Разъяснены правила использования средств нормированного страхового запаса. О порядке использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования Приложение

Положение о порядке формирования и направления средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2007 году на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по финансированию территориальных программ обязательного медицинского страхования (утв. Решением правления ФФОМС от 19.09.2007 N 13А/01) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.09.2007 N 10182)

17. Контроль за целевым использованием средств нормированного страхового запаса, перечисляемых на завершение расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства отдельным категориям граждан, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

IV. Порядок направления Территориальным

фондам средств нормированного страхового запаса ФОМС

на финансирование территориальных программ обязательного

медицинского страхования в результате стихийных бедствий,

катастроф, террористических актов и других

чрезвычайных обстоятельств

18. Основанием для предоставления резервируемых средств нормированного страхового запаса являются представляемые в письменной форме предложения и рекомендации законодательных и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, обращения законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководителей территориальных фондов об оказании финансовой помощи, в связи с вышеперечисленными обстоятельствами и финансово-экономическими обоснованиями запрашиваемых средств.

19. Контроль за целевым использованием резервируемых средств нормированного страхового запаса осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

V. О признании утратившим силу

нормативного правового акта ФОМС

20. Признать утратившим силу Положение о порядке направления средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по финансированию территориальных программ обязательного медицинского страхования, утвержденное Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 02.06.2005 N 5А/7.1, зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 15.06.2005, регистрационный N 6719 ("Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 25, 20.06.2005).

Председатель правления

Федерального фонда ОМС

М.Ю.ЗУРАБОВ

Приложение N 1

к Положению о порядке

формирования и направления

средств нормированного

страхового запаса Федерального

фонда обязательного медицинского

страхования в 2007 году

на выравнивание финансовых

условий деятельности

территориальных фондов

обязательного медицинского

страхования по финансированию

территориальных программ

обязательного медицинского

страхования

от ____________ N ________

Заявка __________________________________________________________ (наименование территориального фонда обязательного медицинского страхования) на предоставление средств нормированного страхового запаса Федерального фонда ОМС на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС по финансированию территориальных программ ОМС в 2007 году ┌─────────────────────────────────────────────────────────┬──────┐ │Сумма заявки, млн. руб. │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────────┼──────┤ │Стоимость утвержденной в установленном порядке на текущий│ │ │год территориальной программы ОМС, млн. руб. │ │ └─────────────────────────────────────────────────────────┴──────┘ ┌─────┬───────────────────────────────────┬──────────┬───────────┐ │N п/п│ Наименование показателей │Утверждено│Исполнено с│ │ │ │на текущий│начала года│ │ │ │ год │ на дату │ │ │ │ согласно │составления│ │ │ │ бюджету │заявки "__"│ │ │ │ ТФОМС, │"____" 2007│ │ │ │ млн. руб.│ г., млн. │ │ │ │ │ руб. │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │ 1. │ Остаток средств на начало года │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │ │в том числе в банковских депозитах │ X │ │ │ │и ГЦБ │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │ 2. │Поступление средств - всего: │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │2.1. │в том числе: │ │ │ │ │единый социальный налог, │ │ │ │ │зачисляемый в территориальные фонды│ │ │ │ │ОМС │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │2.2. │страховые взносы на обязательное │ │ │ │ │медицинское страхование │ │ │ │ │неработающего населения, │ │ │ │ │уплачиваемые в территориальные │ │ │ │ │фонды ОМС органами исполнительной │ │ │ │ │власти субъекта Российской │ │ │ │ │Федерации │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │2.3. │недоимка, пени и штрафы по │ │ │ │ │страховым взносам на ОМС │ │ │ │ │неработающего населения │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │2.4. │единый налог, взимаемый в связи с │ │ │ │ │применением упрощенной системы │ │ │ │ │налогообложения │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │2.5. │единый налог на вмененный доход для│ │ │ │ │отдельных видов деятельности │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │2.6. │единый сельскохозяйственный налог │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │2.7. │недоимка, пени и штрафы по единому │ │ │ │ │социальному налогу и страховым │ │ │ │ │взносам (действовавшим до 1 января │ │ │ │ │2001 года) │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │2.8. │средства НСЗ Федерального фонда ОМС│ X │ │ │ │на выравнивание финансовых условий │ │ │ │ │деятельности по финансированию │ │ │ │ │территориальной программы ОМС │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │2.9. │субсидии из средств Федерального │ │ │ │ │фонда ОМС на выполнение │ │ │ │ │территориальной программы ОМС в │ │ │ │ │рамках базовой программы ОМС │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │2.10.│субсидии из средств федерального │ │ │ │ │бюджета на ОМС неработающего │ │ │ │ │населения (детей) │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │2.11.│субсидии из средств федерального │ X │ │ │ │бюджета на дополнительную оплату │ │ │ │ │амбулаторно-поликлинической помощи,│ │ │ │ │оказанной неработающим пенсионерам │ │ │ │ │в рамках территориальной программы │ │ │ │ │ОМС (завершение расчетов за 2006 │ │ │ │ │год) │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │2.12.│субвенции из средств федерального │ X │ │ │ │бюджета на денежные выплаты │ │ │ │ │участковым врачам, участковым │ │ │ │ │педиатрам, врачам общей (семейной) │ │ │ │ │практики, медицинским сестрам │ │ │ │ │соответствующих врачей, подлежащим │ │ │ │ │включению в Федеральный регистр │ │ │ │ │медицинских работников │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │2.13.│субсидии из средств федерального │ X │ │ │ │бюджета на проведение │ │ │ │ │дополнительной диспансеризации │ │ │ │ │работающих граждан │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │2.14.│средства федерального бюджета на │ │ │ │ │оказание государственной соц. │ │ │ │ │помощи отдельным категориям граждан│ │ │ │ │по обеспечению лекарственными │ │ │ │ │средствами, предусмотренные на 2007│ │ │ │ │год согласно приложению N 4 ст. 5 │ │ │ │ │бюджета ФОМС │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │2.15.│ассигнования федерального бюджета │ X │ │ │ │на выполнение территориальных │ │ │ │ │программ ОМС в рамках базовой │ │ │ │ │программы ОМС с учетом остатка │ │ │ │ │средств на 1 января 2007 года, │ │ │ │ │образовавшегося в бюджете ФОМС в │ │ │ │ │результате неполного использования │ │ │ │ │ассигнований на реализацию мер │ │ │ │ │социальной поддержки отдельных │ │ │ │ │категорий граждан по обеспечению │ │ │ │ │необходимыми лекарственными │ │ │ │ │средствами, на завершение расчетов │ │ │ │ │за фактически отпущенные │ │ │ │ │лекарственные средства отдельным │ │ │ │ │категориям граждан в 2006 году │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │2.16.│субсидии на реализацию мероприятий │ X │ │ │ │в рамках базовой программы │ │ │ │ │обязательного медицинского │ │ │ │ │страхования, передаваемые из │ │ │ │ │федерального бюджета в 2007 году, │ │ │ │ │согласно ст. 8 бюджета ФОМС │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │2.17.│субсидии из средств Федерального │ X │ │ │ │фонда ОМС на выполнение │ │ │ │ │территориальной программы ОМС в │ │ │ │ │рамках базовой программы ОМС, │ │ │ │ │направленные на оказание │ │ │ │ │государственной соц. помощи │ │ │ │ │отдельным категориям граждан по │ │ │ │ │обеспечению лекарственными │ │ │ │ │средствами в соответствии с Пост . │ │ │ │ │Правительства РФ N 102 от │ │ │ │ │19.02.2007 │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │2.18.│средства нормированного страхового │ X │ │ │ │запаса Федерального фонда ОМС, │ │ │ │ │направленные на оказание │ │ │ │ │государственной соц. помощи │ │ │ │ │отдельным категориям граждан по │ │ │ │ │обеспечению лекарственными │ │ │ │ │средствами │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │2.19.│средства Федерального фонда ОМС, │ X │ │ │ │перечисленные из федерального │ │ │ │ │бюджета на реализацию пилотного │ │ │ │ │проекта, направленного на повышение│ │ │ │ │качества услуг в сфере │ │ │ │ │здравоохранения │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │2.20.│субвенции из средств федерального │ X │ │ │ │бюджета на проведение │ │ │ │ │диспансеризации находящихся в │ │ │ │ │стационарных учреждениях детей- │ │ │ │ │сирот и детей, оставшихся без │ │ │ │ │попечения родителей │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │2.21.│прочие поступления │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │ 3. │Расходы - всего: │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │ │в том числе: │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │3.1. │Расходы на финансирование │ │ │ │ │территориальной программы ОМС - │ │ │ │ │всего: │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │ │в том числе: │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │ │- расходы на выполнение │ │ │ │ │территориальной программы ОМС по │ │ │ │ │оказанию медицинской помощи │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │ │- расходы на выполнение │ │ │ │ │управленческих функций │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │ │- расходы на оказание │ │ │ │ │государственной социальной помощи │ │ │ │ │отдельным категориям граждан по │ │ │ │ │обеспечению лекарственными │ │ │ │ │средствами │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │3.2. │расходы на дополнительную оплату │ X │ │ │ │амбулаторно-поликлинической помощи,│ │ │ │ │оказанной неработающим пенсионерам │ │ │ │ │в рамках территориальной программы │ │ │ │ │ОМС (завершение расчетов за 2006 │ │ │ │ │год) │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │3.3. │расходы на денежные выплаты │ X │ │ │ │участковым врачам, участковым │ │ │ │ │педиатрам, врачам общей (семейной) │ │ │ │ │практики, медицинским сестрам │ │ │ │ │соответствующих врачей, подлежащим │ │ │ │ │включению в Федеральный регистр │ │ │ │ │медицинских работников │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │3.4. │расходы на проведение │ X │ │ │ │дополнительной диспансеризации │ │ │ │ │работающих граждан │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤

страхования по финансированию

территориальных программ

обязательного медицинского

страхования

от ____________ N ________

Лист согласования Федерального фонда обязательного медицинского страхования с территориальным фондом обязательного медицинского страхования __________________________________________________ (наименование территориального фонда обязательного медицинского страхования) объема средств нормированного страхового запаса, выделяемых на завершение расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства отдельным категориям граждан в 2006 году ┌──────────────────────────┬────────────┬────────┬───────┬───────┐ │Недостаток средств для │Объем │Дата за-│Дата │Подпись│ │оплаты счетов, полученных │средств НСЗ,│седания │согла- │дирек- │ │от фармацевтических орга- │предлагаемый│Комиссии│сования│тора │ │низаций за отпущенные ле- │Комиссией │ФОМС │с ТФОМС│ТФОМС │ │карственные средства от- │ФОМС, по │ │ │ │ │дельным категориям граждан│представлен-│ │ │ │ │в 2006 году согласно заяв-│ной заявке │ │ │ │ │ке ТФОМС, представленной в│ТФОМС, │ │ │ │ │ФОМС в соответствии с При-│(тыс. руб.) │ │ │ │ │казом ФОМС от 16.04.2007 │ │ │ │ │ │N 52 (в редакции от │ │ │ │ │ │31.05.2007) (тыс. руб.) │ │ │ │ │ ├──────────────────────────┼────────────┼────────┼───────┼───────┤ │ │ │ │ │ │ └──────────────────────────┴────────────┴────────┴───────┴───────┘ М.П. ТФОМС

Страховой запас представляет собой зарезервированные денежные средства, которые могут быть направлены из фонда ОМС медучреждения для покупки и ремонта медицинского оборудования, для обучения персонала и т.д.

Средства нормированного страхового запаса могут быть получены организацией при соблюдении определенного законом порядка, который изложен в нашей инструкции.

Больше статей в журнале

Средства нормированного страхового запаса

В соответствии с ФЗ «Об организации страхового дела» медучреждения вправе получить дополнительные средства страхового запаса ФОМС на определенные нужды. Самые главные моменты:

  • использование средств нормированного страхового запаса в ФОМС допустимо только медучреждениями, которые работают в системе ОМС ;
  • сотрудник, которому необходимо повышение квалификации, должен выбрать интересующую его программу на интернет-портале Минздрава РФ;
  • если по каким-то причинам медучреждение нарушит условия получения средств, ТФОМС имеет право потребовать их возвращения.

Процесс получения средств состоит из трех этапов: сбора документов, составления заявки и заключения соглашения с фондом.

Механизм обеспечения медучреждений средствами из нормированного страхового запаса ФОМС представлен на схеме ниже.

Рассмотрим более подробно эти этапы.



Сбор необходимых документов

Получение и использование средств ТФОМС возможно при соблюдении следующих условий:

  • у медучреждения имеется заключенный с ТФОМС договор на оказание и оплату медпомощи в системе страхования;
  • департамент управления здравоохранением региона включил медучреждение в план мероприятий по повышению профессионального образования медработников или по ремонту и покупке медицинского оборудования.

Постановлением Правительства РФ № 332 от 21.04.2016 года утверждены правила использования нормированного .

Медучреждение должно подготовить пакет определенной документации для каждого из этих мероприятий.

  1. Дополнительное профессиональное образование медперсонала. Часто у медучреждения возникает необходимость в дополнительно обучении своих сотрудников. В этом случае для получения средств страхового запаса нужно будет подготовить следующие документы:
    • заявление от сотрудника на имя главного врача о направлении на повышение квалификации, обучение и т.д.;
    • составленный в соответствии с ФЗ «Об образовании» договор с образовательным учреждением;
    • в случае необходимости – внесение изменений в ПФХД медучреждения.

Сотрудник медучреждения может самостоятельно сделать выбор той программы повышения квалификации, которая ему необходима и образовательное учреждение.

Порядок определен приказом Минздрава РФ № 575н от 04.08.2016 года. Все программы перечислены на образовательном портале Минздрава РФ (edu.rosminсайт), к которому можно получить доступ через федеральный регистр медработников или ЕСИА.

После выбора программы, медработник должен согласовать выбранное образовательное заведение, тему программы обучения и сроки курса с главным врачом медучреждения.

  1. Ремонт медицинского оборудования. Средства нормированного страхового запаса могут быть запрошены медучреждением для проведения ремонта своего оборудования. Для этого необходимо подготовить следующие документы:
    • главный врач медучреждения должен подписать обоснованное заявление потребности в ремонте оборудования. При этом можно сослаться на существующие порядки оказания того или иного вида медицинской помощи, для которого необходимо оборудование;
    • акты о вводе в эксплуатацию тех единиц оборудования, которые нуждаются в ремонте;
    • документы, подтверждающие истечение срока гарантийного ремонта оборудования (гарантийные талоны);
    • подписанный главным врачом и инженером (техническим работником) медучреждения акт о том, что оборудования вышло из строя/неисправно;
    • подписанная главным бухгалтером медучреждения выписка из реестра медицинского оборудования, из которой видно, что вышедшее из строя оборудования находится на балансе этого медучреждения;
    • выданное Росздравнадзором регистрационное удостоверение на ;
    • инвентарная карточка на оборудование, которое будет ремонтироваться;
    • заключенный со специализированной организацией контракт на ремонт сломанного оборудования.
  2. Покупка нового медицинского оборудования. Для того, чтобы запросить средства на покупку нового оборудования, необходимы следующие документы:
    • главный врач, основываясь на порядках оказания медицинской помощи , должен письменно обосновать потребность медучреждения в приобретении конкретного оборудования;
    • главный бухгалтер должен подготовить реестр того оборудования, которое уже стоит на балансе медучреждения;
    • документы об образовании специалиста, который будет работать на приобретаемом оборудовании, его сертификат специалиста, а также трудовой договор;
    • заключение органов Роспотребнадзора, в котором говорится о том, что помещения медучреждения соответствуют условиям, необходимым для установки приобретаемого оборудования (оно необходимо в том случае, если для конкретного оборудование необходимо специально подготовленное помещение);
    • заключенный в соответствии с правилами, установленными ФЗ № 44 «О контрактной системе» договор на поставку медицинского оборудования.

Составление заявки в ТФОМС

Средства нормированного страхового запаса предоставляют медучреждениям на основании заявок. Форма заявки на получение средств утверждена постановлением Правительства РФ № 332 от 21.04.2016 года.

Все заявки в департамент здравоохранения региона должны быть направлены не позднее, чем за 15 дней до начала очередного квартала.

Стоит отметить, что законодатель не ограничил максимальный размер контракта. Однако, план мероприятий формируется исходя из имеющихся в наличии средств нормированного страхового запаса ТФОМС.

Кроме того, медучреждение вправить привлекать и собственные средства, а также средства, полученных из других бюджетов и источников для приобретения и , обучения сотрудников.

Нельзя использовать средства страхового запаса для оплаты тех расходов, которые возникли у медучреждения до вступления в силу постановления № 332.

На официальном сайте органа управления здравоохранением размещены критерии, по которым отбираются медучреждения для их включения в план мероприятий. Перед составлением заявку необходимо проверить соответствие этим критерием.

Критерии отбора необходимы для того, чтобы обеспечить разных медучреждениям равный доступ к средствам страхового запаса, независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности.

Ежеквартально по итогам получения заявок региональный орган управления здравоохранением формирует новый план мероприятий. После утверждения плана, он в течение 2-х дней направляется в медучреждение.

Заключение соглашения с ТФОМС

Приказом Минздрава РФ № 354н от 06.06.2016 года утверждена форма соглашения о финансовом обеспечении мероприятий, проект которого медучреждение предоставляет в ТФОМС.

К проекту соглашения прилагаются все собранные ранее документы (на обучение сотрудников, ремонт или покупку оборудования), а также график перечисления необходимых средств в соответствии с заключенными контрактами или договорами.

ФОМС направляет необходимые средства в медучреждение в соответствии с графиком, а далее проводит собственный контроль их использования. Если медучреждение нарушит условия заключённого соглашения, фонд вправе потребовать возврата средств.

Средства нормированного страхового запаса поступают на те счета, на которых медучреждение учитывает операции по . Деньги должны поступить в соответствии с графиком получения средств, а также в соответствии с заключенными контрактами.

Если после исполнения контрактных обязательств остались лишние средства, они должны быть перенесены на следующий финансовый год для реализации тех же целей.

Обязанности медучреждения:

В соответствии с приказом ФФОМС № 105 от 26.05.2016 года, медучреждение направляет отчет о расходовании средств страхового запаса ежеквартально в электронном виде. Предоставить отчет необходимо до 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Страховой запас и его расходование контролируют территориальные подразделения ФОМС, федеральный фонд ОМС, а также органы Росздравнадзора.

Р.Ш. Мавлиханов,
бухгалтер

Многие учреждения здравоохранения столкнулись с проблемами при попытке получить дополнительное финансирование из нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - НСЗ, ТФОМС и ОМС соответственно). Ответы на возникающие вопросы можно найти в письме Федерального фонда ОМС (далее - ФФОМС) от 22.07.2016 № 6619/26-2/и (далее - Письмо ФФОМС).

Формирование плана мероприятий

Письмо ФФОМС содержит разъяснения вопросов по реализации правил использования медицинскими организациями средств НСЗ для финансового обеспечения мероприятий:
- по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации;
- по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования.
Указанные правила утверждены постановлением Правительства РФ от 21.04.2016 № 332 (далее - Правила № 332).

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно

С 2019 года в нормированный страховой запас Терфондов ОМС включат средства для борьбы с кадровым дефицитом в первичном звене. Сейчас он идет на финансирование медицинской помощи, оказанной за пределами родного региона, дополнительного образования медиков, а также покупку и ремонт медицинского оборудования.

Минздрав предлагает по-другому формировать нормированный страховой запас (НСЗ) территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ОМС). Сейчас он предназначен «для реализации территориальных программ ОМС, расчётов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта РФ, в котором выдан полис ОМС, организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, приобретения и ремонта медицинского оборудования». В 2019–2024 годах в него войдут еще и средства на ликвидацию кадрового дефицита в клиниках, оказывающих первичную медпомощь. Соответствующий проект закона, вносящий изменения в статью 51 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ», опубликован на сайте правительства РФ.

Откуда брать средства и как они будут использоваться медицинскими организациями, должен утвердить Минздрав в дополнительном приказе. , сейчас нормированный страховой запас ТФОМС формируется из доходов бюджета территориального фонда (субвенции ФФОМС), денег, предназначенных на оплату медицинской помощи жителям других регионов, а также части средств от штрафных санкций, наложенных на клиники по результатам проверок.

Правительство также распорядилось внести в Госдуму проект о бюджете Федерального фонда ОМС на следующий год и на плановый период 2020 и 2021 годов. По нему, формирование нормированного страхового запаса ФФОМС планируется ежегодно в размере 3,1 млрд рублей.

На следующий год доходы ФОМС предусмотрены в размере 2 098,2 млрд рублей, на 2020 год – 2 349,9 млрд рублей, на 2021-й – 2 495,8 млрд рублей (бюджет 2018 года – 1 887,9 млрд рублей). Предполагается, что расходы на 2019 год составят 2 190,4 млрд рублей, в 2020-м – 2 350,5 млрд рублей и в 2021-м – 2 501,5 млрд рублей (бюджет 2018 года – 1 994,1 млрд рублей).

«Дефицит бюджета Фонда в 2019 году составит 92,3 млрд рублей, в 2020 году – 0,5 млрд рублей, в 2021 году – 5,7 млрд рублей. Сбалансированность бюджета Фонда будет достигнута за счёт переходящих остатков средств на конец соответствующего финансового года», - говорится в распоряжении кабмина.

«В них (бюджетах социальных фондов - Прим. ред.) мы заложили средства, которые позволят обеспечить необходимый уровень социальной защиты людей, - рассказал премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства 20 сентября во время обсуждения законопроектов. - Деньги пойдут на дальнейшее улучшение качества медицины. В том числе мы включим в базовую программу ОМС новые виды высокотехнологичной помощи, продолжим устранять в больницах дефицит отдельных специалистов».

Несмотря на сложную финансовую обстановку в стране, диктующую условия жесткой экономии во всех без исключения отраслях, правительство РФ изыскивает средства для поддержки объектов здравоохранения. Так, начиная со второго полугодия текущего года, у медицинских организаций Самарской области появилась уникальная возможность продолжить программу модернизации, реализовавшуюся с 2011 по 2013 годы. В связи с этим в Территориальном фонде обязательного медицинского страхования формируется обособленный источник финансирования в составе нормированного страхового запаса (НСЗ).

Деньги, о которых идет речь, аккумулируются от применения санкций за некачественно оказанную медицинскую помощь. Иными словами, это - средства, вернувшиеся в бюджет Фонда от проштрафившихся медицинских учреждений. Они распределяются повторно по определенным критериям.

Нормативные документы подразумевают три основных направления по расходованию средств НСЗ. Их можно потратить на:

1) повышение квалификации медицинского персонала;

2) поддержание работоспособности ранее приобретенного медицинского оборудования в ЛПУ;

3) приобретение нового медицинского оборудования.

Лечить по стандартам

Напомним, в 2016 году в связи с аварийными ситуациями, возникшими на двух объектах региональной отрасли здравоохранения - Самарская клиническая гериатрическая больница и Челно-вершинская центральная районная больница, - ТФОМС уже принял в экстренном порядке положительное решение по заявке на выделение финансовых средств на устранение последствий аварий.

В Челновершинском районе медучреждение пострадало в результате стихийного бедствия. При оценке ущерба профнастил крыши перехода из инфекционного отделения в главный корпус (площадь 212 квадратных метров, длина 30 метров) Из средств Территориального фонда ОМС выделено 465 тыс. рублей. Ремонтные работы проведены, больница работает в штатном режиме.

Самарской клинической гериатрической больнице выделено 3 млн. 700 тыс. рублей на ремонтные работы. Там в результате прорыва системы холодного и горячего водоснабжения оказались затоплены помещения 1-го этажа, где расположены в том числе приемное отделение и палаты интенсивной терапии.

Однако главным направлением расходов нормированного страхового запаса, по словам заместителя директора ТФОМС Самарской области Владислава Романова , является оснащение медицинских учреждений необходимым медицинским оборудованием для оказания населению медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования. Важно, что качество оказания медицинских услуг должно соответствовать действующим стандартам во всех без исключения ЛПУ региона.

Прозрачность системы - основа принятия решений

Как объяснил Владислав Романов, существует две группы критериев, определяющих включение медицинских организаций в план мероприятий по дополнительному образованию медработников, проведению ремонта и приобретению лечебно-диагностического оборудования за счет НСЗ.

- Общие критерии подразумевают работу ЛПУ в территориальной программе ОМС, подтвержденную всеми необходимыми документами, и своевременное предоставление правильно оформленной заявки, - рассказывает Владислав Романов. - При рассмотрении заявки также учитывается наличие у организации доходов от исполнения территориальной программы ОМС, укомплектованность медучреждения врачами и средним медперсоналом и доля врачей, имеющих квалификационные категории. В числе дополнительных критериев - особенности медицинской организации (оказание плановой, экстренной, специализированной и/или высокотехнологичной медицинской помощи, статус регионального сосудистого центра, оказание помощи сельскому населению и пр.). За все перечисленное, согласно утвержденной сетке, медучреждению начисляются баллы, которые ложатся в основу принятия решения.

Всего на реализацию в 2016 году данных направлений в НСЗ предусмотрено около 78 млн. рублей. Почти 64 из них - на приобретение оборудования, 13 - на выполнение ремонта техники. Совещания по вопросам включения медучреждений в План проходят в областном Минздраве с участием ТФОМС (состоялось уже три совещания). Отметим, что в следующем году действие Программы продолжится.

Так, в числе уже реализованных мероприятий - ремонт передвижного цифрового рентгеновского аппарата в Сызранской ЦГБ на сумму около 1,5 млн. рублей и компьютерного томографа в Самарской городской больнице им. Пирогова на сумму около 2 млн. рублей. Оборудование отремонтировано также в Нефтегорской ЦРБ, Тольяттинской ГКБ №2 им. Баныкина, Красноярской ЦРБ, Безенчукской ЦРБ и Новокуйбышевской ЦГБ.

Что касается закупки необходимой медицинской техники, в Самарскую городскую детскую клиническую больницу №1 им. Ивановой приобретен электрохирургический высокочастотный аппарат с функцией лигирования сосудов стоимостью около полумиллиона рублей, в Тольяттинскую городскую детскую больницу №1 - фиброгастроскоп для неонатальных и педиатрических исследований стоимостью около 1,5 млн. рублей и источник света к нему стоимостью почти 150 тыс. рублей. В список на обновление парка оборудования также вошли Кошкинская ЦРБ, Похвистневская ЦГБ, Отрадненская городская больница, СОКБ им. Середавина, Хворостянская ЦРБ, Безенчукская ЦРБ, Самарская городская клиническая больница №8, Самарская городская больница №4, Самарская городская больница №7 и Самарская городская консультативно-диагностическая поликлиника №14.