государств является переориентация материало-, ресурсо-, трудоемких производств в наукоемкие. В мире, не считая индустриально развитых и развивающихся государств существует группа государств, занимающая промежуточное положение меж ними.

Эти страны объединяют в НИС, они проявили впечатляющие темпы экономического роста и роста сферы услуг.

Итак, что такое НИС, который в последнее время все больше и больше привлекает к себе внимание людей, а иногда и отдельных стран? Новые индустриальные страны - это группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия произошёл качественный скачок социально-экономических показателей. Экономика этих стран за короткий срок совершила переход от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой. Это происходило так быстро, что многие, наверное, им завидовали, так как сейчас они конкурируют с США, Японией и Европейским Союзом. В этих странах увеличилась доля грамотных людей, образование стало бесплатным и общедоступным. Валовой внутренний доход, исходя из расчета на душу населения, составляет около 15000 $, а его ежегодный прирост стабилизировался и установился на уровне 7%. Исходя из всего этого, можно заключить, что быстрое экономическое развитие стран НИС беспокоит многие страны, и вопрос об этом является актуальным на сегодняшний день.

Для всех «новых индустриальных стран» характерно огромное многообразие условий, и было бы наивно представлять, что их социально-экономическое развитие происходит без трудностей и сбоев, и именно поэтому я считаю своей обязанностью раскрыть причины их, показать, как решаются назревшие проблемы, что поучительного можно почерпнуть из этого богатейшего арсенала для реформ нашей страны.

Опыт экономического развития НИС актуален для России, так как на данный момент РФ по многим секторам экономики не конкурентоспособна, а развитие сферы услуг дает шанс неценового соперничества российских товаропроизводителей с иностранными, повышения экономического потенциала.

Понятие, сущность, основные черты НИС

К новым индустриальным странам (НИС) относят ряд стран Азии и Америки, что характеризуются высокими темпами экономического роста. НИС выделились из стран, которые развиваются, в 60-х годах ХХв. В формировании НИС можно выделить 4 этапа. На первом четыре страны Юго-восточной Азии (Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея) и три страны Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Мексика) достаточно быстро достигли больших социально-экономических сдвигов и практически уравнялись с государствами, которые имели стабильно высокие темпы экономического роста. На втором этапе к этим странам добавились еще Малайзия, Таиланд и Индия. На третьем этапе в группу НИС начали включать Кипр, Тунис, Турцию и Индонезию, на четвертом - Филиппины и Китай. Появились целые регионы, которые можно объявить индустриальными, стабильно растущими.

Критерии, за которыми те или другие государства относят к НИС (за методикой ООН):

1. размер валового внутреннего продукта на душу населения;

2. среднегодовые темпы его прироста;

3. удельный вес отделочной промышленности в ВВП (она должна быть большей 20%);

4. объем экспорта промышленных изделий и их часть в общем вывозе;

5. объем прямых инвестиций за рубежом.

Привлекают внимание и такие характеристики новых индустриальных стран, как высокие темпы роста, динамические макроэкономические и внутриотраслевые структурные сдвиги, рост профессионального уровня рабочей силы, интенсивное участие в международном разделении труда, широкое использование иностранного капитала.

Основной упор перестройки экономики НИС сделан:

· на индустриализацию на основе новейших научно-технических достижений с ориентированием на внешний рынок;

· на общедоступность и высокий уровень образования внутри страны;

· на максимальное использование иностранного капитала.

Факторы, которые обусловили появление НИС, условно можно разделить на внешних и внутренних.

Внешними факторами является:

1. Страна очутилась в сфере особенных политических или экономических интересов промышленно развитых стран, прежде всего США и Японии. Следовательно, для нее будет делаться все возможно, чтобы обеспечить высокую стабильность и высокую лояльность ее населения к экономической системе капитализма. Так США действовали после Второй мировой войны - оказывали разнообразную помощь и поддержку Западной Германии и Японии с целью превращения их в главные центры противодействия распространению социализма на Западную Европу и Юго-восточную Азию. США, объявляя зоной особенных национальных интересов Южную Корею и Тайвань, хотели превратить их в главные страны, которые бы противостояли коммунистическому влиянию со стороны КНР, Корейской Народно-демократической республики и Социалистического Вьетнама. Южной Корее и Тайваню предоставлялась огромная экономическая помощь и военная поддержка. За период 1950-1990 лет Тайвань получил свыше 24 миллиардов долларов США иностранных капиталовложений. Во время финансового кризиса 1998 года США и другие развитые страны через международные финансовые организации предоставили Южной Корее ссуды объемом почти 70 миллиардов долларов США. В сферу экономических и политических интересов США попали также отдельные страны Латинской Америки, и прежде всего Мексика. В 1995 году для поддержки финансовой стабильности США выделили Мексике 50 миллиардов долларов, Причем 20 миллиардов поступило из специального президентского фонда стабилизации. Страны Юго-восточной Азии были и являются сферой особенных экономических и политических интересов США, Японии.

2. Структурная перестройка экономики, которая началась в промышленно развитых странах благодаря научно-технической революции в 50-60-х годах. Транснациональные корпорации промышленно развитых стран быстро освоили производство автомобилей, полупроводников, вычислительной техники, бытовой электроники не только в пределах страны базирования, но и в странах, которые развиваются. 80-х годах прямые инвестиции в экономику НИС составляли свыше 40% всех прямых капиталовложений, что их осуществляли промышленно развитые страны в экономику стран, которые развиваются.

Основными внутренними факторами, которые повлекли экономический рост так называемых НИС, является:

1. Относительная политическая стабильность и лояльные к развитым капиталистическим странам политические режимы. Руководство стран было готово осуществлять политические и экономические реформы, направленные в интересах капиталистических стран, в частности полное гарантирование безопасности их инвестиций, дистанционирования от социалистической теории и практики, поддержки действий развитых стран в международных организациях. Страны, которые развиваются, нормировали свои правовые акты таким образом, что они позволяли ТНК из США, Японии и их союзников практически беспрепятственно использовать дешевую рабочую силу, дешевое сырье и достаточно вместительные внутренние рынки и так же беспрепятственно экспортировать выработанную продукцию.

2. Производительная с точки зрения достижения конечного результата экономическая стратегия, которая состояла из нескольких этапов. На первом этапе страны постепенно замещали отечественной продукцией импорт аналогичных изделий из-за границы и тем самым экономили валютные средства и в то же время насыщали внутренний рынок основными потребительскими товарами. На втором этапе создавался экспортный потенциал и наращивалась мощность базовых отраслей экономики. При этом НИС Юго-восточной Азии создавали предприятия из выпуска преимущественно трудоемкой продукции массового потребления, в то время как латиноамериканские отдавали преимущество развитию высокотехнологических капиталоемких отраслей, таких, как отделочная и добывающая промышленность. Третий этап внедрения экономической стратегии характеризуется созданием собственной научно-исследовательской базы и развитием наукоемких отраслей, включением страны в процесс экспорта капитала. Причем большую часть капиталов восточноазиатские страны пытаются инвестировать в отделочную промышленность и сферу услуг стран Северной Америки и Западной Европы, стремясь таким образом получить доступ к новейшим технологиям.

3. Развитие производительных сил, то есть средств производства и человека как главной производительной силы общества. НИС Юго-восточной Азии сделали огромные капиталовложения в обновление средств производства в традиционных отраслях экономики и создали новые, раньше отсутствующие производства на базе новейшей техники и технологии. Причем инвестиции в физический капитал они осуществляли за счет высокой нормы внутренних сбережений, которая составляла свыше 30% валового внутреннего продукта. В то же время НИС Юго-западной Азии инвестировали средства в начальное и среднее образование, развитие научно-технического потенциала и переподготовку кадров, потому местная рабочая сила оказывалась готовой к высокоэффективной работе со сложной наукоемкой техникой.

4. В экономике оптимально объединились рыночный механизм и государственная регуляция. Хотя экономическая роль государства в каждой из НИС разная, в целом она была достаточна для того, чтобы дополнить рыночные механизмы там, где они объективно несостоятельные были обеспечить высокие темпы экономического развития. Именно благодаря государственной регуляции внешне экономических отношений Гонконг, Тайвань, Южная Корея, Сингапур в течение длительного времени имели позитивное сальдо платежных балансов. Правительства азиатских стран контролировали мероприятия по поддержанию макроэкономической стабильности, избегая высокой инфляции и безработицы. В Южной Корее все ведущие отрасли материального производства имеют ярко выраженный экспортно ориентированный характер. Доходы от внешней торговли составляют основную часть бюджетных поступлений.

5. Эффективная, противоположная традиционной, политика доходов. Правительства Южной Кореи, Сингапура, Гонконга и Тайваня проигнорировали традиционные западные теории, согласно которым неравенство в доходах вроде бы нужно для стимулирования экономического роста, поскольку богатые склонны к сбережению в большей мере, чем бедные. Чем больше богатых, утверждают традиционные теории, тем более сбережение и тем большие возможности для инвестиций в экономическое развитие. Восточноазиатские страны пошли путем обеспечения более справедливого распределения, преодоления неравенства в доходах, что усилило мотивацию непосредственных производителей - главной производительной силы общества.

Следовательно, появление НИС обусловила не сама по себе экономическая система капитализма, а ее оптимальное приспособление к современным глобальным процессам. Это приспособление происходит по линии производительных сил, производственных отношений и хозяйственного механизма. Причем оно происходит в значительной степени путем использования способов, методов, принципов социализма.

Министерство Образования и Науки РК

КазНУ им. аль-Фараби

РЕФЕРАТ

«Новые индустриальные страны»

Проверила: Медуханова Л.А.

Выполнила: Аргынбай Н.Т.

Алматы, 2011

План

I . Введение

II . Основная часть

1. Основные черты и особенности развития НИС

3. НИС в международных экономических отношениях

III . Заключение

IV . Список использованной литературы

Введение

Итак, что такое НИС, который в последнее время все больше и больше привлекает к себе внимание людей, а иногда и отдельных стран? Новые индустриальные страны – этогруппа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия произошёл качественный скачок социально-экономических показателей. Экономика этих стран за короткий срок совершила переход от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой. Это происходило так быстро, что многие, наверное, им завидовали, так как сейчас они конкурируют с США, Японией и Европейским Союзом.В этих странах увеличилась доля грамотных людей, образование стало бесплатным и общедоступным. Валовой внутренний доход, исходя из расчета на душу населения, составляет около 15000$, а его ежегодный прирост стабилизировался и установился на уровне 7%. Исходя из всего этого, можно заключить, что быстрое экономическое развитие стран НИС беспокоит многие страны, и вопрос об этом является актуальным на сегодняшний день.

Однако этот перечень явно страдает неполнотой. Например, почему к НИС не отнесены Иран, Вьетнам и некоторые другие страны?

Целью моей работы является анализ резкого качественного увеличения социально-экономических показателей, его роль в МРТ и международных экономических отношениях.

1. Основные черты и особенности развития НИС

Как это было всегда на протяжении столетий и тысячелетий, развитие мировой истории, в том числе экономической, и в наше компьютерное время таит в себе много неожиданных повторов. Еще три-четыре десятилетия назад ни один "мозговой центр" не мог спрогнозировать беспрецедентно бурного развития группы стран Восточной и Юго-Восточной Азии, получивших за стремительный бросок к прогрессу поэтические названия «драконов» и «тигров».

Деление стран на "драконов" и "тигров" - чисто условное. К числу «драконов» относят страны Восточной Азии - Южную Корею, Тайвань, Гонконг, Сингапур и Китайскую Народную Республику, которую обычно называют "большим драконом". "Тигры" - это страны Юго-Восточной Азии:Малайзия, Таиланд, Индонезия, Бруней, Филиппины, Вьетнам, теперь в этом же ряду все чаще упоминают и Индию. Названия больше образные, единственное различие, на которое они указывают, - географическое. Кстати, образ "дракона" в представлении китайцев и других восточно-азиатских народов отнюдь не содержал в себе устрашающего смысла, как в европейской и евразийской мифологии, а символизировал собой гармонию неба и земли, единство человека и природы, силу, благополучие и плодородие.

Стремительное, вслед за Японией, развитие этих стран несомненно войдет в историю человеческой цивилизации как свидетельство огромных возможностей народов, вставших на путь самостоятельного развития. Ныне же регион служит ярчайшим примером, призывом к действию для бывших колоний и полуколоний. Достижения "драконов" и "тигров" рельефно выделяются на фоне ухудшившегося положения большинства развивающихся стран.

По методике ООН, при включении того или иного государства в разряд "новых индустриальных стран" применяются следующие критерии:

Размер валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения;

Среднегодовые темпы его прироста;

Удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП. Он должен быть более 20%.

Объем экспорта промышленных изделий;

Объем инвестиций за рубежом. По всем этим показателям "новые индустриальные страны" не только выделяются на фоне других развивающихся стран, но и зачастую превосходят показатели ряда промышленно развитых стран.

Новые индустриальные страны взяли на свое вооружение "стратегию преследования", предусматривающую освоение более дешевой, чем у их партнеров, и более конкурентноспособной продукции на основе использования новейших технологий.

Развитие этих стран служит наглядным подтверждением теории длинных волн выдающегося русского ученого Н.Д.Кондратьева, согласно которой научно-техническое развитие происходит волнообразно с циклами протяженностью примерно в 50 лет. "Тигры" и "драконы" использовали достижения четвертой волны и активно "встраиваются" в новую, пятую по счету, волну научно-технического прогресса, которую переживает человечество.

Пока не сложилось единой классификации "новых индустриальных стран", но некоторые авторы различают НИС первой волны или первого поколения - Южную Корею, Тайвань, Сингапур, Гонконг, а также три страны Латинской Америки - Аргентину, Бразилию, Мексику. Среди стран второго поколения называются Малайзия, Таиланд, Индия, Чили; третьего поколения - Кипр, Тунис, Турция, Индонезия; четвертого поколения - Филиппины, южные провинции Китая и др.(6).

Для всех "новых индустриальных стран" характерно огромное многообразие условий, и было бы наивно представлять, что их социально-экономическое развитие происходит без трудностей и сбоев, и автор считал своей обязанностью раскрыть причины их, показать, как решаются назревшие проблемы, что поучительного можно почерпнуть из этого богатейшего арсенала для наших реформ.

что существуют самые благоприятные условия для взаимовыгодного сотрудничества. Наши партнеры предлагают нам технические новшества и инвестиционные средства, различные товары, а Казахстан, в свою очередь, может стать крупным поставщиком энергоресурсов, цветных и черных металлов, пшеницы и других видов сельскохозяйственной продукции.

Среди факторов, обеспечивающих успешное продвижение в индустриализации НИС Юго-Восточной Азии, существенную роль сыграли внешние условия, связанные с экспансией иностранного капитала. Статистика свидетельствует о том, что в течение долгих лет эти страны входили в зону наиболее активного проникновения иностранного капитала. При этом на географическое распределение инвестиций и их размеры заметное влияние оказывали политические мотивы. Так, например, особой благосклонностью США пользовались Южная Корея и Тайвань, оказавшиеся в сфере военно-стратегических интересов США и получившие за свою уступчивость в размещении военных объектов на территории этих стран несколько сот миллионов долларов в счет субсидий и займов.

Большинство стран Восточной и Юго-Восточной Азии перешли на экономическую модель сбалансированного роста, которая предполагает: во-первых, последовательный переход в приоритетах развития от сельского хозяйства к легкой промышленности, а затем к тяжелой промышленности и, наконец, к точным технологиям; во-вторых, переход от трудоемкого к капиталоемкому, а затем к наукоемкому производству; в-третьих, переход от политики импортазамещения к политике экспортной экспансии; в-четвертых, стимулирование рыночных отношений на всех этапах реформирования экономики.

Для всех НИС характерны: довольно разнообразная отраслевая структура экономики; широкое распространение индустриальных форм труда; большой удельный вес в промышленном производстве средств производства; экспорт изделий обрабатывающей промышленности.

НИС принадлежит особая индустриальная ниша в международном разделении труда, она определяется выпуском отдельных изделий легкой промышленности, металлоемкой машиностроительной продукции, а также микроэлектронной аппаратуры ограниченного ассортимента по технологиям, уже получившим широкое распространение в постиндустриальных странах.

2. НИСв системе международного разделения труда

Поднимаясь поступеням социально-экономического прогресса, НИС начинают играть все более заметную роль в системе международного разделения труда (МРТ). Как известно, МРТ включает многие сферы хозяйственной деятельности. Одной из его важных сфер является международная торговля, которая обеспечивает перемещение преобладающей части всех экономических ресурсов между странами.
Место и роль НИС в международном разделении труда определяется всей совокупностью их реальных возможностей. Ориентация на внешний рынок азиатских НИС способствовала резкому увеличению их доли в мировом экспорте. Характерно, что доля машин и оборудования - наиболее весомой и динамичной группы товаров в международной торговле, в совокупном товарном и всем промышленном экспорте азиатских НИС - особенно быстрыми темпами росла в 80-е - начале 90-х годов.
Отмечая высокую динамику промышленного экспорта азиатских "новых индустриальных стран", следует указать, что экспорт традиционных товаров по-прежнему занимал важные, а по отдельным товарам, решающие позиции во внешнеторговом обороте.
Отличительной чертой экономической эволюции азиатских НИС является то, что они во все большей степени становятся интересными друг для друга. Преобладающая тенденция ориентации только на промышленно развитые страны Запада начинает дополняться поисками торгово-экономических партнеров в своем регионе и прилегающих субрегионах. Это не означает, однако, уменьшения внимания азиатских НИС к повышению конкурентоспособности своей продукции. В середине 2000-х годов в первой пятерке мира по конкурентоспособности своих товаров были Сингапур, Гонконг, Тайвань.
Одной из важнейших слагаемых формулы успеха НИС, и прежде всего азиатской модели, стала открытость во внешнеэкономической политике, что в свою очередь привело к созданию благоприятного инвестиционного климата. Так, к примеру, три восточноазиатские страны: Китай, Сингапур, Малайзия - получают больше иностранных инвестиций, чем любые другие страны. Заметно увеличился со второй половины 90-х годов приток иностранных инвестиций в латиноамериканские НИС. При этом большая часть инвестиций направляется как на создание новых предприятий, так и в приобретение - в рамках процесса приватизации - действующих компаний. Латиноамериканские страны, используя уроки финансовых кризисов в 90-е годы, как на своем континенте (Мексика, Аргентина), так в странах Юго-Восточной Азии (Индонезия, Таиланд и др.) пошли по пути использования административных и налоговых инструментов для ограничения доступа на фондовый рынок краткосрочного, спекулятивного иностранного капитала.
География вывоза капитала из "новых индустриальных стран" достаточно широка. Это прежде всего ведущие промышленно развитые страны, развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанского региона, новые рынки капитала. Так, южнокорейские фирмы проводят целенаправленную экспортную экспансию в США. Вкладывая свой капитал в американскую экономику, южнокорейцы стремятся получить доступ к новейшим технологиям. Наращивают вывоз капитала и другие азиатские "драконы". Весьма заметен коммерческий интерес Тайваня к своему континентальному собрату - Китаю.
Гонконгские предприниматели создали в КНР более половины зарегистрированных в этой стране совместных предприятий.
В последние годы азиатские НИС начинают проявлять активность и на российском рынке товаров и инвестиций. Здесь в лидерах идут предприниматели Республики Корея. Активизация торгово-экономических связей как с НИС, так и с другими странами этого региона является важной стратегической задачей России.
Латиноамериканские НИС, и прежде всего Мексика, Бразилия, Аргентина, по мере достижения определенного "уровня насыщения" иностранным капиталом становятся своего рода посредниками между центрами мирового хозяйства и менее развитыми государствами региона, выполняя ту же роль, которую для них ранее сыграли промышленно развитые страны.
Процесс интернационализации движения капитала еще далек от завершения даже между развитыми странами, не говоря уже о развивающихся. Тем не менее на этом пути некоторые НИС уже сделали существенные шаги.
Успехи, достигнутые в развитии НИС, их интеграция в мировое хозяйство позволяют с уверенностью говорить о том, что перспективы экономического роста, повышения уровня жизни народа и нарастания внешнеэкономической экспансии этих стран достаточно благоприятны. В XXI веке они займут более высокие места в мировой экономической иерархии, продемонстрируют новые значительные результаты. По прогнозам Мирового банка в течение ближайших 10 лет средние доходы каждого жителя Земли будут ежегодно увеличиваться на 1,9%.

Тема 24. Новые индустриальные страны: региональные особенности развития.

Новые индустриальные страны (НИС) – группа развивающихся стран, достигших значительных успехов в индустриализации, в создании отдельных наукоемких производств, активно включающихся в международное разделение труда и международную торговлю, развивающих экспортно-ориентированное производство промышленной продукции и сектор услуг.

К группе НИС в настоящее время относят 8 стран: Малайзию, Индонезию, Таиланд и Филлипины (в Юго-Восточной Азии) и Мексику, Бразилию, Аргентину, Чили (в Латинской Америке).

Выход НИС на передовые позиции в темпах экономического роста правомерно связывают с их последовательной индустриализацией.

Индустриализацию в НИС можно условно разделить на три этапа: первый (50-е – середина 60-х годов) – развитие импортозамещающих отраслей; второй (середина 60-х – начало 80-х годов) – создание экспортного потенциала; третий (80-е – 90-е годы) – развитие наукоемких отраслей. Вместе с тем в азиатских и латиноамериканских НИС эти этапы имели разные временные рамки.

На первом этапе были созданы отрасли легкой промышленности, призванные в условиях нехватки иностранной валюты насытить внутренний рынок.

На втором этапе создание и развитие отраслей промышленности, ориентированных на внешний рынок, во многом было обусловлено активным перемещением в НИС из развитых капиталистических стран трудоемких и материалоемких производств. В НИС постепенно формировалась стабильная экономическая структура, способная быстро адаптироваться к постоянно меняющейся конъюнктуре мирового капиталистического хозяйства.

На третьем этапе наиболее динамично начинают развиваться наукоемкие отрасли промышленности: химическая, металлообрабатывающая, электронная, электротехническая. Характерной чертой этого этапа является рост государственных и частных ассигнований на НИОКР. Постоянно происходит определенная переориентация с выпуска массовой потребительской продукции на наукоемкие отрасли.

Экономическое развитие НИС на всех этапах индустриализации проходило при активном участии иностранного капитала и ТНК ведущих капиталистических стран.

Во всех рассматриваемых странах важнейшим субъектом преобразований выступало государство, которое в рамках структурной политики решало многообразные задачи, и среди них основные:

    целесообразность развития отдельных отраслей и производств;

    последовательность осуществления структурных преобразований;

    контроль за затратами и результатами.

Региональные группы НИС имеют особенности геополитического, социально-экономического и культурного порядка.

В Юго-Восточной Азии после второй мировой войны активно шли процессы освобождения от английского колониального господства. В 1945 г. была провозглашена Республика Индонезия; в 1946 г. независимыми от США стали Филлипины; в 1948 г. независимой стала Бирма. Продолжительная конфронтация с Англией закончилась предоставлением Малайзии независимости 31 августа 1957 года. В 1963 году по инициативе Малайзии была создана Малазийская Федерация в составе Малайи, Сингапура, Серавака, Северного Борнео. В 1959 году Сингапур добился самоуправления в рамках Британского Содружества, а в 1965 году стал независимым государством. Одновременно «холодная война» в регионе между капиталистической и социалистической системами привели к расколу прежде единых государств – Кореи (в ходе войны между Севером и Югом в 1950 – 1953 гг.) на КНДР и Южную Корею, Китая (1947-1949 гг.) на КНР и Тайвань. В аренде на 99 лет у Англии оставался Сянган (Гонконг) по договору от 1898 года. В 1951 г. Португалия провозгласила Аомынь (Макао) своей «заморской провинцией» с широкой финансовой, экономической и административной автономией. Вместе с тем, капитулировавший вместе с Японией её союзник Таиланд, пережив с 1947 года несколько военных переворотов смог избавиться от американского военного присутствия только в 1976 году.

В 1950-е годы вслед за деколонизацией в странах региона началось реформирование отсталого монокультурного (производство риса) сельского хозяйства. Происходила конфискация крупных земельных владений, раздел земли, высвобождение многочисленной дешевой рабочей силы. Реформа сельского хозяйства стала серьезной предпосылкой для индустриализации, а ее базой во многих странах региона следует считать первоначально крайне отсталое текстильное производство.

Накопление средств для индустриализации за счет сельского хозяйства стимулировалось довольно успешными аграрными реформами, проводившимися отчасти на средства США, ищущих геополитических выгод в ЮВА. Такие реформы были проведены в 1949-1953 гг. на Тайване, в 1949-1952 гг. в Республике Южная Корея, в 1972 г. на Филлипинах, в 1975 г. в Таиланде.

Проводимые аграрные реформы имели своим результатом пополнение государственного бюджета, продуктивное совершенствование форм земельной собственности, индустриализацию сельского хозяйства, диверсификацию сельскохозяйственного производства, преодоление монокультурности, разукрупнение сельского производства, ослабление проблемы аграрного перенаселения.

На Тайване, например, постепенно шел процесс перехода от крупного государственного и частного землевладения к системе более продуктивного для ЮВА мелкого семейного землевладения. Выкуп, направляемый крупным земельным собственникам, не превышал стоимости урожая за 2,5 года, при этом 70% стоимости земли крупный землевладелец получал рисом, а 30% - акциями государственных промышленных предприятий.

На начальной стадии индустриализации происходил перелив ресурсов в промышленность различными способами: так, на Тайване это был экспорт государством сельскохозяйственной продукции, перевод денежных накоплений фермеров в промышленность через кредитно-финансовую систему, «скрытый рисовый налог». Однако к концу 50-х гг. на Тайване и в Южной Корее, а к началу 70-х гг. и в Малайзии, Таиланде и на Филлипинах эффективность импортозамещения резко снизилась, поскольку структурные преобразования здесь, - ориентированные на внутренний рынок, - столкнулись с ростом противоречий воспроизводства. Усилилась инфляция, возросли безработица и масштабы бедности.

Начало 70-х годов отмечается появлением государственных программ и планов с усиленной социальной ориентацией: «Нового порядка» в Индонезии; «Нового общества» на Филлипинах; «Новой экономической политики» в Малайзии. Одновременно в большинстве азиатских стран в этот период происходит переориентация от трудоемких производств на капиталоемкие. Приоритетными отраслями в промышленной политике государств ЮВА последовательно становятся: текстильное и стекольное производство (50-е гг.); производство цемента, минеральных удобрений, переработка нефти, сталелитейная промышленность, производство синтетических тканей (60-е гг.); судостроение, производство инвестиционных товаров и предметов длительного пользования (оборудование, автомобили и т.д.) (70-е гг.).

Причинами последних изменений стали: увеличение спроса на оборудование, рост цен на нефтепродукты, возможность использовать прямые инвестиции ТНК и поставляемые ими современные технологии.

Благодаря «заинтересованной» помощи базирующихся в США ТНК и выверенной (по приоритетам и расходам) политике государственного регулирования экономического развития уже в 80-е гг. в экспорте Тайваня преобладала промышленная продукция (около 90%). В 1989 г. доля обрабатывающей промышленности в ВВП Тайваня составила 45,4%; Южной Кореи – 45,2%; Гонконга – 28,2%.

Важную роль в промышленной стратегии азиатских стран в 80-е гг. играло совершенствование НИОКР. В короткие сроки были созданы сети НИИ, вузов, лабораторий по прикладным проблемам. Основными отраслями в этот период становятся электротехника, телекоммуникации, информатика (80-е гг.); производство новых материалов и технологий, изделий аэрокосмической промышленности (90-е гг.).

Расходы на НИОКР в Южной Корее за 1960 – 1980 гг. увеличилось с 0,25% до 0,58% от ВВП, к 1991 г. эта доля составила 2,5% и в 1995 г. достигла 3%, что находится на уровне ведущих западных стран.

Для ТНК в таких условиях становится выгодным перенесение производства продукции в НИС на этапе НИОКР из-за высокой научной квалификации работников, сохранения высокой доли накопления, которая может быть использована для расширения инвестиций. Кроме того, емкость внутреннего рынка НИС по сравнению с 70-ми годами увеличилась в несколько раз, возросла и покупательная способность населения.

Начиная с 70-х гг. широкое распространение получили так называемые «новые формы инвестирования». К ним относятся смешанное предпринимательство и различные формы финансирования, сопровождающего услуги по передаче технологий (предоставление права использования собственности, оказание управленческих и консультационных услуг, техническое содействие, связанное со строительством, поставками и монтажом оборудования).

В соответствии с избранным курсом на либерализацию инвестиционных режимов НИС пошли на заметное ослабление ограничений в области регламентации деятельности иностранных компаний. Практически везде была заметно увеличена предельная норма иностранного участия в акционерном капитале, а в приоритетных областях – высокотехнологичных и ориентированных на экспорт – она достигла 100%. В ЮВА поощрение притока инвестиций проводилось предоставлением особого статуса «пионера» (нового предприятия), в соответствии с которым вводился льготный режим налогообложения доходов компании. В частности, в Сингапуре освобождалось от налогов 40% доходов компании.

Начиная с 70-х гг. появилась также возможность пользования кредитами зарубежных банков.

Активное использование заемных средств и выросшие масштабы иностранных инвестиций с неизбежностью поставили многие страны азиатско-тихоокеанского региона перед проблемой дефицита платежных балансов. У Индонезии, Филиппин и Таиланда при этом сократились золотовалютные резервы, возникли проблемы жесткой экономии валюты. С другой стороны, Тайвань во второй половине 80-х гг. стал одним из самых богатых государств мира.

Перегрев ускоренного экономического развития в ряде случаев сопровождался синдромом «экономики пузыря», т.е. уходом финансовых средств в сферу спекуляций на рынках ценных бумаг и недвижимости, ростом просроченных и необеспеченных внутренних долговых обязательств, снижением экспорта и ростом дефицита торгового и платежного балансов. В условиях чрезмерного притока иностранных инвестиций на фондовые рынки и перенасыщения займами на выгодных финансовых условиях (уже не соответствовавших реальным экспортным возможностям) последовавшая в 1997 г. «коррекция рынков» была неизбежной. После потрясений на биржах Нью-Йорка и Гонконга 23-27 октября 1997 г. (снижение фондовых индексов на 12-13%) за состоянием неустойчивости последовало падение – массовый уход инвесторов с «молодых» рынков в более надежные старые. Процесс сопровождался банкротством ряда промышленных предприятий и банков.

Самая крупная страна ЮВА Индонезия стала крупнейшим должником с внешним долгом в 125 млрд. долл. В 1998 году валютно-финансовый кризис здесь вступил в новую стадию ввиду невозможности обслуживания внешнего долга частного сектора (73 млрд. долл.). В итоге оказалась подорванной финансовая устойчивость реального сектора экономики, ВВП сократился на 16%, курс рупии скачкообразно менялся, резко ухудшилось материальное положение основных групп населения.

В таких условиях были приняты меры по оздоровлению банковской системы, ее реструктуризации. Особое внимание в условиях коррумпированности управленческого аппарата уделялось мерам по доведению финансовых средств, выделяемых на оздоровление экономики, до конкретных получателей.

В Малайзии причинами полномасштабного экономического кризиса стали: снижение уровня частных и государственных инвестиций, падение внутреннего производства и спроса, ограничение востребованности продукции передовых отраслей на внешнем рынке ввиду усиления конкуренции со стороны Японии и Южной Кореи. Ответом на это стало ужесточение валютного регулирования и введение фиксированного курса национальной валюты к доллару.

Таиланд, меньше всего пострадавший в ходе кризиса благодаря оперативно разработанной антикризисной программе («план Миядзава»), также имеет внутренние и внешние долговые обязательства общим объемом 200% ВВП. Антикризисная программа предусматривала существенное улучшение условий деятельности иностранных инвесторов (отмена ограничений на покупку земли, создание производственных мощностей; упрощение контроля за банками и финансовыми компаниями); структурную перестройку в экономике (обеспечение финансовых потребностей сеьского хозяйства, сдвиги в пользу перспективных отраслей машиностроения, проведение образовательной реформы).

Реальные результаты антикризисных мер в странах ЮВА неоднозначны. Девальвация местных валют привела к удешевлению экспортных товаров стран ЮВА и соответственно повышенного спроса на них на внешних рынках, стимулировала скупку иностранными партнерами подешевевших и разрешенных к продаже активов, в том числе и банков. Эти меры способствовали временному улучшению текущих платежных балансов. Но достигнутый таким путем приток внешних ресурсов использовался в основном для стимулирования продукции внутреннего потребления, покупок импортных товаров. В целом эффект девальвации не стал действенным фактором устранения последствий кризиса путем улучшения качества продукции через дополнительные инвестиции.

В целом азиатская модель НИС, демонстрировавшая на протяжении нескольких десятилетий свои преимущества, имеет и существенные ограничения.

Во-первых, декларируемые действия «государства развития» не совпадали с реальностью: во многих случаях государство перехватывало права гражданского общества и тогда торговля и индустриальная элита попадали под руководство государства. Это приводило к возникновению неэффективного кланово-олигархического капитализма. Доля госсектора в азиатских странах НИС за период с 50 – 60-х гг. неуклонно нарастала. Это отразилось в перекосах в тенденции концентрации производства и капитала. Возникшие в ходе индустриализации в Южной Корее предприятия-конгломераты (чоболы) превысили к середине 90-х гг. разумные пределы диверсификации производства, что привело к утрате эффекта от масштаба производства, распылению финансовых средств, утрате конкурентных преимуществ, развалу и банкроству предприятий. В Индонезии 30% частного долга, образовавшегося после кризиса 1997-1998 гг. падали на 20 крупнейших финансово-промышленных групп, пользующихся покровительством правящего клана Сухарто и огосударствлением основных отраслей в стране.

Вместе с тем государство уделяло недостаточное внимание развитию традиционного для региона семейного малого бизнеса, образующего развитые сети.

Наибольшего развития сфера малого бизнеса получила на Тайване, где отношения с государственными организациями поддержки строятся строго на принципе добровольности. Финансовая и организационная помощь малым и средним предприятиям направлялась через созданные в середине 70-х гг. Банк малого бизнеса, Кредитно-гарантийный фонд малого и среднего бизнеса, Центр помощи малому бизнесу.

Медленное развитие малого бизнеса в Индонезии и на Филиппинах можно отчасти объяснить высокими издержками производства. Мелкое производство в этих странах присутствует в основном в отраслях, тесно связанных с сельским хозяйством, изготовлением предметов личного потребления и использованием традиционной техники.

Тем не менее в 70 – 80-е гг. в азиатских государствах произошел существенный рост общей численности мелких предприятий и их продуктивности: доля в экспорте малых предприятий Гонконга составила 60%, Таиланда 35%. Этому процессу способствовала децентрализация производства, широкое распространение системы субподрядов. Мелкие предприятия создавались также при содействии международных компаний, которые поставляли им сырье и материалы и организовывали сбыт произведенной продукции.

Во-вторых, экспортная ориентация экономики может завести в тупик при отсутствии спроса на внешнем рынке и узости внутреннего рынка, при массовом заимствовании иностранного капитала без должной отдачи. Национальная экономическая, да и политическая стабильность в таком случае становится слишком зависимой от действий внешних факторов.

К примеру, экспортная направленность и зависимость от конъюнктуры мировых рынков вынудили пострадавшие от кризиса 1997-1998 гг. азиатские НИС принять жесткие условия предоставления помощи МВФ, которые в итоге сводились к следующему:

    реорганизации всех секторов финансовой системы, с существенным сокращением государственного финансирования инвестиционных проектов и убыточных предприятий;

    использованию широкого арсенала средств рестриктивной денежной политики, включающей повышение ставки рефинансирования, норм обязательного банковского резервирования, выкупа просроченной задолженности (неплатежей) и ее реструктуризации во внутренний государственный долг, использование гибкой валютной политики (свободно плавающий курс);

    проведение активной демонополизации и приватизации.

В отдельных пунктах предложенные меры подвергают сомнению проводимые в азиатских НИС мероприятия государственного регулирования и дают дополнительные возможности для действия ТНК на поле национального капитала.

В-третьих, порочно целеполагание азиатской модели развития НИС, делающей упор на финансирование темпов экономического роста любой ценой. При этом оставляются в стороне от рассмотрения внутренние источники роста.

Кроме того, при несомненных успехах, азиатские НИС не сумелм преодолеть разрыв в уровне научно-технического и технологического развития, отделяющий их от промышленно развитых западных стран. А это означает, что успехи НИС ЮВА в значительной степени связаны с действием экстенсивных факторов роста к концу 90-х гг. уже исчерпавших себя. Например, при производительности труда, несколько отстающей от индустриально развитых стран, интенсивность труда в азиатских странах очень высока. Так, продолжительность рабочей недели в Южной Корее составляла 47-50 часов против 38-40 в западных странах. Кроме того, стремясь сократить этот разрыв в производительности труда, азиатские НИС увеличивали норму производственного накопления: в Сингапуре она составляет от 20 до 40%, тогда как в промышленно развитых странах колеблется в пределах 13 – 15%.

В целом экономика этого наиболее динамично развивающегося региона на рубеже веков вступила в своеобразный переходный период, характеризующийся попытками занять оптимальную нишу в международном разделении труда.

Среди азиатских НИС следует выделить две группы: страны-«тигры» (Гонконг, Сингапур, Тайвань, Ю.Корея) и страны-«драконы» (Малайзия, Индонезия, Таиланд, Филлипины). Первые уже достигли основных стандартов западных экономик, вторые быстро к ним приближаются и являются сейчкас «истинными» азиатскими НИС. По классификации У. Ростоу Индонезия и Филлипины находятся на третьей, а Малайзия и Таиланд на четвертой стадиях роста, по определению же М.Портера ступень их нахождения – это стадия, движимая инвестициями.

Латиноамериканские НИС (Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили) имеют в основе своего развития не только избыточные трудовые ресурсы, но и масштабную добывающую промышленность. Дело в том, что крупнейшие страны континента «наделены» значительными и разнообразными полезными ископаемыми: в Бразилии имеется уникальный комплекс минеральных ресурсов (около 50 видов), Чили – крупнейший мировой производитель меди.

Однако серьезные сдвиги в экономике региона начали происходить с переходом в 50-е гг. ХХ в. к импортозамещающей модели стратегии индустриализации.

Ее характерными чертами стали6

    наращивание производства в отраслях тяжелой промышленности;

    увеличение экспорта сырья;

    практическое осуществление протекционизма с целью защиты местных производителей: импорт инвестиционных товаров для промышленности субсидировался государством, а на импорт товаров потребительского назначения были введены высокие таможенные пошлины.

Подобная стратегия развития в 1950 – 1970-е гг. давала странам региона темпы роста 5 – 6 % в год.

Тем не менее, уже к концу 60-х гг. стали заметны серьезные ограничения модели «импортозамещающей индустриализации» в виде: отсутствия отечественного производства промышленных товаров, оставшегося без изменения уровня квалификации рабочей силы, нарастающей проблемы безработицы.

В 1970-е гг. для продолжения экономического роста страны региона начали в массовом порядке импортировать недостающие на внутреннем рынке товары, продолжая инвестировать средства в развитие добывающих отраслей промышленности. Источником финансирования служили внешние займы, и в результате нефтяного кризиса внешний долг региона возрос с 42,5 млрд. долл. в 1975 г. до 176,4 млрд. долл. в 1982 г.

Прирост ВВП в период 60 – 70-х гг. характеризовался следующими данными:

Последствия нефтяного шока в 1979 г. и мировой экономический кризис 1980 – 1982 гг. привели к падению спроса на местные товары, а рост цен на нефть привел к инфляции. Борьба с инфляцией велась через увеличение уровня процентных ставок, что усугубило финансовое положение стран региона в связи с массовым бегством капитала.

Все это потребовало перехода к новой модели развития, которая получила название «креольский либерализм». В основе новой модели лежала ориентация на внешние факторы развития как в НИС ЮВА. При этом становление экспортно-ориентированной экономики и ведущая роль государства в ее создании и регулировании переходят к частному сектору.

Впервые на практике подобная модель была опробована в Чили после военного переворота сентября 1973 года. Неолиберальная модель экономических реформ базировалась на теоретических разработках Чикагской школы во главе с М.Фридманом.

В марте 1975 г. диктатор Пиночет подписал разработанный чилийскими учениками М. Фридмана «План оздоровления экономики».

Основным звеном в реформах, проводимых в интересах национального и американского капитала, была масштабная приватизация государственной собственности. На первой ступени ее осуществления прежним собственникам были возвращены национализированные предприятия, на второй – приватизированы те крупные предприятия, которые составляли основу госсектора. В 1986 г. согласно политике «ультралиберализации» были приватизированы отрасли инфраструктуры, транспорт, телекоммуникации. В результате с начала 70-х до середины 90-х гг. число государственных предприятий сократилось с 600 до 40. Отмечается продуманность сроков и приватизационных мер, особенно в структурообразующей меднорудной промышленности. Приватизация здесь проводилась только по мере укрепления национальных ФПГ и только на тех месторождениях (в основном еще неосвоенных), которые не находились под управлением государственной корпорации CODELCO. Приватизация сопровождалась распродажей акций приватизируемых предприятий занятым на них рабочим и служащим. Впоследствии большие изменения произошли и в трудовых отношениях: законодательно установлена продолжительность рабочей недели в 48 часов, выплата сверхурочных, доплата за ночные смены, за работу в выходные дни, установлен пенсионный возраст. Успешной оказалась и проводимая с 1981 года пенсионная реформа, основанная на конкуренции негосударственных пенсионных фондов за право привлечения средств вкладчиков и поддержанная жесткой государственной гарантией сохранности средств. Это позволило превратить сбережения трудящихся в инвестиции и сделало их мощным внутренним источником роста.

Особенностью налоговой реформы в Чили было установление относительно невысокого налога на прибыль, упор при этом делался на налог с физических лиц и НДС, введенный с 1975 г. Минимальный налог на прибыль предприятий равнялся 15%, а максимальный подоходный – 45%.

В политике совмещения региональной открытости и открытости экономики отдельной страны, проводимой с начала 90-х гг., Чили пошли дальше других стран. С 1991 г. в стране таможенные тарифы сохранились на уровне 11%. Под нетарифные ограничения попали 11,4% импортируемых товаров, в то время как до начала реформ попадало 33,8%. С 1996 г. отменены импортные лицензии практически для всех товаров, кроме оружия, военного снаряжения и ряда медикаментов, что существенно упростило процедуру ввоза зарубежной продукции.

При импорте были освобождены от НДС продовольственные товары, услуги, связанные с образованием и здравоохранением, с государственным коммунальным хозяйством и издательской деятельностью. Отменены обязательная продажа валюты экспортерами, открытие импортных депозитов. Сняты ограничения на ввоз капитала.

Реальными итогами экономических реформ в Чили стали:

    лидирование страны по темпам роста ВВП в регионе (более 7% в год);

    изменение структуры экспорта (доля меди сократилась за период 1990-1995 гг. с 80% до 40%; промышленный экспорт возрос до 42%);

    сократился внешний долг страны;

    возросла открытость экономики: доля экспорта товаров и услуг в ВВП составила к 2000 г. 30%;

    страна «получила» устойчиво положительное сальдо государственного бюджета и положительное сальдо торгового баланса;

    снизился уровень инфляции (к середине 90-х гг. до 8% годовых).

Вслед за Чили экономические реформы были проведены и в других странах региона по «единому сценарию».

В Аргентине в 1989 г. был принят закон, приравнивающий иностранного инвестора к национальному. В результате 28% госсобственности перешло в руки американского капитала, 24% - испанского.

В 1988 г. в Конституцию Бразилии были внесены поправки, позволяющие осуществлять приватизацию в нефтяной промышленности, электроэнергетике, финансовой сфере.

В начале 90-х гг. Мексика по масштабам приватизации и доходам от ее проведения заняла лидирующие позиции в регионе. В программу приватизации были включены крупнейшие предприятия горнорудной промышленности, черной металлургии, авиационного транспорта, связи, крупнейшие банки.

Индустриальные страны оказали на мировую экономику более чем ощутимое влияние. Они двигали прогресс и меняли статус конкретных регионов. Поэтому история и особенности этих государств заслуживают внимания.

Что стоит понимать под индустриализацией

Когда используется данный термин, речь идет об экономическом процессе, суть которого сводится к переходу от аграрно-ремесленного к большому машинному производству. Именно этот факт и является ключевым признаком, по которому определяются индустриальные страны мира.

Стоит отметить и следующую особенность: как только машинное производство начинает преобладать в государстве, развитие экономики переходит в экстенсивный режим. Переход конкретной страны в категорию индустриальных обусловлен воздействием такого фактора, как развитие новых технологий и естественных наук в промышленности. Особенно активными такие перемены являются в сфере производства энергии и металлургии.

Фактически любая индустриальная страна является продуктом грамотного проведения реформ в сфере законодательства и политики. При этом, разумеется, не обходится без формирования значительной сырьевой базы и привлечения большого количества дешевой рабочей силы.

Следствием подобных процессов является тот факт, что над первичным (сельское хозяйство, добыча ресурсов) начинает преобладать вторичный (сектор переработки сырья). Индустриализация способствует динамичному развитию научных дисциплин и последующему внедрению их в производственный сегмент. Это, в свою очередь, позволяет ощутимо повысить доходы населения.

Первая индустриальная страна

Если посмотреть на исторические данные, то можно сделать очевидный вывод: на передовой индустриального движения были именно США. В конце 19 - начале 20 века здесь была создана большая база для динамичного индустриального роста, которому способствовал ощутимый приток рабочей силы. Составляющими данной базы являлись значительные сырьевые ресурсы, отсутствие устаревшего оборудования и обеспечение абсолютной свободы для экономической деятельности.

Рассматривая историю развития нужно отметить, что ощутимые сдвиги в этой сфере произошли в начале ХХ века. Проявились они посредством роста темпов развития тяжелой промышленности. Этому факту способствовали и построенные железнодорожные трансконтинентальные линии.

Такая индустриальная страна, как США, интересна тем, что именно она стала первым государством в истории мирового экономического развития, на территории которого был зафиксирован следующий факт: удельный вес тяжелой промышленности превысил остальные показатели общей промышленной продукции. Другие страны смогли выйти на такой уровень значительно позже.

Еще одни изменения, которые неизбежно должна провести индустриальная страна,касаются политической и законодательной сферы. При этом неизбежной является необходимость наличия в достаточном количестве дешевой трудовой силы и сырьевых запасов.

Одна из ключевых целей производства в рамках индустриальной экономики - это выпуск как можно большего количества готовой продукции. Как результат, значительные объемы товара позволяют компаниям выходить на мировой рынок.

Изменение структуры тяжелой промышленности США

Учитывая, что Северная Америка - это территория, где пережила свое становление индустриальная страна, ставшей первой в таком формате экономики, стоит отметить следующую информацию: подобные изменения были достигнуты и посредством перемен в структуре тяжелой промышленности США.

Речь идет о воздействии научно-технического прогресса, который стал причиной появления и развития таких новых отраслей промышленности, как нефтяная, алюминиевая, электротехническая, резиновая, автомобильная и др. При этом производство автомобилей и переработка нефти оказали наиболее существенное влияние на развитие американской экономики.

Поскольку электрическое освещение быстро внедрялось в быт и производство, керосин стремительно терял свою актуальность. При этом спрос на нефть стабильно рос. Объясняется данный факт динамичным развитием автомобилестроения, что неизбежно вело к повышенному объему закупок бензина, для производства которого использовалась нефть.

Стоит отметить и тот факт, что именно внедрение автомобиля в жизнь граждан США оказало значительное влияние на структуру производства, позволив нефтеперерабатывающей промышленности стать доминирующей.

Изменения переживали и методики рациональной организации труда. На этот процесс ключевое влияние оказало развитие массового серийного производства. Речь идет прежде всего о поточном методе.

Именно благодаря этим факторам США начали определяться как индустриальная страна.

Другие представители индустриальной экономики

США, безусловно, стали первым государством, которое можно было причислить к индустриальным. Если рассматривать индустриальные страны 20 века, то удастся выделить две волны модернизации. Эти процессы можно назвать также органичным и догоняющим развитием.

К странам первого эшелона относятся США, Великобритания, Франция и другие небольшие европейские государства (скандинавские страны, Голландия, Бельгия). Развитие всех этих стран отличалось постепенным переходом к индустриальному типу производства. Сначала происходил за которым следовал переход к массовому и крупносерийному производству конвейерного типа.

Формированию таких процессов предшествовали определенные культурные и социально-экономические предпосылки:

Высокий уровень развития мануфактурного производства, которое подвергалось воздействию модернизации в первую очередь;

Зрелость товарно-денежных отношений, ведущая к зрелости внутреннего рынка и его способности поглощать значительные объемы промышленной продукции;

Ощутимый слой неимущих людей, не имеющих возможности зарабатывать другим способом, кроме предоставления своих услуг в качестве рабочей силы.

К последнему пункту можно отнести и тех предпринимателей, которые сумели накопить капитал и готовы были вложить его в актуальное производство.

Страны второго эшелона

Рассматривая индустриальные страны в начале 20 века, стоит выделить такие государства, как Австро-Венгрия, Япония, Россия, Италия и Германия. Их приобщение к индустриальному производству вследствие влияния некоторых факторов было несколько запоздавшим.

Несмотря на тот факт, что в направлении индустриализации двигалось много стран, развитие всех государств имело общие черты. Ключевой характеристикой при этом являлась значительное влияние правительства в период модернизации. Особую роль государства в данных процессах можно было объяснить следующими причинами.

1. Прежде всего, именно государство играло решающую роль в осуществлении реформ, целью которых было расширение товарно-денежных отношений, а также сокращение количества полунатуральных и натуральных хозяйств, отличавшихся низкой производительностью. Такая стратегия позволяла получить больше свободной рабочей силы для эффективного развития производства.

2. Чтобы понять, почему индустриальные страны всегда характеризовались значительной долей участия государства в процессе модернизации, стоит обратить внимание на такой фактор, как необходимость введения повышенных таможенных пошлин на ввоз импортной продукции. Такие меры могли быть произведены только на уровне законодательства. И благодаря подобной стратегии отечественные производители, которые стояли в начале своего развития, получали защиту и возможность быстро выйти на новый уровень товарооборота.

3. Третья причина, по которой активное участие государства в процессе модернизации было неизбежно, - это недостаток средств у предприятий для финансирования производства. Слабость отечественного капитала компенсировалась бюджетными средствами. Это выражалось в финансировании строительства фабрик, заводов и железных дорог. В некоторых случаях создавались даже смешанные банки и компании, с использованием государственного и порой иностранного капитала. Этот факт объясняет почему индустриальные страны, помимо вывоза продукции, были ориентированы на привлечение средств иностранных инвесторов. Особенно сильно повлияли такие инвестиции на процесс модернизации Японии, России и Австро-Венгрии.

Место индустриальных стран в современной экономике

Процесс модернизации не прекращал свое развитие. Благодаря этому успели сформироваться новые индустриальные страны. Списоких выглядит следующим образом:

  1. Сингапур,
  2. Южная Корея,
  3. Гонконг,
  4. Тайвань,
  5. Таиланд,
  6. Китай,
  7. Индонезия,
  8. Малайзия,
  9. Индия,
  10. Филиппины,
  11. Бруней,
  12. Вьетнам.

Первые четыре страны особенно выделяются на фоне остальных, по причине чего их называют На протяжении 80-х годов каждое из приведенных в списке выше государств показало свою способность обеспечить ежегодный рост экономики с отметкой выше 7%. Более того, они смогли добиться достаточно быстрого преодоления социально-экономической слаборазвитости и приблизиться к уровню стран, которые можно определить как развитые.

Критерии, по которым определяются индустриальные страны

ООН постоянно наблюдает за ситуацией в мире, уделяя особое внимание экономическому развитию различных регионов. У данной организации есть определенные критерии, при помощи которых они определяют новые индустриальные страны. Список их может пополнить только то государство, которое соответствует определенным стандартам в следующих категориях:

Объем экспорта промышленных изделий;

Размер на душу населения;

Удельный вес в ВВП (не должен быть менее 20%);

Объем инвестиций за пределами страны;

Среднегодовые темпы прироста ВВП.

По каждому из данных критериев и по всем суммарно индустриальные страны, список которых стабильно растет, должны значительно отличаться от других государств.

Особенности экономической модели НИС

Есть определенные причины как внутреннего, так и внешнего характера, которые оказали существенное влияние на экономическое развитие новых индустриальных стран.

Если говорить о внешних факторах экономического роста, характерных для всех стран, то прежде всего внимание стоит уделить следующему факту: независимо от того, какие индустриальные страны рассматриваются, их все будет объединять наличие интереса со стороны развитых промышленных государств. Причем речь идет как об экономических, так и политических интересах. В качестве примера можно привести явную заинтересованность, которую проявляет США по отношению к Южной Корее и Тайваню. Это объясняется тем, что данные регионы способствуют противостоянию коммунистическому режиму, который господствует в Восточной Азии.

В итоге Америка оказала этим двум государствам значительную военную и экономическую поддержку, которая создала своего рода импульс для динамичного развития данных государств. Вот почему индустриальные страны, помимо вывоза товаров, во многом ориентированы на иностранные инвестиции.

Что касается южноазиатских стран, то их прогресс обусловлен активной поддержкой со стороны Японии, в последние десятилетия открывавшей многочисленные филиалы корпораций, которые создавали новые рабочие места и поднимали уровень промышленности в целом.

Стоит отметить и тот факт, что в новых индустриальных странах, расположенных на территории Азии, большая часть предпринимательского капитала была направлена на сырьевые отрасли и обрабатывающую промышленность.

Что касается латиноамериканских стран, то в этом регионе вложение средств было ориентировано не только на обрабатывающую промышленность, но также и на сферу услуг, равно как и торговлю.

При этом нельзя не заметить факт глобальной экономической экспансии зарубежного частного капитала. Вот почему индустриальные страны помимо собственных ресурсов фактически в каждой экономической отрасли имеют определенный процент иностранного капитала.

Латиноамериканская модель НИС

В современной экономике выделяются две ключевые модели, посредством которых можно охарактеризовать структуру и принципы развития современных индустриальных стран. Речь идет о латиноамериканской и азиатской системе.

Первая модель ориентирована на импортозамещение, во второй акцент поставлен на экспорте. Другими словами, некоторые страны ориентированы на внутренний рынок, другие же получают основную часть капитала посредством экспорта.

Это один из ответов на вопрос, почему индустриальные страны, помимо вывоза товаров, активно ориентированы на замещение импорта. Все сводится к использованию конкретной модели. При этом стоит отметить, что стратегия насыщения внутреннего рынка национальным продуктом помогла многим государствам получить экономический прогресс. Для этого необходимо было провести диверсификацию хозяйственной структуры в стране. В итоге были сформированы важные производственные мощности, и значительно возрос уровень самообеспеченности во многих сферах.

Фактически в каждой стране, которая сделала акцент на развитии производства, позволяющего эффективно замещать импортные товары, со временем фиксируется серьезный кризис. В качестве причин подобного итога стоит определить потерю эффективности и гибкости экономической системы, которая обусловлена отсутствием иностранной конкуренции.

Таким странам трудно занять уверенную позицию на мировом рынке по причине отсутствия отраслей-локомотивов, выводящих сферу производства на новый уровень эффективности и актуальности.

В качестве примера можно привести страны Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Мексика). Эти государства сумели диверсифицировать национальную экономику таким образом, чтобы выйти на значительное место в рамках мирового рынка. Но они все же не сумели догнать в своем уровне экономического прогресса ориентированные на экспорт.

Азиатский опыт

Экспортно-ориентированную модель, которая была реализована НИС Азии, можно определить как наиболее эффективную и достаточно гибкую. При этом стоит отметить факт параллельного импортозамещения, которое грамотно сочеталось с основной схемой экономического развития. Удивительно, но, как оказалось, две модели, имеющие разные акценты, могут совмещаться достаточно эффективно. При этом, в зависимости от конкретного периода, приоритет может отдаваться наиболее актуальной из них.

Но неизменным остается тот факт, что перед тем как государство перейдет к этапу динамичной экспортной экспансии, оно должно пройти импортозамещение и грамотно стабилизировать его процент в общей экономической модели.

Для азиатских НИС было характерно развитие трудоемких экспортно-ориентированных производств. Со временем акценты сместились на капиталоемкие высокотехнологичные отрасли. На данный момент главная цель таких стран в рамках действующей экономической стратегии - это выпуск продукции, которую можно охарактеризовать, как наукоемкую. В свою очередь, малорентабельные и трудоемкие производства отдаются новым индустриальным странам второй волны.

Таким образом, можно сделать вывод, что от экономической стратегии конкретной индустриальной страны зависит ее место на мировом рынке.