Расходы федерального фонда обязательного медицинского страхования. Ставки страховых взносов (тарифы) в ифнс


Ставки страховых взносов в фонды в 2016 году

1. Для всех страхователей (за исключением указанных ниже)


2. Пониженные тарифы страховых взносов для следующих страхователей:


  • хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям, участникам (в том числе совместно с другими лицами) таких хозяйственных обществ, участникам таких хозяйственных партнерств - бюджетным научным учреждениям и автономным научным учреждениям либо образовательным организациям высшего образования, являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями;
  • организаций и индивидуальных предпринимателей, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленно-производственной особой экономической зоне, для организаций и индивидуальных предпринимателей, заключивших соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер;
  • для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленно-производственной особой экономической зоне), которыми признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию разработанных ими программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных

3. Производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна, - в отношении указанных выплат и вознаграждений



4. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с ОКВЭД) которых:

а) производство пищевых продуктов;

б) производство минеральных вод и других безалкогольных напитков;

в) текстильное и швейное производство;

г) производство кожи, изделий из кожи и производство обуви;

д) обработка древесины и производство изделий из дерева;

е) химическое производство;

ж) производство резиновых и пластмассовых изделий;

з) производство прочих неметаллических минеральных продуктов;

и) производство готовых металлических изделий;

к) производство машин и оборудования;

л) производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;

м) производство транспортных средств и оборудования;

н) производство мебели;

о) производство спортивных товаров;

п) производство игр и игрушек;

р) научные исследования и разработки;

с) образование;

т) здравоохранение и предоставление социальных услуг;

у) деятельность спортивных объектов;

ф) прочая деятельность в области спорта;

х) обработка вторичного сырья;

ц) строительство;

ч) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;

ш) удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность;

щ) транспорт и связь;

ы) предоставление персональных услуг;

э) производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них;

ю) производство музыкальных инструментов;

я) производство различной продукции, не включенной в другие группировки;

я.1) ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования;

я.2) управление недвижимым имуществом;

я.3) деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов;

я.4) деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов);

я.5) деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий;

я.6) деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников;

я.7) деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ;

я.8) розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями;

я.9) производство гнутых стальных профилей;

я.10) производство стальной проволоки



5. Пониженные тарифы страховых взносов для следующих страхователей:

  • уплачивающе ЕНВД, - аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, - в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам, которые в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению;
  • некоммерческие организации (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке, применяющие УСН и осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального);
  • благотворительные организации, зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке и применяющие УСН;
  • индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН, - в отношении выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, занятых в виде экономической деятельности, указанном в патенте за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, указанные в подпунктах 19, 45 - 47 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ.


6. Организации, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»



7. Получившие статус участника свободной экономической зоны в соответствии с Федеральным законом «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»



8. Получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»



9. Получившие статус резидента свободного порта Владивосток



Тарифы страховых взносов для страхователей, не производящих выплаты физическим лицам



ГОРОДА МОСКВЫ

О бюджете Московского городского фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 06.05.2016).
____________________________________________________________________

Статья 1. Основные характеристики бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования

Утвердить основные характеристики бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) на 2016 год:

1) общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 193313145,9 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 160117858,2 тыс. рублей, бюджета города Москвы в сумме 22487033,0 тыс. рублей и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования других субъектов Российской Федерации в сумме 10575100,0 тыс. рублей;

2) общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 193313145,9 тыс. рублей.

Статья 2. Главные администраторы доходов бюджета Фонда и главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета Фонда

1. Утвердить перечень главных администраторов доходов бюджета Фонда согласно приложению 1 к настоящему Закону.

2. Утвердить перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Фонда согласно приложению 2 к настоящему Закону.

Статья 3. Распределение бюджетных ассигнований бюджета Фонда

Утвердить распределение бюджетных ассигнований бюджета Фонда по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов на 2016 год согласно приложению 3 к настоящему Закону.

Статья 4. Межбюджетные трансферты бюджету Фонда

1. Утвердить объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на 2016 год согласно приложению 4 к настоящему Закону.

2. Установить, что межбюджетные трансферты направляются:

1) из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования;

2) из бюджета города Москвы:

а) на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования города Москвы в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования;

б) на оплату медицинской помощи, оказанной гражданам, не идентифицированным и не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, при заболеваниях и состояниях, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, в целях реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве;

в) в случае принятия Правительством Москвы нормативного правового акта, предусматривающего предоставление межбюджетного трансферта, на цели, определенные в данном акте;
(Подпункт дополнительно включен с 6 мая 2016 года Законом города Москвы от 27 апреля 2016 года N 19)

3) из бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования других субъектов Российской Федерации на оплату медицинской помощи, оказанной в городе Москве застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в других субъектах Российской Федерации.

Статья 5. Нормированный страховой запас Фонда

1. В процессе исполнения бюджета Фонда формируется нормированный страховой запас Фонда в размере, не превышающем среднемесячный размер планируемых поступлений средств Фонда (без учета средств для осуществления расчетов, предусмотренных пунктом 2 части 2 настоящей статьи) и не превышающем 14807813,3 тыс. рублей.

2. Установить, что средства нормированного страхового запаса Фонда направляются:

1) на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования города Москвы;

2) на расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования;

3) на финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования.
(Часть в редакции, введенной в действие с 6 мая 2016 года Законом города Москвы от 27 апреля 2016 года N 19 .

3. В составе нормированного страхового запаса Фонда могут предусматриваться средства на выплаты стимулирующего характера медицинским организациям, участвующим в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования города Москвы, за достижение целевых значений доступности и качества оказываемой ими медицинской помощи. Средства нормированного страхового запаса, направляемые на указанные выплаты, не могут превышать 10 процентов от общего размера средств нормированного страхового запаса Фонда.

Статья 6. Особенности исполнения бюджета Фонда

Установить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации основанием для внесения изменений в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда является:

1) поступление доходов на счета по учету средств обязательного медицинского страхования сверх объема, утвержденного пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона;

2) поступление субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в том числе их остатки, не использованные на 1 января 2016 года, в процессе исполнения бюджета Фонда сверх объема, утвержденного пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона, направляемых на увеличение расходов бюджета Фонда в соответствии с целями предоставления субвенций и иных межбюджетных трансфертов.

Статья 7. Особенности установления расходов бюджета Фонда

1. Утвердить общий объем бюджетных ассигнований на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования города Москвы в сумме 177693759,9 тыс. рублей, сверх которого не допускается превышение стоимости утвержденной территориальной программы обязательного медицинского страхования города Москвы.

2. Установить, что средства бюджета Фонда направляются на ведение дел по обязательному медицинскому страхованию страховыми медицинскими организациями, участвующими в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования города Москвы, в разме- ре 1,0 процента от суммы средств, поступивших в страховые медицинские организации по дифференцированным подушевым нормативам финансового обеспечения обязательного медицинского страхования.

Мэр Москвы
С.С.Собянин

Приложение 1. Перечень главных администраторов

Код бюджетной классификации

Наименование главного администратора

главного администратора доходов

доходов бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования

доходов бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования

1 02 02110 09 0000 160

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, зачисляемые в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2012 года)

1 02 02102 08 1011 160

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, поступающие от страхователей)

1 02 02102 08 2011 160

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, поступающие от страхователей)

1 02 02102 08 3011 160

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (суммы денежных взысканий (штрафов) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения)

1 11 02072 09 0000 120

Доходы от размещения временно свободных средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования

1 11 05039 09 0000 120

Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении территориальных фондов обязательного медицинского страхования

1 11 09049 09 0000 120

Прочие поступления от использования имущества, находящегося в оперативном управлении территориальных фондов обязательного медицинского страхования

1 13 01999 09 0000 130

Прочие доходы бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования от оказания платных услуг (работ)

1 13 02999 09 0000 130

Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования

1 14 02090 09 0000 410

Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении территориальных фондов обязательного медицинского страхования (в части реализации основных средств по указанному имуществу)

1 14 02090 09 0000 440

Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении территориальных фондов обязательного медицинского страхования (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу)

1 16 20040 09 0000 140

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования)

1 16 21090 09 0000 140

Денежные взыскания (штрафы) и иные суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений, и в возмещение ущерба имуществу, зачисляемые в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования

1 16 23092 09 0000 140

Доходы от возмещения ущерба при возникновении иных страховых случаев, когда выгодоприобретателями выступают получатели средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования

1 16 32000 09 0000 140

Денежные взыскания, налагаемые в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств (в части территориальных фондов обязательного медицинского страхования)

1 16 33090 09 0000 140

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, зачисляемые в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования

1 16 90090 09 0000 140

Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования

1 17 01090 09 0000 180

Невыясненные поступления, зачисляемые в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования

1 17 06040 09 0000 180

Прочие неналоговые поступления в территориальные фонды обязательного медицинского страхования

2 02 05202 09 0000 151

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в части базовой программы обязательного медицинского страхования

2 02 05812 09 0000 151

Субвенции бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации

2 02 05999 09 0000 151

Прочие межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования

2 02 09029 09 0000 151

Прочие безвозмездные поступления в территориальные фонды обязательного медицинского страхования от бюджетов субъектов Российской Федерации

2 08 09000 09 0000 180

Перечисления из бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования (в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования) для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы

2 18 06040 09 0000 151

Доходы бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет

2 19 06024 09 0000 151

Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования

2 19 06080 09 0000 151

Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования из бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования

Приложение 2. Перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования

Код бюджетной классификации

Наименование главного администратора источников

главного администратора источников

источников финансирования дефицита бюджета

финансирования дефицита бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования и виды (подвиды) источников

Московский городской фонд обязательного медицинского страхования

01 05 00 00 00 0000 000

Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов

01 05 02 01 09 0000 610

Уменьшение прочих остатков денежных средств бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования

Приложение 3. Распределение бюджетных ассигнований бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов на 2016 год

Наименование

Коды бюджетной классификации

(тыс. рублей)

Московский городской фонд обязательного медицинского страхования

Общегосударственные вопросы

Другие общегосударственные вопросы

Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами

Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд

Иные бюджетные ассигнования

Здравоохранение

Другие вопросы в области здравоохранения

Финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территории субъектов Российской Федерации

Социальное обеспечение и иные выплаты населению

Межбюджетные трансферты

Межбюджетные трансферты бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования

Дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования города Москвы в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования

Социальное обеспечение и иные выплаты населению

Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения

Финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования за счет иных источников

Социальное обеспечение и иные выплаты населению

Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения

Оплата медицинской помощи, оказанной гражданам, не идентифицированным и не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, при заболеваниях и состояниях, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, в целях реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве

Социальное обеспечение и иные выплаты населению

Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения

Приложение 4. Межбюджетные трансферты, получаемые из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на 2016 год

Наименование межбюджетных трансфертов

Сумма
(тыс. рублей)

Межбюджетные трансферты, всего

в том числе:

из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на:

осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования

из бюджета города Москвы на:

дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования города Москвы в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования

оплату медицинской помощи, оказанной гражданам, не идентифицированным и не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, при заболеваниях и состояниях, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, в целях реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве

из бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования других субъектов Российской Федерации на:

оплату медицинской помощи, оказанной в городе Москве застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в других субъектах Российской Федерации




Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

С 2015 года установливаются две предельные величины базы для исчисления страховых взносов:
1) для ПФР - 711 000 руб.
2) дпя ФСС - 670 000 руб.
Работнику ООО «Светлый Путь» с начала 2015 года начислена зарплата в сумме 680 000 руб.
При этом он также выполнял работу по договору подряда, сумма вознаграждения по которому составила 70 000 руб.
Определим базу для расчета взносов в каждый фонд и саму сумму взносов. ПФР.
Взносами в ПФР по тарифу 30 процентов облагаются доходы работника, не превышающие 711 000 руб.
С превышения, то есть с суммы, равной 39 000 руб. (680 000 + 70 000 – 711 000), надо заплатить взносы по тарифу 10 процентов.
Итого будет начислено пенсионных взносов в сумме 217 200 руб. (711 000 руб. х 30% + 39 000 руб. х 10%). ФФОМС.
Взносами облагаются все выплаты в пользу работников.
То есть база для данного работника составит 750 000 руб. (680 000 + 70 000).
Сумма взносов будет равна 38 250 руб. (750 000 руб. х 5,1%). ФСС.
Выплаты по договору гражданско-правового характера не включаются в базу взносов в ФСС.
То есть 70 000 руб. не облагаются взносами.
Не облагается взносами также превышение лимита по зарплате в сумме 10 000 руб. (680 000 – 670 000).
Начисленная сумма взносов составит 19 430 руб. (670 000 руб. х 2,9%). Травматизм.
Лимит для ФСС=670 тыс. руб. НЕ применяется к взносам на травматизм
(эти взносы уплачиваются со всех выплат, как и раньше, для них ограничения нет).

Учитывая то обстоятельство, что подавляющее большинство граждан РФ ежемесячно отчисляет в виде налогов средства в фонд ОМС, страхователей интересует процедура формирования бюджета ФОМС, его утверждения и дальнейшего распределения финансов по медучреждениям. Помимо страховых взносов работающих граждан существуют и другие статьи пополнения бюджета ФОМС, предусмотренные законодательством. Страховой запас бюджета ФФОМС имеет целью поддержание финансовой устойчивости структуры ОМС и стимулирование надлежащего исполнения программ ОМС в регионах. Что представляет собой бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС)? За счет каких средств формируется бюджет ФФОМС, как утверждается? Как определяются доходы и расходы, дефицит и профицит бюджета? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Источники финансирования ФФОМС

Одними из основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования являются устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования. Бюджет федерального фонда ОМС слагается из доходной, расходной частей и нормированного страхового запаса. Доходы бюджета ФФОМС складываются из:

  • Страховых взносов, отчисляемых на ОМС хозяйствующими субъектами;
  • Средств, выделяемых из федерального и региональных бюджетов на развитие системы ОМС;
  • Добровольных пожертвований физических и юридических лиц;
  • Доходов, полученных в результате размещения временно свободных средств фондов;
  • Средств, полученных в виде штрафов.

Наибольший удельный вес в расходах Федерального фонда обязательного медицинского страхования занимают дотации на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базо­вой программы обязательного медицинского страхования, вклю­чая использование средств нормированного страхового запаса. Таким образом, расходы бюджета ФФОМС, как правило, связаны с:

  • Предоставлением средств территориальным фондам ОМС с целью обеспечения выполнения обязательств, предусмотренных полномочиями субъектов РФ;
  • Выполнением правительственных и президентских постановлений, а также федеральных законов в сфере здравоохранения;
  • Выполнением управленческих функций.

Для сохранения финансовой стабильности структур, входящих в ОМС, и стимулирования плодотворной деятельности территориальных фондов при выполнении программ ОМС создан так называемый страховой нормированный запас. Куда пойдут средства страхового запаса – ежегодно определяется Федеральным законом о бюджете ФОМС. Процедуру использования средств страхового запаса определяет Министерство здравоохранения.

Законодательная база и процедура формирования бюджета ФФОМС

Формирование сметы доходов и расходов ФФОМС регламентировано налоговым, бюджетным законодательством, а также правительственными документами об иных обязательных платежах. Процедура составления проекта бюджета включает, как правило, следующие шаги:

  1. Правление ФОМС разрабатывает проект и представляет его на рассмотрение Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
  2. Минздрав, являясь координатором средств внебюджетных фондов, подает проект на рассмотрение Правительства РФ.
  3. Правительство, после изучения документа, передает его в Госдуму в форме проекта Федерального закона.
  4. Госдума рассматривает положения документа и утверждает его, как Федеральный закон.

Согласно п.2 ст.145 Бюджетного кодекса РФ, закон о бюджете ФФОМС принимается одновременно с принятием государственного бюджета на следующий финансовый год. Процедура предоставления отчета о выполнении бюджета предусматривает осуществление такой же последовательности шагов, что и при его составлении. При составлении бюджета ФФОМС учитываются общее количество застрахованных лиц, текущая и прогнозируемая инфляция, величина ВВП, прогноз относительно роста заработной платы.

Одноканальное финансирование сферы охраны здоровья

Поэтапный переход на одноканальное финансирование здравоохранения страны начался в 2011 году одновременно с принятием закона об ОМС. Мероприятия по реализации программы перехода завершились в 2015 году, когда было объявлено о вступлении в силу новых правил финансирования здравоохранения. Что изменилось с принятием новых норм закона? До принятия закона об ОМС здравоохранение финансировалось на 60% из госбюджета и на 40% из средств страховых фондов. Переход на одноканальную схему финансирования означает существенное сокращение средств, выделяемых на охрану здоровья федеральным и региональными бюджетами, и заметное увеличение роли Федерального фонда в организации финансирования участников системы ОМС.

За счет средств федерального и региональных бюджетов по-прежнему оплачивается медпомощь, необходимая для лечения туберкулеза, психических расстройств и ряда других заболеваний, которые принято относить к социально значимым. Помимо этого, федеральные и региональные средства идут на ремонты, содержание имущества, оснащение медицинским оборудованием лечебных учреждений, функционирующих в системе ОМС. Все остальные финансовые обязательства возложены на Федеральный фонд ОМС. Большинство экспертов в области медицинского страхования считают, что такой шаг обеспечит прозрачность денежных потоков и позволит руководителям медучреждений использовать ресурсы в соответствии с реальными потребностями.

Дефицит и профицит федбюджета

Согласно нормативному акту, регламентирующему бюджет фонда на 2017, 2018 и 2019 год сбалансированность будет достигнута за счет привлечения оставшихся средств по состоянию на 1 января нового финансового года. Размеры запланированных доходов и расходов фонда на указанные годы отражены в таблице ниже.

Таблица - Структура бюджета ФФОМС на 2017-2019 гг., млрд. руб.

Год
Доходы
Расходы
2017
1 705,9
1 735
2018
1 841,1
1 911,7
2019
2 067,4
2 022,3

Таким образом, дефицит бюджета в 2017 году по прогнозам должен составить 29,1 млрд руб., в 2018 году - 70,6, а в 2019 году ожидается профицит бюджета в размере 45, 1 млрд руб. Однако несмотря на то, что ежегодно происходит увеличение бюджета, проблемы с расходованием средств (в том числе нецелевым) никуда не исчезают. Кроме того, существуют явные различия в финансировании регионального здравоохранения.