Регулирование обменного курса. Валютная политика и регулирование валютного курса

Существует теория паритета покупательной способности (ППС) как основы соотношения обмена 2-х валют, которая связывает динамику валютного курса с изменением соотношения цен в соответствующих странах.

где R – валютный курс; P1, P2 - уровни цен в рассматриваемых странах.

Теория построена на предположении, что международная торговля сглаживает разницу в движении цен основных товаров; такие товары должны иметь во всех странах приблизительно одинаковые цены, исчисленные в одной и той же валюте. Если на международных рынка возможна деятельность перекупщиков, то доллар (рубль, франк) должен обладать одинаковой покупательной способностью во всех странах.

ППС есть результат сопоставления количества тех благ, которые можно приобрести на национальных рынках стран, чьи валюты сравниваются. Объективность сравнения может быть достигнута при использовании большого числа товаров и услуг, входящих в условную потребительскую корзину 2-х стран.

Если в России такая корзина стоит 2800 руб., а в США – 100 $, то цена 1 $ = 2800/ 100 = 28 руб. Если же в России цены вырастут в 2 раза, то обменный курс доллара к рублю удвоится (56 руб.).

ППС дает ориентир для установления валютных курсов. Дело в том, что последние могут колебаться под влиянием множества причин, отклоняясь от ППС.

При падении курса национальной валюты в выигрыше оказываются экспортеры, а при повышении курса – импортеры.

Действия правительства, влияющие на валютный курс, делят на меры прямого и косвенного регулирования.

Меры прямого регулирования дают быстрый и ощутимый эффект.

1. Политика учетной ставки. Повышая учетную ставку (процент по кредитам, предоставленным ЦБ коммерческим банкам, или дисконт при учете их векселей), ЦБ прямо воздействует на повышение обменного курса валюты. Ведь при высоком проценте КБ меньше берут кредитов и меньше покупают инвалюты. Снижение спроса на инвалюту приводит к росту курса национальной валюты. Если же учетная ставка понижается, то обменный курс падает.

2. Валютные интервенции - это целевые операции по купле или продаже инвалюты для ограничения динамики курса национальной валюты.. Если ЦБ покупает валюту своей страны (продает инвалюту) на валютных рынках, то это приводит к увеличению ее курса (растет спрос при неизменном предложении). И наоборот.

3. Девальвация (снижение курса своей валюты) и ревальвация (повышение курса).

Косвенное воздействие на валютный курс оказывают все инструменты денежно-кредитной и финансовой политики. Если ЦБ проводит мероприятия, направленные на снижение инфляции в экономике, то это приведет к стабилизации обменного курса.

При ужесточении денежно-кредитной политики ограничивается рост денежной массы, сокращается предложение национальной валюты, что ведет к повышению ее курса. Смягчение денежно-кредитной политики создает тенденции к повышению курса национальной валюты.

Ужесточение налоговой политики в целом, и особенно по отношению к нерезидентам, ведет к падению курса национальной валюты.

Курс инвалюты по отношению к национальной повысится, если:

1. Увеличится денежная масса в данной стране.

2. Уменьшится денежная масса в другой стране.

3. Повысится ВВП в данной стране.

4. Понизится ВВП в другой стране.

5. Понизятся процентные ставки в данной стране.

6. Повысятся процентные ставки в другой стране.

7. Повысятся ожидаемые темпы инфляции в данной стране.

8. Понизятся ожидаемые темпы инфляции в другой стране.

9. Повысится отрицательное сальдо торгового баланса данной страны.

Валютное регулирование и валютный контроль осуществляются государством в целях обеспечения развития экономики и национальной безопасности. Необходимость государственного валютного регулирования обусловлена многогранностью валютных отношений в открытом обществе, противоречивостью и разноплановостью интересов участников валютного рынка. Рыночное регулирование безопасно лишь в узких пределах соответствия спроса и предложения валюты и его достижение тоже невозможно без государственного регулирования.

Государственное регулирование устанавливает и поддерживает определенный валютный режим в стране, правила экспорта и импорта, покупки и продажи иностранной валюты, ее вывоза и ввоза из-за рубежа, хождение внутри страны, влияет на формирование обменного курса национальной валюты на валютном рынке, обеспечивает накопление необходимых золотовалютных резервов.

Бизнесу нужна конвертируемая, стабильно устойчивая валюта, предсказуемая политика валютного режима и обменного курса. Крепкая и устойчивая валюта - благо для всех, кроме спекулянтов.

Валютное регулирование осуществляется как экономическими, и административными методами:

· Экономические методы (ставки финансирования, интервенции на бирже и т.д.) интересы конкретных участников рынка непосредственно не затрагивают добровольный выбор.

· Административные методы предполагают волевое управление рынком с целью удаления с него нежелательных заказов и включают прямые запреты на какие-то операции.

Государство осуществляет также валютный контроль, который призван обеспечивать соблюдение законов о валютном регулировании, т.е. определять соответствие валютных операций нормативным актам государственного регулирования.

Валютные операции подразделяется на текущие и капитальные (связанные с движением капитала). Текущие операции составляют неторговые сделки по товарам и услугам, открытие счетов.

Документом валютного контроля служит паспорт сделки, который заполняется при экспорте и импорте. Контролируется реальное соответствие внешнеторговых сделок договорным условиям.

Основная цель имеющихся ограничений - предотвратить отток, вывоз капитала из страны.

Различают следующие модели курсообразования:

1. Жесткий фиксированный курс , включая модификацию в виде валютного совета (Аргентина, Литва, Эстония).

2. Управляемый фиксированный курс - коридор (Бразилия, Россия до 17 августа 1998 г. и др.).

3. Плавающий, в том числе свободный, управляемый с помощью периодических интервенций курс (США, Россия после 17 августа 1998 г. и др.).

Первая модель предусматривает привязку валюты страны к другой; твердой валюте; вводится для борьбы с инфляцией, контроля за наличностью. Предполагает сбалансированность бюджета, устойчивость платежного баланса, наличие валютных резервов.

Третья модель реализуется как плавающий валютный курс, т.е. рыночное курсообразование, отражающее состояние и изменения платежного баланса, вызываемые в том числе политическими и другими нерыночными факторами и сглаживаемые действиями Центрального банка. При плавающем курсе, управляемом с помощью интервенций и других способов, можно накапливать валютные резервы и тратить их на поддержание курса в минимальных размерах.

В России в начале реформ заработала модель плавающего курса. Коммерческие банки получили право самостоятельно устанавливать курс покупки и продажи валюты при операциях с населением. С 8 июня 1992 г., кроме официального, устанавливаемого ежемесячно ЦБ курса, действовал биржевой курс, определявшийся по итогам торгов на ММВБ. Перед окончательным утверждением плавающего курса валютный рынок России пережил валютный коридор (вторая модель). С 6 июля 1995 г. были введены пределы колебаний обменного курса с возможными отклонениями не более 15%. После 17 августа 1998 г. осуществлен переход к плавающему курсу.

На валютный курс, кроме спроса и предложения, влияют денежная масса, валютные резервы, спекулятивное движение капитала и т.д. Корректировку курса с их учетом осуществляет Центральный банк прямыми и косвенными методами, участвует в торгах на ММВБ и межбанковском рынке. Банк России в условиях функционирующего валютного режима берет на себя обязательств по уровню курса, но решает задачу здания благоприятных для рубля условий на валютном рынке, обеспечения экономически обоснованной динамики курса, сглаживания ее в ту и другую сторону, пресечения угроз дестабилизации национальной валюты.

Рыночный курс, в том числе и с учетом воздействия на него Центрального банка, является номинальным курсом. Существует и реальный курс, отражающий покупательную способность национальной денежной единицы и валюты стран - торговых партнеров, разницу в производительности экономик, конкурентоспособности товаров на рынке. Реальный курс предполагает сравнение темпа девальвации и темпа инфляции (рубль к товарной массе).

При стабилизации рубля инфляция продолжает расти. Поэтому стабильный курс еще не признак того, что в экономике все нормально. Курс должен обеспечивать эффективность экспорта и не быть запретительным для импорта. Нужен предсказуемый обменный курс, чтобы для субъектов хозяйствования были четкие ориентиры при планировании доходов и расходов. Тем не менее, в стране сильны позиции сторонников понижения курса рубля, хотя последствия понижения курса для экономики могут быть как положительными, так и отрицательными.

Но привести в действие рычаги понижения курса рубля не просто, так как положительное сальдо торгового баланса укрепляет рубль.

Удешевление рубля можно обеспечить следующими мерами:

1. Уменьшение притока в страну валюты путем снижения, отмены нормы обязательной продажи валюты экспортерами; одновременно это будет способствовать и снижению инфляции, так как Центральный банк сократит выброс денежной массы в обмен на доллары.

2. Выталкивание валюты за рубеж (бегство от доллара) через гашение внешнего долга, инициирование спроса на валюту для наращивания импорта.

Сильный рубль выгоден населению, так как сдерживает инфляцию, удешевляет импорт, и свои нужные товары не уходят за границу, рубль стимулирует приток иностранных инвестиций, уменьшает отток капитала.

Рубль укрепляют увеличение притока валюты извне, сброс наличной валюты населением. Спрос на рубли увеличивают и активное тор-сальдо, и приток валюты через инвестиционный капитал.

Факторы, противодействующие укреплению рубля.

1. Правительству больше дивидендов приносит слабый рубль, внешний долг перестал быть политической проблемой, являясь вопросом техническим; поэтому ради уплаты внешнего долга нет необходимости укреплять рубль.

2. Падает конкурентоспособность товаров отечественного производства на внутреннем рынке; встает задача защиты рынка таможенными пошлинами (конкретно по каждому товару), что не согласуется с требованиями ВТО.

3. Расчет на модернизацию за счет импорта оборудования по мере укрепления рубля не оправдался, доля оборудования в импорте не выросла.

Сейчас для Правительства РФ и Центрального банка главным критерием экономической и денежно-кредитной политики является не инфляция или процентные ставки, а экономический рост. В этих целях Банк искусственно сдерживает укрепление доллара при ощутимой инфляции рубля - при «валютном дожде». Естественно, что и то, и другое возможно как временная мера и большой пользы не приносит. Среди инструментов политики Центрального банка в отношении регулирования обменного курса первостепенное значение имеют валютные интервенции и валютные резервы; первые осуществляются при наличии в достаточных размерах вторых.

Валютная интервенция - это продажа или скупка Центральным банком иностранной валюты в целях понижения, повышения или стабилизации обменного курса. Для повышения курса рубля Центральный банк выбрасывает на рынок иностранную валюту, она дешевеет, а рубль дорожает. Валютные резервы необходимы для выполнения Банком России конституционных функций. Если они тратятся на повышение курса рубля, то население, покупатели долларов выигрывают, так как можно закупить болоне импортных товаров и дешевле продать, т.е. возможно снижение цен. Сокращение валютных резервов в результате поддержания рубля или погашения внешнего госдолга вызывает необходимость их пополнения. Центральный банк выбрасывает на рынок рубли для покупки валюты, и рубль дешевеет. В этом случае цены на импортные товары повышаются, население теряет, т.е. оплачивает траты валюты на выплату долга и другие нужды. Если сальдо валютных операций на ММВБ равно нулю, это означает, что резервы на поддержание рубля не используются и курс удерживается другими способами.

Валютные резервы нужны также для противодействия давления на валютный рынок, выплаты госдолга, на случай падения цен на экспортные товары и темпов экономического роста.

Сейчас в России самое либеральное валютное регулирование среди стран с переходной экономикой. Однако Президент РФ поручил Центральному банку и Правительству РФ разработать меры, упрощающие экспорт капитала для улучшения инвестиционного климата. В Государственную Думу представлен проект нового порядка валютного регулирования.

Структурная валютная политика проводится в форме валютных реформ, направленных на совершенствование принципов взаимодействия всех стран, и, как правило, сопровождается борьбой за упрочение положения отдельных валют и достижение привилегии. При этом структурная валютная политика обусловливает формирование тенденции текущей, включающей в себя комплекс краткосрочных мер, регулирующих валютные курсы, валютные ситуации и функционирование рынков драгоценных металлов.

Проводимая той или иной страной валютная политика оказывает воздействие на соотношение цен в национальной валюте на товары, реализуемые на внешних и внутренних рынках страны. В свою очередь, элементы и формы ее возникают на фоне таких факторов, как: эволюция мирового хозяйства, экономическое положение страны и расстановка сил на мировой арене. Экономическая природа валютной политики страны понимается в историческом аспекте, поскольку приоритетными становятся те или иные конкурентные задачи, как то: валютные ограничения, либерализация валютных операций, предотвращение валютного кризиса и обеспечение валютной стабилизации.

Арсенал используемых элементов политики может при том приобретать дисконтную или девизную формы.

Как правило, в целях регулирования валютного курса и платежного баланса, в целях воздействия на перемещение международного капитала, денежную массу, цену, а также внутреннюю динамику кредитов центральный банк страны может осуществлять дисконтную политику. Суть последней заключается в изменении учетной ставки банка. Так, при пассивном платежном балансе повышение учетной ставки банка способствует усилению притока капитала из стран, где значительно ниже процентная ставка. Тем самым дисконтная политика предотвращает бегство капиталов из страны, стабилизирует платежный баланс и повышает платежный курс. Однако, если экономика страны пребывает в состоянии застоя, то повышение учетной ставки в целях улучшения платежного баланса отрицательно влияет на экономику. При этом нестабильность в экономике не всегда предопределяет движение капитала из страны при оперировании теми или иными процентными ставками. Кроме того, поскольку в мировом хозяйстве усиливаются факторы, регулирующие международное движение капитала и кредита, это обстоятельство ослабляет воздействие учетной политики на платежный баланс. Другими словами, противоречивость внутренних и внешних целей дисконтной политики делают ее не столь привлекательной из-за кратковременности и сравнительно низкой эффективности. Пример тому - активизация дисконтной политики лишь в 30-40 годы и с начала 50-х годов (Англия, США и другие). Однако, усиливающаяся интернационализация хозяйственных связей предопределяет необходимость фиксирована тенденции учетных ставок в других странах обусловливают эффект ценовой реакции.

Наиболее эффективным методом проведения валютной политики является политика девизов, когда государство оказывает воздействие на курс национальной валюты путем купли и продажи иностранных валют. Она проявляется в различных формах: валютная интервенция, диверсификация валютных резервов, валютные ограничения, регулирование степени конвертируемости валют, а также режима валютного курса, девальвация, ревальвация и др.

Валютная интервенция - процесс вмешательства в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты, для чего центральный банк продает иностранную валюту. Особенностью такой интервенции, как формы девизной политики являются: относительная крупномасштабность, кратковременность применения, осуществление за счет официальных золотовалютных резервов и краткосрочных валютных кредитов. В настоящее время используется наряду с интервенцией валют в одном отдельном государстве и коллективная валютная интервенция центральных банков в ряде стран.

Диверсификация валютных резервов - это разновидность девизной политики и направлена на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют. Данная форма позволяет предотвратить потери и обеспечить ритмичность международных расчетов. С этой целью осуществляется продажа нестабильных валют, активизируется покупка более устойчивых валют.

В мире существует около десятка режимов валютных курсов. Многие государства в ходе проводимых экономических реформ использовали и такую форму валютной политики, как двойной валютный рынок. Данная форма обусловливает необходимость деления валютного рынка на две части: официальный валютный курс используется при коммерческих операциях, а рыночный - при финансовых операциях. Круг применения данной политики все более сужался переходом к плавающим валютным курсам. Одними из традиционных методов политики были девальвация - процесс снижения курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам - и ревальвация - процесс повышения курса национальной валюты.

Регулирование режима валютных курсов. Выбор вариантов режима обменных курсов зависит от двух факторов:

1)- экономического потенциала страны, положения ее на мировой арене и причастности к категории развитости;

2) - временного промежутка в рамках данной страны. Варианты режимов обменных курсов ранжируются в зависимости от степени участия правительства данной страны:

· - курс определяется правительством страны;

· - имеет место вмешательство правительства в установление режима;

· - обусловливается полным отсутствием вмешательства правительства, а режим курса определяется рынком.

Первый вариант предусматривает меры в отношении одной иностранной валюты или одновременно нескольких валют. Вмешательство правительства обусловливает так называемую "ползающую зацепку" курса, когда правительство проводит меры по девальвации, сравнивая разницу в темпах инфляции с приоритетными торговыми партнерами страны. Может получить реализацию и "грязное плавание" курса, когда правительство с учетом приоритетов страны произвольно манипулирует плавающим курсом.

Третий вариант отражает ситуацию, когда валюта страны свободно определяется рынком с учетом спроса и предложения валют.

Каждый из названных режимов обменного курса имеет определенные имущества и недостатки, которые мы и рассмотрим.

Режим фиксированного курса имеет следующие преимущества:

· количественная определенность (способствует торговле и стимулированию потока капитала);

· усиливает повышенное доверие к валютной финансовой политике, вызванное необходимостью приближения процентных ставок к ставкам экономики валюты зацепления, а также необходимостью контроля за ростом кредитования и правительственных расходов для предотвращения подрыва обменного курса инфляцией.

Наряду с этим преимущество фиксируемого курса проявляется в сдерживании инфляции. Высокое доверие к валютно-финансовой политике смягчает инфляционные ожидания на рынке труда и финансовых рынках. Однако данный режим не лишен и недостатков.

Страна не способна противостоять определенным экономическим шокам в результате потери экспортных рынков и недостаточности валютных резервов для поддержки фиксируемого курса. Как правило, эти явления сопровождаются резким снижением внутренних цен, которые предопределяют спад производства и рост армии безработных. При установлении режима фиксированного курса возникает проблема в отношении уточнения количества валют, но в случае "зацепления за одну валюту" данная страна характеризуется следующим: эта политика удобна для понимания всеми компаниями на всех финансовых рынках страны; значительно сокращается возможность правительственного манипулирования курсами; уменьшается риск обменного курса в торговле, поскольку операции, проведенные в одной валюте, благоприятны для крупного торгового партнера; колебание курса одной валюты предопределяет колебание курса внутренней валюты по отношению ко всем функционирующим. В отличие от этого политика фиксируемого курса с "зацеплением за корзину валют" характеризуется следующими параметрами: иностранные инвесторы тяжелее воспринимают данную политику, предполагая, что власти манипулируют валютами, так как состав корзины валют широко не известен. Как правило, в таких случаях иностранные партнеры предполагают возможность девальвации; данная политика устраняет риск повышения стоимости единственной валюты, что наиболее благоприятно в отношении регулирования сделок со всеми торговыми партнерами страны. Однако повышение стоимости валюты ведет к уменьшению экспорта, росту импорта и тем самым ухудшает платежный баланс страны.

Валюты подразделяются на три группы:

1. Замкнутые валюты, сфера использования которых огра­ничена территорией страны.

2. Конвертируемые валюты, т.е. обратимые в другие валюты.

3. Ограниченно обратимые валюты, т.е. конвертируемые лишь в некоторые другие валюты (в пределах определенной валютной зоны).

В СССР монополия государства на валютные операции, внешние экономические связи предопределяла и замкнутость национальной валюты. В процессе реформирования монополия перестала существовать как ограничивающая свободу предпри­нимательства, введена конвертируемость рубля, валютный рынок.

Режим конвертируемости национальной валюты по всем ви­дам текущих операций определяет ст. VIII Учредительного Со­глашения (Устава) МВФ, которым на страны - члены МВФ налагаются соответствующие обязательства. В соответствии с Указом Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 721 Россия приняла на себя эти обязательства. Правительство РФ и Банк России реализуют меры, вытекающие из указанных международных обязательств, придерживаются рекомендаций МВФ.

Основой валютной политики государства является регулиро­вание обменного курса рубля, т.е. цен иностранных валют, вы­раженных в рублях (валютных курсов). Валютный курс служит барометром состояния национальной денежной единицы, пла­тежного баланса, влияет на макроэкономические показатели, доходные и расходные статьи государственного бюджета.

В условиях открытой экономики величина валютного курса за­трагивает интересы буквально всех - от безработного до олигарха. Большая часть населения следит за информацией о валютном кур­се и в зависимости от нее принимает финансовые решения, при­чем возможно прямо противоположного содержания: одни валюту продают, другие покупают, одни так действуют из-за того, что курс повысился, а другие - из-за того, что он понизился.

Таким образом, исходя из корпоративной или личной выгоды одни участники валютного рынка могут ее достигнуть на основе понижения, другие - повышения курса нацио­нальной валюты. Экспортерам и производителям, у которых мала доля импортного сырья и комплектующих, выгоден низ­кий курс рубля, так как повышается конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке и падает конку­рентоспособность иностранных фирм на внутреннем рынке России. Низкий курс выгоден и зарубежным покупателям российских предприятий (предприятия в долларах дешевеют). Импортерам, населению нужен сильный рубль: больше мож­но приобрести иностранных товаров, выше покупательная способность заработной платы. Спекулянтам важно, чтобы как можно дольше сохранялась неопределенность, скачкооб­разное изменение курсов, они умело используют кризисные ситуации и заинтересованы в них. Больше всего спекулянты боятся гарантирования динамики курса.



Крепкая, устойчивая валюта всегда благо, но конкретно вы­сокий или низкий курс может быть и полезным и вредным. Все зависит от валютного режима в стране, ситуации в экономике, соотношения между экспортом и импортом, целей, которые ставит курсовая политика.

Разноплановость отношений участников валютного рынка к курсу рубля убеждает, что Банк России не может отдать курсообразование во власть стихии, так как защищает национальные ин­тересы на мировом рынке и выступает покупателем и продавцом валюты. Рыночное регулирование валютного курса безопасно лишь в ограниченных пределах, когда предложение валюты дос­таточно по сравнению со спросом на нее. Но увеличение предложения - это длительный путь, требующий привлечения част­ных инвестиций, вкладов населения, расширения экспорта. И пока он не пройден, государственное валютное регулирование обязательно.

Различают следующие виды валютного регулирования:

1. Жесткий фиксированный курс, включая модификацию в виде валютного совета (Аргентина, Литва, Эстония).

2. Управляемый фиксированный курс - коридор (Бразилия, Россия до 17 августа 1998 г. и др.).

3. Плавающий, в том числе свободный, управляемый с по­мощью периодических интервенций курс (США, Япония, Рос­сия после 17 августа 1998 г. и др.).

Валютное регулирование осуществляется как экономически­ми, так и административными методами. Экономические методы (ставки рефинансирования, интервенции на бирже и т.д.) инте­ресы конкретных участников рынка не затрагивают, рассчитаны на добровольный выбор их поведения. Административные мето­ды предполагают волевое управление рынком с целью удаления с него нежелательных игроков и включают прямые запреты на какие-то операции.

Государство осуществляет также валютный контроль, кото­рый призван обеспечивать соблюдение законов о валютном ре­гулировании, т.е. определять соответствие валютных операций соответствующим нормативным актам, проверять выполнение обязательств в иностранной валюте перед государством, обосно­ванность валютных платежей, полноту и объективность учета и отчетности по валютным операциям. Объектами контроля слу­жат права собственности на валютные ценности, функциониро­вание валютного рынка, валютные счета и операции юридиче­ских и физических лиц.

Основными направлениями валютного регулирования яв­ляются.

1. Определение курса рубля на основе спроса и предложения на валютном рынке.

2. Обязательная продажа экспортерами части валютной вы­ручки для формирования валютного резерва.

3. Продажа иностранной валюты юридическим лицам для целей импорта, иностранным инвесторам для перевода за гра­ницу прибыли и дивидендов.

4. Запрет расчетов и платежей между юридическими лицами и гражданами в иностранной валюте.

5. Установление пределов вывоза гражданами валюты за рубеж.

Валютное регулирование использует понятия резидента (предприятие, организация с местонахождением в России, а также физические лица, постоянно проживающие в России, в том числе временно находящиеся за ее пределами) и нерезиден­та (юридические и физические лица за пределами России).

Валютное регулирование и контроль концентрируются на пресечении спекуляций против рубля, незаконного вывоза ва­люты, расширении использования рубля во внешнеторговом обороте, дедолларизации экономики. Для организаций и част­ных лиц устанавливаются ограничения покупки и продажи ино­странных валют, а также другие ограничения с целью уменьше­ния дефицита платежного баланса и поддержания курса нацио­нальной валюты.

Полученная резидентами иностранная валюта должна обяза­тельно зачисляться на их счета в уполномоченных банках, они могут продавать ее на внутреннем рынке. Покупка и продажа инвалюты, минуя уполномоченные банки, не допускается.

Текущие валютные операции резиденты осуществляют без ограничений, а операции, связанные с вложением капитала, - в порядке, установленном Банком России. Вывоз иностранной валюты из России резидентами регламентируется Банком Рос­сии и ГТК России.

Нерезиденты могут без ограничений продавать и покупать валюту за рубли, ввозить ее в Россию.

Банк России в условиях функционирующего валютного ре­жима не берет на себя никаких обязательств по уровню курса, но решает задачу создания благоприятных для рубля условий на валютном рынке, обеспечения экономически обоснованной ди­намики курса, сглаживания ее в ту и другую сторону, пресече­ния угроз дестабилизации национальной валюты.

Валютный курс устанавливается на единой торговой сессии (ETC) ежедневно в 11.30. ETC объединяет все региональные ва­лютные рынки, и средний курс по итогам торгов приобретает общероссийское значение. К торгам допускаются банки - чле­ны валютных секций всех валютных бирж и банки с валютной лицензией. Обязательным является депонирование рублей и долларов на счета за день до торгов. Стандартным лотом служат 1000 долл. США. Предел отклонения значения курса заявок ус­тановлен в размере 15% от средневзвешенного курса предыду­щих торгов. В случае большего отклонения торги прерываются для изучения ситуации. Выставляя заявки, банк указывает объем продажи (покупки) валюты, курс обмена. Сделка заключается на двусторонней основе, когда котировки продавца удовлетво­ряют покупателя, что исключает сделки по нереальным курсам. Через Интернет участники торгов - банки и их клиенты могут в режиме реального времени видеть ситуацию на рынке, изме­нение котировок и оказывать влияние на конъюнктуру.

Банк России в торги не вмешивается, но может воздейство­вать на курс рубля следующими рычагами:

Валютные интервенции;

Изменение процентных ставок по операциям на денежном рынке;

Депозитные операции для регулирования рублевой лик­видности на межбанковском рынке;

Изменение порядка обязательной продажи экспортерами части валютной выручки;

Депонирование импортерами в обслуживающем банке суммы рублей, равной сумме аванса (по курсу на день приобретения валюты), при предоплате по договорам на импорт товаров;

Изменение резервных требований и других экономических нормативов кредитных организаций;

Изменение порядка проведения валютных торгов на упол­номоченных валютных биржах и правил совершения ва­лютных операций;

Предоставление права ввоза валюты лишь при условии декларирования;

Установление для коммерческих банков лимита остатка кассы в инвалюте, запрет банкам иметь на конец дня по­ложительную валютную позицию;

Продажа валюты населению только через валютные счета и кассы коммерческих банков при свободной ее скупке через обменные пункты и другие ограничения хождения наличной валюты;

Запрет для участников рынка на покупку валюты с целью инвестирования в ценные бумаги;

Выпуск Банком России собственных облигаций в качест­ве альтернативы для коммерческих банков вложению средств в валюту.

Одни из перечисленных мер Банк России использует, дру­гими может воспользоваться при необходимости.

Так, валютная интервенция (продажа или скупка Банком России иностранной валюты) или повышает, или понижает курс рубля. Для повышения курса Банк России выбрасывает на ры­нок иностранную валюту, она дешевеет, а рубль дорожает. Ва­лютные резервы сокращаются. Когда их остается немного или валюта требуется для других нужд, он может выступить покупа­телем на рынке валюты и курс рубля понизится. Рубль дешеве­ет, а валюта расходуется, например, на выплату по внешнему государственному долгу. В этом случае поднимаются цены на импортные товары, население теряет, т.е. долг частично выпла­чивается за счет населения. Когда рубль дорожает (доллар пада­ет), то валютные резервы тратятся на поддержание рубля, поку­патели долларов довольны: можно закупить больше импортных товаров и дешевле продать, т.е. население выигрывает.

Если сальдо валютных операций Банка России на ММВБ равно нулю, это означает, что резервы на поддержание рубля не используются и курс удерживается другими способами.

В условиях действующего порядка курс рубля фиксируется ежедневно; Банк России официально объявляет фактически о размерах девальвации или ревальвации.

Девальвация может быть одномоментной и в значительных размерах (десятки, сотни процентов) и постепенной или ползу­чей (доли процента, несколько процентов).

Девальвация восстанавливает макропропорции, нарушенные политическими решениями, корректирует платежный баланс, обеспечивая положительное сальдо по текущим операциям. Для экономики ее последствия могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительные стороны девальвации заклю­чаются в следующем:

Снижаются валютные риски, уменьшаются процентные ставки и повышается инвестиционная активность.

Обесценивается государственный долг, номинированный в национальной валюте, и удешевляется его обслуживание.

Снижается уровень внутренних цен по сравнению с миро­выми и повышается конкурентность обрабатывающей промыш­ленности.

Укрепляется экономика экспортно-ориентированных пред­приятий и усиливается приток валюты в страну. Отрицательные стороны девальвации:

Возрастает вероятность повышения цен, инфляции.

Сокращается импорт дешевых товаров.

Снижается уровень жизни населения.

Возрастает угроза банкротства предприятий, банков.

Растут затраты по обслуживанию госдолга, номинирован­ного в иностранной валюте.

Парализуется функционирование фондового рынка.

Для выявления назревания девальвации сравнивают рубле­вые обязательства негосударственного сектора с объемом ва­лютных резервов*.

* В июне 1998 г. соотношение было 70: 15,6, что и предопределило девальвацию в пропорции 1: 4 и выше.

Россия к середине 1998 г. оказалась втянутой в мировой ва­лютный кризис. Его предпосылками послужили завышение кур­са рубля, высокие процентные ставки, увлечение краткосроч­ными кредитами международных банков, истощение валютных резервов, отток капитала из страны.

Следствием валютного кризиса стала девальвация в сочета­нии с высоким темпом роста инфляции. Ее последствия ощути­мы до сих пор. Так, экспортеры вначале выиграли, а затем про­играли из-за повышения внутренних цен; кроме того, большие суммы валютных кредитов они возвращают, покупая валюту по новому курсу. Отечественные производители не удержались от соблазна повысить цены, упустив благоприятную ситуацию для укрепления своих позиций на внутреннем рынке. Лопнули многие банки, так как их обязательства (внешние займы, вкла­ды населения) выражены в валюте, а требования - в основном в рублях. В бюджет поступает больше доходов через налоги, но требуется индексировать государственные расходы.

Девальвация не решила ни одной проблемы окончательно. Обесценение рубля продолжается, накапливается критическая масса для новой масштабной девальвации и инфляции, которая раскручивается по схеме: эмиссионные деньги - валютная бир­жа - падение курса рубля - рост цен, а затем цикл повторяется. Использование вместо эмиссионного финансирования высокодо­ходных государственных ценных бумаг лишь на время стабили­зирует курс рубля и цены, так как увеличивает государственный долг с неопределенными источниками его обслуживания.

Если и впредь поддерживать конвертируемость*, то для ста­билизации платежной системы потребуется увеличение золото­валютных резервов в несколько раз.

* Марка ФРГ стала свободно конвертироваться лишь в середине 60-х годов, а иена Японии - в начале 90-х.

В ряде стран используется валютное управление специальным го­сударственным комитетом, которому передается контроль за денежной системой страны.

Сущность валютного управления заключается в уравнении: если в наличном обращении находятся, например, 200 млрд руб., то им должен соответствовать валютный резерв 8 млрд долл. при курсе 25 руб./долл. И если требуется дополнительно напечатать 10 млрд руб, то для этого предварительно нужно пополнить валютный резерв на 0,4 млрд долл.

Курс фиксируется и привязывается к твердой валюте, каждому новому рублю в обращении должна соответствовать единица валюты, в которой исчисляются золотовалютные резервы. Объявленный курс на­циональной валюты сохраняется ряд лет. Все это должно способство­вать росту доверия к валюте, притоку капитала в страну.

При недостатке твердой валюты используются займы, заемная валюта покупается Центральным банком страны у правительства за национальную валюту по текущему курсу и закладывается в зару­бежных банках в качестве резерва. Национальная валюта расходуется правительством в установленном порядке.

В России для оздоровления валютной системы дважды успешно применялся выпуск параллельной денежной единицы (С. Витте - ко­нец XIX в., Г. Сокольников - 20-е годы XX в.). Дополнительная денежная единица с золотым обеспечением (золотой червонец) делила денежное обращение на две части:

Обеспеченная часть бюджета, т.е. сфера обслуживания стабиль­ным золотым червонцем;

Статьи бюджета, требующие эмиссионного наполнения, т.е. сфе­ра обслуживания постепенно девальвирующимися рублями.

Рост золотого запаса вытеснял слабый рубль, укрепляя червонец, который уже не нуждался в привязке к какой-либо другой валюте.

Банк России является основным органом валютного регули­рования, он издает правила обращения иностранной валюты, выдает лицензии коммерческим банкам на валютные операции, проводит все виды валютных операций. Органами валютного контроля являются Банк России, Минфин России.

Регулированию и контролю подвержены все этапы движения валюты - от выделения квоты до перечисления валютной вы­ручки. Документом валютного контроля служит паспорт сделки, который заполняется при экспорте и импорте. Экспортная вы­ручка фиксируется уполномоченными банками и поступает на транзитные счета предприятий-экспортеров. Жестко контроли­руются авансовые платежи (предоплата).

Ужесточаются требования к банкам относительно реального соответствия внешнеторговых сделок договорным условиям, информации о валютных счетах.

Банк России и его территориальные управления налагают и взыскивают в бесспорном порядке штрафы за неправильный учет валютных операций или непредставление органам и аген­там валютного контроля необходимой документации. Полномо­чиями по наложению и взысканию штрафов за другие валютные нарушения обладает также Минфин России.

Контролируются движение валюты внутри страны и через границу, возврат вывезенных за рубеж капиталов. Россия явля­ется членом международной организации по борьбе с легализа­цией преступных доходов - ФАТФ.

Вопросы для повторения

1. Перечислите задачи государственного регулирования экономи­ки на современном этапе.

2. Каковы основные рычаги государственного воздействия на эко­номику?

3. Покажите роль Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в регулировании экономики.

4. Какие показатели и критерии используются в государствен­ном регулировании экономики?

5. В чем состоит процедура государственной регистрации пред­приятий?

6. Рассмотрите лицензирование деятельности юридических и фи­зических лиц.

7. Что представляют собой стандартизация и сертификация?

8. Покажите место государственного заказа в системе регули­рования экономики.

9. В чем заключаются функции Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству?

10. Какие существуют способы антимонопольного контроля?

11. Как происходит регулирование тарифов и цен на продукцию естественных монополий?

12. Назовите участников фондового рынка.

13. Охарактеризуйте способы государственного регулирования рын­ка ценных бумаг.

14. Назовите основных эмитентов корпоративных ценных бумаг.

15. Назовите приоритеты денежно-кредитной политики.

16. Какие существуют неинфляционные инструменты денежной политики?

17. Какие существуют инструменты регулирования количества денег в обращении?

18. Как формируется обменный курс рубля?

Глава 6. Управление основными народно­хозяйственными комплексами

Направления научно-технической и промышленной политики Органы управления топливно-энергетическим, агропромышленным, транспортным, оборонным комплексами Акционерные компании и общества Реформирование государственных предприятий Опера­ции с пакетами государственных акций

Согласно теории «трех секторов», развитие идет последова­тельно от общества, где большая часть населения занята добычей и производством сырья, к обществу индустриальному, а затем и постиндустриальному, где дальнейший экономический рост свя­зан с перемещением хозяйственной деятельности в сферу услуг, информационной индустрией, охраной окружающей среды.

В годы реформ государство оказывало минимальное влияние на отраслевую структуру производства и она формировалась больше под воздействием стихийных рыночных механизмов, приспосабливаясь к платежеспособному спросу. В результате произошли структурные изменения, характеризующиеся значи­тельным снижением доли машиностроения, строительства, лич­ного потребления и резким повышением доли сырьевых отрас­лей и сферы обращения. Их нельзя считать прогрессивными, так как рост непроизводительных услуг не повышает эффектив­ность производства.

Нерациональная производственная структура представляет большую опасность, чем нехватка ресурсов. Поэтому в настоя­щее время государственное управление направлено на обеспече­ние экономического роста путем структурной перестройки, по­вышения инвестиционной активности, внедрения новейших на­учно-технических достижений, использования потенциала предприятий всех отраслей. Структурная политика берет курс на качественное совершенствование и восстановление объемов производства при активной государственной поддержке пер­спективных отраслей. На основе технологической базы более высокого уровня предстоит перейти к общенациональной, спо­собной в зависимости от ситуации решать и гражданские, и оборонные задачи промышленности. Приоритетами структурной политики становятся наука, производства, образующие «точки роста», транспорт и коммуникации, социальная сфера.

В первичном звене экономики - на предприятиях - преду­сматривается решение комплекса правовых, организационных, экономических проблем, связанных с корпоративным управле­нием, разграничением прав и ответственности между собствен­никами и менеджерами, укреплением договорной дисциплины, введением бухгалтерского учета по международным стандартам.

В новой экономической системе государство непосредственно не вмешивается во внутренние дела частных предприятий, не могут директивными методами управлять отраслевые министер­ства. Государственное воздействие на предприятия осуществляет­ся прежде всего упорядочением законодательства, установлением справедливых правил экономического поведения на рынке, вне­дрением новых форм и методов регулирования, при которых ми­нистерства берут на себя ответственность за структурные и ин­ституциональные преобразования, содействуют развитию эффек­тивного частного сектора. При этом функциональные органы исполнительной власти взаимодействуют с отраслевыми органа­ми, являющимися традиционными для экономической системы страны, и становятся штабами, где разрабатываются концепции развития, направления научно-технической и промышленной политики, на которые ориентируются все предприятия независи­мо от форм собственности и хозяйствования.

Подлежит регулированию со стороны государства. Регулирование валютного курса происходит министерством финансов, посредством центральным банком и с помощью специально созданных органов валютного контроля.

Регулирование валютного курса - комплекс мер, который включает:

  • девизную политику – то есть воздействие на курс национальной валюты с помощью сделок по покупке и продаже на иностранной валюты. В процессе приобретения иностранной валюты за национальные денежные средства центральный банк увеличивает спрос на иностранные деньги и добивается снижения курса национальной валюты;

  • дисконтная политика – изменение ставки центрального банка, что приводит к изменениям притока иностранного капитала в страну. Когда ставка увеличивается, улучшается и состояние баланса страны, и повышается курс ее национальной валюты;

  • валютные интервенции.

Государственное регулирование валютного курса.

Воздействие на колебания валютного курса через государственные рычаги происходит через некоторые инструменты:
  • девальвацию – снижение курса денежной единицы на официальном уровне, которое дает преимущества экспортерам страны, то есть при операциях обмена валют они имеют больше национальных денежных знаков;

  • валютный демпинг – вывоз товаров по ценам ниже мировых; этот процесс может быть связан с отставанием падения покупательной способности денег от ухудшения курса инфляционной валюты – экспортер получает добавочную прибыль за счет понижения стоимости экспортных товаров;

  • ревальвация – повышение курса национальной денежной единицы к иностранным валютам.

На предполагается, что валюты будут регулироваться самостоятельно под влиянием спроса и предложения и установления в связи с этим их курсового соотношения. Однако на практике государственное и рыночное регулирование валютных курсов дополняют друг друга.

Еще одна важная форма регулирования валютных курсов государством – система валютных ограничений – совокупность мер, которые регламентируют операции с национальными и иностранными денежными знаками. Для проведения валютных интервенций ЦБ продает (или покупает) национальную валюту на внешних валютных рынках: продажа валюты способствует понижению , а ее покупка – повышению.

Также возможно косвенное регулирование валютных курсов , например, с использованием различных инструментов денежно-кредитной и финансовой политики Центрального банка. Так, если государство проводит комплекс мер, направленных на снижение инфляции, это обязательно отразится и на курсе обмены национальной валюты на иностранную.

Объекты регулирования государством – валютные ограничения и способ конвертируемости валюты. Валютные ограничения – введенные в законодательном порядке ограничения операций с .

Регулирование валютного курса-видео:


От количества введенных валютных ограничений напрямую зависит и режим конвертируемости валют. В экономической литературе принято различать свободно конвертируемые, частично обратимые и полностью неконвертируемые валюты.

Полностью конвертируемые – валюты стран, где полностью отсутствуют ограничения для всех, у кого имеется валюта этого государства (нерезиденты и резиденты). Это, например, США, Великобритания, Япония, ФРГ и т.д.

Частичная конвертируемость предполагает, что в стране действуют ограничения по некоторым видам операций или для конкретных держателей валюты (если для резидентов – внешняя конвертируемость, если для нерезидентов – внутренняя).

Валюту принято считать неконвертируемой, когда в стране существуют все виды ограничений, а главное – запрет на покупки-продажу иностранных банкнот, их ввоз, хранение. Такой режим конвертируемости характерен для развивающихся стран.