Должностной регламент налогового инспектора отдела камеральных проверок. Камеральная налоговая проверка

Должностной регламент
государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок
Межрайонной ИФНС России № 8 по Алтайскому краю

Регистрационный номер (код) должности по Реестру должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы», – 11-3-4-096

I. Общие положения

1. Должность федеральной государственной гражданской службы (далее - гражданская служба) Межрайонной ИФНС России № 8 по Алтайскому краю относится к старшей группе должностей гражданской службы категории «специалисты».

2. Назначение на должность и освобождение от должности осуществляются приказом начальника Межрайонной ИФНС России № 8 по Алтайскому краю (далее - инспекция).

Государственный налоговый инспектор камеральных проверок непосредственно подчиняется начальнику отдела.

, государственный налоговый инспектор отдела замещает государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок, специалиста-эксперта отдела камеральных проверок выполняющего функции, предусмотренные РМ 8-2м, РМ 8-4м, РМ8-5м .

В случае служебной необходимости, государственного налогового инспектора отдела замещает старший государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок, государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок, специалист-эксперт отдела камеральных проверок выполняющий функции, предусмотренные РМ 8-2м, РМ 8-4м, РМ8-5м

II. Квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности

3. Для замещения должности государственного налогового инспектора в соответствии со статьей 12 Федерального Закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации от 27.09.2005 № 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих»; приказом ФНС России от 16.07.2012 № ММ-7-4/500@ «О квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата и территориальных органов Федеральной налоговой службы»; приказом ФНС России от 14.05.2012 № ММВ-7-4/303@ «Об утверждении Рекомендаций по разработке должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Федеральной налоговой службы и территориальных органов ФНС России» устанавливаются следующие требования:

а) наличие высшего образования без предъявления требований к стажу ;

б) квалификационные требования к профессиональным знаниям:

государственный налоговый инспектор должен знать:

Конституцию Российской Федерации,федеральные конституционные законы, федеральные законы;

указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты применительно к исполнению должностных обязанностей;

правовые основы прохождения федеральной государственной гражданской службы;

правила делового этикета, порядок работы с обращениями граждан;

правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

служебный распорядок центрального аппарата, территориального органа Федеральной налоговой службы;

порядок работы сослужебной информацией, инструкцию по делопроизводству;

аппаратное и программное обеспечение;

возможности и особенности применения, современных информационно-коммуникационных технологий в государственных органах, включая использование возможностей межведомственного документооборота;

общие вопросы в области обеспечения информационной безопасности;

должностной регламент.

в) квалификационные требования к профессиональным навыкам:

государственный налоговый инспектор должен иметь навыки:

работы в сфере, соответствующей направлению деятельности структурного подразделения, выполнению поставленных задач;

квалифицированного планирования работы, экспертизы проектов нормативных правовых актов, подготовки служебных документов;

ведения делопроизводства, составления делового письма;

сбора и систематизации актуальной информации в установленной сфере деятельности, применения компьютерной и другой оргтехники;

работы: с внутренними и периферийными устройствами компьютера, информационно-коммуникационными сетями (в том числе с сетью Интернет), в операционной системе, в текстовом редакторе, с электронными таблицами, с базами данных;

управления электронной почтой;

подготовки презентаций, использования графических объектов в электронных документах.

III. Должностные обязанности, права и ответственность

4. Основные права и обязанности государственного налогового инспектора , а также запреты и требования, связанные с гражданской службой, которые установлены в его отношении, предусмотрены статьями 14, 15, 17, 18 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

5. Государственный налоговый инспектор осуществляет иные права и исполняет обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506, положением о Межрайонной ИФНС России № 8 по Алтайскому краю, утвержденным руководителем УФНС России по Алтайскому краю, положением об отделе камеральных проверок , приказами (распоряжениями) ФНС России, приказами УФНС России по субъекту Российской Федерации (далее – управление), приказами инспекции, поручениями начальника инспекции.

Исходя из установленных полномочий и в пределах своей функциональной компетенции государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок имеет право :

    вносить предложения о совершенствовании работы Инспекции и отдела камеральных проверок ;

    вносить предложения руководству Инспекции о поощрении (взыскании) сотрудников отдела камеральных проверок ;

    осуществлять иные права, предусмотренные действующими нормативно-правовыми актами.

Государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок несет ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с Положением Межрайонной ИФНС России № 8 по Алтайскому краю, задачами и функциями отдела камеральных проверок замещаемой в нем должности гражданской службы, за:

Соблюдением требований действующего законодательства, приказов, инструкций и указаний УФНС России по Алтайскому краю, Межрайонной ИФНС России № 8 по Алтайскому краю;

Сохранность вверенной компьютерной техники, программного обеспечения и иного имущества;

Обеспечение конфиденциальности получаемой информации;

Допуск посторонних лиц к документам текущего делопроизводства и информации

на магнитных носителях;

Разглашение государственной тайны и ведомственной информации;

Материальная ответственность за возможный имущественный ущерб, связанный с характером служебной деятельности;

За обеспечение безопасности ведения работ, обусловленная вероятностью несчастных случаев при выполнении работ в опасных условиях;

За снижение эффективности коллективного труда;

Дисциплинарная ответственность за несвоевременное выполнение заданий, приказов, распоряжений и указаний, вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, за исключением незаконных;

За несвоевременное рассмотрение в пределах своих должностных обязанностей обращений граждан и общественных объединений, а также государственных органов, учреждений, организаций и органов местного самоуправления;

За социальные последствия принимаемых решений; несоблюдение защиты прав и законных интересов граждан; за выполнение работ, связанных с риском для других людей.

Исходя из функций и задач Инспекции, определенных действующим Положением о Межрайонной ИФНС России № 8 по Алтайскому краю, на государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок возлагается выполнение должностных обязанностей, предусмотренных инструкциями на рабочие места инспекций ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления и межрайонного уровня численностью от 60 до 89 единиц РМ 8-2м , РМ 8-4м, РМ8-5м утвержденными приказом ФНС России № САЭ-3-25/ 262@ от 10.06.2005 «Об утверждении реестров рабочих мест и инструкций на рабочие места инспекций ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления и межрайонного уровня предельной численностью от 60 до 89 единиц и свыше 89 единиц».

Основным документом, регламентирующим права и обязанности налогового инспектора, является его должностная инструкция. Должностная инструкция разрабатывается начальником соответствующего отдела совместно с отделом по работе с персоналом и утверждается руководителем инспекции. Каждый сотрудник при поступлении на работу и при назначении на новую должность знакомится со своей должностной инструкцией под роспись. Невыполнение требований, изложенных в должностной инструкции, является основанием для привлечения сотрудника к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Должностная инструкция налогового инспектора включает в себя следующие разделы:

«Вводная часть» - содержит описание законодательных и нормативных актов, которыми сотрудник руководствуется в своей работе, кому он подчиняется, как назначается на должность и увольняется.

«Права» - описывает права налогового инспектора, предоставленные ему действующим законодательством, с учетом специфики работы на конкретном участке.

«Обязанности» - описывает обязанности налогового инспектора, возложенные на него действующим законодательством, с учетом специфики работы на конкретном участке.

«Ответственность» - краткое описание ответственности налогового инспектора за невыполнение или ненадлежащее выполнение его обязанностей с учетом специфики работы на конкретном участке.

«Требования к уровню подготовки» - краткая характеристика основных знаний и практических навыков, которыми должен обладать сотрудник, работающий на данном участке.

«Квалификационные требования» - описание требований к уровню образования и стажу работы, установленных законодательством.

Кроме перечисленных выше документов, налоговый инспектор руководствуется в своей деятельности приказами и распоряжениями руководителя инспекции, его заместителя, начальника отдела и своего непосредственного руководителя. К важным документам, регламентирующим действия налогового инспектора, относятся Правила внутреннего трудового распорядка инспекции, Положение о премировании сотрудников инспекции, Положение по обеспечению внутриобъектового режима, Инструкция об организации делопроизводства в инспекции и другие аналогичные документы. При поступлении на работу в налоговую инспекцию, при переходе на новую должность налоговый инспектор обязан изучить вышеперечисленные документы и в соответствии с ними строить свою работу в инспекции.

2. Права и обязанности налоговых органов

2.1. Права налоговых органов

Налоговые органы имеют право:

    органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

    проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;

    производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

    вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

    приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном НК РФ;

    осматривать (обследовать) любые используемые налогоплатель­щиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и тер­ритории; проводить инвентаризацию принадлежащего налого­плательщику имущества;

    определять суммы налогов, подлежащие внесению налогопла­тельщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более 2-х месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

    требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их пред­ставителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

    взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ;

    контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

    требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени;

    привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

    вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

    заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных, юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

    создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ;

    предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах; о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ; о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите; о изыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более 3-х месяцев за орга­низациями, являющимися зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладаю­щих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвую­щих) обществ (товариществ, предприятий); в иных случаях, пре­дусмотренных НК РФ;

    другие права, предусмотренные НК РФ.

Я проходила практику в Инспекции федеральной налоговой службы №21 в отделе камеральных проверок №3. Этот отдел занимается камеральными проверками налоговых деклараций по НДС.

Юридический адрес налоговой инспекции: 109377, г. Москва, ул. 1-я Новокузьминская, 5.

Фактический адрес: 109377, г. Москва, ул. 1-я Новокузьминская, 5.

ИНН 7721049904/

КПП 772101001

Управление Федерального казначейства по г. Москве

Наименование банка – Отделение 1 Московского ГТУ Банка России, г.Москва 705

Номер счета – 40101810800000010041

БИК банка – 044583001

Номер корреспондентского счета или субсчет банка в котором открыт счет УФК России по г. Москве – нет.

2.1.Структура ифнс №21 по г. Москве

В работе Инспекции задействован 21 отдел, а именно:

Отдел кадров;

Юридический отдел;

Отдел работы с налогоплательщиками;

Отдел информационных технологий;

Отдел ввода и обработки данных№1;

Отдел ввода и обработки данных№2;

Отдел учета, отчетности и анализа;

Отдел урегулирования задолженности;

Отдел выездных проверок № 1;

Отдел выездных проверок № 2;

Отдел выездных проверок № 3;

Отдел выездных проверок № 4;

Отдел камеральных проверок № 1;

Отдел камеральных проверок № 2;

Отдел камеральных проверок № 3;

Отдел камеральных проверок № 4;

Отдел камеральных проверок № 5;

Отдел оперативного контроля;

Отдел налогового аудита;

Отдел встречных проверок;

Отдел регистрации и учета налогоплательщиков.

Анисимов А.В.

Руководитель ИФНС№21

Карпенко А.И.

Заместитель

Руководителя ИФНС №21

Буланова Л.А.

Заместитель

Руководителя ИФНС №21

Мелихова Т.В.

Заместитель

Руководителя ИФНС №21

Игнатьева С.А.

Заместитель

Руководителя ИФНС №21

С целью изучения структуры ИФНС№21 начнем с руководителя инспекции, основными задачами которого являются:

    общее управление Инспекцией;

    организация работы по модернизации инспекции;

    осуществление координации работы финансового и общего обеспечения.

Организует и контролирует работу отделов:

Юридического;

Налогового аудита;

Урегулирования задолженности.

Следующую функциональную ступень занимают заместители руководителя Инспекции. В 21 Налоговой Инспекции существует 4 заместителя руководителя.

Первый заместитель контролирует и организует работу отделов:

    Отдел камеральных проверок №1;

    Отдел камеральных проверок №2;

    Отдел камеральных проверок №3;

    Отдел камеральных проверок №4;

    Отдел камеральных проверок №5.

Второму заместителю подчинены следующие отделы:

    Отдел выездных проверок №1;

    Отдел выездных проверок № 2;

    Отдел выездных проверок № 3;

    Отдел выездных проверок № 4.

Третий заместитель организует работу следующих отделов:

    Отдел по работе с налогоплательщиками;

    Отдел ввода и обработки данных №1 и №2;

    Отдел информационных технологий.

Четвертый заместитель контролирует работу в таких отделах, как:

    Отдел учета, отчетности и анализа;

    Отдел регистрации и учеты налогоплательщиков;

    Отдел оперативного контроля;

    Отдел встречных проверок.

Введение 3

Глава 1 Организационная структура Межрайонной ИФНС России № 2 по г. Чите

1.1 Современная структура Межрайонной ИФНС России № 2 по г. Чите

Глава 2 Анализ эффективности работы Межрайонной ИФНС России № 2 по г. Чите

Глава 3 Практические ситуации из работы камеральных отделов Межрайонной ИФНС России № 2 по г. Чите

Заключение

Введение

С 28 июня по 24 июля 2010 года мной была пройдена практика в Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по г. Чита, главной целью которой являлось закрепление имеющихся теоретических знаний, возможность их применения в области осуществления налоговой деятельности в подразделениях данной инспекции и изучение организационной структуры Межрайонной ИФНС №2.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Ознакомиться с организационной структурой Межрайонной ИФНС №2;

Изучить функции и задачи как налогового органа в целом, так и его отдельных подразделений;

Изучить методику проведения камеральной налоговой проверки, рассмотреть процесс ее окончания и оформления результатов;

Освоить навыки работы с официальной документацией;

Ознакомиться с формами налогового контроля за соблюдением налогового законодательства;

Проанализировать эффективность деятельности данного налогового органа и на примере практических ситуаций рассмотреть работу камерального отдела.

Данный отчет состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

В первой главе раскрыта современная организационная структура Межрайонной ИФНС №2 по г.Чита, определены основные полномочия руководителя рассматриваемой инспекции, а также функции и задачи каждого из отделов.

Во второй главе проведён анализ эффективности работы Межрайонной ИФНС №2 по г.Чита, в том числе анализ показателей налоговых платежей, налогового контроля и анализ эффективности организации контрольной работы.

В третьей главе рассмотрены практические ситуации из работы отделов камеральных налоговых проверок Межрайонной ИФНС №2 по г.Чита.


Глава 1 Организационная структура Межрайонной ИФНС №2 по г.Чита

1.1 Современная структура Межрайонной ИФНС №2 по г.Чита

Межрайонная ИФНС №2 по г.Чита была образована 24 ноября 2004 года. Данная государственная налоговая служба располагается по адресу: г.Чита, ул.Бутина д.10.

Руководство инспекцией осуществляет руководитель инспекции, а в его отсутствие заместители руководителя инспекции. Руководитель инспекции назначается и освобождается от занимаемой должности руководителем Управления ФНС по Забайкальскому краю. Он организует работу по полному и своевременному учету плательщиков и осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства и Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), решает кадровые и хозяйственные вопросы. Также, в непосредственном подчинении руководителя инспекции находится отдел финансового и общего обеспечения.

Межрайонная ИФНС России №2 по г.Чита имеет пять заместителей руководителя инспекции, в кадрах Межрайонной ИФНС №2 числится 409 человек, а в ее структуру входит 25 отделов, каждый их которых имеет свои функции и задачи.

1- Отдел работы с налогоплательщиками

К задачам данного отдела относятся проведение приема, подготовки и выдачи документов по государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и учету налогоплательщиков; проведение контроля за соблюдением юридическими и физическими лицами, а также органами, на которые законодательно возложены обязанности предъявлять сведения в налоговые органы, законодательства о государственной регистрации юридических лиц и о налогах и сборах (в части учета налогоплательщиков).

К функциям отдела следует отнести: прием и регистрация налоговых деклараций, деклараций по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов, взносов, других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации; предоставление информации о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по запросам налогоплательщиков, плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и сверка расчетов; прием и обработка сведений о доходах физических лиц; информирование налогоплательщиков, плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование о действующем законодательстве о налогах, сборах, взносах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, взаимодействие со средствами массовой информации.

2- Отдел регистрации и учета налогоплательщиков.

Основными задачами отдела выступают осуществление регистрации юридических и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, ведение учета налогоплательщиков, осуществление контроля за соблюдением юридическими и физическими лицами своевременного представления сведений в налоговые органы, законодательства о государственной регистрации юридических лиц и о налогах и сборах (в части учета налогоплательщиков).

К функциям отдела регистрации и учета налогоплательщиков относятся: прием документов по государственной регистрации, выдача свидетельств о постановке на налоговый учет в налоговом органе, уведомлений о снятии с учета в налоговом органе, предоставление сведений о государственной регистрации юридических и физических лиц в государственные органы.

3 - Отдел камеральных проверок №1 занимается камеральными проверками Юридических лиц (ЮЛ), его задачи и функции:

Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

Подготовка заключений для включения налогоплательщиков в план выездных проверок;

Обеспечение полноты и своевременности сдачи отчетности;

Предотвращение налоговых правонарушений;

Подготовка информационной базы.

4 - Отдел камеральных проверок №2

Основные задачи и функции отдела камеральных проверок физических лиц:

Проведение камеральных проверок индивидуальных предпринимателей и граждан не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей;

Контроль за соблюдением физическими лицами законодательства о налогах и сборах;

Выявление фактов незаконного предпринимательства;

Привлечение к декларированию граждан, получивших доходы от сдачи имущества в аренду, от реализации имущества;

Проведение мероприятий по легализации заработной платы.

5 - Отдел камеральных проверок №3

Работа с физическими лицами по вопросам, связанными с налогами на имущество, землю, транспорт;

Начисление ФЛ налога на имущество, земельного, транспортного налога и рассылка налоговых уведомлений.

6 - Отдел камеральных проверок №4

Основные задачи и функции отдела:

Контроль за соблюдением налогового и валютного законодательства;

Проведение камеральных проверок по обоснованности применения ставки 0 процентов и правомерности возмещения вычетов по НДС.

7- Отдел выездных налоговых проверок

Выездной налоговый контроль позволяет наиболее полно и обстоятельно проверить правильность уплаты налогов и сборов, а также исполнения налогоплательщиками других обязанностей, возложенных на него законодательством.

К функциям отдела выездных проверок относятся: подготовка к выездной налоговой проверке, оформление результатов, осуществление иных функций отдела, связанных с выездной налоговой проверкой; учет, оценка и реализация имущества, перешедшего по праву наследования к государству; проведение контрольных мероприятий в отношении органов, организаций, осуществляющих юридически значимые действия, за которые уплачивается государственная пошлина; проведение контрольной работы в сфере производства этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.

Отдел выездных проверок №1 осуществляет контроль за соблюдением законодательства ЮЛ;

8 - Отдел выездных проверок №2 осуществляет проведение выездных проверок юридических и физических лиц по вопросам соблюдения законодательства по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу;

9 - Отдел выездных проверок №3 ведет выездные проверки крупнейших и основных предприятий. Это 55 организаций города. Среди них ОАО «РЖД», «Читаэнерго», ОАО «Нефтемаркет», ЗАО «Читинские ключи». Суммы налогов, уплаченные данными организациями, формируют бюджет Читы и Читинской области.

10 - Отдел оперативного контроля

Основные направления деятельности отдела:

Осуществление налогового контроля за оборотом и реализацией алкогольной продукции;

Проведение проверок торговых точек по соблюдению законодательства по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, использование бланков строгой отчетности при оказании услуг населению;

Контроль за соблюдением организаторами азартных игр требований Федерального закона от №-ФЗ;

Обеспечение контроля за соблюдением законодательства по вопросу реализации спиртосодержащей продукции, парфюмерно-косметических товаров;

Проверка работы пунктов приема металлолома;

Проверка автотранспорта, осуществляющего перевозку леса;

Выявление фактов осуществления незаконного предпринимательства;

Проверка физических лиц, осуществляющих сдачу в наем жилых и нежилых помещений.

11 - Отдел учета, отчетности и анализа

Основное направление деятельности - сбор и анализ всех данных работы налоговой инспекции: мониторинг и прогнозирование поступлений налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему по крупнейшим и основным плательщикам; анализ, планирование (прогнозирование) поступления налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды; организация и совершенствование сбора, обработки оперативной информации и данных статистической налоговой отчетности, обеспечение достоверности данных о поступлении и задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации, структуре поступлений и задолженности по видам налоговых платежей, основным отраслям экономики.

12 - Отдел урегулирования задолженности

Задачами данного отдела являются: взыскание задолженности по налогам и сборам и другим платежам в бюджетную систему РФ посредством проведения комплекса мер принудительного взыскания; зачет или возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога, сбора, пени и налоговых санкций; списание безнадежной к взысканию задолженности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, признанных банкротами; контроль за своевременностью исполнения кредитными организациями, состоящими на учете в инспекции, поручений налогоплательщиков на перечисление налогов и сборов, за исполнением решений о взыскании налога за счет денежных средств и решений о приостановлении операций по счетам.

13 - Отдел ввода и обработки данных

Данный отдел занимается вводом налоговой и бухгалтерской отчетности документов, поступивших в инспекцию на бумажных носителях или в электронном виде, разноской платежных документов, поступивших от органов федерального казначейства, а также, этот отдел осуществляет ввод и обработку данных по регистрации и учету физических и юридических лиц, о счетах налогоплательщиков, обработка информации от внешних источников.

14 - Юридический отдел

В качестве главной задачи юридического отдела выступает защита государственных интересов в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.

К основным функциям необходимо отнести проведение правовой экспертизы документов, подготавливаемых в инспекции; оказание правовой помощи отделам инспекции; обеспечение производства по делам об административных правонарушениях; получение и рассмотрение проекта решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки; согласование (визирование) материалов налоговых проверок, направляемых в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

15 - Финансовый отдел

Задачи этого отдела включают в себя: осуществление полномочий, разработку и реализацию мер по эффективному использованию средств федерального бюджета; обеспечение бухгалтерского учета финансовых и материальных ресурсов, хозяйственных операций, предоставление в установленном порядке бухгалтерской и статистической отчетностей; оперативное ведение дел налогоплательщиков и ведение архива документов инспекции.

Основные функции отдела включают: осуществление разработки в пределах утвержденного фонда оплаты труда, штатного расписания инспекции; проведение работы по подготовке проекта сметы доходов и расходов на содержание инспекции из федерального бюджета; организация делопроизводства в инспекции; работа с электронной почтой; анализ исполнения сметы доходов и расходов на содержание инспекции; проведение работы по бухгалтерскому учету имущества, обязательств, финансовых и хозяйственных операций в инспекции; организация коммунально-эксплуатационного, технического, транспортного, социально-бытового обслуживания, материально-технического обеспечения и обеспечение охраны труда.

16 - отдел налогового аудита.

Следует отметить, что первоочередной задачей налогового аудита выступает рассмотрение жалоб и проведение мероприятий налогового контроля. В качестве основных функций данного отдела выделяют рассмотрение возражений (разногласий) налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов по актам выездных налоговых проверок, по результатам, рассмотрения которых подготавливается экспертное заключение об обоснованности (необоснованности) доводов налогоплательщика.

17 - Отдел информационных технологий

Задачами отдела информационных технологий выступают внедрение и сопровождение ведомственных прикладных программных средств; обучение и консультирование пользователей ведомственных программных средств; администрирование сетевых ресурсов и телекоммуникационного оборудования.

В качестве основных функций отдела информационных технологий выступают: организация антивирусной защиты; администрирование ресурсов базы данных ИФНС; обеспечение резервного копирования баз данных и программных средств; обеспечение работоспособности аппаратной части, системного и прикладного программного обеспечения; запуск регламентных технологических процессов электронной обработки данных.

18 - Отдел общего и хозяйственного обеспечения

Данный отдел отвечает за информационно-аналитическое обслуживание инспекции, охрану труда, материально-техническое, транспортное обеспечение, осуществляет контроль за входящей и исходящей документацией и исполнением документов, обрабатывает и отправляет корреспонденцию (запросы, уведомления, требования и др.)

Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что все отделы Межрайонной ИФНС №2 по г.Чита работают слаженно, выполняя каждый свои функции, но одновременно выполняя свою главную цель и задачу – это обеспечение своевременного поступления налоговых платежей в бюджет государства.


Глава 2. Анализ эффективности работы Межрайонной ИФНС №2 по г.Чита

2.1 Анализ показателей налоговых платежей

Для оценки показателей налоговых платежей проследим их поступления за период 2008-2009гг. в Межрайонной ИФНС №2 по г.Чита в целом по налогам, по видам налогов и сборов. Данные по поступлениям налогов и сборов приведены в таблицах 1, 2, 3.

Таблица 1 Поступления налогов за 2008-2009 годы в целом по налоговому органу. Тыс.руб

Анализируя данные таблицы можно сделать вывод о том, что в 2009 году поступления налогов в целом по налоговому органу увеличились.

Следует отметить, что в каждом году анализируемого периода фактические поступления налогов и сборов превышают плановые показатели. Для объяснения причин формирования такой тенденции в отношении поступлений налогов и сборов в целом по инспекции необходимо проанализировать поступления налогов по каждому виду налогов и сборов.


Таблица 2

Поступления налогов за 2008-2009 годы по видам налогов и сборов.

Налоги Поступило Темп роста, % Реальный темп роста
2009 г. 2008 г.
Всего доходов: 18 958 112 18 217 441 104.1 19 820 576 95.6
Федеральный бюджет (с ЕСН) 4 237 522 3 978 726 106.5 4 328 854 97.9
Территориальный бюджет 8 414 120 8 332 144 101.0 9 065 373 92.8
Бюджет субъекта 6 131 641 6 139 354 99.9 6 679 617 91.8
Местные бюджеты 2 282 479 2 192 790 104.1 2 385 756 95.7
Внебюджетные фонды 6 306 470 5 906 571 106.8 6 426 349 98.1
Налоги Поступило Поступления 2008 г., пересчитанные с учетом инфляции Реальный темп роста
2009 г. 2008 г. Темп роста, %
Налог на прибыль организаций, всего 2 071 671 2 588 627 80.0 2 816 426 73.6
в т.ч. федеральный бюджет 68 998 299 536 23.0 325 895 21.2
территориальный бюджет 1 995 782 2 280 898 87.5 2 481 617 80.4
НДС 1 997 159 1 652 276 120.9 1 797 676 111.1
Природные ресурсы 136 073 93 403 145.7 101 622 133.9
в т.ч. НДПИ 90 600 51 444 176.1 55 971 161.9
водный налог 38 945 37 255 104.5 40 533 96.1
Земельный налог 225 414 171 655 131.3 186 761 120.7
Налог на доходы физических лиц 4 456 622 4 346 300 102.5 4 728 774 94.2
в т.ч. подоходный налог 4 305 996 4 193 940 102.7 4 563 007 94.4
Налог на имущество организаций 995 479 724 798 137.3 788 580 126.2
Акцизы на алкоголь -1 129 -633 178.4 -689 163.9
Акцизы на пиво 27 556 34 270 80.4 37 286 73.9
Транспортный налог 73 779 77 063 95.7 83 845 88.0
Налоги на совокупный доход 566 784 616 594 91.9 670 854 84.5
в т.ч. единый налог, взимаемый в связи с применением УСН 363 099 434 247 83.6 472 461 76.9
единый налог на вмененный доход 203 679 182 354 111.7 198 401 102.7
единый сельскохозяйственный налог 6 -7 -85.7 -8 -78.8
Налоги и взносы на социальные нужды, в том числе 8 268 567 7 745 423 106.8 8 427 020 98.1
ЕСН - всего, в т.ч. 3 174 408 3 027 913 104.8 3 294 369 96.4
ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет 2 049 535 1 929 034 106.2 2 098 789 97.7
ЕСН, зачисляемый в ФСС 112 659 151 113 74.6 164 411 68.5
ЕСН, зачисляемый в ФФОМС 372 479 347 805 107.1 378 412 98.4
ЕСН, зачисляемый в ТФОМС 639 735 599 961 106.6 652 758 98.0
Страховые взносы на ОПС 5 092 273 4 716 578 108.0 5 131 637 99.2

Как видно из таблицы основную массу фактических поступлений налогов и сборов обеспечивает группа федеральных налогов, главным образом налог на прибыль организаций и НДС.

Таким образом, с каждым годом количество налоговых поступлений в целом по инспекции увеличивается. Однако рост поступлений по видам налогов и сборов имеет различный характер, как увеличение, так и спад темпов роста. Так за весь анализируемый период, поступления по налогу на добавленную стоимость (далее НДС) и налогу на прибыль организаций (далее ННП), акцизам, налогу на добычу полезных ископаемых (далее НДПИ) и налогу на доходы физических лиц (далее НДФЛ) активно наращивают темпы роста. Отрицательный прирост имеют единый сельскохозяйственный налог, и акцизы на алкоголь.

Оценивая эффективность работы Межрайонной ИФНС №2 по г.Чита по показателям налоговых платежей, можно отметить, что по итогам 2009 года инспекция повысила собираемость налогов и сборов.

Таблица 3 Динамика задолженности по обязательным платежам по состоянию на 01.01.2009г. и 01.01.2010г. тыс.руб

Вид задолженности 01.01.2009 01.01.2010 Изменения в процентах к 01.01.2008 Рост (+) / снижение (-) по отношению к предыдущему периоду
Задолженность, всего: 2234597 3456399 54.7 1221802
из нее:
задолженность по налогам и сборам 1384558 2136053 54.3 751495
задолженность по пени 661782 978347 47.8 316565
задолженность по налоговым санкциям 188257 311074 65.2 122817
в том числе:
в том числе недоимка 585925 863221 47.3 277296
Урегулированная задолженность: 1211225 1913453 58.0 702228
из нее:
- Отсроченная, реструктуризированная задолженность 9868 6457 -34.6 -3411
в том числе:
по налогам и сборам 2031 1508 -25.8 -523
по пени 7530 4770 -36.7 -2760
по налоговым санкциям 307 179 -41.7 -128
- Взыскивается судебными приставами 692289 1010820 46.0 318531
в том числе:
по налогам и сборам 455867 658553 44.5 202686
по пени 224729 317375 41.2 92646
по налоговым санкциям 11693 34892 198.4 23199
- Приостановленная к взысканию по решению суда или вышестоящего налогового органа 462844 698631 50.9 235787
в том числе: 0
по налогам и сборам 308104 480890 56.1 172786
по пени 75091 106399 41.7 31308
по налоговым санкциям 79649 111342 39.8 31693
- Приостановлена к взысканию по банкротству 46224 197545 327.4 151321
в том числе:
по налогам и сборам 32631 131298 302.4 98667
по пени 9656 39662 310.7 30006
по налоговым санкциям 3937 26585 575.3 22648
Из нее: задолженность по взносам на обязательное пенсионное страхование (неурегулированная) 197899 218651 10.5 20752
по налогам и сборам 140491 159490 13.5 18999
по пени и налоговым санкциям 57408 59161 3.1 1753

Задолженность по бюджетным организациям по состоянию на 01.01.2010 г. составила 9277 тыс.руб., по сравнению с началом года рост задолженности составил 7,74%.

Задолженность по индивидуальным предпринимателям по состоянию на 01.01.2010 г. составила 281480 тыс.руб., недоимка 134388 тыс.руб. Задолженность по сравнению с началом года выросла на 43,9%., а недоимка в 52,6 %. Задолженность ИП, не прошедших перерегистрацию составила 4,4 млн.руб., задолженность ИП, снявшихся с учета добровольно – 24,3 млн.руб.

Задолженность по физическим лицам по состоянию на 01.01.10г. составила 75838 тыс.руб., недоимка 60560 тыс.руб., по сравнению с началом года рост задолженности составил 29,9%.

Задолженность по налогам и сборам по состоянию на 01.01.2010 г. по сравнению с началом 2009 года возросла на 66,3% , недоимка - на 58,6%, по сравнению с предыдущим месяцем задолженность снизилась на 7,6 % и недоимка снизилась на 8,2 %.

По состоянию на 01.01.2010 г. по сравнению с началом 2009 года наблюдается снижение недоимки по всем налогам, кроме Единого социального налога и остальных федеральных налогов.

Единый социальный налог: рост недоимки составил 3883 тыс.руб., произошел в связи с доначислениями по актам выездных налоговых проверок - 25466 тыс.руб.,

Подоходный налог: рост недоимки составил 578 тыс.руб., произошел в связи с доначислениями по актам выездных налоговых проверок - 16571 тыс.руб.

Общая задолженность по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям возросла по сравнению с началом года на 65.3%. Задолженность по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям по сравнению с началом года возросла по всем налогам, кроме НДПИ и акцизов.

Налог на прибыль: рост задолженности составил 327221 тыс.руб., произошел в связи:

С неуплатой налога на прибыль по текущим платежам:

НДС: рост задолженности составил 847052 тыс. руб., произошел в связи:

С доначислениями по актам выездных проверок по следующим налогоплательщикам:

С доначислениями по актам камеральных проверок:

С неуплатой налога НДС по текущим платежам:

с приемом лицевых счетов с другого НО:

Единый социальный налог: рост задолженности – 73946 тыс. руб., произошел в связи:

С доначислениями по актам выездных налоговых проверок:

С доначислениями по актам камеральных проверок

В связи с неуплатой текущих платежей:

Подоходный налог: рост задолженности составил 94528 тыс. руб., в связи

С доначислениями по выездным проверкам:

С доначислениями по актам камеральных проверок: ЗАО "Восток" - 1843 тыс.руб., в том числе налог – 1390 тыс.руб.,

По индивидуальным предпринимателям:

Региональные налоги: рост задолженности составил 29499 тыс.руб., произошел в связи:

С неуплатой текущих платежей по транспортному налогу с физических лиц за 2009 год в сумме 15435 тыс.руб.

Местные налоги: рост задолженности составил 5971 тыс.руб., произошел в связи:

С неуплатой текущих платежей по земельному налогу бюджетными организациями:

Налоги со специальным налоговым режимом: рост задолженности составил 37378 тыс.руб., в связи:

С доначислениями по актам выездных налоговых проверок:

Взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации: рост задолженности составил 21316 тыс.руб., в связи:

С неуплатой текущих платежей:

Доля задолженности крупнейших налогоплательщиков в структуре общей задолженности по состоянию на 01.01.10г. составила 31,9% (против 44,8% на начало 2009г.),

Межрайонной ИФНС России № 2 за 2009 года проведена следующая работа по принудительному взысканию задолженности по платежам в бюджет и применению комплекса мер принудительного взыскания, установленного законодательством о налогах и сборах:

Направлено налогоплательщикам 116114 требований об уплате налогов и сборов на общую сумму 2013205 тыс.руб. (на 16961 требований или на 17,1% больше по сравнению с аналогичным периодом 2008 года; на 371528 тыс.руб. или на 22,6% больше по сравнению с аналогичным периодом 2008 года), поступило 616427 тыс.руб. (увеличение на 20,4%).

Выставлено 18170 инкассовых поручений на сумму 1078879 тыс.руб. (на 2349 инкассовое поручение или на 14,8% больше по сравнению с аналогичным периодом 2008 года; на 338905 тыс.руб. или на 45,74% больше по сравнению с аналогичным периодом 2008 года), взыскано 428424 тыс. руб. (20,6% от общей суммы).

В Службу судебных приставов направлено 2645 постановлений о взыскании налога за счет имущества в соответствии со ст. 47 Налогового кодекса на общую сумму 794973 тыс.руб. (на 220 постановлений или на 9,2% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2008 года; на 405028 тыс.руб. или в 2 раза больше по сравнению с аналогичным периодом 2008 года). Судебными приставами произведено 26 арестов имущества должников (1,1% от общего количества постановлений) на сумму 33938 тыс. рублей (3,6% от общей суммы, предъявленной в постановлениях к взысканию). Поступило после принятия постановлений 51191 тыс.руб. (5,5% от общей суммы постановлений).

Вынесено 6 постановлений о наложении ареста на имущество организаций – должников в соответствии со ст. 77 Налогового кодекса на общую сумму 11338 тыс.руб. (на 2 постановления меньше аналогичного периода 2008 года, на 29479 тыс.руб. или в 27,7% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2008 года). Поступило после вынесения постановлений 6568 тыс.руб. (57,9% от общей суммы постановлений).

По состоянию на 01.01.2010г. направлено в Арбитражный суд 42 заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) на общую сумму 154257 тыс.руб. Завершено (прекращено) - 71 дело на сумму 268107 тыс.руб., в том числе в связи с завершением конкурсного производства – 55 на сумму 225614 тыс.руб. Списана задолженность безнадежная к взысканию на сумму 369 588 тыс.руб.

По состоянию на 01.01.10г. в процедурах банкротства находится 33 дела на сумму 76 157 тыс.руб., в том числе в наблюдении 14 на сумму 21663 тыс.руб., в конкурсном производстве – 19 на сумму 54 494 тыс.руб. Из них дел по банкротству, возбужденных в отношении юридических лиц – 17 на сумму 30 571 тыс.руб., индивидуальных предпринимателей – 16 на сумму 45 586 тыс.руб.

Передано в суд для взыскания задолженности по бюджетным организациям 145 материала на сумму 17486 тыс.руб. (на 75 дел или в 2 раза больше и на 7 550 тыс.руб. или на 75,9% больше по сравнению с аналогичным периодом 2008 года).

Эффективность мер принудительного взыскания задолженности по состоянию на 01.10.2009г. составила 55.2%, эффективность взыскания по сравнению с началом года возросла на 13.6%.


Глава 3 Практические ситуации из работы камеральных отделов Межрайонной ИФНС №2 по г.Чита

Отделы камеральных налоговых проверок являются одной из структурных единиц Межрайонной ИФНС №2 по г.Чита, на которые возложены определенные задачи и функции, среди которых выделяют осуществление взаимодействия с правоохранительными и иными контролирующими органами по предмету деятельности отделов;проведение камеральных налоговых проверок налогоплательщиков; отбор налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок. К ряду функций, возлагаемых на отделы камеральных проверок, относятся мониторинг и проведение камеральных налоговых проверок налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов; основных налогоплательщиков с учетом сопоставления показателей представленной отчетности и косвенной информации из внутренних и внешних источников; подготовка налоговых уведомлений и формирование платежных документов на уплату указанных налогов; передача в юридический отдел материалов камеральных налоговых проверок для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях.

Рассмотрим некоторые направления деятельности отдела камеральных проверок на конкретных ситуациях.

Акционерным обществом закрытого типа « Победа», была подана налоговая декларация по единому социальному налогу, для лиц, производящих выплаты физическим лицам: организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, на признаваемых индивидуальными предпринимателями за период 12 месяцев, квартальный 2007 год 17.04.2008 года. В ходе проведения камеральной налоговой проверки, по данному факту было выявлено несвоевременное представление налоговой декларации, срок сдачи которой в соответствии с п.7 ст.243 НК РФ установлен не позднее 30-го марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. По данному факту в соответствии с п.1 ст.101.4 НК РФ составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях от 19.06.2008 г. № 1850. На основании вышеизложенного МРИ ФНС России № 2 по г. Чите уведомляет данного налогоплательщика, что ему необходимо явиться для рассмотрения материалов проверки по соответствующему акту. В связи с совершением Акционерное общество закрытого типа «Победа» нарушений законодательства о налогах и сборах, указанных в Акте № 1850 предлагается привлечь к ответственности, предусмотренной п.1 ст. 119 НК РФ. Однако налогоплательщик в течение 10дней в праве оспорить данное уведомление о рассмотрении дела, в случае его явки. Так, как рассматриваемый нами налогоплательщик не явился в установленный срок, в течение 6 рабочих дней данное уведомление было отправлено по телекоммуникационным каналам связи (согласно п.2 ст.80 НК РФ), которое он должен был рассмотреть в течение 10дней, после чего со стороны налоговых органов было вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 7572 16.07.2008. В данном решении руководитель ИФНС № 2, Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса Корыстина Г.В. , рассмотрев, Акт камеральной налоговой проверки от 19.06.2008 № 1850 установила, что согласно ст. 28 НК РФ «действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации». (Корнеев В.Н.) является руководителем АОЗТ «Победа». В соответствии с п. 1 ст. 6ФЗ РФ №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» руководитель несет ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций. Однако (Корнеев В.Н) нарушил нормы налогового законодательства, закрепляющие порядок исчисления и уплаты единого социального налога. Корнеев В.Н не проявил должной осмотрительности и осторожности в данном вопросе, несвоевременно представил первичную налоговую декларацию по единому социальному налогу за 12 месяцев, квартальный 2007 г., хотя должен был и мог это сделать. В соответствии с п. 3 ст. 110 НК РФ налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать. Исходя из изложенного вина Корнеева В.Н, а, следовательно, и вина АОЗТ «Победа» в совершении настоящего правонарушения выразилась в форме неосторожности. Таким образом, Корнеев В.Н совершил виновное противоправное деяние, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 119 НК РФ - непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

Руководствуясь статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации, было принято решение, привлечь Акционерное общество закрытого типа «Победа» к налоговой ответственности и уплатить штраф в размере 46970,50 рублей. А также предложить данному налогоплательщику внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (приложение 1).

Следующим примером работы отдела камеральных налоговых проверок может служить ситуация №2. Крестьянским хозяйством «Каменка» 22 октября 2008 года был произведен расчет авансовых платежей по единому социальному налогу за 9 месяцев квартальный 2007 год Госналогинспектором- МИ ФНС №2 по г. Чите, была проведена камеральная налоговая проверка, в ходе которой по карточке лицевого счета плательщика была произведена сверка уплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии за отчетный налоговый период по сроку 15.10.2007 год. Настоящей проверкой было установлено, что данным налогоплательщиком в декларации по EСH применен налоговый вычет в размере 4489.00 руб. По результатам проверки, проведенной по карточки лицевого счета налогоплательщиком не оплачены страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии по срокам уплаты в сумме 3949.00 руб. Установлено занижение суммы единого социального налога в Федеральный бюджет в связи с неуплатой (неполной уплатой) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование абзац 4 п.3 ст.243 НК РФ по сроку 15.10.2007 г. в сумме 3949.00 рублей, по сроку 28.11.2007 страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии уплачены. Установлено завышение суммы единого социального налога в Федеральный бюджет в связи с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (абзац 4 пункт 3 статьи 243 НК РФ). По данному обстоятельству в соответствии с п.1 ст.100 НК РФ был составлен акт камеральной налоговой проверки № 7870 от 04.02.2008 г., на основании которого было выписано уведомление № 936 о вызове налогоплательщика для рассмотрения материалов проверки. На основании данных документов 7 марта 2008 года МИ ФНС России №2 по г. Чите было вынесено решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения в силу отсутствия такового на основании п.1 ст. 109 НК РФ. Также было выписано уведомление о вызове данного плательщика для подписания решения по ЕСН за 9 месяце 2007г.

Ситуация 3. В отношении Сельскохозяйственный потребительский кооператив «СОЮЗ» (СПоК «Союз»), была проведена камеральная налоговая поверка декларации по ЕСН для лиц, производящих выплаты физическим лицам: организаций; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями за 9 месяцев квартальный 2007 г. было выявлено несвоевременное представление налогового расчета. Срок сдачи авансового расчета в соответствии с п.3 ст. 243 НК РФ установлен не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Расчет по сроку 22.10.2007 был представлен в МИФНС России 12.11.2007 года, о чем имеется соответствующая отметка на налоговой декларации. В ходе данной проверки был составлен акт № 1198 от 11 февраля 2008 года об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях, уведомление №973 о вызове данного налогоплательщика для рассмотрения материалов проверки.

В результате проведения камеральной проверки было вынесено решение №6737 о привлечении к ответственности руководителя СПоК «Союз», Репкина В.А. за совершение виновного противоправного деяния, ответственность за которое предусмотрена п.1 ст.126 НК РФ – непредставление документов в установленный срок влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ, а также уведомление о вызове плательщика для подписания соответствующего решения.

Ситуация №4. Общество с ограниченной ответственностью "Чистые Ключи" (ООО "Чистые Ключи"), за январь 2008 г. представило «нулевую» налоговую декларацию по акцизам. Налоговая база в представленной декларации отсутствует, не смотря на то, что согласно отчета « о работе налогового поста за январь 2008 г.», копий счетов- фактур и копий актов об отгрузке и приемке этилового спирта, отгрузка спирта январе составила 135172,6 литра. Налоговая база согласно ст.187 НК РФ определяется как объем реализованных подакцизных товаров. Следовательно, налогоплательщиком занижена налоговая база по акцизам на 135172,6 л. Согласно статьи 193 НК РФ налоговая ставка на спирт этиловый составляет 25,15 руб. Налогоплательщик занизил сумму налога по акцизам на 3399591 руб. Уплата акциза при реализации налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров (спирта этилового), производится исходя из фактической реализации за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем, т.е. за январь не позднее 26.02.2008г. и 17.03.2008г. истекшим месяцем. По сроку 26.02.2008г. сумма к уплате составила 1699796 руб., данная сумма налога не уплачена.

На основании вышеперечисленного, начальником отдела МИ ФНС №2 по г. Чите, 29 февраля 2008г. было отправлено требование о представлении пояснений (внесении исправлений в Налоговую отчетность) в пятидневный срок со дня получения настоящего требования в соответствии со статьями 31 и 88 п.3 части первой НК РФ. По данному обстоятельству была проведена камеральная налоговая проверка, при проведении которой установлено нарушение Налогового законодательства. По данному факту в соответствии с п.1 ст. 100 НК РФ составлен акт проверки от 11.03.2008г. №1604 и вынесено соответствующее решение, в котором руководитель (заместитель руководителя) ИФНС_2 Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса рассмотрев, Акт камеральной налоговой проверки от 11.03.2008 № 1604 и иные материалы налоговой проверки, установил, факт данного правонарушения и решил привлечь ООО «Чистые Ключи» к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога, а также предложить уплатить штрафы и пени указанные в настоящем решении, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что направления деятельности отдела камеральных налоговых проверок Межрайонной ИФНС №2 по г. Чите довольно разнообразны, однако нам удалось рассмотреть лишь малую часть его деятельности.

Заключение

Подводя итоги выполненной практической работы, можно сделать соответствующие выводы. Так удалось получить довольно четкое представление об организационной структуре Межрайонной ИФНС №2 по г. Чите по, которая была раскрыта в первой главе. Она включает в себя 11 отделов, каждый из которых осуществляет определенные задачи и функции. Среди некоторых отделов выделяют отдел анализа, отчетности и урегулирования задолженности, отдела информационных технологий, отдел камеральных проверок №1, отдел камеральных проверок №2, отдел выездных налоговых проверок, отдел финансового и общего обеспечения, отдел работы с налогоплательщиками, их регистрации и учета, юридический отдел, отдел ввода и обработки данных, отдел налогового аудита.

Во второй главе, проанализирована эффективность работы Межрайонной ИФНС №2 по г. Чите (анализ показателей налоговых платежей, показателей налогового контроля и эффективности организации контрольной работы).

Деятельность налогового органа, исходя из совокупности всех рассмотренных показателей, в период 2008, первый квартал 2010 годов наиболее высоких результатов достигла в 2009 году. Хотя в 2008 году были достигнуты некоторые успехи, например, в отношении собираемости налогов, снижения недоимки по отдельным налогам и сборам, эффективности выездных проверок. Однако эти положительные стороны работы налогового органа поглощаются массой негативных моментов. Это особенно касается снижением эффективности контрольной работы к 2008 году.

В третьей главе данного отчета была рассмотрена часть практических ситуаций, которые являются лишь некоторыми направлениями деятельности отдела камеральных налоговых проверок Межрайонной ИФНС №2 по г. Чите.

Из всего сказанного возникли предложения, которые возможно в ближайшем будущем будут введены в Российское законодательство.

Важное значение для субъектов РФ и муниципальных образований имеет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц – наиболее равномерно распределенному налогу с немобильной налоговой базой.

Многими субъектами РФ и муниципальными образованиями выдвигается предложение о введении прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц. Оно основано на том, что реальная инфляция в сфере потребительского рынка, отмена натуральных льгот нуждающимся категориям граждан, изменения в сфере жилищного законодательства и рост реальных расходов населения на оплату жилья и коммунальных услуг требуют постановки вопроса о более справедливом распределении бремени подоходного налогообложения. Дифференцированная шкала налогообложения по налогу на доходы физических лиц позволит более равномерно перераспределить налоговую нагрузку, реализовать целевую ориентацию на улучшение финансового положения большинства граждан, а также обеспечение гарантированной компенсации выпадающих доходов бюджетов при применении единой налоговой ставки за счет уплаты налога высокодоходными категориями граждан.

В соответствии со ст. 360 гл. 28 «Транспортный налог» НК налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год. С учетом того, что основной долей плательщиков транспортного налога являются физические лица, установление порядка представления технического осмотра транспортных средств с предоставлением квитанции об уплате транспортного налога позволило бы равномерно распределить налоговую нагрузку и снизить задолженность по данному налогу. Также для повышения сбора транспортного налога и в целях снижения задолженности с физических лиц в рамках взаимодействия налоговых инспекций с органами внутренних дел (при проведении совместных рейдов налоговой службы, отделов УФССП и ГИБДД) провести переговоры со Сберегательным банком по вопросу установки терминалов самообслуживания по приему налоговых платежей наличными деньгами в здании и на стационарных постах ГИБДД.

В целях увеличения налогооблагаемой базы является «ужесточение» в федеральном законодательстве условий перехода налогоплательщиков с одной системы налогообложения на другую (например, с общей системы налогообложения на специальные налоговые режимы), так как действующее законодательство позволяет использовать этот переход в целях минимизации налоговой базы по соответствующему налогу.


Отдел камеральных проверок. В отделе камеральных проверок происходит первый контакт представителей налоговой службы с недисциплинированным налогоплательщиком (физическим лицом или предприятием), который не отреагировал на уведомления, направленные ему отделом учёта и обработки документов. Поскольку сотрудники отдела вступают с налогоплательщиком в переписку или общаются по телефону, они имеют возможность оптимизировать свою работу путём объединения дел, заведённых на должников, по определённому признаку. Их работа бывает подчас более результативной, чем выезд на место работы или жительства должника. Чтобы эффективно вести работу во всех направлениях, сотрудники отдела камеральных проверок объединены в две секции: секцию обработки документов и секцию работы с налогоплательщиками.

Руководитель отдела камеральных проверок подчиняется руководителю налоговой инспекции. Он разрабатывает планы, устанавливает задания и контролирует работу находящихся в его ведении подразделений по обработки документов и по работе с налогоплательщиками.

Информационно-аналитический отдел. Этот отдел получает дела налогоплательщиков, которым налог был начислен, но денежные средства от которых не поступили в сроки, установленные уведомлением и требованием. Служба уведомлений обычно направляет требования об уплате, если налогоплательщик заполнил декларацию о доходах, а налоги не уплатил, а также если он не выполнил дополнительных налоговых обязательств, возникших в результате камеральной проверки. В том случае, когда налогоплательщик не реагирует на требования налоговых органов или отказывается заполнить декларацию с указанием реально существующей задолженности, налоговый инспектор может начислить налоги расчётным путём на основании оценки налоговых обязательств.

Из этого подразделения налоговой службы налогоплательщики и третьи лица получат письма, в которых их просят дать необходимую информацию, уплатить долг и представить задержанные налоговые декларации. В соответствии с установленным порядком сотрудники отдела пользуются ограниченным правом применять принудительные меры по получению налоговых деклараций и взысканию недоимок на основании ведущихся в отделе подборок счетов налогоплательщика. Они принимают решение о передаче подборок счетов с подробной информацией как о физических, так и юридических лицах – недоимщиках в отдел работы с налогоплательщиками для установления контактов с ними по телефону или в отдел выездных проверок для осуществления личного контакта с налогоплательщиками по месту жительства или работы. Отдел ведёт подборки текущих счетов, архивы оплаченных счетов и проводит поиск информации, требуемой и сотрудниками секции работы с налогоплательщиками, и инспекторами отдела выездных проверок для взыскания недоимок и обеспечения подачи налоговых деклараций.

Отдел работы с налогоплательщиками. Его сотрудники организуют контакты с налогоплательщиком как по телефону, так и при личной встрече, в случае его явки в ответ на полученное уведомление для обсуждения вопросов, связанных с уплатой недоимки или текущих платежей. От налогоплательщика требуют уплатить начисленные налоги и/или заполнить декларацию о недоимке. Сотрудники данного подразделения налоговой службы имеют полномочия для предоставления рассрочки по уплате начисленных налогов. Они вправе прибегнуть к принудительным мерам, например, обратить взыскание на банковский счёт налогоплательщика (уведомление о конфискации), или на его дебиторскую задолженность. Здесь же готовят финансовые документы, определяют возможность взимания налогов и передают дела в отделы выездных проверок для применения мер принудительного взыскания.

Отдел выездных проверок. Этот отдел завершает работу по взиманию налогов с недоимщиков, защищая таким образом интересы государства. Работа преимущественно ведётся на местах подразделениями отдела, расположенными в городах и других населённых пунктах региона, что способствует более эффективной координации их деятельности в непосредственной связи с налогоплательщиками.

Штат отдела состоит из налоговых инспекторов и технического персонала. Налоговые инспекторы выясняют местонахождение налогоплательщиков и скрываемых ими активов, выявляют лиц, не представивших налоговых деклараций, и настаивают на их заполнении. Они выполняют свои обязанности, встречаясь с налогоплательщиком по месту его работы или жительства, собирая информацию о его коммерческой деятельности. Они уполномочены налагать арест на имеющуюся у налогоплательщика собственность и после получения санкции вышестоящего руководителя имеют право конфисковать как его движимое, так и недвижимое имущество для последующей распродажи в порядке погашения недоимок по налогам.

Каждый сотрудник отдела прикреплён к оперативной группе, ведущей работу на определённой территории региона. Личное дело налогоплательщика (недоимки, выяснение причин, по которым не была заполнена декларация) поручается налоговому инспектору по географическому признаку или в порядке алфавита. Налоговым инспекторам поручают вести работу по всему объёму задолженности налогоплательщиков, независимо от вида налогов. Налоговый инспектор наделён широкими полномочиями, предусмотренными налоговым законодательством, но все его действия контролируются руководителем группы и вышестоящим руководителем. Жалобы на действия налогового инспектора могут быть направлены руководителю подразделения либо рассмотрены в судебных инстанциях в установленном законом порядке.

Руководитель отдела отвечает за этот объём работы по взысканию задолженности и получению информации о доходах налогоплательщиков, который остаётся за пределами компетенции отдела камеральных проверок. Через своих подчинённых он руководит деятельностью налоговых инспекторов (специалистов по расследованию), даёт задания, наблюдает за текущей работой и оценивает результаты, консультирует персонал по техническим вопросам. При этом он тесно контактирует с руководителем юридического отдела, чтобы обеспечить правовую основу в ведении дел о банкротстве и некоторых других дел, где затрагиваются интересы государства.

Руководители групп отдела выездных проверок должны по крайней мере один раз в год все дела каждого налогового инспектора. При этом наиболее часто проверяются дела, связанные с крупными недоимками, давно просроченными платежами, трастовыми фондами и др.

Административно-кадровый отдел. В состав этого отдела входят сотрудники административного аппарата, профессиональные специалисты, специалисты среднего звена и технический персонал. Представители каждой из указанных территорий проходят соответствующую профессиональную подготовку. В этом отделе составляются планы работы, распределяются ресурсы, контролируется и оценивается работа остальных отделов в плане обеспечения сбора налоговых доходов.

Региональное управление налоговой службы несёт ответственность за исполнение планов, установленных главным налоговым управлением. Местные налоговые инспекции отвечают за управление политики и выполнение планов, принятых главным управлением, и отчитываются перед руководителем регионального управления. Регионы в лице своих руководителей отчитываются перед главным управлением за работу на их территории.