Модели экономических систем и экономические отношения. Экономические системы и их сущность

6 Сущность основные черты переходной экономики России 1990е гг. Основными чертами традиционной экономики являются: Основой экономики являются частная собственность на средства производства и личный труд их владельцев. Основные характеристики рыночной экономики: 1 основой экономики является частная собственность на средства производства; 2 многообразие форм хозяйствования; 3 наличие механизма свободной конкуренции; 4 рыночный механизм ценообразования; 5 саморегулирование рыночной экономики; 6 договорные отношения между хозяйствующими...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Тема 2. Теория экономических систем и их моделей

2.6 Сущность, основные черты переходной экономики России (1990-е гг.). Позитивные и негативные результаты развития экономической системы РФ переходного периода.

2.1 Типы экономических систем: традиционная экономика и рыночная экономика – характеристика, преимущества и недостатки

В последние 150-200 лет в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные – рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные систем – традиционная и административно-командная.

Традиционная экономика – это тип экономической системы, в которой научно-технический прогресс проникает с большими трудностями, т.к. он вступает в противоречие с традициями. Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладной экономике. Все экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями и традициями.

Основными чертами традиционной экономики являются:

  1. Основой экономики являются частная собственность на средства производства и личный труд их владельцев.
  2. Крайне примитивная технология, связанная с первичной обработкой природных ресурсов.
  3. Общинное ведение хозяйства.
  4. Натуральный обмен товарами.
  5. Преобладание ручного труда.
  6. Неразвитость денежно-кредитных отношений.

Рыночная экономика – это тип экономической системы, которая основана на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. Она присуща тем социально-экономическим системам, где имеются товарно-денежные отношения.

Возникнув много веков назад, рыночная экономика достигла высокого уровня развития, стала цивилизованной и социально ограниченной. Основные характеристики рыночной экономики:

1) основой экономики является частная собственность на средства производства;

2) многообразие форм хозяйствования;

3) наличие механизма свободной конкуренции;

4) рыночный механизм ценообразования;

5) саморегулирование рыночной экономики;

6) договорные отношения между хозяйствующими субъектами;

7) минимум вмешательства государства в экономику.

Рыночная экономика свободной конкуренции сложилась в XVIII в., но значительная часть её элементов вошли в современную рыночную экономику. Основными чертами рыночной экономики свободной конкуренции являются следующие:

  • частная собственность на экономические ресурсы;
    • рыночный механизм регулирования экономики, основанной на свободной конкуренции;
    • большое число самостоятельно действующих продавцов и покупателей каждого товара.

Современная рыночная экономика (современный капитализм) оказалась наиболее гибкой, она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Её основными чертами являются:

  • многообразие форм собственности;
    • развитие научно-технического прогресса;
    • активное воздействие государства на развитие национальной экономики.

2.2 Типы экономических систем: административно-командная экономика и смешанная экономика – характеристика, преимущества и недостатки

Административно-командная экономика (централизованно-плановая экономика) – это тип экономической системы, в которой основные экономические решения принимаются государством, «берущим» на себя функции организатора хозяйственной деятельности общества. Все экономические и природные ресурсы находятся в собственности государства.

Для административно-командной экономики характерно централизованное директивное планирование, предприятия действуют в соответствии с доводимыми им из «центра» управления плановыми заданиями.

Основными чертами административно-командной экономики являются:

  1. основой экономики является государственная собственность;
  2. абсолютизация государственной собственности на экономические и природные ресурсы;
  3. жесткая централизация в распределении экономических ресурсов и результатов хозяйственной деятельности;
  4. существенные ограничения или запрещения частного предпринимательства;
  5. активно используется концентрация производства для достижения стратегических целей и других передовых позиций;
  6. социальные стабильность и справедливость;
  7. устойчива в критические периоды развития общества (война, природная или техногенная катастрофа и т.п.).

Смешанная экономика органически соединяет в себе преимущества рыночной, административно-командной и даже традиционной экономики и тем самым в определенной степени устраняет недостатки каждой из них или смягчает их отрицательные последствия.

Смешанная экономика – тип современной социально-экономической системы, складывающийся в развитых странах Запада и некоторых развивающихся странах на стадии перехода к постиндустриальному обществу. Смешанная экономика носит многоукладный характер, ее основу составляет частная собственность, которая взаимодействует с государственной собственностью (20 – 25%).

Основными чертами смешанной экономики являются:

  1. основой экономической системы является взаимодействие частной и общественной форм собственности;
  2. многообразие форм хозяйствования;
  3. функция производства «возложена» на частный бизнес, а процесс реализации – и на государственные (муниципальные) и частные предприятия;
  4. высокий уровень налоговых ставок;
  5. высокий уровень пособий гражданам и субсидий и дотаций предприятиям;
  6. достаточно высокое развитие предприятий социальной сферы.

На базе разнообразных форм собственности функционируют различные типы хозяйства и предпринимательства (крупное, среднее, мелкое и индивидуальное предпринимательство; государственные и муниципальные предприятия (организации, учреждения).

Смешанная экономика – это рыночная система со свойственной ей социальной ориентацией экономики и общества в целом. Интересы личности с ее многосторонними потребностями выдвигаются в центр социально-экономического развития страны.

Смешанная экономика имеет свои особенности в разных странах и на различных этапах развития. Так, например, смешанная экономика в США характеризуется тем, что государственное регулирование здесь в значительно меньшей степени, чем в других странах, так размер государственной собственности невелик. Главная позиция в экономике США занимает частный капитал, развитие которого стимулируется и регулируется государственными структурами, правовыми нормами, налоговой системой. Поэтому в значительно меньшей степени, чем в Европе, распространены здесь смешанные предприятия. Тем не менее, в США сложилась определенная форма государственно-частного предпринимательства через систему правительственных законов.

Россия практически первая в мире применила опыт административно-командной экономики в форме государственного социализма. На современном этапе Россия начинает использовать основные элементы смешанной экономики.

2.3 Модели экономических систем: американская, шведская, японская - характеристика, преимущества и недостатки

Для каждой экономической системы характерны свои национальные модели организации хозяйства. Рассмотрим некоторые наиболее известные национальные модели экономических систем.

Американская модель построена на системе поощрения предпринимательской активности, развитии образования и культуры, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным слоям населения предоставляются различные льготы и пособия для поддержания минимального уровня жизни. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. Проблема социального равенства здесь вообще не стоит.

Шведская модель отличается сильной социальной направленностью, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Эта модель означает, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) – на государство. «Сердцевиной» шведской модели является социальная направленность, за счет высокого налогообложения (более 50% ВНП). Главное достоинство шведской модели в том, что она сочетает относительно высокие темпы экономического роста с высоким уровнем полной занятости, обеспечения благосостояния населения. В стране до минимума сведена безработица, невелики различия в доходах населения, высокий уровень социального обеспечения граждан.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в т.ч. уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов общества над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики. Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской модели характерно сохранить свои традиции при этом активно заимствовать в других странах всего того, что нужно для развития страны.

2.4 Модели экономических систем: китайская, российская модель переходного периода (90-е гг. ХХ века), российская модель периода относительной стабилизации (2000-е гг.) - характеристика, преимущества и недостатки

Китайская модель экономики. После введения в СССР в рамках «перестройки» (конец 1980-х гг.) разрешения на ведение предпринимательской деятельности в виде кооперативов, в Китайской народной республике в начале 1990-х гг. начали формироваться аналогичные процессы и явления. В настоящее время экономика Китая основана на характеристиках административно-командной экономики с элементами рыночной экономики. Также в рамках данной национальной модели значительное влияние оказывают традиции общества, а также политические процессы в рамках страны.

Российская модель переходной экономики. После длительного господства административно-командной системы в экономике России в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ в. начался переход к рыночным отношениям. Главная задача Российской модели переходной экономики – это формирование эффективной рыночной экономики с социальной направленностью.

Условия для перехода к рыночной экономики сложились неблагоприятные для России:

  • крайне высокая степень огосударствления экономики;
  • почти полное отсутствие легального частного сектора при увеличении «теневой экономики»;
  • длительное существование нерыночной экономики, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения;
  • крайне искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл ВПК, а роль других отраслей народного хозяйства была принижена;
  • неконкурентоспособность отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Основными характеристиками модели переходной экономики в России являются:

  • сочетание общественной и частной собственности;
  • формирование и становление частного предпринимательства на основе частной собственности;
  • создание конкурентной среды для всех хозяйствующих субъектов;
  • формирование правовой среды в обществе;
  • неэффективная система социальной защиты населения;
  • неконкурентоспособная на мировом рынке экономика.

Российская модель экономики относительной стабилизации стала формироваться после того, как в 90-е гг. ХХ века были сформированы основные рыночные институты, прошли процессы приватизации, сложилась правовая и политическая среды и т.п. Данный период характеризуется относительной стабильностью, даже «на фоне» кризиса 2008 г., который не оказал столь разрушительного влияния, как дефолт 1998 г. Также в течение данного периода произошел рост основных макроэкономических показателей, снижение уровня инфляции и безработицы, стали формироваться и реализовываться различные социальные программы и проекты.

2.5 Основные экономические проблемы общества: Что производить? Как производить? Для кого производить? – сущность и методы их решения в рамках каждой экономической системы – традиционной, рыночной, административно-командной и смешанной

Любое общество независимо от того, насколько оно богато или бедно, решает три основные вопроса экономики: какие товары и услуги необходимо производить, как и для кого. Эти три основополагающих вопроса экономики являются решающими (рис. 2.1.).

Рисунок 2.1 - Основные экономические проблемы общества

Что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком количестве? Отдельный человек может обеспечить себя нужными товарами и услугами различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие блага, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно было бы подождать, а от чего вообще отказаться. Что необходимо в данный момент производить – мороженое или рубашки? Небольшое количество дорогих качественных рубашек или много дешевых? Надо ли производить меньше товаров потребления или необходимо больше выпускать товаров производственного назначения (машины, станки, оборудование и т.д.), которые в будущем поднимут производство и потребления.

Иногда выбор может быть достаточно трудным. Существуют так называемые слаборазвитые страны, которые настолько бедны, что усилия большей части рабочей силы тратятся на то, чтобы только накормить и одеть население. В таких странах для того, чтобы поднять жизненный уровень населения, необходимо наращивать объёмы производства, но для этого необходима перестройка национального хозяйства и, прежде всего модернизация производства.

Как должны быть произведены товары и услуги? Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого экономических блага в отдельности. Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации производства? Существует далеко не один вариант строительства конкретного дома, школы, колледжа, автомобиля. Здание может быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную. Одни здания строят частные лица, другие – государство. Решение о выпуске автомобилей в одной стране принимает государственный орган, в другой – частные фирмы.

Для кого произведен продукт? Кто сможет воспользоваться товарами и услугами, произведенными в стране? Поскольку количество произведенных товаров и услуг ограниченно, то возникает проблема их распределения, чтобы удовлетворить все потребности, необходимо понять механизм распределения продукта. Кто должен пользоваться этими продуктами и услугами, извлекать полезность? Должны ли все члены общества получать одинаковую долю, или нет? Чему должен быть отдан приоритет – интеллекту или физической силе? Будут ли больные и старики есть досыта или их бросят на произвол судьбы? Решение данной проблемы определяет цели общества, стимулы его развития.

Основные экономические проблемы в различных социально-экономических системах решаются по-разному. Например, в рыночной экономике все ответы на основные экономические вопросы: Что? Как? Для кого? – определяет рынок: спрос, предложение, цена, прибыль, конкуренция.

«Что» решается платежеспособным спросом, голосованием денег. Потребитель сам решает, за что он готов платить деньги. Производитель же будет сам стремиться удовлетворять желание потребителя.

«Как» решается производителем, который стремится получить большую прибыль. Поскольку установление цен зависит не только от него, то для достижения своей цели в условиях конкуренции производитель должен произвести и продать как можно больше товаров и по более низкой цене, чем его конкуренты.

«Для кого» решается в пользу различных групп потребителей с учетом их доходов.

Основное экономическое противоречие: безграничные потребности удовлетворяются за счёт ограниченных ресурсов.

Дополнительные вопросы к семинарскому занятию по теме 2:

1. Сформулируйте и охарактеризуйте преимущества и недостатки каждой экономической системы.

2. Сформулируйте и охарактеризуйте преимущества и недостатки каждой модели экономической системы.

3. Каким образом основные экономические проблемы решаются в рамках каждой экономической системы – традиционной, рыночной, административно-командной и смешанной

4. Сущность, основные черты переходной экономики России (1990-е гг.). Позитивные и негативные результаты развития экономической системы РФ переходного периода.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

16566. Новая теория экономических систем и ее приложения 260.27 KB
Теория базируется на общем понятии системной парадигме сформулированном Я. В новой теории используется экзогенное понятие системы отличное от классического эндогенного основанного на изначальном описании системы как совокупности элементов и связей между ними. Новая системность основана в первую очередь на экзогенном восприятии системы как...
18654. Исследование экономических моделей оплаты труда в медико-производственной организации в условиях рынка 108.05 KB
Именно потребитель голосует своим рублем за или против данного товара или вида услуг тем самым признавая или отрицая общественную значимость заключенного в нем труда. Таким образом средством координации труда в этой системе выступают товарно-денежные отношения и конкуренция. Соответственно количество источников поступления средств увеличилось в том числе и на финансирование оплаты труда медицинских работников.
10900. Теория экономических организаций 26.99 KB
Под отношением власти понимают передачу полномочий принятия решения явным или неявным образом от одного агента или группы агентов другим агентам. Действия подобного управляющего определяют две группы интересов: 1 обслуживание интересов управляемого предприятия улучшение производственных показателей и получение прибыли или в крайнем случае минимизация убытков если работа предприятия не рассчитана на прибыль; 2 государственный менеджер не может не помнить о своих личных экономических материальных интересах. Организация и группы. Большие...
3738. Типы экономических систем 6.18 KB
Классификация типов национальных экономик позволяет идентифицировать их хозяйственный механизм, адекватный уровню развития страны, ее конкурентным преимуществам и национальным угрозам.
12089. DLES – платформа для создания систем дискретных имитационных моделей (Discrete Lattice Ecosystem Simulator) 17.55 KB
Области коммерческого использования разработки. Также возможно применение данной системы государственными органами разного уровня осуществляющими контроль в области лесопользования и для обучения специалистов в соответствующей области.
21670. Теория систем массового обслуживания 185.18 KB
Ширина полосы налета определяется возможностями обстрела всеми каналами любой цели в пределах полосы налета. Предполагается, что если самолет летит вне пределов полосы налета (слева или справа), тот эти самолеты не могут быть обстреляны ни одним из каналов данной системы ПВО.
21339. Национальная экономика в разрезе экономических систем 38.33 KB
Основу национальной экономики составляют предприятия фирмы организации домашние хозяйства объединенные экономическими взаимоотношениями в единое целое выполняющие определенные функции производящие товары или услуги. Соответственно определение этих источников оптимальной структуры экономики распределения прав собственности экономических финансовых механизмов типа социально-трудовых отношений форм связи с внешним миром системы управления экономикой в целом экономических границ национальной экономики - ключевые элементы системы...
17128. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ВОСПРИИМЧИВОСТЬЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ 397.63 KB
С этой точки зрения актуально исследование качеств и свойств которыми должны обладать социально-экономические системы чтобы быть восприимчивыми к инновациям к вызываемым ими изменениям. Современные социально-экономические системы являются открытыми и нелинейными системами т. В качестве объекта исследования выступают социально-экономические системы мезо- и микро- уровня а в качестве предмета исследования – управленческие отношения возникающие между компонентами социально-экономической системы при изменении ее инновационной...
14389. Место развитых экономических систем в глобальной неоэкономике 26.3 KB
Глобализация сказывается на экономике всех стран. Она затрагивает производство товаров и услуг, использование рабочей силы, инвестиции, технологии и их распространение из одних стран в другие. Все это в конечном итоге отражается на эффективности производства, производительности труда и конкурентоспособности. Именно глобализация вызвала обострение международной конкуренции
16532. Самоорганизация экономических систем в малых и средних городах Европейской России 12.96 KB
Одной из моделей характеризующих организацию экономической системы является бизнес-стеда под которой понимается современное состояние и условия развития бизнеса на определенной территории. Ключевыми компонентами бизнес-среды являются: бизнес-структура соотношение различных типов бизнеса на территории институциональные условия трудовое поведение населения и наличие местного бизнес-сообщества как связующего элемента системы. Анализ бизнес-среды особенно важен при изучении процессов саморазвития городской экономики так как в ходе него...

Для каждой экономической системы характерны свои на­циональные модели организации хозяйства, так как страны отличаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Так, для административно-командной экономической системы характерными были советская, китайская, югославская и дру­гие модели. Современной капиталистической системе также присущи различные модели.

Изучение этих моделей имеет практическое значение для разработки модели развития России. При этом речь идет не о копировании чужого опыта, а о творческом его использова­нии с учетом конкретных условий, сложившихся в нашей стране.

Рассмотрим наиболее известные национальные модели экономических систем. Из них наиболее ярко выражающейся DII Ценностью командно-административной системы является китайская модель.

Китайская модель связана с реформированием сельского хозяйства - переходом от «народных коммун» к системе семейного подряда. Этот процесс завершился к концу 1984 г. Выли образованы семейные крестьянские хозяйства на земле, переданной им в пользование на 15-20 лет, а кое-где до 30 лет. Из произведенной продукции часть сдают государству по договорам, часть - в счет налогов, часть - в фонды местных органов власти, а оставшуюся продукцию используют по сво­ему усмотрению.

В современных условиях происходит объединение мел­ких семейных крестьянских хозяйств в более крупные. Это продиктовано конкурентной борьбой. Возникают различные формы кооперации в сфере обращения и производства, земля концентрируется в руках сильных крестьянских хозяйств с наймом рабочей силы.

После аграрной реформы с 1984 г. началась реформа в городах. Внедряется «смешанная модель». Наряду с государ­ственным регулированием существует рыночный механизм регулирования экономики. При этом основной формой собст­венности является общественная на важнейшие средства про­изводства и осуществляется централизованное планирование на макроуровне. Рыночное регулирование в основном исполь­зуется на микроуровне. Особое внимание уделяется сочета­нию интересов государства, предприятия и отдельного ра­ботника. Практикуется сдача предприятий в подряд коллек­тивам и отдельным лицам, а также свободная продажа акций предприятий. Сегодня на долю госсектора приходится 56, коллективных предприятий - 36 и на долю частных - 5% вы­пуска промышленной продукции. В последнее время в Китае, как отмечают ученые-востоковеды, наблюдается самый высо­кий в мире прирост промышленного производства.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской деятельности, обогащения наиболее активной части населения, создания малообеспе­ченным группам приемлемого уровня жизни за счет частич­ных льгот и пособий. Имеется большое различие в уровне заработной платы среди категорий работников. Не ставится задача социального равенства среди населения. Относитель­но малый удельный вес государственной собственности. Так, сегодня доля государственной собственности в акцио­нерном капитале в США составляет 10, в ФРГ - 18, в Анг­лии - 24, во Франции - 34, в Италии - 38%.

Эта модель основана на высоком уровне производитель­ности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. Роль государства в экономике минимальна, но его воздействие направлено на поддержание стабильной конъ­юнктуры и экономического равновесия. Государство опреде­ляет стратегию развития образования, социального обеспече­ния малоимущих и незанятых, регулирует бизнес. Безусловно, большую роль в решении экономических проблем играет рынок.

Японская модель предполагает высокую степень госу­дарственного регулирования экономики и активное развитие частного сектора, небольшой объем государственного пред­принимательства. Государство стимулирует развитие средне­го и малого бизнеса, на который приходится 80,6 % всех за­нятых в экономике. Проводится жесткая антимонопольная политика. Государство сильно вмешивается в экономику. Разрабатываются долгосрочные и среднесрочные планы. При этом планы не носят директивного характера, а являются го­сударственными программами, имеющими рекомендатель­ный характер. Государство ведет борьбу против социального неравенства, хотя препятствий имущественному расслоению не ставится. Главный критерий японской модели - это высокие темпы экономического роста. При этом уровень жизни населения относительно высок. Так, продолжительность жиз­ни у мужчин составляет 75,5 года, а женщин - 81,8. Уровень заработной платы отстает от роста производительности труда, За счет этой разницы достигаются снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при высоком уровне развития национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.

Япония не имеет собственных сырьевых и энергетиче­ских ресурсов, но за короткий период времени из федераль­ной страны превратилась в мощную индустриальную держа­ву. Произошло так называемое «японское чудо», заключаю­щееся в том, что Япония сразу после войны 1947 г. провела (земельную реформу. Были ликвидированы крупнейшие мо­нополии. Земля перешла к мелким фермерам, повысилась эффективность сельскохозяйственного производства, снизи­лись цены на продукты, появилась конкуренция, возросла от­дача от зарубежных ресурсов. Был сделан главный выбор -развивать научно-технический потенциал и наукоемкие от­расли, производить высокую технологию и заниматься экс­портом продукции. Все это в условиях отсутствия собствен­ных ресурсов.

В системе управления производством в Японии лежат три постулата:

1) пожизненный наем работников;

2) установление заработной платы и карьеры в зависимости от срока работы на предприятии и возраста;

3) создание профсоюзов не по от­раслевому признаку, а непосредственно на фирмах.

Такая модель незамедлительно дала положительные ре­зультаты: Япония производит сейчас 14% мирового ВНП и 12% промышленной продукции. Страна не имеет внешних долгов, уровни инфляции и безработицы самые низкие из всех стран мира.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, активным участием государства в обеспечении экономической стабильности в обществе. В руках государства находится всего 4% основных фондов, но доля государственных расходов в 90-х гг. составила 70% ВВП, половина из них направлена на социальные нужды. При этом обеспечиваются социальная справедливость, коллективизм, почти нет безработицы, нет разницы в доходах населения, высокий уровень жизни населения. До 90% производства функционирует в частных фирмах. Однако государство вмешивается в экономику ради обеспечения высокого уровня жизни населения (включая занятость, образование, здравоохранение, транспорт и т.д.). Естественно, все это достигается высокой нормой налогообложения, но при этом права товаропроизводителей не ущемлены. Рост ставок налогообложения связан с эффективностью конкретного производства.

Немецкая модель близка по своему социально-эконо­мическому содержанию к японской модели. Главным идеологом социально-рыночной экономики является Людвиг Эрхард. От­личительными особенностями немецкой модели являются: силь­ное государственное влияние на экономику; бесплатная медици­на и образование; планирование (таргетирование с 70-х гг.) ос­новных макроэкономических показателей; полная автономия Центрального банка, как и в Японии; различие в заработной пла­те, как и в японской модели, незначительное.

Французская модель не имеет ярких особенностей. Она занимает среднее положение между американской и немец­кой моделями. Индикативное планирование и государствен­ное предпринимательство играют ведущую роль в экономике.

Традиционная экономика – это экономика, в которой практика использования ресурсов определяется традициями и обычаями.

Для стран с традиционной экономикой характерна многоукладность, т.е. существование различных форм хозяйствования, основанных на различных формах собственности: натурально-общинное хозяйство основано на общинной форме собственности, мелкотоварное производство крестьян и ремесленников – на мелкой частной собственности. Значит, во-первых, уклады различаются формами собственности.

Различаются уклады и тем, как принимаются экономические решения. В рамках натурально-общинного уклада решения принимаются советом старейшин или главой рода. Крестьяне и ремесленники осуществляют такие решения самостоятельно. Большую роль в странах с традиционной экономикой в принятии экономических решений играет государство.

Еще одна группа различий между укладами связана со стимулами к ведению хозяйства.

В натурально-общинном укладе стимулом к труду является необходимость удовлетворять элементарные жизненные потребности. Мелкотоварное производство крестьян и ремесленников ориентируется не только на удовлетворение потребностей, но и на получение прибыли.

Традиционная экономика основана на примитивной технике, так как использование новой информации сдерживается сложившимися в обществе традициями.

3.2.2. Плановая экономика

Плановая экономика – это экономика, при которой материальные ресурсы составляют в основном государственную собственность, а направление и координация экономической деятельности осуществляются посредством централизованного планирования, управления и контроля.

В плановой экономике основные экономические решения принимаются централизованно в виде планов социально-экономического развития. Посредством выполнения планов достигается сбалансированность экономической деятельности.

Существуют два вида плановой экономики: демократическая плановая экономика и командная плановая экономика.

Демократическая плановая экономика предполагает как общественную, так и частную собственность на экономические ресурсы, однако господствующей формой остается общественная собственность. Планирование носит общий, а не детальный характер. Выполнение планов обязательно лишь для государственных предприятий. Для остальных участников экономики планы носят рекомендательный характер.

Командная плановая экономика представляет более жесткую модель, характерную для бывшего СССР, а также для ряда стран Восточной Европы и Азии. Она основана на государственной собственности на экономические ресурсы. Частная собственность почти полностью исключается. Планирование охватывает все сферы экономической деятельности, а выполнение плана обязательно для всех.

В условиях командной экономики управление всеми предприятиями осуществляется из единого центра. Поэтому непосредственные производители ограничены в принятии экономических решений. Они не имеют возможности самостоятельно выбирать поставщиков сырья, оборудования, а также осуществлять сбыт продукции. В свою очередь, потребители ограничены в выборе предлагаемых продуктов. Итогом этого являются отсутствие конкуренции, торможение роста качества продукции, производительности труда и введения инноваций. Господство административных методов в бывших социалистических странах привело к постоянному дефициту товаров и услуг, что позволило венгерскому экономисту Я. Корнай назвать такую экономику "экономикой дефицита".

3.2.3. Рыночная экономика

Рыночная экономика – это экономика, основанная на товарно-денежных отношениях, господстве частной собственности и свободной конкуренции производителей и потребителей.

В настоящее время рыночная экономика является одним из основных типов экономических систем. Основные экономические решения принимаются самостоятельно производителями и потребителями. Первые на свой страх и риск принимают решения о том, какие продукты производить, в каком количестве, посредством какой техники и для кого.

Вторые самостоятельно делают выбор, какую продукцию приобретать и у каких производителей. Выбор осуществляется под воздействием таких факторов, как цена, качество и т.п.

Сбалансированность экономики достигается посредством рыночного механизма. Его основными элементами являются спрос и предложение. С учетом их соответствия формируется цена на товары. Уровень цены является сигналом для увеличения или сокращения их производства.

Рыночная экономика сформировалась в XVIII в. и является наиболее гибкой экономической системой, которая под влиянием внутренних и внешних факторов имеет свойство трансформироваться и видоизменяться. Начальной формой рыночной экономики является классический капитализм.

Этот вид рыночной экономики существовал в ныне развитых странах с XVII до первых десятилетий XX в. Классический капитализм характеризуется следующими признаками:

  • 1) наличием частной собственности на экономические ресурсы;
  • 2) свободной конкуренцией, обеспечивающей беспрепятственный вход на рынок и перелив капитала из одной отрасли экономики в другую;
  • 3) наличием множества независимых производителей, которые сами решают: что, для кого и как производить;
  • 4) наличием множества независимых потребителей, принимающих самостоятельное решение о том, какую продукцию и у каких товаропроизводителей покупать;
  • 5) личной свободой всех участников рынка, которая позволяет предпринимателю определять сферу бизнеса, а работнику свободно передвигаться на рынке труда;
  • 6) стихийным характером установления цен под влиянием спроса и предложения;
  • 7) ориентацией предпринимателей на максимизацию прибыли, заставляющей их экономить ресурсы, бережливо относиться к живому и овеществленному труду.

Классический капитализм развивался стихийно и не предусматривал государственное регулирование экономики.

Однако в начале XX в. его хозяйственный механизм уже не соответствовал новым потребностям. Поэтому в большинстве развитых стран он постепенно трансформировался в смешанную экономику.

3.2.4. Социально-ориентированная смешанная экономика

Выше указывалось, что социально-ориентированная смешанная экономика является объектом изучения экономической теории. Поэтому ее анализ заслуживает особого внимания. Социально-ориентированная смешанная экономика содержит в себе два начала: "социальность" и "смешанность". Они сформировались (и тем более объединились в единую систему) не сразу и в некотором роде представляют собой конгломерат достижений как социалистической, так и капиталистической систем хозяйства.

Рассмотрим каждое из этих начал отдельно.

Обратимся сначала к "смешанности".

Смешанная экономика – это экономика, функционирующая на базе рыночного механизма и государственного регулирования хозяйства. Такие изменения в роли государства вызваны прежде всего необходимостью развития производственной и социальной инфраструктуры, научно-техническим прогрессом.

В определении понятия "смешанная экономика" у экономистов нет единства. Точки зрения не совпадают по вопросу о том, что в этой экономике смешивается. Так, Клас Эклунд в известной книге "Эффективная экономика. Шведская модель" пишет, что смешанная экономика – это та, которая "обладает чертами как планового, так и рыночного хозяйства". Здесь налицо указание на два начала: "план" и "рынок". С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи замечают: "Все современные экономики являются смешанными – находятся в промежутке между двумя крайностями: чисто командной и чисто рыночной системами... Спор возникает именно по поводу той роли, которую должны играть государство и рынок в экономике".

Такое определение наиболее типично. В нем противопоставляются два элемента – "рынок" и "государство". Оппонентом такой точки зрения выступает О. Ю. Мамедов. По его мнению, "рынок" и "государство" являются логически непротивопоставимыми элементами: "рынку" можно противопоставить только "нерынок", т.е. "рыночной" организации производства – "нерыночную", а "государственному" (общественному) – "негосударственное" (частное).

Было бы несправедливым считать бесспорным какое-либо одно из приведенных выше определений смешанной экономики и умалять другие. Каждое из них оттеняет одну из ее многих сторон и именно на ней акцентирует внимание. Полная картина вырисовывается при рассмотрении всей совокупности ее аспектов: в исследовании "рыночного" и "нерыночного" секторов экономики, в выяснении соотношения между "невидимой рукой рынка" и "регулирующей рукой государства", в изучении возможности использования "плана" и "рынка". Так, на микроуровне применяется внутрифирменное планирование. В макроэкономике осуществляется государственное регулирование.

В процессе планирования на микроуровне большая роль отводится маркетинговым исследованиям, позволяющим полно и точно выявить потребности и определить спрос на продукцию фирмы.

Государственное регулирование экономики дает возможность скорректировать спрос и предложение на макроуровне.

В отличие от классического капитализма для смешанной экономики характерным является господство коллективной частной собственности в форме акционерных и других обществ.

Теперь рассмотрим сущность "социальности".

Методологические основы теории "социального рыночного хозяйства" были заложены еще в 1930–1940-х гг. авторами теории порядка. Ими являются В. Ойкен, Ф. Бем, В. Репке, А. Рюстов, Л. Микш, А. Мюллер-Армак. Наиболее известен профессор Фрейбургского университета, основоположник Фрейбургской школы В. Ойкен. Он ввел в научный оборот понятие "хозяйственный порядок" и определил два его идеальных типа: "централизованно управляемое хозяйство" и "рыночное" (меновое). По мнению Ойкена, в чистом виде они никогда не существуют, а только в форме некоторой "смеси" с преобладанием одного из них. Существенна величина этой "смеси". Если доминирует рыночный тип, то колебания рыночной конъюнктуры проявляются в колебаниях занятости. Если же доминирует централизованно-административный тип, то изменение хозяйственной конъюнктуры проявляется в колебаниях потребления. Это выражается в том, что руководящие органы могут вкладывать инвестиции в строительство фабрик и заводов, а не жилья, продуктов питания и других потребительских благ, что означает принудительное сокращение потребления. По мнению Ойкена, рыночное (меновое) хозяйство предпочтительнее централизованного, так как последнее не может выяснить потребности членов общества. Поэтому государственное вмешательство в экономику не должно быть чрезмерным. Однако экономический порядок не может устанавливаться сам по себе, его создание требует вмешательства государства.

Теория порядка явилась предтечей концепции "социального рыночного хозяйства", одним из основных авторов которой стал Л. Эрхард. Согласно Эрхарду, современный либерализм не может не допускать заметной роли государства в экономических процессах. Эту концепцию Эрхард использовал для послевоенного экономического обновления Германии, когда в стране старый тоталитарный режим "централизованно-управляемое хозяйство" – рухнул, а "меновое (рыночное) хозяйство" уже успело породить анархию и "черный рынок".

Термин "социальная" означает, что экономика ориентирована на решение как экономических, так и социальных задач.

Эффективное функционирование любой модели экономической системы достигается на основе создания благоприятной институциональной среды, которая представлена набором правил, учреждений, организаций.

Так, социальная рыночная экономика невозможна без соблюдения экономического и социального порядков.

Экономический порядок включает:

  • порядок, регулирующий право собственности;
  • денежный и валютный порядок;
  • конкурентный порядок;
  • порядок, регулирующий внешнеэкономическую деятельность.

Таким образом, экономический порядок – это правила, регулирующие организационное строение экономики, а также совокупность институтов, ответственных за придание экономике определенной организационной формы.

Социальный порядок – это совокупность институтов и норм, определяющих социальное положение граждан и отдельных групп населения.

Социальный порядок охватывает:

  • порядок в сфере труда;
  • порядок в системе социального страхования и социальной помощи;
  • имущественный порядок;
  • жилищный порядок;
  • экологический порядок и т.д.

Социально-ориентированной смешанной экономике присущи различные модели, обусловленные национальной спецификой, некоторые из них будут рассмотрены ниже.

Американская модель

Размеры государственной собственности невелики. Главные позиции в экономике занимает частный капитал, развитие которого регулируется институциональными структурами, правовыми нормами и налоговой системой. Однако государственное вмешательство достаточно велико. Оно осуществляется следующими методами:

  • система правительственных заказов. Она вовлекает в осуществление государственных программ частный бизнес (крупный, средний и мелкий) и этим формирует обширный государственный рынок. Через эту систему перераспределяется основная масса бюджетных средств;
  • обеспечение производственной и социальной инфраструктуры, научной и информационной базы, создание которых не под силу или невыгодно частному капиталу;
  • главное воздействие на экономику государство осуществляет через косвенные рычаги – госбюджет, кредитно-денежную систему, хозяйственно-правовое законодательство.

Система социального обеспечения в США включает в себя социальное страхование (пенсии, пособия, медицинские услуги лицам, охваченным страховкой, страховые пособия по безработице) и вспомоществование, т.е. помощь бедным. Эти выплаты идут из госбюджета. Но государственные ресурсы как бы дополняют затраты на социальные услуги частного сектора, который является главным источником социального финансирования.

Британская модель

Смешанная экономика Великобритании формировалась под воздействием активной роли государственного регулирования. После Второй мировой войны в Великобритании была проведена частичная национализация ряда отраслей, создана единая система государственного здравоохранения и социального обеспечения. В результате были созданы обширный государственный сектор и разветвленная система государственного регулирования, которое выражалось:

  • в обеспечении частного сектора правительственными заказами;
  • в развитии военно-промышленного комплекса (ВПК);
  • в финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);
  • в финансировании социальной сферы и т.д.

Но к 1980 г. в Великобритании произошло снижение эффективности хозяйства и ослабление се позиций в мировой системе. Все это потребовало ограничения государственного вмешательства в экономику и предоставления большей свободы рыночным силам: в 1980–1990-х гг. была проведена приватизация большинства государственных предприятий, в том числе естественных монополий – телефонной связи, газо- и электроснабжения, водоснабжения и т.д. Одновременно шел процесс поощрения частного предпринимательства. Проводилась также политика дерегулирования: ликвидировался контроль над ценами, зарплатой, дивидендами. Усилился адресный характер бесплатной медицинской помощи. Все это позволило повысить эффективность и конкурентоспособность британской экономики.

Германская модель

Характерной чертой немецкой модели смешанной экономики является ее социальная ориентация, отделение социальной политики от экономической. Источником для социальной защиты населения служат не прибыли предприятий, а специальные бюджетные и внебюджетные фонды.

Французская модель

Система государственного регулирования во Франции – одна из наиболее развитых в Западной Европе. Франция – единственная страна в Европе, сумевшая реализовать концепцию экономического развития на основе государственных планов-программ, во многом определивших успехи реконструкции и экономического роста в послевоенный период. Франция позднее других европейских стран вступила на путь либеральных реформ, но крупномасштабная приватизация не устранила, а лишь усложнила формы государственного регулирования. Попытки усилить свободный рынок не привели к уходу государства из экономики.

Итальянская модель

Смешанная экономика в Италии – это своеобразный вариант западноевропейской модели, который характеризуется:

  • обширным государственным сектором;
  • высокоразвитым крупным частным бизнесом;
  • укладами, оставшимися от раннего капитализма;
  • большим удельным весом малого бизнеса;
  • развивающимся кооперативным сектором.

Государственный сектор занимает ключевые позиции.

Наиболее многочисленной категорией государственных предприятий являются акционерные общества со смешанным капиталом. Либеральные реформы не внесли радикальных изменений в положение государственного сектора. Итальянская модель смешанной экономики характеризуется развитой социальной инфраструктурой и высокой степенью социальной защиты.

Скандинавская модель (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия)

Особенностью этой модели является ведущая роль частного сектора. Низкий удельный вес государственной собственности сочетается с весомой ролью (особенно в Швеции) общественного сектора. Существенную роль (особенно в Дании) играет кооперативный сектор в сельском хозяйстве, промышленности, торговле, жилищном строительстве, банковском и страховом деле.

Для скандинавских стран характерна высокая степень социализации экономики, проявляющаяся в перераспределении через налоговую систему значительной части валового внутреннего продукта (ВВП), что позволяет проводить активную социальную политику.

Японская модель

Особенность смешанной экономики в Японии – оптимальное сочетание тенденций мирового подхода с национальной спецификой. Для Японии характерен относительно невысокий удельный вес крупных государственных и смешанных государственно-частных предприятий. Важным источником гибкости японской экономики служит широкое развитие среднего и мелкого предпринимательства. Для Японии характерна более высокая степень контроля государственной власти над экономикой по сравнению с другими индустриально развитыми странами. Особенностью японской модели смешанной экономики является ее ориентация на сбережение, производство и экспорт при вспомогательной роли личного потребления. Сыграв положительную роль в экономическом успехе страны, такие ее институты, как приоритет производителя над другими правами человека, система пожизненного найма, "зарплата по старшинству", коллективная ответственность и инициатива, не отвечают потребностям развития современного общества. Назрела смена моделей экономического развития.

3.2.5. Переходная экономика

Переходная экономика – это экономика, находящаяся в процессе перехода (трансформации) от одной экономической системы к другой.

Переход от одной экономической системы к другой занимает длительный отрезок времени (от десятилетий до столетий). В настоящее время в постсоциалистических странах происходит переход от командной плановой к рыночной экономике. Переходная экономика не является продуктом XX в. Экономика ведущих ныне стран в конце XVII – первой половине XIX в. также знаменовала переход от традиционной к рыночной экономике и была переходной.

Характерной чертой переходной экономики является одновременное существование экономических отношений старой системы и новых, присущих зарождающейся системе.

Для экономики переходного типа характерна многоукладность.

Экономике переходного периода свойственно обострение социально-экономических отношений, которое уменьшается по мерс создания новой экономической системы.

Продолжительность рыночной трансформации зависит от уровня социально-экономического развития общества.

Экономические системы развиваются в рамках определенной формы собственности.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Элемент экономической системы
2. экономика свободной конкуренции (чистый капитализм)

3. Современная рыночная экономика (современный капитализм)
4. Традиционная экономическая система
5. Административно-командная система (централизованная, плановая, коммунистическая)
6. Модели в рамках систем
ЗАДАЧА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В науке сложились два подхода к изучению современного общества: формационный и цивилизационный. Суть формационного подхода состоит в том, что в качестве глубинной причины развития человеческого общества рассматривается изменение его производственной основы и соответствующей ей формы собственности на экономические ресурсы, которые и определяют весь комплекс экономических, политических, правовых и других форм человеческого общения на различных этапах развития общества. Следует отметить, что формационному подходу присущ ряд недостатков. Это, в частности, относится к утверждению об обязательности прохождения в своем развитии всех стран и народов через пять формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, а также чрезмерному акценту на антагонистический характер отношений между собственниками и несобственниками средств производства.

Цель – изучить типы и модели экономических систем.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

– рассмотреть понятие «элемент экономической системы»;

– рассмотреть рыночную экономику свободной конкуренции;

– рассмотреть современную рыночную экономику;

– рассмотреть традиционную экономическую систему;

– рассмотреть административно-командную систему;

– рассмотреть модели в рамках экономических систем.

Экономическая система – это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма. Поняв суть системы, можно понять и многие закономерности хозяйственной жизни.

1. Элемент экономической системы

В любой экономической системе первичную роль играет производство вкупе с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются.

В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга; ими являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационно-правовые формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макро- и микроэкономическом уровнях.

В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, – рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм), а также две нерыночные системы – традиционная и административно-командная. Кроме того, переход бывших социалистических стран – стран-членов СНГ, стран Центральной и Восточной Европы, а также социалистического Китая и Вьетнама – к рыночным отношениям привел к формированию экономической системы переходного типа.

В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов. Рассмотрим характерные черты основных типов экономических систем.

2. Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм)

Хотя эта система сложилась в XVIII в. и прекратила свое существование в конце XIX – первых десятилетиях ХХ в. (в разных странах по-разному), значительная часть ее элементов вошла в современную рыночную систему.

Отличительными чертами этой экономической системы являлись частная собственность на экономические ресурсы; рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции; наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого товара.

Одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная свобода всех участников экономической деятельности, т.е. не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника. Решающим условием экономического прогресса стала свобода предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал, и свобода наемного работника продавать свою рабочую силу.

Каков механизм решения ключевых экономических задач в рассматриваемой экономической системе? Они решаются опосредованно, через цены, складывающиеся на рынке под воздействием спроса и предложения. Ориентируясь на конъюнктуру рынка, определяемую уровнем и динамикой цен, товаропроизводители самостоятельно решают проблему распределения всех ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке. Таким образом, рынок через цены координирует деятельность миллионов людей.

Предприниматели стремятся получить все больший доход (прибыль), предельно экономно использовать природные, трудовые ресурсы, капитал, знания и максимально широко реализовать такой ресурс, как свои творческие и организационные (так называемые предпринимательские) способности в избранной ими сфере деятельности. Это служит мощным стимулом развития и совершенствования производства, раскрывает созидательные возможности частной собственности.

3. Современная рыночная экономика (современный капитализм)

По сравнению со всеми предшествовавшими рыночная система оказалось наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. В ходе длительной эволюции, преимущественно в ХХ в., рыночная экономика свободной конкуренции превратилась в современную рыночную экономику. Ее основными чертами являются:

– многообразие форм собственности, среди которых ведущее место занимает частная собственность в различных ее видах (от трудовой индивидуальной до крупной, корпоративной);

– развертывание НТР, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;

– более активное воздействие государства на развитие национальной экономики и социальной сферы.

В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики, вплоть до осуществления общенациональных программ и планов.

Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также прогноза развития потребностей. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством дает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствие сложившимся на рынке ценам.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит во многом за счет бюджетных ассигнований, на основе государственных общенациональных и межгосударственных программ, государственного стимулирования НИОКР в приоритетных направлениях развития научно-технического прогресса.

Наконец, задача распределения созданного ВВП не только решается на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов, как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирования систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствования медицинского обслуживания населения, на социальные нужды.

В последние десятилетия в странах Запада и наиболее развитых странах других регионов мира все более рельефно выступают контуры будущего, идущего на смену современному капитализму постиндустриального общества. Его характерными чертами являются:

– изменение структуры производства и потребления, преимущественно за счет возрастания роли услуг;

– рост уровня образования, прежде всего, за счет послешкольного;

– новое отношение к труду, так как для высокообразованных работников характерно творческое отношение к нему и высокие требования к человеческим отношениям на работе;

– повышение внимания к окружающей среде через переход к устойчивому развитию, т.е. ограничивающему безоглядное использование природных ресурсов;

– гуманизация (социализация) экономики, в результате чего главным объектом приложения инвестиций, а также расходов бюджета становится сам человек («человеческий потенциал»);

– информатизация общества, вследствие чего в мире постоянно увеличивается численность производителей знаний (занятых в науке и научном обслуживании), их распространителей (информационных сетей, учебных заведений, инновационных фирм) и потребителей (все общество);

– ренессанс малого бизнеса из-за быстрого обновления и высокой дифференциации выпускаемой продукции;

– глобализация хозяйственной деятельности, в результате которой для заметного числа фирм мир стал единым рынком, для многих фирм единым рынком стал их регион земного шара, для еще большего числа компаний экспорт и импорт продукции и экономических ресурсов стал не эпизодической, а систематической операцией.

4. Традиционная экономическая система

Отличительные особенности традиционной экономической системы таковы: крайне примитивная технология, связанная с первичной обработкой природных ресурсов, преобладание ручного труда. Все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с освященными веками обычаями, религиозными, племенными и даже кастовыми традициями. Организация и управление экономической жизнью осуществляются на основе решений совета старейшин, предписаний вождей или феодалов.

В настоящее время традиционная экономическая система сохранилась в некоторых наиболее отсталых странах Азии и Африки, хотя ее элементы сохраняются и в странах среднего уровня развития.

5. Административно-командная система (централизованная, плановая, коммунистическая)

Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств. Характерными чертами административно-командной системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, сильная монополизация и бюрократизация экономики, централизованное, директивное, экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных (директивных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции.

Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.

В странах с административно-командной системой решение ключевых экономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение непосредственным производителям – промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Поэтому структура общественных потребностей определялась центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей. Оно происходило в соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств фонда зарплаты. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда.

Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежными коренные социально-экономические преобразования почти во всех социалистических (коммунистических) странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации, в результате чего с большей или меньшей скоростью там строится современная рыночная экономика.

6. Модели в рамках систем

Для каждой системы характерны свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Так, для административно-командной системы характерны советская модель, китайская модель и др. Современной рыночной системе также присущи различные модели.

Рассмотрим наиболее известные национальные модели.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американской модели характерно государственное воздействие, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов в 90-х гг. составила свыше 50% от ВВП, причем более половины этих расходов направляется на социальные нужды. Естественно, это возможно только в условиях высокого налогообложения, особенно физических лиц. Такая модель получила название «функциональная социализация», означающая, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) – на государство.

Социальное рыночное хозяйство ФРГ. Эта модель формировалась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. При этом особым покровительством пользуются так называемые миттельштанд, т.е. мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня зарплаты) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии.

Южнокорейская модель имеет много общего с японской. Это, в частности, относится к особенностям психологического склада населения страны, его высокому трудолюбию и ответственному отношению к своим обязанностям, базирующимся на нравственных нормах конфуцианства. Общим для обеих моделей является и активное участие государственных органов в перестройке экономики. В целях ее ускоренной модернизации широко используются налоговая, тарифная и валютная политика. Длительное время существовал контроль над ценами на ресурсы и широкий круг товаров производственного и потребительского назначения. Сложившаяся в Южной Корее система государственного регулирования экономики способствует повышению конкурентоспособности южнокорейских товаров на мировом рынке. И, наконец, еще один элемент южнокорейской модели – это оказание государственными органами всесторонней поддержки мелкому и среднему предпринимательству, что способствовало созданию в сжатые сроки среднего класса. В то же время, как показал конец 90-х гг., у южнокорейской и японской моделей с их особенно сильным государственным вмешательствам в рыночный механизм возникает пониженная приспособляемость последнего к мировым финансовым кризисам.

ЗАДАЧА

Ежегодно участок земли приносит 20 млн. тенге чистого дохода. Определить: а) какова равновыгодная для покупателя и продавца цена этого участка (цена земли), если ставка процента равна 20%; б) как изменится эта цена, если процент упадет до 10%.

Цена земли есть капитализированная (превращенная в денежный капитал) рента. Цена земли (Цз) прямо пропорциональна величине ренты (Рз) и обратно пропорциональна норме банковского процента (Пц’):

Цз=Рз/Пц’х100.

а) (20 млн. тг. / 20)*100 = 100 млн. тг.

б) (20 млн. тг. / 10)*100 = 200 млн. тг.

Таким образом, при неизменном рентном доходе цены на землю могут возрастать, когда снижается ставка ссудного процента.

На рыночную цену земли определенное влияние оказывает соотношение предложения и спроса на данный товар. На рис. 1 показано, что происходит с ценой земельных угодий, являющихся объектом купли-продажи на рынке земли, и при увеличении спроса на нее. В каждом случае кривая предложения является строго фиксированной и принимает вертикальное положение, поскольку не изменяется под воздействием спроса. Первоначально эта кривая (П1-П2) пересекается с кривой спроса (С1-С2) в равновесной точке Р1, что приводит к образованию цены земли Ц1. Однако при уменьшении количества земли кривая предложения (П3-П4) пересекается с кривой спроса в равновесной точке Р2, вследствие чего цена земли повышается с уровня Ц1, до уровня Ц2.
Рисунок 1 – Изменение цены земли при разных соотношениях предложения и спроса на нее

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современной экономической теории для того, чтобы определить глав­ные черты экономики, используется понятие экономическая система. В литературе можно встретить довольно много определений экономической системы. Но, в сущности, они сводятся к тому, что это форма организации экономики, хозяйственный механизм, задачей которого является изыска­ние путей и методов эффективного использования ограниченных произ­водственных ресурсов.

В последние полтора-два века в мире действовали следующие системы: рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм), современная рыночная экономика (современный капитализм), административно-командная и традиционная экономика.

В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями.

Переход от одной системы к другой порождает особое, переходное состояние экономики. Экономике переходного типа свойственны некоторые специфические черты, в ней функционируют особые экономические формы (например, частично приватизированные предприятия) и одновременно идет интенсивное развитие форм, характерных для новой системы, и постепенное исчезновение старых экономических отношений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А. Экономическая теория. – СПб: Питер, 2002. – 480с.
2 Базелер У., Сабов З., Хайнрих Й., Кох В. Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика. Германский опыт и российский путь. – СПб: Питер, 2000. – 800с.
3 Иохин В.Я. Экономическая теория: учеб. – М: Юрист, 2000. – 861с.
4 Камаев В.Д. и др. Учебник по основам экономической теории (экономика). – М.: Владос, 1995. – 384с.
5 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х т. пер. с англ. – М.: Республика, 1992. – 786 с.
6 Меньшиков С.М. Новая экономика. Основы экономических знаний: учеб. – М.: Международные отношения, 1999. – 400с.
7 Экономическая теория: учеб. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб: Питер, 2000. – 545с.
8 Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение: в 2-х т.: пер. с англ. / Под ред. С.В. Валдайцева. – М.: Финансы и статистика, 1992. – Т.1. – 384с.

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм, представляет собой экономическую систему этого общества. Поняв су

смотреть на рефераты похожие на ""

Типы и модели экономических систем

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм, представляет собой экономическую систему этого общества. Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества.

Элементы экономической системы

Основными элементами экономической системы являются базирующие на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности, организационные формы хозяйственной деятельности, хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне, конкретные экономические связи между хозяйственными субъектами.

В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, - рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы – традиционная и административно-командная. В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов.

Рыночная экономика свободной конкуренции

(чистый капитализм)

Отличительными чертами этой экономической системы являлись: частная собственность на инвестиционные ресурсы, рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции, наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и товара.

Одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная свобода всех участников экономической деятельности, не только капиталиста – предпринимателя, но наемного работника.

Решающим условием экономического прогресса стала свобода предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал. Был достигнут новый уровень развития ""человеческого фактора"", главной производительной силы общества. Наемный работник и капиталист – предприниматель выступали как юридически равноправные агенты рыночных отношений. Понятие "" свободный наемный работник"" предполагает право свободного выбора покупателя рабочей силы, место её продажи, т.е. свободу передвижения в пределах рынка труда. Подобно всякому товаровладельцу, реализовавшему свой товар и получившему за него деньги, наемный работник обладал свободой выбора предметов и способов удовлетворения потребностей. Обратной стороной свободы выбора стала личная ответственность за поддержание рабочей силы в нормальном состоянии, за правильность принятого решения и за соблюдения условий трудового соглашения.

Каков механизм решения фундаментальных задач экономического развития в рассматриваемой экономической системе? Они решаются опосредованно, через рынок и цены.

Колебания цен, их более высокий или низкий уровень служат индикатором общественных потребностей. Ориентируясь на конъюнктуру рынка, уровень и динамику цен, товаропроизводитель самостоятельно решает проблему распределения всех видов ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке.

Предприниматели стремятся получать все больший доход

(прибыль), предельно экономно использовать естественные, трудовые и инвестиционные ресурсы и максимально широко реализовывать такой ресурс, как свои творческие и организационные (т.н. предпринимательские) способности в избранной ими сфере деятельности, что служит мощным стимулом развития и совершенствования производства, раскрывает созидательные возможности частной собственности.

Современная рыночная экономика

(современный капитализм)

По сравнению со всеми предшествующими рыночная система оказалась наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к внутренним и внешним условиям.

Во второй половине нынешнего столетия, когда широко развернулась научно-техническая революция и стала особенно быстро развиваться производственная и социальная инфраструктура, гос-во стало намного активней воздействовать на развитие национальной экономики, В связи с этим изменился хозяйственный механизм, организационный формы хозяйственной деятельности, экономические связи между хозяйствующими субъектами.

В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макро уровне развитие плановых методов связанно с государственным регулированием экономики.

Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а так же анализы приоритетных направлений НТП, прогнозы развития общественных потребностей на макро уровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревших товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции.

Маркетинговая система управления производством создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствии с общественно необходимыми затратами.

Гос-ные отраслевые и общенациональные программы (планы) так же оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнаций, государственных общенациональных и межгосударственных программ, проведения

НИОКР, в приоритетных направлениях НТР. Например, в настоящее время реализуется общеевропейские программы "" Эврика"",

""Эсприт"" и др.

Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложение в развитие ""человеческого фактора"": финансирование системы образования, в т.ч. переподготовке работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды.

На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ ""борьбы с бедностью"" в настоящее время направляется не менее 30-40% всех государственных бюджетных ассигнований в развитых странах с рыночной экономикой.

В то же время крупные фирмы заботятся о своих сотрудниках, стремясь активизировать работу персонала, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить конкурентоспособность фирмы.

Традиционная система

В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики.

Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования.

Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанной на общинном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкотоварное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал.

Типы и модели экономических систем

В жизни общества преобладают освещенные веками традиции и обычаи, религиозные культурные ценности, кастовые и сословные деления, сдерживая социально-экономический прогресс.

Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность – активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, гос-во направляет средства на развитие инфраструктуры и оказания социальной поддержки беднейшим слоям населения.

Административно-командная система

(централизованно-плановая, коммунистическая)

Эта система господствовала ранее в СССР и странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.

Характерными чертами АКС является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм АКС имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, гос-во полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно - распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

В странах с АКС решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, что бы передать ее решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как ""общественные"" целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами по средствам повсеместно применяемой тарифной системы, а так же централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда

Отличительной особенностью распределения продукции в АКС являлось привилегированное положение партийно-государственной элиты.